УДК343.35(476)
ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА ТЕРЕЩЕНКО,
Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Реферат: противодействие коррупционным проявлениям является приоритетным направлением любого суверенного государства, способствует успешному социально-экономическому развитию, укреплению правопорядка в нем. Положения концепции национальной безопасности Республики Беларусь определяют обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества, а также сохранение роли государства как гаранта безопасности личности, комплексное совершенствование процессов предупреждения и борьбы с преступностью, в первую очередь с коррупцией, терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях, сепаратизмом, расовой и религиозной нетерпимостью, главными направлениями развития Республики Беларусь на современном этапе.
Отмечена актуальность проводимой субъектами профилактики деятельности по противодействию коррупции, связанной с тем, что коррупционные преступления широко распространены во всех сферах (политическая, экономическая, социальная, правовая, уголовно-исполнительная) и влекут за собой наступление тяжких последствий для Республики Беларусь. Общественная опасность указанных деяний отмечается в виде недополучения материальной выгоды, уклонения от поступления финансовых средств в бюджет страны, наличия недоверия к органам власти (правильности принимаемых решений, необходимости внесения дополнительных материальных стимулов и пр.).
В Республике Беларусь существует и постоянно совершенствуется система мер по противодействию коррупции, которая основывается на положениях антикоррупционного законодательства. Кроме того, именно на законодательном уровне определено и функционально отражено наличие перечня государственных и специальных органов, осуществляющих противодействие коррупции. Помимо расширенной сферы правового воздействия (регулирования) и наличия дополнительных специальных компетенций указанных органов, национальное законодательство конкретизирует ряд ограничений применительно к государственным должностным и приравненным к ним лицам, включая иностранных должностных лиц, что способствует устранению потенциальных и реальных конфликтов интересов, а также криминогенных факторов коррупционного свойства.
Ключевые слова: Республика Беларусь, коррупция, преступность, система мер предупреждения, профилактика преступности, борьба с коррупцией.
TATYANA GEORGIYEVNA TERESHCHENKO, Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: [email protected]
REVISITING THE SYSTEM OF MEASURES OF PREVENTION OF CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS
Abstract: counteraction to corruption manifestations is the priority direction of any sovereign state, contributes to the successful social and economic development, strengthening of law and order in it. Provisions of the concept of national security of Republic of Belarus determine ensuring public safety and health and safety of the population, decrease in crime rate and criminalization of society and also preservation of a role of the state as guarantor of safety of the personality, complex improvement of processes of prevention and fight against crime, first of all with corruption, terrorism and extremism in all of them manifestations, separatism, racial and religious intolerance, the main directions of development of Republic of Belarus at the present stage.
The article highlights the urgency of the anti-corruption activities conducted by the subjects of prevention, related to the fact that corruption crimes are widespread in all spheres (political, economic, social, legal, penal) and entail grave consequences for the Republic of Belarus. The public danger of these acts is noted in the form of a shortage of material benefits, evasion from the receipt of financial resources in the country's budget, existence of mistrust to authorities (to correctness of the made decisions, need of introduction of additional material incentives and so forth).
In Belarus exists and is constantly improving the system of measures on corruption counteraction, which is based on the provisions of anti-corruption legislation. And then at the legislative level is defined and functionally reflected the existence of a list of state and special bodies that combat corruption. In addition to the expanded scope of the legal impact (regulation) and the availability of additional special competencies for these bodies, the national legislation specifies a number of restrictions for public officials and persons equated to them, including foreign officials, which helps to eliminate potential and actual conflicts of interest, as well as criminal factors of corruption properties.
Keywords: Republic of Belarus, corruption, crime, system of measures of prevention, crime prevention, fight against corruption.
© Терещенко Т. Г., 2017 © Terestohenko T. G., 2017
Эффективность государственного управления во многом зависит от отсутствия или сведения к минимуму негативных общественных явлений, одним из которых является преступность.
