Научная статья на тему 'Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в крымском регионе: анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя'

Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в крымском регионе: анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / КОРРУПЦИЯ / УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ КОРРУПЦИИ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫЯВЛЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / АНКЕТИРОВАНИЕ / BRIBERY / CORRUPTION / THE LEVEL OF PERCEPTION OF CORRUPTION / OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / THE RESULTS OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES / THE IDENTIFICATION AND DISCLOSURE OF BRIBERY / SOCIOLOGICAL SURVEY / QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Александр Петрович

В статье приведен анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь по вопросам распространения коррупционных преступлений и правонарушений в Крымском регионе. Полученные результаты позволяют определить уровень восприятия коррупции населением региона, ее уровень и степень распространения, что в свою очередь учитывая региональные особенности позволяет выработать конкретные меры по повышению эффективности противодействия проявлениям взяточничества и коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF USING THE RESULTS OF OPERATIVE RESEARCH ACTIVITIES IN CRIMINAL CASES OF BRIBERY IN THE CRIMEAN REGION: ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE OF CITIZENS LIVING IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL

The article provides an analysis of the results of a survey of citizens living in the Republic of Crimea and the city of federal significance Sevastopol on the spread of corruption crimes and offenses in the Crimean region. The results obtained allow us to determine the level of perception of corruption by the population of the region, the level and extent of corruption, which, taking into account regional characteristics, will allow us to develop specific measures to increase the effectiveness of combating manifestations of bribery and corruption

Текст научной работы на тему «Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в крымском регионе: анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя»

Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в Крымском регионе: анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя

Макаров Александр Петрович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», старший помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя E-mail: alexandr_mak@mail.ru

В статье приведен анализ результатов анкетирования граждан, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь по вопросам распространения коррупционных преступлений и правонарушений в Крымском регионе.

Полученные результаты позволяют определить уровень восприятия коррупции населением региона, ее уровень и степень распространения, что в свою очередь учитывая региональные особенности позволяет выработать конкретные меры по повышению эффективности противодействия проявлениям взяточничества и коррупции.

Ключевые слова: взяточничество, коррупция, уровень восприятия коррупции, оперативно-розыскная деятельность, результаты оперативно-розыскной деятельности, выявление и раскрытие взяточничества, социологический опрос, анкетирование.

Уровень коррупции в стране определяет эффективность работы государственных органов, экономическое благополучие государства, политическую стабильность, а также уровень социальной справедливости и равенства граждан.

Оценить уровень коррупции представляется возможным по большинству критериев, в том числе по главным из них: по распространенности коррупции и эффективности борьбы с ней.

Международным антикоррупционным движением Transparency International на протяжении 8 лет проводится оценка и определяется составной индекс восприятия коррупции в государственном секторе, более чем 180 странах мира. По данным Transparency International в 2012 году Россия занимала 127 место в мире по уровню восприятия коррупции, а в 2019 году Россия по этому показателю уже занимала 137 место, разделяя указанную позицию с такими странами как Кения, Либерия, Ливан Мавритания, Папуа-Новая Гвинея, Парагвай и Уганда1.

По оценке международной организации, уровень восприятия коррупции России является идентичным уровню восприятия коррупции стран, экономический потенциал и уровень благополучия которых несравнимо ниже отечественного, что на наш взгляд является достаточно спорным и необъективным.

В чем же причина таких итогов борьбы с коррупцией в России, по мнению Transparency International, и возможно ли доверять результатам исследования этой международной организации?

В связи с этим, у практических работников правоохранительных органов и ученых возникла необходимость изучения общественного мнения среди граждан нашего государства по данному вопросу. С этой целью Генеральной прокуратурой России с участием МВД России, ФСБ России, ФСИН России, ФССП России, ФТН России в 2019 году проведен социологический опрос с целью оценки эффективности антикоррупционных мер по профилактике и противодействию коррупции в научных и образовательных организациях, в среде предпринимательского сообщества и граждан.

Согласно итогам социологического опроса, проведенного среди более чем 38 тысяч респон-

5 -о

1 Россия в Индексе восприятия коррупции-2019: 28 баллов и 137 место. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 03.04.2020).

