УДК 343.35
Сильченко Елена Владимировна
кандидат юридических наук, доцент кафедры
уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет [email protected]
Фирсов Владислав Валерьевич
студент 4 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет [email protected]
Козин Сергей Сергеевич
студент 4 курса юридического факультета, Кубанский государственный университет [email protected]
Elena V. Silchenko
Candidate of Law Sciences, Associate Professor of Criminal Law and Criminology Kuban State University, [email protected]
Vladislav V. Firsov
Student 4 courses Law Department, Kuban State University, [email protected]
Sergey S. Kozin
Student 4 courses Law Department, Kuban State University, [email protected]
К вопросу об уголовно-
правовых средствах борьбы
с преступлениями
коррупционной
направленности
(на примере
республики сингапур)
On the issue
of criminal-legal means of combating corruption-related crimes (on the example of the republic of singapore)
Аннотация. Авторами статьи предпринята попытка исследования проблем состояния коррупционной преступности и противодействия совершению преступлений коррупционной направленности в современном мире. В результате изучения законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики, авторами сделан вывод о не полной эффективности мер по борьбе с рассматриваемой категорией преступлений. При изучении опыта зарубежного законодательства в рассматриваемой сфере (в частности опыт борьбы с коррупцией в Республике Сингапур) авторами сформулированы предложения по совершенствованию средств борьбы с коррупцией в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, преступления коррупционной направленности, квалификация преступлений, уголовное законодательство, борьба с коррупцией, противодействие коррупции в Республике Сингапур.
Annotation. ^e authors of the article attempt to study the problems of corruption crime and combating the Commission of crimes of corruption in the modern world. As a result of the study of the legislation of the Russian Federation and law enforcement practice, the authors concluded that the measures to combat this category of crimes are not fully effective. In studying the experience of foreign legislation in this area (in particular the experience of combating corruption in the Republic of Singapore), the authors formulated proposals to improve the means of combating corruption in the Russian Federation.
Keywords: corruption, corruption crime, corruption crimes, qualification of crimes, criminal legislation, fight against corruption, anti-corruption in the Republic of Singapore.
В современном мире, характеризующемся развитием политики, экономики, предпринимательства, активное совершенствование экономического регулирования сопровождается значительным развитием экономической преступности, в частности, коррупцией.
Переход России к рыночной экономике в конце прошлого века обусловил взятие государством нового курса на развитие экономики и предпринимательства. Переориентация общественных ценностей предопределила развитие новых видов преступности. В данной статье исследуется
уголовно-правовая категория «коррупция», методы противодействия данному виду преступлений, а также, частные национальные уголовно-правовые методы борьбы с коррупцией.
Несмотря на значительное совершенствование уголовного права на протяжении всего его развития, вопрос борьбы с коррупцией считается одним из основных и требует особо внимания со стороны государства.
На данный момент Россия занимает 138 место в мире по уровню коррупции в государстве [1]. Достаточно обратить внимание на громкие, общественно резонансные дела о взятках и хищениях из бюджета страны. Например, всем известное дело полковника Захарченко, в квартире родственника которого были найдены денежные средства номиналом в 9 миллиардов рублей [2]. В другом деле, в ходе которого к уголовной ответственности был привлечен федеральный министр Улюкаев, сумма взятки составила 2 миллиона долларов [3]. Но и такого рода задержания не заставляют недобросовестных чиновников залечь на дно. Другой пример коррупции прогремел в СМИ уже в начале 2019 года: во время заседания государственной Думы Российской Федерации был задержан депутат Арашу-ков. Его и подельников подозревают в хищении более 30 миллиардов рублей из активов газодобывающей отрасли российской экономики [4].
Стоит обратить особое внимание на огромные суммы взяток, фигурирующие в указанных делах. Так, по оценкам исследователей, в России оборот коррупционных активов в год составляет около 40 миллиардов долларов [5].