Криминология рассматривает предупреждение преступности (ранее борьбу с преступностью) как широкий комплекс взаимосвязанных мероприятий организационного, управленческого, правового, социального характера, проводимых государственными органами и общественными организациями (гражданами), в целях устранения и нейтрализации причин и условий, способствующих и обусловливающих ее.
Оценивая состояние, уровень, структуру и динамику преступности в Республике Беларусь, приходится констатировать, что «...коррупционная преступность является тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями.», что предопределяет проведение взвешенной и последовательной, планомерно осуществляемой антикоррупционной политики [1, с. 434].
Несмотря на то что количество выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности в Республике Беларусь ежегодно составляет не более 2-3 %, однако, учитывая сверхвысокий уровень ее латентности, можно только предполагать о реальной степени криминальной зараженности коррупцией в нашем обществе [2].
Анализ правоприменительной практики показывает, что коррупционно-рискованными являются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), правоприменительной практики (уголовной, гражданской, административной), исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовной ответственности, осуществления закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов различных форм собственности [3, с. 30-34].
Исходя из негативных последствий, возникающих в связи с совершением преступлений коррупционной направленности, ГРЕКО (Группа стран по борьбе с коррупцией) как один из субъектов противодействия коррупции рекомендует проводить исследование масштабов и природы возможной коррупции, чтобы выявить наиболее уязвимые секторы с одновременным наличием эффективных инструментов для противодействия ей.
В рамках системы мер борьбы с коррупцией в Республике Беларусь можно отметить, что данная деятельность осуществляется субъектами противодействия коррупции. При этом субъекты (государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, и их специальные подразделения) руководствуются положениями Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 «О борьбе с коррупцией» (далее - Закон) [4], а также иными нормативными правовыми актами.
Обращаясь к указанному Закону, в частности к ст. 5 «Система мер борьбы с коррупцией», можно увидеть, что непосредственно в правовой норме закреплен определенный перечень мероприятий как общего, так и специально-криминологического характера, направленных на предотвращение возникновения и нейтрализацию криминогенных факторов и рисков коррупционного порядка.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона деятельность указанных субъектов осуществляется на плановой основе, а также скоординированно между собой. В то же время принцип плановости реализуется посредством разработки и выполнения таких нормативных правовых актов, например, как Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы (далее - программа) [5].
С позиции криминологической науки программа занимает особое место в системе стратегического межведомственного планирования и по своему характеру является видом управленческого решения, представляющего собой набор мероприятий, объединенных общими целями и задачами на конкретный период.
Учитывая структурный опыт предшествующих программ по борьбе с преступностью и коррупцией (до 1999 г. действовали совместные программы по борьбе с преступностью на уровне Содружества Независимых Государств, а впоследствии - госу-
дарственные программы по борьбе с преступностью (усилению борьбы с преступностью) на последующие периоды до 2015 г.), действующая программа на 2017-2019 годы также содержит направления предупреждения коррупции.
Согласно программе предусмотрен анализ деятельности, связанной с полномочиями по расходованию денежных средств в Республике Беларусь, в том числе по осуществлению закупок, реализации государственных программ, заключению и исполнению инвестиционных договоров, предоставлению услуг и с учетом информации правоохранительных органов - определению коррупционных рисков в каждой из отраслей деятельности.
Кроме того, запланировано осуществлять систематический мониторинг исполнения законодательства в части соблюдения ограничений, установленных ст. 22 Закона, п. 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря
2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» [6] и связанных с назначением лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной форм собственности в течение пяти лет после такого увольнения (то есть правильное применение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля
2015 г. № 68 «Об утверждении Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности») [7]. При этом целесообразно осуществлять систематический контроль, в том числе путем проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций, за сохранностью, целевым и эффективным использованием государственного имущества и выделяемых из бюджетов денежных средств.