сз

<

дентов - граждан нашей страны, а 74% опрошенных дали позитивную оценку государственной политике и считают, что принимаемые государственными органами меры по противодействию коррупции достаточными. Большинство респондентов (86,8%) одобряют проводимую государственную политику по ужесточению мер в отношении коррупционеров, при этом 86% из них полагают, что необходимо усиление мер, 12% считают, что принимаемые меры достаточны, 2% - указывают на избыточность мер1.

В рамках научного исследования правовых основ и проблем использования результатов оперативно-розыскной деятельности по делам о взяточничестве в Крымском регионе автором в 2018-2019 годы проведено анкетирование работников прокуратуры, следователей и сотрудников оперативных подразделений2. По итогам опроса сотрудников правоохранительных органов выяснено профессиональное мнение лиц - участников уголовного судопроизводства. Актуальность проведенного исследования определена наличием особенностей и специфики, связанных с вхождением в 2014 году данных субъектов в состав Российской Федерации3.

Крымский полуостров в 20 веке находился в составе Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 1921-1945 гг.,4 входил состав РСФСР в 1945-1954 гг.5 и УССР в 1954-1991 гг.,6 а также находился в составе Украины в 1991-2014 гг.

Наиболее активным периодом формирования отличительных особенностей явилось нахождение Крымского полуострова в составе Украины, которое для жителей Крыма ознаменовалось наличие таких проблем как низкий уровень жизни населения, низкие заработные платы, безработица, бюрократия и коррупция чиновников на всех уров-

1 Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://мвд.рф/anticorr/ opros-anticorr (дата обращения: 02.04.2020).

2 Гармаев Ю.П., Макаров А.П. / Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в крымском регионе: анализ результатов анкетирования правоприменителей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Научный журнал. Выпуск № 2. 2020. С. 138-141.

3 Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://base.garant.ru/70618342/ (дата обращения: 16.01.2020).

4 Декрет ВЦИК и СНК от 18.10.1921 «Об Автономной Крымской Советской Социалистической Республике» - [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://istmat.info/node/46792 (дата обращения: 03.04.2020).

5 Закон РСФСР от 25 июня 1946 г. Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область // Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР, 1938-1958 гг. (М., 1959. -С. 54).

6 Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» // Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р-7523. Оп. 57. Д. 963. Л. 5.

нях власти. На протяжение более двух десятков лет формировалось и применялось национальное законодательство Украины, произошел переход от плановой к рыночной экономике, создавались регуляторы осуществления предпринимательской деятельности и предоставления государственных услуг, проведены реформы в сфере образования, здравоохранения правоохранительной системы, проведены и иные преобразования.

Все это послужило основой формирования устойчивых элементов менталитета населения, проживающего на Крымском полуострове, отразилось на правовом сознании граждан, позволило выработать у граждан типичные правила поведения, в том числе правового.

Выявление характерных особенностей правового сознания жителей Крыма, их отношение и восприятие коррупционных проявлений, а также анализ типичных поведенческих ситуаций по отношению к коррупции и взяточничеству, позволяют выработать эффективные средства противодействия этим общественно опасным явлениям. Ранее научные исследования причин и условий коррупции посредством опроса жителей Крымского региона не проводились.

В период с 2018-2019 годы автором проведено анкетирование жителей Республики Крым и города федерального значения Севастополь по указанной тематике. В анкетировании приняли участие 420 совершеннолетних граждан-респондентов, проживающих на территории Республики и г. Севастополя, за исключением профессиональных юристов. Специфика проведения анкетирования обусловлена необходимостью установления мнений рядовых граждан, которые непосредственно могут оценить принимаемые правоохранительными органами меры по противодействию коррупции в период нахождения граждан Республики Крым и города Севастополя в составе Российской Федерации.

Респондентам предложено оценить уровень эффективности применяемых антикоррупционных мер по противодействию коррупции в России, определить наиболее коррумпированные государственные органы, указать сферы распространения и причины проявления коррупции, а также ответить на вопросы аналогичного содержания с учетом специфики Крымского региона.

В анкетировании приняли участие 38% мужчин и 62% женщин, преимущественный возраст которых (48%) составил 18-29 лет.