За период с 1996 по 2017 годы в России зафиксировано около миллиона преступлений, связанных с коррупцией. И это только официальная статистика. В принципе, определение уровни коррупционной преступности, не смотря на наличие государственных актов, регламентирующих отнесение тех или иных преступлений к коррупционным, а также нормативных актов, регулирующих порядок ведения статистики уголовных дел, представляется достаточно сложным, так как особое место в этом процессе занимают следующие факторы:
- при осуществлении коррупционных схем совершаются разнообразные виды преступлений;
- значительно высокий уровень латентности коррупционной преступности.
Изучая статистику коррупции в государстве, можно увидеть только верхушку «коррупционного айсберга». По мнениям различных ученых и практиков правоприменения, уровень латентно-сти коррупции может достигать 90 % [6].
На основании вышеуказанного, можно уверенно сказать о том, что проблема коррупции в государстве является одной из наиболее значимых и требующих особого внимания, так как представляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
При этом, уровень доказуемости, а также наказуемости, причастности лиц к совершению коррупционных преступлений остается низким.
Так,рядом исследователей проводился анализ приговоровпо данной категории уголовных делв рамках различных регионов РФ. Например, при изучении практики вынесения приговоров в Приморском крае за пятилетний период был выявлен факт редкого применения судами такой меры уголовно-правового характера, как конфискация. В результате изучения указанных исследований, можно сделать вывод о том, что основными наказаниями, применяемыми к лицам, виновным в совершении коррупционных преступлений, являются штраф и лишение свободы на определенный срок. Но самое интересное, что применение такой уголовно-правовой меры, как конфискация, невелико и составляет около 2 % от общего количества приговоров [7].
Н а практике складывается следующая ситуация: лицо, занимающее государственную должность, незаконным путем получает миллиарды рублей, и отсидев около 5 лет, выходит на свободу и занимает почетное место в списках самых богатых людей региона, страны или даже мира.
И возникает вопрос: почему не работает институт конфискации?
Во-первых,из-за особенности российского законодательства, которое во многом противоречит целям применения конфискации.
Во-вторых, применение конфискации не является для суда обязательным.
В-третьих, зачастую, коррупционные активы быстро конвертируются в имущество: дома, автомобили, драгоценности и регистрируются на родственников, знакомых, подставных лиц.
В-четвертых, из-за высокого уровня коррумпированности правосудия.
В-пятых, из-за особенности менталитета российского населения, способствующего развитию коррупции в государстве.
Для полного и всестороннего рассмотрения такой категории, как коррупция, а также поиска путей совершенствования национального законодательства, следует обратиться к зарубежному опыту борьбы с коррупцией. Так, особое внимание, считаем, следует обратить на историю и методы противодействия коррупции в таком государстве, как Республика Сингапур [8].
История города-государства насчитывает множество интересных и знаменательных политических преобразований. Находясь до 1965 года в составе мировой британской колониальной системы, Сингапур многое почерпнул из английского политического и государственного устройства. Получив в 1965 году независимость от английской метрополии, Сингапур встал на путь самостоятельного развития. И первая большая проблема, с которой столкнулась страна, была невообразимая по своим масштабам коррупция.
Сочетание самобытного сингапурского менталитета и британской системы государственной службы способствовали быстрому и всеохватывающему росту коррумпированности государственных чиновников. Различного рода подарки и подношения для государственных служащих являлись одним из характерных признаков сингапурской служебной системы.
Становилась очевидной необходимость реформирования таких устоев и такой системы. И одним их первых шагов в этом направлении стал приход к власти нового премьер-министра государства - Ли Куан Ю. Будучи опытным политиком, онпрекрасно осознавал, что коррупция является мощным препятствием развитию экономики страны. Премьер-министр быстро взял ситуацию в государстве под свой полный контроль.
Основным государственным органом по противодействию коррупции стало Бюро по борьбе с коррупцией, созданное еще при английском протекторате. Бюро было наделено широким кругом полномочий по контролю за чиновниками и расследованию коррупционных преступлений (в том числе, ряд проверок и расследований был проведен в отношении самого лидера государства).
Спустя некоторое время коррумпированность чиновничьего аппарата стала снижаться. Знаменитая фраза Ли Куан Ю.: «Чтобы победить коррупцию, начните с того, что посадите нескольких своих друзей. Вы знаете за что, и они знают за что...», стала девизом борьбы с коррупцией в Сингапуре.