За 5 месяцев 2017 г. в Республике Беларусь учтено 451 коррупционное преступление (за тот же период 2015 г. - 533). Из них в структуре коррупционной преступности: хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (143), злоупотребление властью или служебными полномочиями (29), получение и дача взяток (50). Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в сферах торговли (72), промышленности (57), образования (48), строительства (33), здравоохранения и предоставления социальных услуг (32) [8].
На основании указанной программы непосредственно в организациях на местах составляются планы мероприятий по борьбе с преступностью и коррупцией, которые, в свою очередь, определяют конкретный перечень антикоррупционных мер с
указанием исполнительных органов (лиц) и отчетных периодов.
В рамках установления ограничений (п. 2 ст. 5 Закона), а также специальных требований применительно к государственным должностным и приравненным к ним лицам, иностранным должностным лицам установлено, что указанные субъекты не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично и через иных лиц, оказывать содействие другим лицам в ее осуществлении;
быть представителем третьих лиц в рамках деятельности государственного органа (без специального уполномочивания);
совершать от имени государственных организаций без согласования с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, сделки с юридическими лицами, собственниками имущества (аффилированными лицами) которых являются их родственники, свойственники, супруг (супруга);
принимать лично либо посредством иных лиц участие в управлении коммерческой организации (необходимо в установленном законом порядке заключать договор доверительного управления с АСБ «Беларусбанк»);
совершать от имени организаций, в уставном фонде которого имеется 50 % и более государственной собственности (собственности административно-территориальной единицы), сделки с юридическими лицами, собственниками имущества (аффилированными лицами) которых являются родственники, свойственники, супруг (супруга), что влечет за собой нарушение Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-ХИ «О хозяйственных обществах» [9], и соблюдать иные ограничения, предусмотренные ст. 17 Закона.
В развитие указанных положений, помимо строгой и четкой регламентации деятельности государственных органов, содержание некоторых нормативных правовых актов (например, Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [10] или Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь») [11] дополняют ряд правоограничений для указанных выше лиц.
Так, публичное лицо не вправе принимать участие в забастовках; использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы; принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде
услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.
Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин (105 деноминированных рублей), передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность (предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 января 2016 г. № 45 «Об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей») [12].
В рамках совершенствования системы государственных органов (п. 4 ст. 5 Закона), кадровой работы и процедуры обеспечения прав и законных интересов граждан проводится определенная работа. Так, в 2011 г. создан Следственный комитет Республики Беларусь - единая и централизованная система государственных правоохранительных органов, являющихся органами предварительного следствия и осуществляющих полномочия в сфере досудебного уголовного производства. Указанный комитет сформирован с целью более качественного расследования уголовных дел, на основании принципов независимости, полноты и объективности.
В 2015 г. в Республике Беларусь создан Государственный комитет судебных экспертиз - централизованная система государственных органов, осуществляющих в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере судебно-экспертной деятельности. Основные функции данного государственного органа направлены на реализацию единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, включая ее научно-методическое обеспечение и непосредственное осуществление экспертиз на современной научно-технической базе.
В развитие указанного вопроса, а также в целях повышения эффективности хозяйствования, обеспечения надлежащих условий труда в организациях государственной и частной форм собственности, повышения качества продукции (работ, услуг), совершенствования работы по подбору и расстановке руководящих кадров принят и успешно функционирует Декрет Президента Республики
Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» [6]. Указанный нормативный правовой акт определяет повышенную степень персональной ответственности руководителей всех уровней при организации производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины; проведении аттестации сотрудников с учетом соблюдения перечня критериев, определяющих исполнительность и дисциплинированность работников.
Кроме того, в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областным, Минскому городскому, городским, районным исполкомам, местным администрациям районов в городах, начиная с 2011 г. созданы и функционируют комиссии по противодействию коррупции [13]. Данные комиссии аккумулируют информацию о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией; обеспечивают обобщение и анализ информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками государственного органа (организации), подчиненных организаций; своевременно определяют коррупционные риски и меры по их нейтрализации (для обеспечения нейтрализации конфликтов интересов, как потенциальных, так и реальных); разрабатывают и организуют проведение мероприятий по противодействию коррупции в государственном органе; координируют деятельность структурных подразделений государственного органа по реализации мер по противодействию коррупции и т. д.
