Научная статья на тему 'Антикоррупционная политика и законодательство Республики Беларусь'

Антикоррупционная политика и законодательство Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2632
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПОЛИТИКА / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кийко Н. В., Терещенко Т. Г.

В статье исследуются понятие и сущность антикоррупционной политики Республики Беларусь, а также содержание нормативных правовых актов, регламентирующих указанную сферу, раскрываются основные направления антикоррупционной деятельности, приоритетные сферы ее правового регулирования, указываются специализированные субъекты ее реализации. В статье содержатся отдельные криминологические характеристики коррупционной преступности в Республике Беларусь за последние пять лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антикоррупционная политика и законодательство Республики Беларусь»

УДК 343.4(476)

Антикоррупционная политика и законодательство Республики Беларусь

Н.В. КИЙКО - начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук;

Т.Г. ТЕРЕЩЕНКО - доцент кафедры уголовно-исполнительного права Академии МВД Республики Беларусь, кандидат юридических наук

В статье исследуются понятие и сущность антикоррупционной политики Республики Беларусь, а также содержание нормативных правовых актов, регламентирующих указанную сферу, раскрываются основные направления антикоррупционной деятельности, приоритетные сферы ее правового регулирования, указываются специализированные субъекты ее реализации. В статье содержатся отдельные криминологические характеристики коррупционной преступности в Республике Беларусь за последние пять лет.

Ключевые слова: коррупция; политика; коррупционная преступность; Уголовный кодекс Республики Беларусь; динамика преступности; субъект.

Anti-corruption policy and legislation of the Republic of Belarus

N.V. KIYKO - Head of the Penitentiary Law Department of the Academy of Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, PhD. in Law;

T.G. TERESHCHENKO - Associate Professor of the Penitentiary Law Department of the Academy of Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, PhD. in Law

The article researches the concept and essence of the anti-corruption policy of the Republic of Belarus, as well as the content of the normative legal acts regulating this area. The authors reveal the main directions of anti-corruption activities, the priority areas of its legal regulation, indicate specialized entities of its implementation. This article contains some criminological characteristics of crime of corruption in the Republic of Belarus for the last five years.

Key words: corruption; policy; corruption crime; The Criminal Code of the Republic of Belarus; dynamics of crime; subject.

Эффективность государственного управления во многом зависит от отсутствия или сведения к минимуму негативных общественных явлений, одним из которых является преступность. В качестве регулятора, содержащего механизмы, средства и способы ее предупреждения, выступает право - нормы законодательства, регламентирующие наиболее важные сферы жизнедеятельности общества.

Оценивая состояние, уровень, структуру и динамику преступности в Республике Беларусь приходится констатировать, что коррупционная преступность является тревожной социально-правовой проблемой, требующей более активной, решительной и непрерывной борьбы со всеми ее проявлениями. Коррупция представляет угрозу

национальной безопасности, существенно тормозит социально-экономические преобразования в государстве. Это предопределяет проведение взвешенной и последовательной, планомерно осуществляемой антикоррупционной политики. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сказал: «Жизнь показала, что мы были правы, сделав главным приоритетом нашей политики ее антикоррупционную направленность. Сегодня по этому пути уже пошла Россия и другие страны, потому что в коррумпированной экономике нет ни эффективного хозяйствования, ни социальной за-щиты»1.

Динамика преступлений коррупционной направленности в Беларуси представлена в диагр. 1.

Диаграмма 1

Динамика преступлений коррупционной направленности (2010-2014 гг.)

Преступления коррупционной направлености

2010 2011 2012 2013 2014*

Перечень указанных деяний до апре- 5 апреля 2007 г. было принято совместное ля 2007 г. носил доктринальный характер2. постановление прокуратуры Республики

Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД РБ), Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (далее - КГБ РБ) № 17/94/11, которое нормативно закрепило перечень коррупционных деяний:

1) хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 Уголовного кодекса Республики Беларусь, далее - УК РБ);

2) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК РБ);

3) легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и 3 ст. 235 УК РБ);

4) финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290-1 УК РБ);

5) злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 424 УК РБ);

6) бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 425 УК РБ);

7) превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 426 УК РБ);

8) служебный подлог (ст. 427 УК РБ);

9) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК РБ);

10) получение взятки (ст. 430 УК РБ);

11) дача взятки (ст. 431 УК РБ);

12) посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК РБ);

13) получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК РБ);

14) злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК РБ).