На сегодняшний день страна занимает одно из первых мест в мире по низкому уровню коррупции. В государстве нет сурового уголовного закона. Взяточничество и иные коррупционные преступления наказываются штрафом в размере до 100 000 долларов либо тюремным заключением на срок до 5 лет.
Основную роль в формировании низкого уровня коррупции в стране сыграла деятельность государственных служб по противодействию коррупции. Так, контроль распространился на многие сферы общественной жизни:
- декларирование доходов стало общеобязательным и ответственным мероприятием;
- любые денежные средства или имущество, не соответствующие доходам гражданина, потенциально признавались полученными в результате коррупционных схем (лицо должно доказывать законность получения им денег либо имущества);
- любое содействие коррупционерам, укрывательство, а также ложные доносы наказываются штрафами либо лишением свободы на срок до 1 года;
- контролю подлежат доходы всех граждан, в том числе, высокопоставленных государственных служащих; применение во многих уголовных делах института конфискации.
Активная борьба с коррупцией была начата с принятия Акта о предотвращении коррупции 1960 года [9].
Основной особенностью документа стало закрепление, привычного для многих, понятия «взятка» в качестве «коррупционного вознаграждения», к которому закон относит:
- денежные средства, ценные бумаги, подарки, гонорары;
- собственность (движимая и недвижимая), доли в собственности;
- работа, контракт, служебная должность;
- различного рода выплаты, погашения задолженностей (в том числе кредитных);
- покровительство в различных формах (защита от привлечения к ответственности, взысканий, штрафов), различные услуги, преимущества;
- вознаграждения (предложение, попытка, обещание предоставления вознаграждения).
Важным аспектом борьбы с коррупцией является закрепление несвойственного многим современным правовым системам принципа. Так, ст. 8 Акта о предотвращении коррупции 1960 года закрепляет принцип презумпции виновности в коррупции агента государственной власти, либо иной организации. При этом, чиновник, в отношении которого инициировано расследование, должен самостоятельно доказать свою невиновность и непричастность к совершению коррупционного преступления либо доказать, что денежные средства, вознаграждения получены вне коррупционных схем.
Особе место в системе борьбы с коррупцией в Сингапуре занимает конфискация имущества. Осуществление конфискации происходит в нестандартной для традиционного уголовного права форме. Конфискация в Сингапуре предполагает использование ресурсов различных правовых направлений: например, сочетание уголовного и гражданского права. Так, конфискация может осуществляться путем возложения на лицо обязанности уплатить сумму взятки в качестве дополнительного вида наказания либо путем подачи гражданского иска судом.
В 1989 году был издан Акт о Коррупции (Конфискации выгод), который регулировал так называемую конфискацию выгод коррупционеров. Так, при доказанности получения лицом доходов в результате осуществления коррупционных схем суд подавал иск о конфискации выгод и владений данного лица. Также суд получил право конфисковать денежные средства и имущество лица, причастность которого к коррупции доказана, если обвиняемый не может доказать законность и обоснованность получения указанных активов. В случае смерти ответчика, суд принимает решение о конфискации его имущества.
Также необходимо сказать о том, что подразделения Бюро по противодействию коррупции на-
делены насколько широким кругом полномочий, что имеют право контролировать все финансовые активы граждан, в том числе чиновников, а также их родственников и знакомых. О любых транзакциях либо перемещениях денежных средств сообщается руководству, и, соответственно принимается решение о проведении расследования.
Учитывая особенности российского менталитета, а также, используя богатый опыт зарубежных стран, можно уверенно говорить о том, что борьба с коррупцией должна проводиться и может быть очень эффективной.
На данный момент в российском законодательстве существует множество факторов, способствующих становлению и развитию коррупции в стране.
Говоря о проведении в стране антикоррупционной борьбы, необходимо указать на наличие ряда национальных стратегий противодействия коррупции, которые принимаются с начала нынешнего столетия. Так один из первых таких документов был принят почти 10 лет назад [10]. При этом, нужно отметить тот факт, что принимаемые в соответствии с ними меры, оказываются неэффективными в условиях современной «коррупционности» в государстве.
