Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере'

Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
886
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ПРОЦЕДУРА / ВИДЫ ПРОЦЕДУРЫ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хлус А.М.

В статье рассматривается нормативный порядок проведения государственных закупок в Республике Беларусь. Акцентировано внимание на проблемах при осуществлении процедур государственных закупок и возникающих в связи с этим коррупционных рисках. Предложены меры, направленные на снижение коррупции. Препятствием для преступлений в сфере государственных закупок, по мнению автора, является выявление и устранение условий, способствующих коррупции. Для этой цели необходимо проведение экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), регламентирующих сферу закупок. Автор считает, что наиболее эффективным методом, обеспечивающим выявление коррупционных рисков, является криминалистический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF STATE PROCUREMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND METHODS OF CRIMINALISTIC DETECTION OF CORRUPTION IN THIS SPHERE

The article deals with regulatory procedure for public procurement in the Republic of Belarus. Attention is focused on problems in the implementation of public procurement procedures and the resulting corruption risks. Measures aimed at reducing corruption are proposed. The obstacle for crimes in public procurement, in the author’s opinion, is the identification and elimination of conditions conducive to corruption. For this purpose, it is necessary to conduct an examination of regulatory legal acts (their projects) regulating the scope of procurement. The author believes that the most effective method for detecting corruption risks is forensic analysis.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере»

Хлус A.M. Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере

УДК 343.98

A.M. Хлус*

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И МЕТОДЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ВЫЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ДАННОЙ СФЕРЕ

В статье рассматривается нормативный порядок проведения государственных закупок в Республике Беларусь. Акцентировано внимание на проблемах при осуществлении процедур государственных закупок и возникающих в связи с этим коррупционных рисках. Предложены меры, направленные на снижение коррупции. Препятствием для преступлений в сфере государственных закупок, по мнению автора, является выявление и устранение условий, способствующих коррупции. Для этой цели необходимо проведение экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), регламентирующих сферу закупок. Автор считает, что наиболее эффективным методом, обеспечивающим выявление коррупционных рисков, является криминалистический анализ.

Ключевые слова: государственные закупки, процедура, виды процедуры, коррупция, коррупционный риск, криминологическая экспертиза, криминалистический анализ.

Государственные закупки в Республике Беларусь представляют собой «приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств» [1]. Процесс проведения государственных закупок характеризуется следующим:

их предметом являются товары, работы и услуги;

в качестве субъектов выступают государственный орган, заказчик (организатор), а также иные участники и лица, не являющиеся участниками процедуры государственных закупок;

широкая вариативность форм проведения: открытый либо закрытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, процедура закупки из одного источника, а также биржевые торги;

различие в источниках финансирования: частично или полностью из средств республиканского или местного бюджетов, из средств государственных целевых бюджетных, внебюджетных или инновационных фондов.

Государственные закупки осуществляются в определенном порядке, регламентированном нормами права. Их процедура включает следующие этапы:

1) размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о государственных закупках, к которой относятся сведения о годовых планах государственных закупок [2]. Там же размещаются приглашения, в которых дается описание предмета закупки, его ориентировочная стоимость, а также дата окончания приема предложений;

2) подготавливаются и подаются предложения участниками государственных закупок. Разъясняются конкурсные документы, вносятся в них изменения и дополнения. Срок для подготовки и подачи предложений определяется законом Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в зависимости от вида процедуры государственной закупки. При открытом конкурсе этот срок составляет не менее тридцати календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте. При закрытом конкурсе — не менее тридцати календарных дней со дня направления приглашения поставщикам. При проведении электронного аукциона — не менее двадцати календарных дней со дня размещения приглашения на официальном сайте либо не менее десяти рабочих дней, если ориентировочная стоимость государственной закупки не превышает 3000 базовых величин. При процедуре запроса ценовых предложений — не менее десяти рабочих дней со дня размещения приглашения на официальном сайте. При проведении процедуры закупки из одного источника срок подготовки и подачи предложений определяется заказчиком по своему собственному усмотрению, подача предложений участниками государственных закупок осуществляется в форме электронного документа либо на бумажных носителях, которые в закрытом конверте направляются заказчику [1];

3) производится оценка участников, их предложений, и принимается решение по результатам процедуры государственных закупок. Эту оценку и сравнение предложений осуществляет комиссия, которая формируется заказчиком. Он же определяет задачи и полномочия комиссии. Созданная комиссия подотче тна заказчику. В ее составе работники заказчика, специалисты в области предмета государственной закупки под председательством руководителя заказчика или иного работника заказчика [3];

* © Хлус A.M., 2017

Хлус Александр Михайлович (hlus.home@mail.ru), кафедра криминалистики, Белорусский государственный университет, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 4.