Работа комиссии и эффективность ее функционирования обсуждается на заседаниях, проводимых под руководством председателя с участием членов комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев.
В рамках проведения мероприятий по информированию населения, а также антикоррупционного образования и воспитания (пп. 5, 16 Закона) следует обратиться к положениям Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» [14], в ст. 10 которого правовое просвещение граждан относится к мерам общей профилактики правонарушений, направлено на формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан и реализуется посредством проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики коррупции; размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой
информации, в том числе распространяемых с использованием сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений соответствующей информации, а также в иных формах в соответствии с актами законодательства. Например, компания «ЮрСпектр» периодически организует и проводит обучающие семинары с руководителями различных предприятий на тему «Преступные доходы и коррупция: противодействие».
Следует отметить положительный опыт проведения публичных обсуждений проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией (предусмотрено п. 16 ст. 5 Закона). Такое обсуждение состоялось в августе 2014 г. Информацию заинтересованные лица могли направить на сайты Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Следственного комитета, газеты «Советская Белоруссия». В рамках данного мероприятия гражданами была проявлена принципиальная позиция к нетерпимости коррупционного поведения и предлагались следующие мероприятия для включения в нормативный правовой акт: активная ротация кадров; строгое соблюдение этических норм и стандартов поведения публичными лицами; активизация работы по идеологической работе среди населения; опубликование документов финансовой отчетности предприятий (учреждений, организаций); опубликование деклараций государственных служащих, включая их родственников и членов семьи, и иные. Некоторые из предложенных мер включены в действующее антикоррупционное законодательство и успешно реализуются.
Помимо активизации работы среди населения, в рамках получения образования в высших учреждениях образования, средних специальных учебных заведениях (п. 17 ст. 5 Закона) введены учебные дисциплины, направленные на получение и систематизацию знаний в сфере борьбы с коррупцией. Например, в учреждении образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь» осуществляется преподавание учебной дисциплины «Противодействие коррупции» для всех категорий обучающихся. Целью изучения учебной дисциплины является формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых для устойчивого негативного отношения к любым формам проявления коррупции, а также знаний и навыков в области противодействия коррупции, позволяющих выявить в процессе будущей профессиональной деятельности коррупционные риски и использовать соответствующие методы для их преодоления.
Кроме того, одним из эффективных методов противодействия коррупции является налаженная
система обеспечения координации и мониторинга. Применительно к Республике Беларусь, например, определено, что председатель координационного совещания (Генеральный прокурор Республики Беларусь, территориальные прокуроры и специализированные прокуроры) уполномочен заслушивать отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, руководителей государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией, а также отчеты руководителей субъектов профилактики правонарушений по вопросам профилактики правонарушений, в том числе выполнения решений координационного совещания.
В результате изучения указанной информации осуществляется правовая оценка эффективности правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией, а также деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений. При этом целесообразно руководствоваться выработанными критериями оценки, изложенными в постановлении Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 30/1257/2/260 «Об утверждении критериев оценки деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями» [15].
Общереспубликанская система критериев основывается на изучении и обобщении структуры и динамики коррупционной преступности, ее удельного веса; количестве дел о коррупционных преступлениях, расследование по которым окончено органами предварительного следствия; количестве лиц, осужденных за совершение коррупционных преступлений и освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирую-щим основаниям. Кроме того, в систему критериев оценки включаются следующие направления деятельности:
результаты реализации специальных мероприятий и программ по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями, исполнения решений совместных заседаний коллегий правоохранительных органов и координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;
уровень координации и взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями;
участие государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, в совершенствовании законодательства в целях устранения коррупционных рисков в нормативных правовых актах;
уровень правовой регламентации антикоррупционной деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;
уровень функционирования системы подбора, подготовки и переподготовки кадров государственных органов и организаций;
соблюдение государственными должностными лицами установленных ограничений, а также требований, направленных на обеспечение финансового контроля в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;
наличие механизма реализации гарантий и компенсаций государственным должностным и приравненным к ним лицам в связи с ограничениями, установленными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией и экономическими правонарушениями;
эффективность деятельности по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий коррупционных и экономических правонарушений;
обеспечение гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц;
активность проведения мероприятий по антикоррупционному образованию и воспитанию (мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции);
результаты изучения общественного мнения о распространенности в обществе коррупционных проявлений.