31 января 2011 г. постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК РБ), Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь (далее - ОАЦ РБ), МВД РБ, КГБ РБ № 5/8/1/34/6 из указанного перечня были исключены:

1) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК РБ);

2) финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290-1 УК РБ);

3) служебный подлог (ст. 427 УК РБ);

4) получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК РБ).

27 декабря 2013 г. совместным постановлением Генеральной прокуратуры, КГК, ОАЦ, МВД, КГБ, Следственного комитета Республики Беларусь № 43/9/95/571/57/234 были утверждены Перечень коррупционных преступлений, включающий в себя 10 составов (ст. 210; ч. 2, 3 ст. 235, ч. 2, 3 ст. 424; ч. 2, 3 ст. 425; ч. 2, 3 ст. 426; ст. 429; ст. 430; ст. 431; ст. 432; ст. 455 УК РБ), и Порядок формирования сведений о коррупционных преступлениях.

Исходя из анализа динамики коррупционных преступлений, можно сделать вывод, что в результате эффективной деятельности органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь количество общественно опасных деяний в течение последних пяти лет снизилось. Тем не менее уменьшение количества преступлений коррупционной направленности в 2014 г. на 42,4% произошло в основном в результате изменения нормативных правовых актов по вопросам регистрации и учета хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, взяточничества, других коррупционных преступных деяний.

В структуре коррупционной преступности наибольший удельный вес составляют факты взяточничества (45,2%) и хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (30,1%). Преступления, предусмотренные ст. 424 УК Рб, составляют 19,3%, другие коррупционные преступные деяния - 4,5%3.

Больше всего хищений, совершенных путем злоупотребления служебными полномочиями, выявлено в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. В числе установленных в 2014 г. фактов взяточничества преступления, предусмотренные ст. 430 УК РБ, составляют 82,3%, ст. 431 УК РБ - 17,2% и ст. 432 УК РБ - 0,5%. Количество зафиксированных в 2014 г. преступлений коррупционной направленности снизилось во всех отраслях народного хозяйства и сферах деятельности, кроме здравоохранения (+16%).

Средний показатель ущерба, причиняемого при совершении коррупционных преступлений, составляет 102,26 млрд белорусских рублей ежегодно (около 1,2 млн

долларов США в эквиваленте по состоянию на 2014 г.). Стоит, конечно, учитывать такой показатель преступности, как ее латент-ность, в силу чего реально причиняемый материальный ущерб больше.

Таким образом, мы видим, что коррупция как негативное социальное явление отрицательно влияет на экономическое развитие страны, причиняет вред авторитету государственной власти и подрывает доверие к ней. В связи с этим в Республике Беларусь осуществляется научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением отрицательного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению, именуемая антикоррупционной политикой.

Приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики являются: реализация избирательных прав и права на референдум, деятельность политических партий, государственная служба, законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, бюджетный процесс, банковская деятельность, кредитование и т.п.

В настоящее время среди выявленных коррупционных преступлений наиболее распространены злоупотребления служебными полномочиями, получение взяток за оказание помощи коммерческим структурам в проведении сделок с нарушением требований действующего законодательства, система вымогательства взяток либо получения незаконного вознаграждения должностными лицами через систему посредников. По-прежнему имеют место факты осуществления представителями органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов незаконной предпринимательской деятельности.

Так, например, заместитель председателя Лидского райисполкома Гродненской области, учитывая географическое положение района и близость с территорией Республики Польши, за денежное вознаграждение оказывал услуги по содействию в получении шенгенских виз с целью последующего выезда в страны Европейского Союза с апреля 2013 г. по март 2015 г. Все маскировалось под поездки на различные культурные, научно-технические, гуманитарные и спортивные мероприятия. В результате незаконным путем был получен доход около 325 млн белорусских рублей. Представителю местной власти предъявлено обвинение в получении взяток и злоупотреблении властью4.

Коррупционно рискованными остаются сферы распоряжения государственной собственностью и имуществом государственных организаций (в том числе бюджетными средствами при модернизации производства, выполнении инвестиционных программ), осуществления закупок товаров (работ, услуг), строительства и реконструкции объектов республиканской и коммунальной собственности.