4) по итогам проведения процедуры государственных закупок возможно обжалование принятых решений. Жалобы подаются в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в письменном виде. В течение трех рабочих дней жалоба принимается к рассмотрению. Срок ее рассмотрения не может превышать тридцати календарных дней. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) разрешить заключение договора;

2) признать жалобу необоснованной;

3) прекратить процедуру государственной закупки и провести повторную процедуру;

4) отменить незаконное решение. Решение уполномоченного органа по государственным закупкам может быть обжаловано в суд в порядке искового производства. В результате процедура закупки может быть признана судом недействительной. Это влечет за собой недействительность заключе нного договора;

5) заключается договор поставки товаров для государственных нужд между заказчиком и участником-победителем на условиях, указанных в предложении участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения;

6) информация об итогах проведения процедуры государственных закупок размещается на официальном сайте. Это должно быть сделано в течение тре х рабочих дней;

7) составляется справка о процедуре государственной закупки, и формируются дела по итогам проведения процедуры государственных закупок. Справка о процедуре государственной закупки составляется заказчиком в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора. Заказчик веде т дело по процедурам государственных закупок и хранит его в течение пяти лет, в дело должны быть включены документы, предоставляемые участнику для подготовки предложения, приглашения, протоколы заседаний комиссий, предложения, договор, справка [1].

Нередко сделки, совершаемые в сфере государственных закупок в Беларуси, — это закупки из одного источника. Законодательство позволяет переводить закупки с одним поставщиком в закрытую процедуру. Если происходит признание открытого конкурса несостоявшимся два раза подряд, то заказчик вправе по своему усмотрению провести процедуру закупки из одного источника [4, п. 1.19]. В то же время непрозрачность процедур закупок из одного источника мешает контролировать расход бюджетных средств [5, с. 45]. Законодательство в части закупок из одного источника содержит риски для возможных манипуляций, махинаций и коррупции при проведении государственных закупок. Это подтверждается наличием выявленных коррупционных схем.

Публичность и открытость размещенных на сайте по государственным закупкам данных не означает полной подотчетности процедур государственных закупок и не повышает доверия к заказчикам. Отсутствие полной прозрачности и подотчетности вместе с законодательными ограничениями по обжалованию закупок вне конкуренции и ответственности заказчиков создают условия для коррупционных проявлений. Говоря об этих схемах, в Республике Беларусь можно выделить несколько таковых:

первая схема связана с созданием узкой спецификации товара или услуги, под которую подходит только один заведомо выбранный поставщик, а вторая организация выступает в тендере в роли статиста и позволяет выбранному поставщику победить;

вторая схема связана с учетом ценового фактора, т. е. если цена на товар или услугу белорусского производителя выше по сравнению с другими предложениями от иностранных производителей, то победу одержит белорусский поставщик, при этом очень часто импортные товары выдаются за отечественные, а поставщик выигрывает конкурс, имея «прибыль», равную разнице между ценой товаров или услуг белорусского производителя и ценой на эти же товары или услуги иностранного производителя [6].

Снизить коррупционные риски и тем самым сэкономить бюджетные средства целесообразнее не столько через преследование и наказание «нечистых на руку» представителей государственных структур и предприятий, сколько минимизацией таких возможностей. В этих целях необходимо:

предусмотреть нормативные требования для участия в процедуре государственных закупок. В этих целях законодателю необходимо, например, установить определенный перечень требований, которым должен соответствовать поставщик;

добавить в законодательство норму о запрете участия в процедуре государственных закупок аффилированных лиц, т. е. таких лиц, которые имеют реальную возможность оказывать воздействие на деятельность других лиц, имеющих отношение к сфере государственных закупок;

предусмотреть обязанность заказчика предоставлять данные о недобросовестных поставщиках, т. е. направлять в Министерство антимонопольного регулирования и торговли документы, содержащие сведения о недобросовестности поставщика;

установить ответственность поставщиков за недостоверные сведения, благодаря которым данный поставщик был выбран победителем, и предусмотреть аннулирование договора с заказчиком, запрет на его участие в последующих тендерах на определе нный срок, а также имущественную ответственность поставщика;

установить ответственность заказчиков и поставщиков товаров и услуг за иные неправомерные деяния, предусмотрев как административную, так и уголовную ответственность;

перевести значительную часть процедур в электронный формат, когда не будет существовать непосредственного контакта между заказчиком и поставщиком, что позволит знать и контролировать направления траты бюджетных средств;

Хлус A.M. Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере

сделать все процедуры максимально прозрачными путе м огласки максимального количества сведений о процедуре, т. к. прозрачность государственных закупок является своего рода профилактикой коррупции.