Несмотря на принимаемые органами прокуратуры Республики Крым и города Севастополя исчерпывающих мер по выявлению нарушений при предоставлении государственными и муниципальными служащими сведений об имущественном положении, а также широкого освещения результатов борьбы с коррупцией и взяточничеством в средствах массовой информации, по мнению респондентов, одной из основополагающих причин недостаточной эффективности борьбы со взяточничеством и коррупцией в России (53%) и в Крым-

ском регионе (49%) является недостаточный контроль, за действиями чиновников, их доходами и расходами.

Примечательным является тот факт, что опрашиваемыми дана резко негативная оценка эффективности антикоррупционного законодательства России. Так, 61% респондентов указали на низкий уровень эффективность антикоррупционного законодательства РФ.

На вопрос: «Как Вы оцениваете эффективность деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов по борьбе с взяточничеством в России и в частности в Крымском регионе?» респонденты указали на низкий уровень эффективности оперативных подразделений -59% и 62% соответственно.

Итоги проведенного автором исследования позволяют дополнить и уточнить результаты всероссийского социологического опроса по вопросам противодействия коррупции, а также выявить существенные особенности и отличия с учетом специфики региона.

На вопрос: «Как изменился уровень коррупции и взяточничества в регионе с момента воссоединения Республики Крым и города Севастополя с Российской Федерацией (с 18 марта 2014 года)?», 36% респондентов указали на рост уровня коррупции и взяточничества, 28% респондентов отметили тенденцию по уменьшению уровня коррупции и взяточничества в регионе, 32% не ощутили существенных изменений, 10% затруднились оценить результаты противодействия коррупции.

Поскольку взяточничество носит сугубо латентный характер, то выявление и раскрытие фактов взяточничества практически невозможно без использования оперативно-розыскных средств и методов.

Согласно проведенному опросу граждан Крымского региона 25% респондентам известно о регламентированной Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ возможности проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий для выявления и фиксации фактов взяточничества; 26% респондентам об этом стало известно из художественных фильмов, средств массовой информации, просветительской деятельности правоохранительных органов; а 46% респондентам не было известно о возможности проведения негласных оперативно-розыскных мероприятий при осуществлении уголовного судопроизводства.

На вопрос: «Считаете ли Вы допустимым проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий в рамках Федерального закона «Об ОРД», 69% респондентов указали на положительное отношение к такой непроцессуальной деятельности, а также на ее эффективность при выявлении и раскрытии фактов взяточничества, 19% опрашиваемых указали на наличие иных эффективных средств и способов выявления и расследования фактов взяточничества, 6% негативно относятся к такой деятельности, поскольку считают, что

такая деятельность может сопровождаться нарушениями закона и ограничением конституционных прав граждан, 6% респондентов затруднились дать ответ на поставленный вопрос.

Наибольшую эффективность представляет собой информация, полученная непосредственно от лица, в отношении которого совершены действия по вымогательству взятки или должностного лица, которому поступило коррупционное предложение. При таких обстоятельствах ключевую роль играет степень содействия граждан правоохранительным органам. Содействие гражданами при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрено оперативно-розыскным зако-ном1. При этом содействие должно осуществляться с согласия лица (конфидента) и носить добровольный характер.

По нашему мнению, содействие граждан правоохранительным органам, как гласное, так и негласное напрямую зависит от уровня доверия к правоохранительным органам, правового сознания граждан, сложившегося менталитета (национального, регионального), а также от эффективности реализации правоохранителями принципа неотвратимости наказания для лиц, совершивших противоправные действия.

С целью определения уровня восприятия коррупции и отношения к фактам взяточничества жителей Республики Крым и города Севастополя респондентам задан вопрос: «Обратитесь ли Вы в правоохранительные органы, если у Вас будут вымогать взятку?». На данный вопрос 19% респондентов указали, что обязательно обратятся в правоохранительные органы, 33% отметили, что при подобной ситуации они вероятно проинформируют правоохранительные органы, 19% респондентов сообщили, что обращение в правоохранительные органы безрезультатно, 9% респондентов сообщили, что не обратятся в правоохранительные органы по причине возможного наступления для них негативных последствий, 8% респондентов не сообщат о вымогательстве взятки по причине недоверия к правоохранительным органам, а 10% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос.

