Научная статья на тему 'О современных механизмах совершенствования антикоррупционной деятельности'

О современных механизмах совершенствования антикоррупционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
894
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ / MECHANISMS TO FIGHT CORRUPTION / ИНДИКАТОРЫ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INDICATORS OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баланенко Е.В.

В статье рассматриваются современные механизмы совершенствования борьбы с коррупцией. Проанализировано антикоррупционное законодательство РФ. В статье акцентируется внимание на том, что необходимо посредством анализа реализованных уголовных дел коррупционной направленности сформулировать ᴎиндикаторы коррупционной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODERN MECHANISMS TO IMPROVE THE ANTI-CORRUPTION ACTIVITIE

The article deals with modern mechanisms to improve the fight against corruption. Analyze the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The article focuses on what needs to be realized through the analysis of criminal cases of corruption to formulate indicators of corruption

Текст научной работы на тему «О современных механизмах совершенствования антикоррупционной деятельности»

УДК 343.9

О СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ABOUT MODERN MECHANISMS TO IMPROVE THE ANTICORRUPTION ACTIVITIES

Баланенко Е.В. магистрант ЮРИУ РАНХ и ГС

Balanenko E.V. master

South - Russian Institute of Management Russian Academy of National Economy and Public Administration

В статье рассматриваются современные механизмы совершенствования борьбы с коррупцией. Проанализировано антикоррупционное законодательство РФ. В статье акцентируется внимание на том, что необходимо посредством анализа реализованных уголовных дел коррупционной направленности сформулировать ииндикаторы коррупционной деятельности.

Ключевые слова: управление; коррупция; антикоррупционная деятельность; противодействие коррупции; механизмы борьбы с коррупцией; индикаторы коррупционной деятельности.

The article deals with modern mechanisms to improve the fight against corruption. Analyze the anti-corruption legislation of the Russian Federation. The

article focuses on what needs to be realized through the analysis of criminal cases of corruption to formulate indicators of corruption.

Keywords: management; corruption; anti-corruption activities; anticorruption; mechanisms to fight corruption; indicators of corruption.

В современной России борьба с коррупцией и причинами ее возникновения все еще остается важной задачей государства. Тем более, что в настоящее время мы наблюдаем очередной всплеск финансового и экономического кризиса и прогнозируем рост коррупционных проявлений. Еще в 2010 г. В.И. Попов отмечал, что финансово-экономический кризис носит характер очередного коррупционного взрыва» [1]; на наш взгляд, это утверждение актуально и в настоящее время.В России коррупция относится к «традиционным» проблемам, борьбу с которыми правоохранительные органы ведут годами.

Коррупция как особое социальное явление существует в любом обществе, которое нуждается в управлении, и искоренить ее полностью невозможно. Российская Федерация относится к странам, в которых коррупция получила широкомасштабное распространение. Согласно данным международной организации Transparency International, ведущей сравнительные исследования коррупции и представляющей информацию об общем уровне коррупции различных стран в виде «Индекса восприятия коррупции» (ИВК), российское государство в рейтинге коррумпированности последние годы стабильно занимает низкие места. Например, в 1996 году Россия в этом индексе заняла 46 место из 54 стран, в 2000 году - 82 из 99, в 2004 году - 90 из 145, в 2008 году - 147 из 180, в 2009 году - 146 из 180, в 2013 году - 127 из 177 [2].

То, что Россия прочно застряла в нижней части списка, крайне отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на

общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.

Складывается впечатление, что приоритетом в противодействии коррупции выбраны громкие показательные процессы, которые при этом с большим трудом доводятся до конца. Бурные разоблачения под телевизионные камеры раз за разом превращаются в затяжные, уходящие в «никуда» расследования, зачастую, заканчивающиеся ничем. Благодаря такому уровню развития и степени распространенности коррупция оказывает негативное влияние на все стороны общественной жизни. Поэтому она справедливо может быть определена как одно из самых опасных и всепроникающих социальных явлений, представляющих угрозу национальной безопасности российского общества.

По мнению В.В. Путина, корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти. В.В. Путин отметил, что «власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали». Путин заявил, что масштабы этого явления будут сокращаться только по мере того, как в стране будут укрепляться право, институты демократии и цивилизованный рынок, а органы власти станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с её причинами.

Значимость нашего исследования проблемы усиливается и тем, что

исторически Россия переживает переходный период. В условиях

политической нестабильности, неразвитости и несовершенства

законодательства, неэффективной работы органов власти, слабости

институтов гражданского общества, неразвитой политической культуры

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

граждан и отсутствии прочных демократических традиций сложно разработать и реализовать на практике мероприятия, способствующие снижению распространенности коррупции в государственных структурах до уровня, не препятствующего поступательному развитию общества.