В качестве одного из критериев эффективности противодействия коррупции выступает наличие действенной системы мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также ликвидация последствий от коррупционных правонарушений (п. 7 ст. 5 Закона).
Так, в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (вступила в силу для Республики Беларусь 1 июля 2006 г.) [16] каждая сторона (в том числе Республика Беларусь) предусматривает в национальном законодательстве средства правовой защиты для лиц,
понесших ущерб в результате актов коррупции, включая возможность возмещения убытков. В связи с указанным положением в ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Срок исковой давности составляет десять лет (по общим правилам - три года) [17]. При этом возмещение ущерба возможно помимо гражданского судопроизводства и в ходе рассмотрения уголовного дела в суде в рамках уголовного процесса (ст. 148 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь «Гражданские иски, рассматриваемые в уголовном процессе») [18].
Кроме того, ст. 36 Закона определяет особый антикоррупционный механизм безвозмездного изъятия имущества, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения законным путем (по решению суда, иск подается по инициативе прокурора). Механизм распространяется на лиц, занимающих ответственное положение, а также поступивших на государственную службу путем избрания.
Одной из новелл антикоррупционного законодательства в Республике Беларусь является проведение в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов, ранее принятых (изданных) правовых актов (в соответствии с Положением о порядке проведения криминологической экспертизы [19]).
Криминологическая экспертиза исследует содержание проекта нормативных правовых актов в целях выявления в них норм, применение которых может повлечь за собой возникновение криминогенных последствий в различных сферах общественных отношений (в том числе коррупционных рисков).
Основными задачами криминологической экспертизы являются:
объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;
подготовка обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов (правовых актах) недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;
формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера.
В развитие вопроса предотвращения рисков коррупционного характера принята и успешно реализуется Директива Президента Республики Беларусь «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» [20]. В рамках функционирования нормативного правового акта предусмотрено принятие мер по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления административных процедур и сокращения их числа, в том числе:
уменьшение документооборота; функционирование системы «одно окно»; повышение уровня информатизации в сфере работы с гражданами и организациями.
Таким образом, в Республике Беларусь на современном этапе сложилась и успешно функционирует система мер противодействия коррупционным явлениям, начиная от предотвращения рисков криминогенного характера. Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер общего, специально-криминологического и индивидуального уровня действия. Тем не менее эффективность применения указанных выше превентивных мер предопределяет необходимость и в дальнейшем работу в данном направлении, что может включать в себя реализацию комплекса и уголовно-правовых, и идеологических, и организационных, и иных мер воздействия [21, с. 36-39].
Библиографический список
1. Барановский Н. А. Социологический мониторинг антиобщественных явлений в системе обеспечения национальной безопасности в социальной сфере // Социологический альманах. Минск, 2014. Вып. 5. С. 434-445.
2. Форма № 453. Сведения о регистрации и предварительном расследовании преступлений // Единый государственный банк данных о правонарушениях / Информ. центр МВД Респ. Беларусь. Минск, 2017.
3. Красникова Е. В. Коррупционная преступность в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы: понятие и основные характеристики // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С.30-34.
4. О борьбе с коррупцией : закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-3 // Консультант-Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
5. Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2016-2018 годы // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
6. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций : декрет Президента Республики Беларусь от 15 дек. 2014 г. № 5 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
7. Об утверждении Положения о порядке согласования назначения лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февр. 2015 г. № 68 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
8. Борьба с коррупцией. ИКЬ : http://www.prokuratura.gov.by/ru/main.aspx?guid=28753#doc (дата обращения: 05.06.2017).