Проанализировав законодательство в сфере государственных закупок и соглашаясь с мнением других ученых и специалистов, можно сделать вывод, что конкуренция через аукционы и открытость, которая дает обществу возможность следить за тратой бюджетных средств, позволят сэкономить до 20—25 %, в число которых включаются потери, связанные со взяточничеством и коррупцией, а также потери, связанные с закупкой некачественного или неподходящего товара, работы, услуги, расходуемых через государственные закупки средств налогоплательщиков, и обеспечить в рамках государственных закупок приобретение товаров и услуг надлежащего качества по наиболее низкой цене [7].

Министерством антимонопольного регулирования и торговли Беларуси разработано, однако не реализовано предложение искать поставщиков для государственных закупок не с минимальной ценой, от которой отталкиваются с предложениями, а с максимально возможной суммой, которую заказчик готов потратить за услугу, работу или продукт. И если хотя бы один участник торгов предложит цену, которая укладывается в указанные рамки, то процедуру будут считать конкурентной без перехода в формат закрытой сделки с одним поставщиком. Но законодательством определен иной путь, следуя которому упрощается механизм согласования проведения процедуры закупки из одного источника [4, п. 1.19]. Это стало причиной резкого снижения конкуренции и одновременно роста коррупционных проявлений.

С принятием указа полномочия по согласованию применения процедуры закупки из одного источника в том случае, когда открытый конкурс признается несостоявшимся, перешли от Министерства антимонопольного регулирования и торговли к самому заказчику [4, п. 1.19].

Это открыло широкие возможности для манипуляций с обоснованием необходимости проведения процедуры закупки из одного источника через исключение конкурирующих предложений. Для этого закупщики готовят слишком узкие спецификации в отношении предмета закупки, естественно, не получают двух и более предложений и признают процедуру несостоявшейся. Этот шаг впоследствии привел к значительному росту коррупционных издержек, связанных с проведением этого вида процедуры закупки.

Сфера государственных закупок остается одной из наиболее подверженных коррупционным рискам. Противоправные деяния в этой сфере высоколатентны, причиняют значительный ущерб экономике, противодействуют развитию конкуренции, что негативно влияет на экономический рост государства и общества. Тема государственных закупок — одна из самых коррупционноемких в любой стране. Это атмосфера, в которой чиновник тратит не свои заработанные деньги.

Деятельность по противодействию коррупции в сфере государственных закупок необходимо вести по следующим направлениям: прогнозирование, профилактика (предупреждение), выявление и расследование преступлений в сфере экономики.

Этап прогнозирования и профилактики преступлений в сфере государственных закупок предполагает проведение анализа по следующим направлениям: во-первых, анализу должны подлежать нормы правовых актов (их проекты), имеющие отношение к сфере государственных закупок; во-вторых, предметом анализа должны являться также общественные отношения, возникающих или изменяющиеся на их основе принятых норм правовых актов.

Препятствием для преступлений в сфере государственных закупок является разработка и принятие адекватных экономической ситуации в государстве нормативных правовых актов. Они должны быть стабильны, т. е. способны обеспечивать функционирование системы (в данном случае речь идет об экономике), не иметь тенденции к постоянному изменению, находиться в равновесии с реальной действительностью. Они должны соответствовать высокому уровню юридической техники, т. е. должны быть в первую очередь понятными и исключающими возможность разного толкования. При этом в нормативном правовом акте следует исключить возможности использования на его основе ситуаций, влекущих за собой противоправную деятельность. Последнее представляет существенную проблему разработки нормативных правовых актов. Ее решение возможно с помощью разработанного криминалистической наукой метода криминалистического анализа.

Криминалистический анализ является эффективным методом, используемым в правоохранительной деятельности. Он обеспечивает реализацию системного подхода к исследованию. Системный же подход к исследованию объектов криминалистики имеет разновидности: системно-структурный, системно-функциональный, системно-исторический (генезисный), системно-коммуникационный, системно-прогностический [8, с. 53].