На основании вышеуказанного, считаем необходимым внести в законодательство определенные коррективы, а также начать работу над разработкой ряда законодательных решений в сфере борьбы с коррупцией.
Так, мы считаем, прежде всего, для эффективного противодействия коррупции, требуется разработка и принятие новой «концепции борьбы с коррупцией», в соответствии с которой требуется пересмотр большого количества правовых норм, в том числе международного и конституционного содержания:
1) Принять ряд поправок к Конституции РФ, в том числе в статьи о правосудии и презумпции невиновности в уголовном судопроизводстве [11]. Так требуется дополнить статью 49 Конституции частью 4 следующего содержания: «Исключением из требований ч. 1, ч. 2, ч. 3 настоящей статьи признается производство по делам о коррупционных преступлениях. По указанной категории дел устанавливается презумпция виновности лица, обвиняемого в совершении преступления коррупционной направленности.»;
2) Разработать и внести соответствующие изменения и поправки в процессуальное законодательство;
3) Выделить новую главу УК РФ - «Коррупционные преступления» с закреплением в ней следующих составов преступлений: ст. 290, ст. 291, ст. 291.1 ст. 291.2 и иных составов (при дополнении УК РФ новыми статьями) [12];
4) Принять статью 291.3 УК РФ «Распоряжение финансовыми, имущественными и иными активами, полученными коррупционным путем», за-
крепить ее в следующей редакции: «Распоряжение финансовыми, имущественными и иными активами, полученными коррупционным путем, а равно содействие в виде укрывательства, посредничества, участия в качестве подставного лица, а также в любых иных формах, при совершении указанных действий, наказывается, - ...»; Закрепить в примечании к указанной статье определение категории «Финансовые, имущественные и иные активы, полученные коррупционным путем».
5) Необходимо разработать и принять новую концепциюизъятия имущества, добытого преступным коррупционным путем. В частности:
1. Во-первых, исключить институт конфискации имущества, как иной меры уголовно-правового характера, из УК РФ. По нашему мнению, это напрямую обусловлено самой сущностью конфискации имущества. 2. Во-вторых, закрепить конфискацию имущества в качестве вида уголовного наказания в статье 52 УК РФ в следующей редакции, включающей в себя ряд положений редакции УК РФ до 2003 года [13]:
«1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
2. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, коррупционные преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
3. Конфискация всего имущества, являющегося собственностью осужденного, устанавливается только за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления.
4. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.»
3. В-третьих, разработать в достаточной степени институт «гражданско-правовой конфискации» имущества, оформленного коррупционерами на родственников, знакомых, подставных лиц. В частности, обязать государство в лице его государственных органов и должностных лиц подавать к указанным лицам гражданские иски о взыскании в доход государства имущества, хоть и оформленного на них, но добытого коррупционным путем.
Указанные меры, по нашему мнению, представляют собой значительный шаг в борьбе с коррупцией в стране, так как устанавливают мощный институт ответственности за совершение коррупционных преступлений.
Наряду с указанными мерами,следует обратить особое внимание на необходимость формирования государственных органов по контролю за
финансовыми активами и их движением в государстве. Соответственно, требуется создать самостоятельную независимую государственную службу, основной целью создания которой является борьба с коррупцией. Указанные меры необходимо проводить в сочетании с повышением правовой культуры населения страны. Необходимо развивать принцип равенства граждан перед законом, способствовать установлению единого порядка контроля за финансовыми активами граждан и применения мер по борьбе с коррупцией.
Литература:
1. Индекс восприятия коррупции. 29.01.2019 // URL : https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения 26.03.2019).
2. В квартире родственника Захарченко нашли девять миллиардов рублей (10.09.2016). URL : https://ria.ru/20160910/1476585489.html (дата обращения 26.03.2019).
3. Глава Минэкономразвития Улюкаев задержан с поличным за взятку (15.11.2016). URL : https://ria.ru/20161115/1481367907.html (дата обращения 26.03.2019).
4. Сенатора Арашукова задержали в зале заседаний Совфеда (30.01.2019). URL : https://ria.ru/20190130/1550114059.html (дата обращения 26.03.2019).
