Научная статья на тему 'Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь'

Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2368
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЛАРУСЬ / СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергеева Евгения Михайловна

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности в современных международных реалиях. Современные действия общественных и государственных институтов Республики Беларусь направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям. В статье проанализированы основные законодательные акты Республики Беларусь, направленные на борьбу с проявлениями коррупции во всех сферах общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сергеева Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The fight against corruption in the Republic of Belarus is an important state task in strengthening the independence and sovereignty of our state, ensuring public security in today's international realities. Modern actions of public and state institutions of the Republic of Belarus are aimed at ensuring and protecting the rights and freedoms of citizens, creating conditions for the inevitability of legal responsibility and comprehensive application of all necessary means to prevent harm to public relations. The article analyzes the main legislative acts of the Republic of Belarus aimed at combating manifestations of corruption in all spheres of public life.

Текст научной работы на тему «Правовые основы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь»

Труды БГТУ, 2018, серия 6, № 1, с. 129-132

129

УДК 328.185-043.865(476)

Е. М. Сергеева

Белорусский государственный технологический университет

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности в современных международных реалиях.

Современные действия общественных и государственных институтов Республики Беларусь направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

В статье проанализированы основные законодательные акты Республики Беларусь, направленные на борьбу с проявлениями коррупции во всех сферах общественной жизни.

Ключевые слова: государственный служащий, правовое регулирование, Беларусь, статус.

Ye. M. Sergeeva

Belarusian State Technological University

THE LEGAL FRAMEWORK OF STRUGGLE AGAINST CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The fight against corruption in the Republic of Belarus is an important state task in strengthening the independence and sovereignty of our state, ensuring public security in today's international realities.

Modern actions of public and state institutions of the Republic of Belarus are aimed at ensuring and protecting the rights and freedoms of citizens, creating conditions for the inevitability of legal responsibility and comprehensive application of all necessary means to prevent harm to public relations.

The article analyzes the main legislative acts of the Republic of Belarus aimed at combating manifestations of corruption in all spheres of public life.

Key words: civil servant, legal regulation, Belarus, status.

Введение. Так как коррупция стала масштабной проблемой современности, ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет абсолютного к ней иммунитета.

Современные действия общественных и государственных институтов Республики Беларусь направлены на обеспечение и защиту прав и свобод граждан, создание условий неотвратимости юридической ответственности и комплексное применение всех необходимых средств для недопущения причинения вреда общественным отношениям.

В 2016 г. Беларусь набрала 40 баллов и заняла 79-е место в рейтинге (по итогам 2015 г. Беларусь занимала 107-е место) по Индексу восприятия коррупции (ИВК) - показателю, отражающему оценку восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по стабильной шкале. Он составляется ежегодно начиная с 1995 г. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 100 (отсутствие коррупции). Опросы показывают, что ни одна из стран не может похвастаться полным отсутствием коррупции. Индекс восприятия коррупции за 2016 г. пока-

зывает, что 69% из 176 стран имеют значение менее 50%, что говорит о довольно высоком уровне коррупции во всем мире.

Основная часть. Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей в деле укрепления независимости и суверенитета нашего государства, обеспечения общественной безопасности в современных международных реалиях.

Подписание в 2003 г. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и реализация идеи создания Международной ассоциации антикоррупционных учреждений - результат глубокого осознания мировым сообществом серьезной опасности последствий коррупции. Поддерживая и развивая инициативы по борьбе с коррупцией на национальном, региональном и международном уровнях, Республика Беларусь одной из первых государств-участников ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции [1].

В 1997 г. принят Закон Республики Беларусь «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией», который на протяжении девяти лет служил основополагающим актом, определяющим антикоррупционную политику государства.

В 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, в которой борьба с коррупцией определена в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства.

В 2002 г. принята первая специализированная Государственная программа по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 гг.

В развитие реализации организационно-правовых мероприятий данной Программы принят ряд законодательных актов антикоррупционной направленности - законы Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности».

Изданы указы Президента Республики Беларусь «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», а также указ, касающийся дебюрократизации государственного аппарата, упорядочения административных процедур в целях упреждения коррупционных действий государственных служащих и др.

В 2000-2005 гг. Республика Беларусь ратифицировала ряд важнейших международных конвенций: Конвенцию ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, Конвенцию Совета Европы об уголовной и гражданско-правовой ответственности за коррупцию.

Выполняя свои международные обязательства, а также учитывая назревшую необходимость в выработке новых методов предупреждения и пресечения коррупции, Республика Беларусь принимает меры по дальнейшему совершенствованию антикоррупционного законодательства. В июле 2006 г. был принят Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» [2]. Данный Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции. Обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций государственных должностных и приравненных к ним лиц осуществляется путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. В соответствии с Законом: «Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры,

внутренних дел и государственной безопасности как самостоятельно, так и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь».

Государственные органы и иные организации обязаны передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции. На прокуратуру возложена обязанность координировать деятельность всех правоохранительных и иных государственных органов в борьбе с коррупцией.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. были образованы республиканское, областные и районные координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией. Председателями координационных совещаний являются соответствующие прокуроры. Координационные совещания являются постоянно действующими межведомственными органами.