Данный метод способствует выявлению в нормативном правовом акте условий, на основе которых прогнозируется возможность совершения противоправных действий. Это, в свою очередь, дает возможность внесения изменений в нормативный правовой акт. На этой же основе можно разработать адекватные выявленным дефектам меры профилактики.

Как метод познания криминалистический анализ применяется в ходе проведения криминологической экспертизы проекта правового акта (либо действующего правового акта). Такую экспертизу в нашей республике проводит Научно-практический центр Генеральной прокуратуры Республики Беларусь.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения криминологической экспертизы криминологическая экспертиза представляет собой исследование содержания проекта правового акта (правового акта) в целях выявления в нем норм, применение которых может повлечь (повлекло) возникновение криминоген-

ных последствий в различных сферах общественных отношений (возникновение рисков криминогенного характера).

Основными задачами криминологической экспертизы правового акта экономического характера являются: 1) прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера в процессе применения правовых актов в сфере экономики; 2) внесение предложений об устранении выявленных в проектах правовых актов (правовых актах) недостатков, способствующих возникновению криминогенных рисков (в том числе и коррупционного характера) в сфере экономики; 3) формирование предусмотренного в правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение в сфере экономики рисков криминогенного характера [9, с. 64—68].

В ходе проведения криминологических экспертиз в Беларуси анализу подвергаются в первую очередь возможности криминальных проявлений. По нашему мнению, криминологическая экспертиза не должна ограничиваться выявлением реальных или возможных факторов, влекущих за собой только преступные последствия. Особенно это значимо, когда касается такого явления, как коррупция. Дело в том, что понятие «коррупция», содержащееся в законодательстве, имеет ограничительное толкование. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее Закон о борьбе с коррупцией), коррупция — это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно их подкуп путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы они совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного [10]. Акцент в этой формулировке сделан на преступную деятельность. В действительности коррупция имеет множество различных негативных проявлений некриминального характера. В словаре по криминологии, например, коррупция понимается как негативное социально-политическое явление, представляющее совокупность аморальных действий, дисциплинарных проступков, гражданско-правовых, административных правонарушений, преступлений [11, с. 51]. На это же указывает Модельный закон 2003 г. В части 2 ст. 2 данного закона говорится, что за коррупционное правонарушение устанавливается гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [12].

Криминологическую экспертизу, на наш взгляд, необходимо проводить на стадии подготовки нормативного правового акта. В ходе ее проведения должны прогнозироваться возможности возникновения рисков как коррупционных преступлений, так и рисков совершения иных правонарушений, не являющихся уголовно наказуемыми, но создающих условия для коррупции. Следует заметить, что в сфере государственных закупок совершаются не только криминальные деяния, но и деяния, подпадающие под действие норм об административной и дисциплинарной ответственности.

В статье 25 Закона о борьбе с коррупцией перечислены правонарушения, создающие условия для коррупции [10]. Некоторые из них упоминаются в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) [13] в качестве административных правонарушений. Субъектами административной ответственности в данном случае выступают государственные должностные или приравненные к ним лица. К числу таких правонарушений относятся, например:

отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации (ст. 9.6. КоАП);

нарушение установленного законодательными актами порядка рассмотрения обращений граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, совершаемое в личных, групповых и иных внеслужебных интересах (ст. 9.13. КоАП);

делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами (ст. 23.81 КоАП);

нарушение установленного порядка проведения конкурсов, аукционов (ст. 23.83 КоАП), процедур закупок (ст. 11.16 КоАП) и др.

Перечисленные административные правонарушения не признаются коррупционными правонарушениями. Считается, что они создают только условия для коррупции. По-нашему мнению, это неверный подход. Дело в том, что условие — это та среда, в которой возникает явление (в рассматриваемом нами случае — коррупция), существует и развивается.

Правонарушения, в том числе и коррупционные, являются следствием определенных причин, которые формируются в определенных условиях.

Наличие административных правонарушений коррупционной направленности определяет возможность принятия соответствующих мер противодействия развитию коррупции и коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. В связи с этим необходимо на законодательном уровне решить ряд проблем, упомянутых нами ранее [14, с. 256—260].