5. Абдуразаков М.В. Основные направления осуществления антикоррупционной политики в России // Молодой ученый. 2018. № 21. С. 317319. URL : https://moluch.ru/archive/207/50679/ (дата обращения 26.03.2019).
6. Хабибулин А.Г. Коррупция как угроза национальной безопасности: методология, проблемы и пути их решения // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 46.
7. Бравилова А.Б. Проблемы применения законодательства о конфискации имущества в уголовном праве // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 226-229. URL : https://moluch.ru/archive/149/ 42151/ (дата обращения 26.03.2019).
8. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре: лечение «заразной жадности» (13.03.2017). URL : http://communitarian.ru/publikacii/strategicheskoe_u pravlenie/opyt-borby-s-korrupciej-v-singapure-lechenie-zaraznoj-zhadnosti_13032017 (дата обращения 26.03.2019).
9. The Prevention of Corruption Act - POCA (1960). URL : https://sso.agc.gov.sg/Act/PCA1960 (датаобращения 26.03.2019).
10. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» (с
Таким образом, на основании проведенного исследования можно уверенно говорить о том, что проблема коррупции в современном мире является одной из ключевых и требует особого внимания со стороны государств. При этом борьба с коррупцией, по нашему мнению, должна осуществляться на национальном и международном уровнях путем принятия комплекса мероприятий, сочетающих как грамотно выстроенную правовую концепцию борьбы, так и эффективную дея-тельностьправоприменителей.
Literature:
1. Index of perception of corruption. 29.01.2019. URL : https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html (date of the address 26.03.2019).
2. In the apartment of the relative Zakharchenko found nine billion rubles (10.09.2016). URL : https://ria.ru/20160910/1476585489.html (date of the address 26.03.2019).
3. The Minister of Economic Development Ulyukaev is caught red-handed for a bribe
(15.11.2016). URL : https://ria.ru/20161115/14813 67907.html (date of the address: 26.03.2019).
4. Senator Arashukov was detained in the conference hall of the Federation Council (30.01.2019). URL : https://ria.ru/20190130/1550114059.html (date of the address 26.03.2019).
5. Abdurazakov M.V. The main directions of implementation of anti-corruption policy in Russia // Young scientist. 2018. № 21. P. 317-319. URL : https://moluch.ru/archive/207/50679/ (date of the address 26.03.2019).
6. Khabibulin A.G. Corruption as threat of national security: methodology, problems and ways of their decision // Magazine of Russian law. 2007. № 2. P. 46.
7. Bravilova A.B. Problems of application of the legislation on confiscation of property in criminal law // Young scientist. 2017. № 15. P. 226-229. URL : https://moluch.ru/archive/149/42151/(date of the ad dress 26.03.2019).
8. Experience of fight against corruption in Singapore: treatment of «infectious greed»
(13.03.2017). URL : http://communitarian.ru/publi kacii/strategicheskoe_upravlenie/opyt-borby-s-korrupciej-v-singapure-lechenie-zaraznoj-zhadnosti_13032017 (date of the address 26.03. 2019).
9. The Prevention of Corruption Act - POCA (1960). URL : https://sso.agc.gov.sg/Act/PCA1960 (date of the address 26.03.2019).
10. The decree of the Russian President of April 13, 2010 № 460 «About the National strategy of anticorruption and the National plan of anti-corruption
изменениями и дополнениями) // Российская газета от 15 апреля 2010 г. № 79.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 01.08.2014).
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № бЗ-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL : http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.03.2019).
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 11.03.2003) // СПС КонсультантПлюс. URL : http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=34595&base=LAW& from=315095-515&rnd=0.6030349344757#03589 803350728151 (дата обращения 26.03.2019).
for 2010-2011» (with changes and additions) // Rossiyskaya Gazeta of April 15, 2010. № 79.
11. The constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) // Official Internet portal of legal information. URL : http:// www.pravo.gov.ru (date of the address 01.08.2014).
12. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (edition of 27.12.2018) // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (date of the address 26.03.2019).
13. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 № 63-FZ (edition of 11.03.2003) // Union of Right Forces Consultant Plus. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&n=34595&base=LAW&from=315095-515&rnd=0.6030349344757#03589803350728151 (date of the address 26.03.2019).