9. О хозяйственных обществах : закон Республики Беларусь от 9 дек. 1992 г. № 2020-ХИ // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
10. О государственной службе в Республике Беларусь : закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
11. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь : указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
12. Об утверждении Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих слу-
Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12(1-4), № 4. С. 368-537
жебных (трудовых) обязанностей : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 янв. 2016 г. № 45 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
13. О комиссии по противодействию коррупции: типовое положение : постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 дек. 2011 г. № 1732 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
14. Об основах деятельности по профилактике правонарушений : закон Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 122-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
15. Об утверждении критериев оценки деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией и экономическими правонарушениями : постановление Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь от 30 дек. 2014 г. № 30/1257/2/260 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
16. Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов : сб. док. / сост. В. С. Овчинский. М., 2010. 640 с.
17. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 дек. 1998 г. № 218-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
19. Положение о порядке проведения криминологической экспертизы : указ Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
20. О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения : директива Президента Республики Беларусь : утв. указом Президента Республики Беларусь от 23 мая 2015 г. № 135 // КонсультантПлюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. 2017.
21. Обручиков А. П. Основные направления совершенствования системы мер по противодействию коррупционной преступности // Человек: преступление и наказание. 2010. № 2. С. 36-40.
Литература
1. Барановский, Н. А. Социологический мониторинг антиобщественных явлений в системе обеспечения национальной безопасности в социальной сфере [Текст] / Н. А. Барановский // Социологический альманах / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. - Минск : Беларуская навука, 2014. - Вып. 5. -С.434-445.
2. Красникова, Е. В. Коррупционная преступность в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы: понятие и основные характеристики [Текст] / Е. В. Красникова // Уголовно-исполнительное право. - 2015. - № 4. - С. 30-34.
3. Обручиков, А. П. Основные направления совершенствования системы мер по противодействию коррупционной преступности [Текст] / А. П. Обручиков // Человек: преступление и наказание. - 2010. -№ 2. - С. 36-40.
References
1. Baranovskij N. A. Sociologicheskij monitoring antiobshhestvennyh javlenij v sisteme obespechenija nacional'noj bezopasnosti v social'noj sfere [Sociological monitoring of the antisocial phenomena in the system of ensuring national security in the social sphere]. Sociologicheskij al 'manah [Sociological almanac]. Minsk, Belaruskaja navuka Publ., 2014, vol. 5, pp. 434-445.
2. Krasnikova E. V. Korrupcionnaja prestupnost' v sfere ispolnenija nakazanija v vide lishenija svobody: ponjatie i osnovnye harakteristiki [Corruption crime in the sphere of penal service: concept and main characteristics]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2015, no. 4, pp. 30-34.
3. Obruchikov A. P. Osnovnye napravlenija sovershenstvovanija sistemy mer po protivodejstviju korrup-cionnoj prestupnosti [Main directions of improvement of system of measures for counteraction of corruption crime]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2010, no. 2, pp. 36-40.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Терещенко Татьяна Георгиевна - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовно-исполнительного права Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: [email protected].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Терещенко, Т. Г. К вопросу о системе мер предупреждения коррупции в Республике Беларусь / Т. Г. Терещенко // Уголовно-исполнительное право. -2017. - Т. 12(1-4), № 4. - С. 477-485.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tereshchenko Tatyana Georgiyevna - phd in law, associate professor, deputy head of criminal and penal law department, Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Belarus, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: tati2034 @yandex.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Tereshchenko T. G. K voprosu o sisteme mer preduprezhdenija korrupcii v respublike Belarus' [Revisituing the system of measures of prevention of corruption in the Republic of Belarus]. Ugolovno-ispolnitel'noepravo - Penal law, 2017, vol. 12(1-4), no. 4, pp. 477-485.