Хлус A.M. Правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере

Применять метод криминалистического анализа необходимо и на этапе выявления преступлений в сфере государственных закупок. Его главным содержанием в этом случае является разработка и осуществление познавательным процедур, направленных на наиболее полное изучение общественных отношений, складывающихся в процессе экономической деятельности между субъектами экономических отношений, порядка формирования и обеспечения материальный ресурсов потенциальным субъектов хозяйствования. В первую очередь анализу должна быть подвергнута деятельность, приносящая доходы субъекту хозяйствования с учетом положений нормативного правового акта [15].

На этом этапе также целесообразно применение субъектно-функционального анализа преступления, являющегося разновидностью криминалистического анализа.

Данный метод разработан для целей исследования функций, осуществляемых для достижения преступного результата. Реализация этого метода позволяет исследовать сознательные волевые действия, проявления функций человека в наступивших вредных последствиях преступления.

Субъектно-функциональный анализ, по мнению A.B. Дулова, позволяет:

1) вышвить совокупность функций человека, способствующих совершению преступления;

2) изучить возможности совершения определенной функции конкретным лицом;

3) изучить особенности выполнения функции при совершении преступления конкретным лицом;

4) установить психологические, профессиональные особенности, навыки, свойства, состояние человека в момент совершения преступления через анализ механизма, результата его действий;

5) выделить такую совокупность взаимосвязанных действий человека, которые не могут быть произведены без подготовки и которые характеризуют реализацию заранее разработанного способа совершения преступления [8, с. 57—58].

По нашему мнению, направления применения данного метода должны быть расширены. Так, например, вышвляя признаки хищения, следует проанализировать имущественное положение должностного лица. Это позволяет установить несоответствие его декларируемым доходов с расходами, имевшими место в контролируемый период. Кроме того, криминалистическому анализу необходимо подвергнуть имущественное положение родным и близких родственников проверяемого лица.

В заключение следует сделать следующие выводы:

во-первым, сфера государственным закупок требует тщательного подхода к разработке соответствующих нормативным правовым актов, призванным урегулировать общественные отношения;

во-вторым, наиболее эффективным методом, обеспечивающим прогнозирование, вышвление и раскрытие преступлений (правонарушений) коррупционной направленности в сфере государственным закупок, является криминалистический анализ.

Библиографический список

1. О государственных закупках товаров (работ, услуг): закон Республики Беларусь, 13.07.2012, № 419-3 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпекгр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2017.

2. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр маркетинга и конъюнктуры цен Респ. Беларусь. Минск, 2012. URL: http://www.icetrade.by (дата обращения: 24.10.2017).

3. О некоторых мерах по реализации закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 22.08.2012, № 778: в редакции от 27.01.2016 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2017.

4. О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг): указ Президента Республики Беларусь, 31.12.2013, № 590, в редакции от 03.06.2016 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. Минск, 2017.

5. Погуляев М. Проблемы правового регулирования отношений в сфере закупок и предупреждения коррупции // Законность и правопорядок. 2013. № 3. С. 45—47.

6. Пособие по поиску нарушений и коррупции в сфере государственных закупок в Беларуси // BIPART [Электронный ресурс]. Минск, 2017. URL: http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/guidelines.pdf (дата обращения: 26.10.2017).

7. Ковалкин В. Как обустроить Беларусь. Цена коррупции / В. Ковалкин // Naviny.by Белорусские новости [Электрон. ресурс]. Минск, 2017. URL: http://naviny.by/article/20170523/1495533900-vladimir-kovalkin-kak-obustroit-belarus-cena-korrupcii (дата обращения: 26.10.2017)

8. Метод криминалистического анализа / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин [и др.] // Криминалистика: учеб. пособие / под ред. А.В. Дулова. Минск: НКФ «Экоперспектива», 1996. 415 с.

9. Хлус А.М. Криминологическая экспертиза нормативных правовых актов как условие недопущения коррупционных рисков // Юстыцыя Беларусг 2013. № 7. С. 64—68.

10. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г. № 305-3 // Эталон — Беларусь Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015.

11. Криминология: Словарь / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Издательство «Лань»; Издательство Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999. 256 с. (Серия «Учебники для вузов, специальная литература»).

12. О модельном законе «Основы законодательства об антикоррупционной политике»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, 15 нояб. 2003 г., № 2215 // Информ. Бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2004. № 33.

13. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. 496 с.