Так, например, в отношении первого заместителя директора совместного закрытого акционерного общества «Могилевский вагоностроительный завод» возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 426 УК РБ. Являясь должностным лицом, заместитель директора превысил свои служебные полномочия и без обязательной по договору предоплаты за продукцию, несмотря на имеющуюся дебиторскую задолженность, без согласования с руководством подписал дополнительное соглашение на поставку продукции одному из российских предприятий, тем самым названному обществу был причинен ущерб в особо крупном размере на сумму более 56 млрд руб.5

В последние годы борьба с коррупцией на международной арене стала объектом различных инициатив. В частности, Республика Беларусь ратифицировала ряд международных документов в этой области: Конвенцию Совета Европы от 27.01.1999 г. № 173 «Об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173)» (ратифицирована в 2003 г., вступила в силу в 2008 г.), Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 4 ноября 1999 г., ратифицирована в 2005 г., вступила в силу в 2006 г.), Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г., ратифицирована в 2004 г., вступила в силу в 2005 г.) и др.

Правовую основу антикоррупционной политики Республики Беларусь составляет антикоррупционное законодательство с учетом его отраслевой дифференциации. В Беларуси приняты и эффективно действуют нормативные правовые акты, определяющие систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные организационные, предупредительно-профилактические мероприятия и механизмы, порядок устранения последствий коррупционных правонарушений, а также нормативные акты, предусматривающие уголовную ответственность за коррупционные преступления6.

Конституция Беларусии наделяет граждан республики равными политическими,

экономическими, социальными и культурными правами и свободами, гарантирует защиту личности от посягательств, в том числе и коррупционного характера.

Нет необходимости доказывать, что коррупционные правонарушения, особенно совершаемые должностными лицами, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, подрывают доверие граж дан к властным структурам, поэтому борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики любого правового государства, в том числе Республики Беларусь.

Полагаем важным подчеркнуть, что Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 г. № 575 (ред. от 24.01.2014), относит эффективное противодействие коррупции к числу основных национальных интересов в политической сфере7, а коррупционные проявления рассматриваются в качестве основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности страны. В связи с этим комплексное совершенствование процессов предупреждения и борьбы с преступностью, в первую очередь с коррупцией, выступает в качестве основного направления политической сферы нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности Беларуси.

Значимость данного направления деятельности подчеркивает принятый Закон Республики Беларусь от 14.11.2005 г. № 60-З (ред. от 04.06.2015) «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь», в соответствии с которым предупреждение, выявление и пресечение коррупции являются одним из основных направлений в сфере борьбы с преступностью и иной противоправной деятельностью, направленной на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь (п. 20)8.

Особое место в системе антикоррупционного законодательства принадлежит Закону Республики Беларусь от 15.07.2015 г. № 305-З«О борьбе с коррупцией» (вступил в законную силу 24 января 2016 г.)9. Стоит отметить, что его принятию предшествовала последовательная и системная деятельность как законотворческих, так и правоохранительных органов нашего государства.

Указанный нормативный акт определяет, что законодательство о борьбе с коррупци-

ей основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего закона и иных актов законодательства, а также международных договоров Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции и коррупционные правонарушения, устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, УК РБ и иными законодательными актами.

Кроме того, закон предусматривает круг субъектов коррупционных правонарушений; принципы и систему мер по борьбе с коррупцией; виды государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, и их полномочия; систему мер предупреждения коррупции в сфере экономических отношений, властных полномочий государственных должностных лиц; основания для привлечения руководителей к дисциплинарной ответственности; определяет виды правонарушений, создающих условия для коррупции.

Законом детально регулируется процедура декларирования доходов и имущества отдельными категориями государственных должностных лиц и иных лиц, приравненных к ним; определены основания отказа в назначении на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которые соответствуют аналогичным положениям Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»10.

В рамках устранения последствий коррупционных правонарушений определяется порядок изъятия незаконно полученного имущества, отмена неправомерных решений, порядок правовой защиты пострадавших лиц.

Анализ норм закона о борьбе с коррупцией позволяет сделать вывод, что предложенные в нем меры позволят обеспечить эффективную деятельность государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц.

Вместе с тем, на наш взгляд, в нем присутствуют и отдельные пробелы правового регулирования деятельности по борьбе с коррупцией. Мы в полной мере разделяем позицию А.В. Башана, по мнению которого закон не содержит никаких превентивных мер, мер дополнительного воздействия на лиц, занимающихся подкупом государственных должностных и приравненных к ним лиц, при том что они, по сути, являются такими же коррупционерами, как и те, кото-

рые злоупотребляют своими должностными полномочиями11. Более того, нормативный акт не предусматривает ни одного правонарушения, создающего условия для коррупции лиц, которые потенциально могут или готовятся к тому, чтобы создать условия для подкупа или оказания иного коррупционного воздействия на государственных должностных лиц.