Указанное свидетельствует о том, что около 36% респондентов категорически отказались в последующем обратиться в правоохранительные органы по факту вымогательства у них взяток, а 10% опрошенных не имеют по данному поводу сформированной на основе действующего законодательства гражданской позиции.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать соответствующие выводы: 1) Сложившаяся криминогенная обстановка на территории Крымского региона в период нахождения указанного региона в составе Украины послужила основой для формирования

1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс]. - режим доступа: // https://base.garant.ru/10104229/ (дата обращения: 03.04.2020).

5 -о

сз

<

негативных особенностей и устойчивых коррупционных проявлений, при которых гражданам со стороны должностных лиц предъявлялись незаконные требования о передаче взятки, незаконных вознаграждений за выполняемые действия(бездействие). 2) По мнению опрошенных респондентов, одной из главных причин неэффективности борьбы со взяточничеством в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь является недостаточный контроль, за действиями чиновников, их доходами и расходами (49%). Данное утверждение имеет ряд обоснований. С целью восстановления экономики Республики Крым и города Севастополя, создания новых объектов инфраструктуры, улучшения условий жизни граждан указанного региона государством выделены большие объемы финансовых ресурсов на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой по социально-экономическому развитию Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года и составляет 525007,62 млн1. Кроме того, на территории данного региона осуществляется реализация ряда национальных проектов. Учитывая объем привлекаемых средств (средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города Севастополя, внебюджетных средств) для развития Крымского региона вполне обоснованными являются опасения жителей данного региона относительно законности расходование бюджетных средств при реализации государственных программ.

По мнению автора, меры противодействия коррупции должны включать:

- усиление контроля федеральными органами антимонопольной службы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением федерального законодательства о контрактной системе, а также о противодействии коррупции в части исполнения государственными служащими предусмотренных законом запретов и ограничений, обязанности представлять сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера2;

- ориентация правоохранительных органов на выявление преступлений в сфере экономики при реализации мероприятий, предусмо-

1 Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 12.12.2019) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». [Электронный ресурс]. -режим доступа: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_167146/ (дата обращения: 04.04.2020).

2 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - режим доступа: // https://base.garant.ru/12164203// (дата обращения: 04.04.2020).

тренных федеральными целевыми программами и национальными проектами; - повышение эффективности принимаемых государственными органами мер профилактике коррупционных правонарушений, а также минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 3) Результаты анкетирования граждан Крыма и города Севастополя показали, что примерно 36% респондентов не обратятся в правоохранительные органы в связи с вымогательством у них взятки, из-за опасения преследования со стороны коррупционеров, отсутствия эффективности борьбы со взяточничеством и доверия к правоохранительным органам. Итоги полученных результатов анкетирования свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы правоохранительных органов по проведению агитационной и разъяснительной работы, направленной на повышение правовой грамотности населения и формирования правового сознания граждан с целью минимизации коррупционных правонарушений и формирования нетерпимости к проявлениям взяточничества и коррупции.

Активизации также подлежит работа в сфере антикоррупционного просвещения в средствах массовой информации и сети Интернет, что свою очередь должно способствовать повышению уровня доверия граждан к правоохранительным органам и положительно влиять на уровень содействия граждан при выявлении и расследовании фактов взяточничества в Республике Крым и городе Севастополе.

Литература

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12.08.1995 (ред. от 06.07.2016) [Электронный ресурс]. - режим доступа: // https://base.garant. ш/10104229/ - (дата обращения: 03.04.2020).

2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. - режим доступа: // https://base.garant.ru/12164203// (дата обращения: 04.04.2020). Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://мвд.рф/anticorr/opros-anticorr (дата обращения: 02.04.2020).

3. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://base.garant.ru/70618342/ (дата обращения: 16.01.2020).

4. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 790 (ред. от 12.12.2019) «Об утверждении

федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года». [Электронный ресурс]. - режим доступа: // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/ (дата обращения: 04.04.2020).

5. Закон РСФСР от 25 июня 1946 г. Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область // Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР, 1938-1958 гг. (М., 1959. -С. 54).

6. Декрет ВЦИК и СНК от 18.10.1921 «Об Автономной Крымской Советской Социалистической Республике» - [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://istmat.info/node/46792 (дата обращения: 03.04.2020).

7. Указ Президиума ВС СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» // Государственный архив Российской Федерации. Ф.Р-7523. Оп. 57. Д. 963. Л. 5.

