Научная статья на тему 'Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы'

Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7202
897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / CORRUPTION CAUSES OF CORRUPTION / ABUSE OF OFFICIAL POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурцев Ю. А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррупции в России. Автор раскрывает основные причины и методы этого явления. Такой взгляд будет интересен специалистам, как в области юриспруденции, так и в области экономики и политологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION IN RUSSIA: CAUSES AND METHODS OF STRUGGLE

The article is devoted to actual the problem of corruption in Russia. The author reveals the main socio-economic reasons for this phenomenon. This view will be of interest to specialists in the field of jurisprudence and political science.

Текст научной работы на тему «Коррупция в России: причины возникновения и методы борьбы»

УДК 33

КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ

Бурцев Ю.А., профессор кафедры «Антимонопольного регулирования», ГОУВОМО «Московский государственный областной

университет»

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме коррупции в России. Автор раскрывает основные причины и методыэ-того явления. Такой взгляд будет интересен специалистам, как в области юриспруденции, так и в области экономики и политологии.

Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, использование должностных полномочий.

CORRUPTION IN RUSSIA: CAUSES AND METHODS OF STRUGGLE

Burtsev Y., professor, Antimonopoly regulation chair, SEIHEMR «Moscow State Regional University»

The article is devoted to actual the problem of corruption in Russia. The author reveals the main socio-economic reasons for this phenomenon. This view will be of interest to specialists in the field ofjurisprudence and political science.

Keywords: corruption causes of corruption, abuse of official powers.

Много говорится о борьбе с коррупцией. Неоднократно отмечался разрушительный характер существующей высокой коррумпированности на государственное развитие и устройство, мировоззрение граждан, на всю экономику в целом. Противодействие коррупции становится одной из самых злободневных задач и приоритетных направлений правовой реформы в России.

Коррупция в самом широком понимании - это использование служащим органавласти и управления своих властных полномочий в личных интересах, а также в интересахтретьих лиц или групп.

В современной научной литературе и в практике противодействия коррупциивыделяются различные ее виды.

Преимущественно акцентируется внимание:

• на политической коррупции

• экономической коррупции

• административной коррупции

• бытовой коррупции

• элитной коррупции

• национальной коррупции

• международной коррупции.

Все перечисленные виды коррупцииносят социально опасный характер, кроме того, они, так или иначе, взаимосвязаны.

Последствия коррупции непременно сказываются на уровне развития социальной иэкономической инфраструктуры государства. Наибольшую опасность несут в себеполитическая, административная, а также коррупция, которая имеет место в судебных иправоох-ранительных органах.

Уровень коррупции возрос за последние годынастолько, что данная проблема приобрела политический характер и стала весьма серьезнойугрозой национальной безопасности. Неслучайно Президент РФ В.В.Путин поставил вопрос борьбы с коррупцией на приоритетное место всвоей деятельности «...для свободного демократического и справедливого общества врагномер один - это коррупция», - отметил Президент.[1]

Сложившаяся противоправная обстановка, угрожающая национальной безопасности иэкономическому развитию нашей страны, не может длиться бесконечно. В настоящее времяроссийское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы скоррупцией. Совсем недавно подписан и ратифицирован целый ряд международныхдокументов в области борьбы с коррупцией, подготовлен и реализуется Национальный планпротиводействия коррупции, Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

Было отмечено, что в 2014-2015 гг. основные усилия правоохранительных органов по борьбе с коррупцией были сосредоточены на выявлении правонарушений в наиболее подверженных коррупции сферах: управления государственным имуществом, земельных правоотношений, разрешительных процедур, при проведении государственных закупок, контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности.