В связи с этим полагаем целесообразным продолжение работы по внесению в него научно обоснованных и продиктованных правоприменительной практикой изменений и дополнений, что, вне всяких сомнений, повысит эффективность борьбы с коррупцией.

В процессе правоприменительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией повышаются требования к качеству надзора за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Указанное направление относится к полномочиям Генеральной прокуратуры.

Так, в течение 2015 г. сотрудниками прокуратуры проведено более 500 (в аналогичном периоде 2014 г. - 487) таких проверок, должностным лицам государственных органов, иных организаций, субъектам хозяйствования и гражданам внесено 1424 (1229) акта прокурорского надзора, возбуждено 111 (75) уголовных дел. По требованию прокуроров привлечено к дисциплинарной, административной и материальной ответственности 1589 (1060) лиц, которыми был возмещен материальный ущерб в сумме свыше 3 млрд белорусских рублей.

Кроме того, важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ, являющимся зеркалом государственной и общественной жизни. На телерадиоканалах, страницах информационных средств, в том числе и региональных, периодически готовятся передачи и размещаются материалы по вопросам укрепления законности, правопорядка, в том числе и о борьбе с коррупцией.

Системное противодействие коррупции наряду с непосредственным преследованием преступников-коррупционеров предполагает регулярное осуществление профилактических мероприятий.

Информация о наиболее значимых правонарушениях своевременно и всесторонне доводится до общественности республики. Неоднократно высказываемая Президен-

том Республики Беларусь А.Г. Лукашенко позиция «Никто со стороны не наведет порядок в нашем собственном доме, название которому - Беларусь» положена в основу информационно-пропагандистской деятельности СМИ по вовлечению общественности в борьбу с преступностью.

В целях повышения эффективности данной деятельности Указом Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 г. № 644 создано Координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, являющееся постоянно действующим межведомственным органом по координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, распространению наркомании.

В трудовых коллективах (на предприятиях, организациях и т.п.) также создаются комиссии по борьбе с коррупцией. При этом комиссия создается руководителем органа (организации) в количестве не менее пяти членов под председательством одного из заместителей руководителя органа (организации). Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на заседании комиссии из числа ее членов. Состав комиссии формируется из числа руководителей структурных подразделений органа (организации), курирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственной, экономической, производственной деятельности, бухгалтерского учета, распоряжения бюджетными денежными средствами, сохранности собственности и эффективного использования имущества, ведомственного контроля, кадровой и юридической работы (п. 2 Типового положения о комиссии по противодействию коррупции)12.

С целью нормативного закрепления создания дополнительных государственных структур для борьбы с коррупцией и повышения взаимодействия между ними принят Указ Президента Республики Беларусь от 16.07.2007 г. № 330 «О специальных подразделениях по борьбе с коррупцией и организованной преступностью», на основании которого в системе МВД создано Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

Для повышения качества выполнения возложенных на органы внутренних дел задач, повышения общественного доверия и поддержки деятельности ОВД, выработки у сотрудников потребности соблюдения

профессионально-этических норм принят Приказ МВД Республики Беларусь от 04.03.2013 г. № 67 «Правила профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь»13.

Сотрудники ОВД должны руководствоваться указанным нормативным правовым актом при исполнении служебных обязанностей, во внеслужебной деятельности, взаимоотношениях с коллегами, гражданами, должностными лицами других государственных органов, организаций. При этом сотрудник не имеет права допускать своими действиями и решениями проявлений коррупционных правонарушений, обязан соблюдать нормы законодательства, направленные на борьбу с коррупцией, оказывая содействие пресечению любого проявления коррупции в органе внутренних дел и за его пределами. О любых попытках своих коллег, начальников, третьих лиц понудить сотрудника к нарушению норм этического поведения он обязан немедленно информировать об этом непосредственного либо вышестоящего начальника.

Таким образом, в Республике Беларусь осуществляется научно обоснованная национальная антикоррупционная политика и сформировано антикоррупционное законодательство, отвечающее современному состоянию развития общества и государства. Создана современная система организации борьбы с коррупцией, которая включает:

- разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

- наличие управомоченных субъектов и разграничение между ними функций, зон

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Барановский Н.А. Социологический мониторинг антиобщественных явлений в системе обеспечения национальной безопасности в социальной сфере // Социологический альманах. Минск, 2014. Вып. 5. С. 434-445.