В целях реализации требований Закона совместным постановлением Прокуратуры Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь утвержден Перечень коррупционных преступлений. Более того, в статье 25 Закона содержится описание правонарушений, создающих условия для коррупции.

1. Вмешательство государственного должностного лица с использованием своих должностных полномочий в деятельность других государственных органов, если это не входит в круг его полномочий.

2. Использование государственным должностным лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы.

3. Оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот.

4. Использование государственным должностным лицом во внеслужебных целях информации, распространение и предоставление которой ограничено.

5. Создание государственным должностным лицом препятствий физическим или ююриди-ческим лицам в реализации их прав и законных интересов.

6. Нарушение государственным должностным лицом установленного порядка проведения конкурсов, аукционов, процедур закупок [2]. Наиболее распространенными коррупционными преступлениями являются хищения, злоупотреб-

Е. М. Сергеева

131

ления властью, служебный подлог, получение и дача взятки, получение незаконного вознаграждения госслужащим, не являющимся должностным лицом. На долю этих составов преступлений приходится почти 40% от общего числа выявляемых коррупционных преступлений и сохраняется в данной динамике практически ежегодно.

С учетом необходимости дальнейшего создания прочной законодательной базы 15 июля 2015 г. в Республике Беларусь принят Закон «О борьбе с коррупцией» № 305-З.

В целом борьба с коррупцией в Республике Беларусь осуществляется на основе комплексного применения мер, в полном объеме согласующихся с Конвенцией ООН против коррупции. Основными из них являются:

- криминологические исследования преступлений коррупционной направленности в целях выявления причин коррупции, их оценки и прогноза развития ситуации для своевременного принятия эффективных мер по предупреждению коррупции;

- планирование и координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов по борьбе с коррупцией;

- выработка и реализация экономических мер борьбы с коррупцией с устранением предпосылок ее существования.

Система национальных мер борьбы с коррупцией:

- планирование и координация деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

- установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

- обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью;

- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

- восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидация вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных преступлений;

- установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

- предоставление в установленном законодательными актами Республики Беларусь по-

рядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными Законом «О борьбе с коррупцией» и иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере борьбы с ней;

- недопущение финансирования или предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

- проведение криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции, своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

- сочетание борьбы с коррупцией и создания экономических предпосылок для устранения ее причин.

Вместе с тем вся система мер борьбы с коррупцией базируется на системе установленных государством и принятых в обществе принципов данной борьбы, что обеспечивает ее эффективность.

Заключение. Комплексный подход к выработке национальной стратегии противодействия коррупции основывается на сочетании таких мер, как установление прозрачных критериев карьерного роста государственных служащих, учреждение механизмов учета общественных интересов при принятии властных решений, жесткое разграничение службы и коммерческой деятельности, общественный контроль над доходами и расходами должностных лиц, внедрение этических принципов и норм, развитие прозрачных процедур проведения закупок и т. д.

Выявление и устранение причин коррупции осуществляется путем воспитания у населения нетерпимости к коррупционному поведению, проведения антикоррупционной экспертизы нормАтивных правовых актов, установления особых требований к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, введение в действие порядка освобождения от замещаемой должности лиц, представивших недостоверную информацию о структуре своих доходов, расходов и имущества.

Центральное место в системе законодательного противодействия коррупции имеют ограничения и запреты, отражающие особенности статуса лиц, замещающих государственные должности.

В большинстве предприятий и организаций, вне зависимости от формы собственности, созданы и постоянно действуют антикоррупционные комиссии.

Таким образом, в Республике Беларусь применяется целый комплекс необходимых мер для борьбы с общемировым злом - коррупцией.

Литература

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 192. 2/1093.

2. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20.07.2006 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2006. № 122. 2/1262.

3. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией». Минск: Пересвет, 2013. 123 с.

4. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2004. № 192. 2/1093.

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2003. № 61. 2/948.

6. Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007-2010 гг.: утв. Указом Президента Респ. Беларусь от 07.05.2007 № 220 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2007. №118. 1/8577.

References

1. United Nations Convention against Corruption. Natsiona'nyy reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus], 2004, no. 192, 2/1093.

2. The Law of the Republic of Belarus of 20.07.2006 "On Compabating Corruption". Natsional'nyy reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus], 2006, no. 122, 2/1262.

3. Kommentariy k Zakonu Respublik Belarus' "O bor 'be s korruptsiyey " [Commentary on the Law of the Republic of Belarus "On Combating Corruption"]. Minsk, Peresvet Publ., 2013. 123 p.

4. Convention on Civil Liability for Corruption. Natsional 'nyy reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus], 2004, no. 192, 2/1093.

5. Convention on Criminal Responsibility for Corruption. Natsional'nyy reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus], 2003, no. 61, 2/948.

6. The State Program for Combating Corruption for 2007-2010, approved by the Decree of the President of the Republic of Belarus of 07.05.2007 No. 220. Natsional'nyy reestr pravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus], 2007, no. 118, 1/8577.

Информация об авторе

Сергеева Евгения Михайловна - ассистент, кафедра философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: sergeeva@belstu.by

Information about the author

Sergeeva Yevgeniya Mikhaylovna - assistant, the Department of Philosophy and Law. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: sergeeva@belstu.by

Поступила 22.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.