8. Гармаев Ю.П., Макаров А.П. / Проблемы использования результатов ОРД по уголовным делам о взяточничестве в крымском регионе: анализ результатов анкетирования правоприменителей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Научный журнал. Выпуск № 2. 2020. С. 138-141.

9. Результаты проведения социологического опроса об оценке эффективности применяемых антикоррупционных мер. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://мвд.рф/anticorr/ opros-anticorr (дата обращения: 02.04.2020).

10. Россия в Индексе восприятия коррупции-2019: 28 баллов и 137 место. [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://transparency.org. ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto.html (дата обращения: 03.04.2020).

PROBLEMS OF USING THE RESULTS OF OPERATIVE RESEARCH ACTIVITIES IN CRIMINAL CASES OF BRIBERY IN THE CRIMEAN REGION: ANALYSIS OF THE RESULTS OF THE QUESTIONNAIRE OF CITIZENS LIVING IN THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL

Makarov A.P.

Kuban State Agrarian University

The article provides an analysis of the results of a survey of citizens living in the Republic of Crimea and the city of federal significance

Sevastopol on the spread of corruption crimes and offenses in the Crimean region.

The results obtained allow us to determine the level of perception of corruption by the population of the region, the level and extent of corruption, which, taking into account regional characteristics, will allow us to develop specific measures to increase the effectiveness of combating manifestations of bribery and corruption.

Keywords: bribery, corruption, the level of perception of corruption, operational investigative activities, the results of operational investigative activities, the identification and disclosure of bribery, a sociological survey, questionnaires.

References

1. Federal law "On operational and investigative activities" No. 144-FZ of 12.08.1995 (ed. from 06.07.2016) [Electronic resource]. - access mode: // https://base.garant.ru/10104229/ (date of access: 03.04.2020).

2. Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ (as amended on 16.12.2019) "On anti-corruption" [Electronic resource]. - access mode: // https://base.garant.ru/12164203// (date of access: 04.04.2020). Results of a sociological survey on evaluating the effectiveness of anti-corruption measures. [Electronic resource]. - mode of access: https://MBfl.pi£/anticorr/opros-anticorr (date accessed: 02.04.2020).

3. Federal constitutional law No. 6-FKZ of 21.03.2014 (ed. from 27.12.2019) "About acceptance to the Russian Federation Republic of Crimea and education in the Russian Federation new subjects - Republic of Crimea and city of Federal importance Sevastopol". [Electronic resource]. - mode of access: https:// base.garant.ru/70618342/ (accessed: 16.01.2020).

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 11.08.2014 No. 790 (ed. from 12.12.2019) "On approval of the Federal target program" Socio-economic development of the Republic of Crimea and Sevastopol until 2022". [Electronic resource]. - access mode: // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_167146/ (accessed: 04.04.2020).

5. The Law of the RSFSR of June 25, 1946 On the abolition of the Chechen-Ingush ASSR and the transformation of the Crimean ASSR into the Crimean region // Collection of laws of the USSR and Decrees of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR, 1938-1958 (Moscow, 1959-P. 54).

6. Decree of the VTSIK and SNK of 18.10.1921 "on the Autonomous Crimean Soviet Socialist Republic"- [Electronic resource]. - access mode: http://istmat.info/node/46792 (accessed: 03.04.2020).

7. Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR from 19.02.1954 "on the transfer of the Crimean region from the RSFSR to the USSR" // State archive of the Russian Federation. F. R-7523. Op. 57. D. 963. L. 5.

8. Garmaev Yu. P., Makarov A.P. / Problems of using the results of the ORD in criminal cases of bribery in the Crimean region: analysis of the results of law enforcement questionnaires // Humanities, socio-economic and social Sciences. Scientific journal. Issue # 2. 2020. Pp. 138-141.

9. Results of a sociological survey on evaluating the effectiveness of anti-corruption measures applied. [Electronic resource]. -mode of access: https://MBfl.p^/anticorr/opros-anticorr (date accessed: 02.04.2020).

10. Russia in the corruption perception Index 2019: 28 points and 137th place. [Electronic resource]. - access mode: https://trans-parency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2019-28-ballov-i-137-mesto. html (accessed: 03.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.