14. Хлус А.М. Административные коррупционные правонарушения: теоретические и прикладные проблемы // Верховенство права: человек в государстве : сб. науч. ст., докладов преподавателей, ученых, практиков — участников Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф., 20 апреля 2017 г. : в 2 ч. : Ч. 1 [Электронное издание] / науч. ред. Е.В. Федорова; Ижевский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). 2017. С. 256—260.

15. Хлус А.М. Возможности криминалистической науки в обеспечении противодействия экономической преступности [Электронный ресурс] // ИБ «КонсультантПлюс». Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск / ООО «ЮрСпектр». Минск, 2015.

References

1. O gosudarstvennykh zakupkakh tovarov (mbot, uslug): zakon Respubliki Belarus', 13.07.2012, N 419-3 [On public procurement of goods (works, services): Law of the Republic of Belarus, 13.07.2012, № 419-3]. Retrieved from Konsultant Plius: Belarus'. Tekhnologiia 3000 [ConsultantPlus: Belorussia. Technology 3000]. LLC "YurSpektr", National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2017 [in Russian].

2. Natsional'nyi Internet-portal Respubliki Belarus' [Elektronnyi resurs] [National Internet-portal of the Republic of Belarus [Electronic resource]. National Center of Marketing and Conjuncture of Prices of the Republic of Belarus. Minsk, 2012. Retrieved from: http://www.icetrade.by. Accessed 24.10.2017 [in Belorussian].

3. O nekotorykh merakh po realizatsii zakona Respubliki Belarus' «O gosudarstvennykh zakupkakh tovarov (rabot, uslug)»: postanovlenie Soveta MinistrovRespubliki Belarus', 22.08.2012, N 778: vredaktsii ot 27.01.2016[0n some measures to implement the law of the Republic of Belarus "On public procurement of goods (works, services)": Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, 22.08.2012, № 778: revised as of January 27, 2013]. Retrieved from Konsultant Plius: Belarus'. Tekhnologiia 3000 [ConsultantPlus: Belorussia. Technology 3000]. LLC "YurSpektr", National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2017 [in Russian].

4. O nekotorykh voprosakh gosudarstvennykh zakupok tovarov (rabot, uslug): ukaz Prezidenta Respubliki Belarus', 31.12.2013, N 590, v redaktsii ot 03.06.2016 [On some issues of public procurement of goods (works, services): Decree of the President of the Republic of Belarus, December 31, 2013, No. 590, as amended on 03.06.2016]. Retrieved from Konsul'tant Plius: Belarus'. Tekhnologiia 3000 [ConsultantPlus: Belorussia. Technology 3000]. LLC "YurSpektr", National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2017 [in Russian].

5. Pogulyaev M. Problemy pravovogo regulirovaniia otnoshenii v sfere zakupok i preduprezhdeniia korruptsii [Problems of legal regulation of relations in the sphere of procurement and prevention of corruption]. Zakonnost' i pravoporiadok [Legality and the rule of law], 2013, no. 3, pp. 45—47 [in Russian].

6. Posobie po poisku narushenii i korruptsii v sfere gosudarstvennykh zakupok v Belarusi [Manual on the search for violations and corruption in the sphere of public procurement in Belarus]. BIPART [Electronic resource]. Minsk, 2017. Retrieved from: http://sympa-by.eu/sites/default/files/library/guidelines.pdf. Accessed: 26.10.2017 [in Russian].

7. Kovalkin V. Kak obustroit' Belarus'. Tsena korruptsii [How to equip Belarus. The price of corruption]. Naviny.by Belorusskie novosti [Elektron resurs] [Naviny.by Belarusian news [Electronic resource]]. Minsk, 2017. Retrieved from: http:// naviny.by/article/20170523/1495533900-vladimir-kovalkin-kak-obustroit-belarus-cena-korrupcii. Accessed 26.10.2017 [in Russian].

8. Dulov A.V., Gramovich G.I., Lapin A.V. [et al.] Metod kriminalisticheskogo analiza [Forensic analysis method]. In: Kriminalistika: ucheb. posobie. Pod red. A. V Dulova [Criminalistics: textbook. A.V. Dulov (Ed.)]. Minsk: NKF «Ekoperspektiva», 1996, 415 p. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Hlus A.M. Kriminologicheskaia ekspertiza normativnykh pravovykh aktovkak uslovie nedopushcheniia korruptsionnykh riskov [Criminological examination of normative legal acts as a precondition for avoiding corruption risks]. Iustytsyia Belarusi, 2013, no. 7, pp. 64—68 [in Russian].