2 См.: Басецкий И.И., Башан А.В. Коррупция: теория и практика противодействия / Под ред. И.И. Басецкого. Минск, 2005. С. 235.

3 См.: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2014: Стат. сб. / Отв. за выпуск Е.М. Палковская. Минск, 2014.

4 См.: Борьба с коррупцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.sb.by/proisshestviya/news/zampred-lidskogo-ray-ispolkoma-za-dengi-pomogal-s-vyezdom-v-es.html (дата обращения: 12.12.2015).

5 См.: Борьба с коррупцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokuratura.gov.by/ru/main.aspx?guid=28753#doc (дата обращения: 12.12.2015).

6 См.: Башан А.В., Толочко А.Н. Некоторые организационно-правовые аспекты антикоррупционной политики // Правовая и экономическая составляющие обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь: Ре-спубл. науч.-практ. конф.: Тезисы докладов. Минск, 2014. С. 39-41.

ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

- создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

- образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией;

- проведение аналитической работы, включая обеспечение научного сопровождения деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;

- использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

Подводя итог, отметим, что в Республике Беларусь в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, государственной и частной собственности, интересов общества и государства от коррупции, дальнейшего правового и организационного предупреждения коррупции во всех ее проявлениях была разработана и внедрена комплексная система антикоррупционных мер. На сегодняшний день не вызывает сомнения необходимость дальнейшего совершенствования работы государственных институтов по осуществлению последовательных, продуманных и эффективных действий, направленных на предупреждение и пресечение общественно опасных коррупционных проявлений в наиболее уязвимых сферах правового регулирования. При этом нельзя забывать, что борьба с коррупцией дает положительный результат тогда, когда она имеет комплексный характер, ведется систематически и объединяет усилия общества и государства.

1 Baranovskij N.A. Sociologicheskij monitoring antiobshhestvennyh javlenij v sisteme obespechenija nacional'noj bezopasnosti v social'noj sfere // Sociologicheskij al'manah. Minsk, 2014. Vyp. 5. S. 434-445.

2 Sm.: Baseckij I.I., Bashan A.V. Korrupcija: teorija i praktika protivodejstvija / Pod red. I.I. Baseckogo. Minsk, 2005. S. 235.

3 Sm.: Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Belarus', 2014: Stat. sb. / Otv. za vypusk E.M. Palkovskaja. Minsk, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Sm.: Bor'ba s korrupciej [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.sb.by/proisshestviya/news/zampred-lidskogo-rayispolkoma-za-dengi-pomogal-s-vyezdom-v-es.html (data obrashhenija: 12.12.2015).

5 Sm.: Bor'ba s korrupciej [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.prokuratura.gov.by/ru/main.aspx?guid=28753#doc (data obrashhenija: 12.12.2015).

6 Sm.: Bashan A.V., Tolochko A.N. Nekotorye organizacionno-pravovye aspekty antikorrupcionnoj politiki // Pravovaja i jekonomicheskaja sostavljajushhie obespechenija jekono-micheskoj bezopasnosti Respubliki Belarus': Respubl. nauch.-prakt. konf.: Tezisy dokladov. Minsk, 2014. S. 39-41.

7 Sm.: SPS «Konsul'tantPljus: Belarus'. Tehnologija 3000».

8 Sm.: Tam zhe.

7 См.: СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

8 См.: Там же.

9 См.: Там же.

10 См.: Там же.

11 См.: Башан А.В. Правовые ограничения и повышенная ответственность для лиц, занимающихся подкупом госслужащих, как основа эффективной борьбы с коррупцией // Право.Ьу. 2014. № 5 (31). С. 12-16.

12 См.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 г. № 1732 (ред. постановления Совета Министров от 23.04.2015 г. № 326) «О комиссии по противодействию коррупции»: Типовое положение // СПС «КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000».

13 См.: Там же.

9 Sm.: Tam zhe.

10 Sm.: Tam zhe.

11 Sm.: Bashan A.V. Pravovye ogranichenija i povyshennaja otvetstvennost' dlja lic, zanimajushhihsja podkupom gossluzhashhih, kak osnova jeffektivnoj bor'by s korrupciej // Pravo.by. 2014. № 5 (31). S. 12-16.

12 Sm.: Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 26.12.2011 g. № 1732 (red. postanovlenija Soveta Ministrov ot 23.04.2015 g. № 326) «O komissii po protivodejstviju korrupcii»: Tipovoe polozhenie // SPS «Konsul'tantPljus: Belarus'. Tehnologija 3000».

13 Sm.: Tam zhe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.