За 2014 г. правоохранительными органами выявлено свыше 32,2 тыс. преступлений коррупционной направленности. В первом полугодии текущего года зарегистрировано более 20,3 тыс. таких преступлений. Отмечается изменение структуры коррупционной преступности, смещены акценты на борьбу с наиболее значимыми и

опасными деяниями. Благодаря слаженной работе уполномоченных органов в первом полугодии 2015 года выявлено больше фактов взяточничества, особенно совершенных организованными группами, в крупном и особо крупном размерах, возросли суммы выявленных взяток.По результатам совместной работы в первом полугодии 2015 г. наблюдается рост количества уголовных дел, направленных в суды, и увеличение числа обвиняемых по уголовным делам коррупционной направленности. Значительный вклад в работу по противодействию коррупционным проявлениям внесли органы прокуратуры. Существенно возросла эффективность работы прокуроров по возмещению причиненного коррупционными правонарушениями материального ущерба (в 2014 году сумма предъявленных исковых требований увеличилась в 2,7 раза, в первом полугодии 2015 года - на 58,1 %). По материалам прокурорских проверок за полтора года возбуждено 6,5 тыс. уголовных дел рассматриваемой категории.[3]

Вместе с тем принятые меры нельзя назвать исчерпывающими, поскольку уровень коррупционной преступности в России продолжает оставаться высоким, а возникающие в практической деятельности проблемы требуют корректировки работы правоохранительных органов.По некоторым направлениям прокурорского надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью в 2014-2015 годах выявлено больше нарушений, чем в предыдущие отчетные периоды.Признанными лидерами среди чиновников-взяточников являются инспекторы ГАИ, а также служащие органов государственной власти иуправления, которые осуществляют контрольную или разрешительную деятельность.[2]

Но одним государствомпредпринимаемых мер, зачастую лишь в лице егоруководителей, усилий явно недостаточно - необходимо подключить к борьбе с коррупцией ииспользовать практически все институты гражданского общества, а также всех истинныхграждан России. Именно от непосредственного участия граждан зависит очень многое.

Предупреждение и пресечение коррупции - это общеюридическая проблема.Подчеркну, что нормы всех отраслей права должны быть задействованы в делепротиводействия коррупции, однако основными правовыми средствами, которые должныиспользоваться в деле предупреждения и пресечения коррупции в органах власти иуправления, должны быть именно административно-правовые средства.

Проблема коррупции часто освещается в СМИ, публичных выступлениях. Разрабатываются различные направления, методы борьбы с коррупцией.Но чтобы решать проблему, необходимо изучить её истоки, выявить причины возникновения коррупции в России

Причины возникновения коррупции:

«Главной причиной коррупции является то, что исполнительная власть попросту безответственна. В рамках действующей Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди, которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность испол-

нительной власти перед представительной властью,перед судебной, перед законом и обществом.» [5].

Сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции, имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей. Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с организационными недостатками, так и с низкой профессиональной компетентностью персонала. Провести грань между организационной неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

На сегодняшний день каждый четвертый россиянин лично сталкивается с

коррупционными рисками, оказываясь в двусмысленном положении, когда какой-нибудьчиновник нагло и спокойно вымогает у него неофициальное вознаграждение (взятку) заисполнение своих служебных обязанностей.. Вкоррупционноопасную обстановку чаще всего попадают наиболее обеспеченные и социальноактивные граждане. Именно они, обращаясь к чиновникам за теми или иными разрешениямиили административными услугами, становятся жертвами коррупции.

Однако высокий уровень коррумпированности доказывает необходимость изменений в существующей системе противодействия коррупции. Прежде всего, следует законодательными мерами повысить статус и ответственность государственных служащих.

Коррупция, как уже неоднократно подчеркивалось, серьезнейшим образом ослабляетгосударство, поэтому борьба с коррупцией является одним из приоритетных направленийгосударственной политики. Поэтому в механизме противодействия коррупции должны бытьзадействованы различные социальные средства и регуляторы, центральное место средикоторых должно занимать право.

В настоящее время выделяются методы в борьбе с коррупцией:

1. Формирование отрицательного отношения в обществе по направлению к коррупционному поведению.

2. Контроль, отвечающий за соблюдение Российского законодательства общественными и парламентскими институтами.

3. Поквартальный анализ правоприменительной практики с целью выявления нарушений, принятия необходимых мер, предупреждающих или устраняющих коррупционные нарушения.