10. O bor'be s korruptsiei: Zakon Resp. Belarus', 15 iiulia 2015 g. N 305-Z [On Combating Corruption: The Law of the Republic of Belarus, July 15, 2015 № 305-3]. Etalon — Belarus. National Center of Legal Information of the Republic of Belarus. Minsk, 2015 [in Russian].

11. Kriminologiia: Slovar'. Pod obshchei red. V.P. Sal'nikova. Seriia «Uchebniki dlia vuzov, spetsial'naia literatura» [Criminology: Dictionary. V.P. Salnikov (Ed.). Series «Textbooks for universities, special literature»]. SPb.: Izdatel'stvo «Lan'»; Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 1999, 256 p. [in Russian].

12. O model'nom zakone «Osnovy zakonodatel'stva ob antikorruptsionnoi politike»: postanovlenie Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, 15 noiab. 2003 g, N 22-15 [On the Model Law «Fundamentals of Legislation on Anti-Corruption Policy»: Resolution of the Interparliamentary Assembly of the Member Nations of the Commonwealth of Independent States, November, 15, 2003, № 22-15]. Inform. Biulleten' Mezhparlamentskoi Assamblei SNG [Information Bulletin of the IPA CIS], 2004, no. 33 [in Russian].

13. Kodeks Respubliki Belarus' ob administrativnykh pravonarusheniiakh. Protsessual'no-ispolnitel'nyi kodeks Respubliki Belarus' ob administrativnykh pravonarusheniiakh [Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses. Procedural and Executive Code of the Republic of Belarus on Administrative Offenses]. Minsk: Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus', 2011, 496 p. [in Russian].

14. Hlus A.M. Administrativnye korruptsionnyepravonarusheniia: teoreticheskie iprikladnyeproblemy [Administrative Corruption Offenses: Theoretical and Applied Problems]. In: Verkhovenstvoprava: chelovek vgosudarstve: sb. nauch. st, dokladov prepodavatelei, uchenykh, praktikov — uchastnikovMezhdunar. ochno-zaochnoi nauch.-prakt. konf., 20 aprelia 2017g.: v2 ch.: Ch. 1 [Elektronnoe izdanie] / nauch. red. E.V. Fedorova; Izhevskii institut (filial) VGUIu (RPA Miniusta Rossii) [Rule of Law: Man in the State:

Хлус A.M. Правовое регулирование государственных закупок в республике Беларусь и методы криминалистического выявления коррупции в данной сфере

Collection of research articles, lectures by teachers, scientists, practitioners - participants of the International research and practice conference with face-to-face and virtual participation, April 20, 2017: in 2 Parts: Part 1 [Electronic edition]. E.V. Fedorova (Ed.)]. Izhevsk Institute (branch) of the VGUYU (RPA of the Ministry of Justice of Russia), 2017, pp. 256—260 [in Russian].

15. Hlus A.M. Vozmozhnosti kriminalisticheskoi nauki v obespechenii protivodeistviia ekonomicheskoi prestupnosti [Possibilities of forensic science in providing counteraction to economic crime]. Retrieved from IB "KonsuI'tantPlius. Kommentarii Zakonodatel'stva Belorusskii Vypusk". OOO "IurSpektr" [IB "ConsultantPlus. Comments to the Legislation. Belarusian Edition". LLC "YurSpektr"]. Minsk, 2015 [in Russian].

A.M. Hlus *

LEGAL REGULATION OF STATE PROCUREMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND METHODS OF CRIMINALISTIC DETECTION OF CORRUPTION IN THIS SPHERE

The article deals with regulatory procedure for public procurement in the Republic of Belarus. Attention is focused on problems in the implementation of public procurement procedures and the resulting corruption risks. Measures aimed at reducing corruption are proposed. The obstacle for crimes in public procurement, in the author's opinion, is the identification and elimination of conditions conducive to corruption. For this purpose, it is necessary to conduct an examination of regulatory legal acts (their projects) regulating the scope of procurement. The author believes that the most effective method for detecting corruption risks is forensic analysis.

Key words: public procurement, procedure, types of procedure, corruption, corruption risk, criminological expertise, forensic analysis.

*Hlus Alexander Mikhailovich (hlus.home@mail.ru), Department of Criminalistics, Belarusian State University, 4, Nezavisimosti avenue, Minsk, 220030, Republic of Belarus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.