Поэтому всестороннее изучение сущности современных механизмов и инструментов противодействия коррупции на государственном и муниципальном уровне, а также анализ коррупции, причин ее возникновения и устойчивого воспроизводства, форм проявления коррупционных действий в современном российском обществе, а также обоснование на этой основе мер, способствующих ее преодолению, представляют собой важную проблему для социально-гуманитарного знания. Особенно необходимыми являются разработка и утверждение всероссийских индикаторов оценки антикоррупционной деятельности.

Основные принципы противодействия коррупции, прописанные в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» [3], а также положения о международном сотрудничестве в данной области особого интереса не представляют. Это классические положения, плавно перешедшие из Конституции и специальных кодексов.

Интересен предлагаемый Законом перечень мер по профилактике коррупции, да и само внимание к «поддержанию чистоты вместо авральной уборки» уже заслуживает уважения. Итак, профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих мер [4]:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных

требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или

муниципальных должностей и должностей государственной или

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности, непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Таким образом, Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план, Федеральный закон «О противодействии коррупции» изложили идеологическую, законодательную и организационную основу для формирования и развития специальных антикоррупционных механизмов,

действующих непосредственно в государственных органах и направленных на предупреждение коррупции.

Отметим, что круг профилактических мер достаточно широк.

1. Введенный институт декларирования доходов был подкреплен возможностью увольнения в связи с утратой доверия за неисполнение установленных в нем обязанностей [5]. На кадровые службы возложена обязанность обеспечения полноты, своевременности и достоверности предоставляемых сведений о доходах, проверка соблюдения антикоррупционных ограничений и запретов служащими (в том числе по собственной инициативе), взаимодействия с правоохранительными органами.

В государственных органах организуется работа по консультированию и правовому просвещению государственных служащих в вопросах противодействия коррупции. Установлен, хотя и половинчатый (не свыше трех тысяч рублей), но все же запрет на подарки государственным и муниципальным служащим в связи с их служебным положением.

2. Получил развитие институт урегулирования конфликта интересов на государственной службе, назначение которого заключается в выявлении и предупреждении на ранней стадии своекорыстных действий служащих вопреки интересам государства, общества, граждан. Набирает обороты деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Если в 2008 г. (год принятия первого Национального плана противодействия коррупции) такие комиссии были созданы в лучшем случае в половине органов исполнительной власти, то в 2010 г. комиссии были образованы во всех федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 2012-2013 гг. характеризовались возрастающей активностью комиссий по рассмотрению фактов предоставления недостоверных сведений о доходах, нарушений требований к служебному

поведению, непринятия мер по предупреждения и урегулированию конфликта интересов.

3. Постепенно входит в норму, хотя и не очень быстрыми темпами, реализация обязанности по уведомлению служащими руководства органов о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Порядок действий служащего и представителя нанимателя при выявлении таких фактов нормативно регламентирован. Предусматривается даже (хотя в большей степени декларативно) государственная защита лиц, сообщивших о коррупции.

4. Введена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов с тем, чтобы устранить правовую почву для коррупционных проявлений. Ее проведение реализуется как на ведомственной (т.е. внутри органов, разрабатывающих нормативные правовые акты), так и на вневедомственной основе (Генеральная прокуратура Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации), да еще с привлечением общественности (независимые эксперты).

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет, что противодействие коррупции включает в себя не только деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и институтов гражданского общества, организаций в пределах их полномочий. Закон предусматривает необходимость взаимодействия правоохранительных органов с общественными комиссиями, а также с гражданами и институтами гражданского общества по вопросам противодействия коррупции. В Национальном плане противодействия коррупции отмечена необходимость «создания системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества».

6. В настоящее время на федеральном, региональном имуниципальном уровне резко возросло число общественных организаций,

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

движений, непосредственно занимающихся вопросами противодействия коррупции. На федеральном уровне это Совет при Президенте по противодействию коррупции; Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы ФС РФ; Подкомиссии Общественной палаты РФ по проблемам противодействия коррупции в РФ; Национальный антикоррупционный совет и т.д. Вклад в решение проблем противодействия коррупции вносят Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» - Фонд ИНДЕМ; Центр антикоррупционных исследований и другие.

К основным принципам противодействия коррупции законодатель отнес (см. табл. 1):

Таблица 1

Основные принципы противодействия коррупции [61_

Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина

Законность

Публичность и открытость деятельности государственных органов власти и

органов местного самоуправления

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Комплексное использование политических, организационных, информационно-

пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер

Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции

Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными

организациями и физическими лицами

Следует отметить, что такие принципы, как признание обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов власти и местного самоуправления выделены законодателем в качестве

приоритетных принципов (в табл. 3 они выделены курсивом автором статьи). Законодатель регламентировал организационные основы противодействия коррупции, в наглядной форме они отражены в табл. 4.

На генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в пределах их полномочий возложена координация деятельности органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Представляется, что наиболее сложной задачей является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. В России большое количество людей заинтересованы либо в том, чтобы уклоняться от несения наказания за совершенное преступление коррупционного характера, либо в приобретении незаконных преференций через коррупционные схемы, или же смирились с вымогательством взяток за совершенно законные и адекватные действия со стороны чиновников.