4. Установление ответственности в качестве увольнения с занимаемой должности, освобождение от замещаемого поста или применение иных мер юридической ответственности. Наказание предусмотрено за непредставление или, наоборот, дачу заведомо ложных сведений о доходах, имуществе, расходах и обязательствах со стороны должностного лица, его супруги (супруга) и детей, не достигших совершеннолетия.

5. Проверка сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на определенный пост или замещение должности государственного или муниципального служащего.

6. Внедрение в кадровую работу государственных и муниципальных структур практики эффективного и безупречного исполнения чиновником своих должностных обязанностей.

Но наряду с борьбой с внешними проявлениями коррупции, следует проводить и профилактику коррупции, которая, как мы считаем, является более эффективной. Коррупцию невозможно ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями, более продуктивно устранение условий, ее порождающих. В сфере развития профилактических мер по борьбе с коррупцией, оправданным будет внедрение в систему стандартов высшего образование учебной дисциплины, направленной на формирование у студентов антикоррупционного мышления. Это внесение в учебный план дисциплины «Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления». В рамках данной дисциплины студенты изучают понятие, система, историко-правовые аспекты коррупции, её география, анализируются действующие нормативно — правовые акты РФ и других стран, выявляются меры борьбы с данным явлением. Эта полезная дисциплинадолжна получить ши-

рокого распространения. В настоящее время она изучается лишь на юридическом и экономическом факультетах, что является, на наш взгляд, не оправданным.

В Российской Федерации основным инструментов борьбы с коррупцией являются правоохранительные органы, в которых также существует высокая степень коррумпированности.

На нашвзгляд, коррупция в правоохранительных органах несет повышенную опасность для общества и государства, подрывая, в конце концов, безопасность страны в целом. Факт наличия коррупции в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Просто необходимо, чтобы правоохранительные органы были свободными от коррупции. Учитывая современные реалии, достичь такого результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем, правоохранительные органы не способны функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Итак, на лицо необходимость функционирования органа, способного реально внедрять в жизнь антикоррупционные меры.

Кроме того, возможно прибегнуть к опыту зарубежных стран. Так, в Сингапуре и США особое внимание уделяется этике поведения государственных служащих. Проводится конкурсный отбор на государственные должности, функционирует система серьезных мер уголовного наказания за коррупционные деяния, а также применяются санкции за отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Наряду с этим, государствами обеспечена независимость СМИ и судебной системы. Отметим, как положительную тенденцию то, что некоторый опыт данных стран используется и в России, например, ограничение деловой активности бывших государственных служащих в течение двух лет после их ухода в отставку. В российском законодательстве целесообразно сформировать правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по пресечению коррупции. Возможно и стимулирование такой деятельности посредством выплаты денежных вознаграждений. Однако обоснованным будет привлекать к ответственности за предоставление заведомо ложной информации о коррупции. [4]

В заключении можно сказать, что данное явление всегда будет существовать там, где существует государственное устройство, что победить коррупцию полностью невозможно. Однако уменьшить его масштабы реально. Для борьбы с каждым видом коррупции нужен системный подход, необходимо учитывать взаимосвязь между каждыми видами коррупции. Коррупцию невозможно побороть в отдельной сфере, только борьба со всеми ее проявлениями может изменить ситуацию к лучшему.

Литература:

1.Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 года №226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»

» [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.base. garant.ru

2.Маркин В. СКР, коррупция, уголовные дела. РосБизнесКонсалтинг, 1995-2015 [Электронный источник]. Режим доступа: http:// www.rbc.ru/rbcfreenews/54bdf9e09a794719313461e9.

3. Тиханов С. Непобедимое зло. Журнал «Эксперт» [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.expert.ru.

4. Борщев А. Н. Доклад «И опять о коррупции» [Электронный источник]. Режим доступа: http://borshev-a-n.livejournal.com.

5. Навальный А. Н. Правила жизни Алексея Навального. Журнал Esquire - Правила жизни [Электронный источник]. Режим доступа: http://esquire.ru/wil/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.