Учитывая изложенное, необходимо, опираясь на антикоррупционное законодательство, (*) инициировать внесение корректив в информационно-пропагандистскую деятельность средств массовой информации, (*) выделить приоритеты и (*) разработать механизм жесткой публичной оценки коррупционных проявлений. Фактически речь идет о необходимости формирования системы мер, направленных на разрушение утвердившейся в информационном пространстве идеологии, располагающей к коррупции, аморальности и культу обогащения, в целях воздействия на нравственную ситуацию, питающую идеологию коррупции. Без этого поставленная Президентом России задача по устранению факторов, воспроизводящих коррупцию, будет невыполнима.

С.А. Воронцов [6] отмечает: для того, чтобы правовой механизм

противодействия коррупции был в основном сформирован, для того, чтобы

он работал продуктивно, необходимо посредством анализа реализованных

уголовных дел коррупционной направленности сформулировать индикаторы

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

коррупционной деятельности, ориентируясь на которые государство и граждане смогут развернуть системное противодействие коррупции. В частности, к подобным индикаторам можно отнести следующие действия (бездействие) чиновников:

1. Получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

2. Внесение денег на счет взяткополучателя (возможно, открытый взяткодателем).

3. Передача взяткополучателю расчетной (дебетовой) карты на сумму взятки.

4. Вручение взятки под видом гражданско-правовой сделки: дарение, взаймы, купля-продажа ценных вещей за бесценок, неравноценный обмен вещей, прием вкладов под высокие проценты, отпуск товаров по льготным (старым) ценам, иные сделки.

5. Пересылка предмета взятки по почте лично взяткополучателю или его доверенному лицу.

6. Заключение фиктивных трудовых соглашений и выплата взяткополучателю или его родным и знакомым (а также доверенным лицам) вознаграждения за якобы выполненную работу, работу по совместительству и т. д.

7. Незаконная выплата премий.

8. Выплата завышенных гонораров за лекции и консультации.

9. Выполнение для взяткополучателя безвозмездно или за явно низкую цену каких-либо работ хозяйственного назначения (ремонт квартиры, машины, изготовление мебели, пошив одежды и пр.).

10. Оказание материальной помощи.

11. Предоставление санаторных или туристических путевок бесплатно или со значительной скидкой.

12. Погашение несуществующего долга и выплата соответствующих сумм или «прощение» действительного долга.

13. Использование должностным лицом «своих» коммерческих структур - перепоручение им функций, относящихся к его компетенции. В подобных случаях чиновник однозначно дает понять обратившемуся к нему посетителю,что положительное решение вопроса возможно только после аудиторской проверки, консультаций, юридической оценки, проработки документов и тому подобных согласований с конкретной «фирмой». После оплаты «услуг» фирмы заинтересованным лицом чиновник получает причитающееся ему вознаграждение в той или иной форме уже непосредственно от «фирмы».

14. Неполный вывоз взяткодателем оплаченной продукции.

15. Издание книг неоправданно высоким тиражом и выплата неоправданно высокого авторского вознаграждения.

16. Передача взятки под видом выигрыша в карты, бильярд и другие игры, в том числе лотерею, под видом выигранного пари.

17.Угощение должностного лица в ресторане.

18. Организация специальных аукционов для должностных лиц с целью приобретения ими автомашин, антиквариата и других ценностей по минимальным ценам.

19. Оплата обучения детей и родственников должностного лица, содержание в элитных детских учреждениях.

20. Передача акций родственникам или доверенным лицам взяткополучателя.

21. Использование в целях, не связанных с исполнением должностных

обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения,

другого государственного имущества, а также передача их другим лицам.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2015

22. Разглашение или использование в целях, не связанных со службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставшей известной в связи с исполнением должностных обязанностей.

Подводя итоги, отметим, что для внедрения и успешного функционирования эффективных мер предупреждения коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления необходим периодический анализ зарубежного и отечественного опыта профилактики и пресечения коррупции, учет этого опыта в процессе совершенствования законодательства и практики применения антикоррупционных механизмов.

Список литературы:

1. Попов В.И. Преступность, угрожающая национальной безопасности России, М,: Изд-о СГУ, 2010. С. 170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Corruption Perception Index (Индекс восприятия коррупции) [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Транспаренси Интернешл. - Режим доступа: http://www.transparency.org

3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции».

4. Касьянов В.С. Формы, факторы и видовые признаки системной коррупции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №1. 2013. С.140.

5. Федеральный закон от 03.12.2012г. №230-Ф3 «Контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

6. Воронцов С.А. О совершенствовании мер по противодействию коррупции и антикоррупционному воспитанию государственных и муниципальных служащих // Правовые средства противодействию коррупции. Сборник материалов межрегиональной научно-практической

конференции. М.:ООО «Перо», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.