УДК 34 ББК 67
КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ НИКОНОРОВ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются различные подходы к трактовке понятия «коррупция», современное состояние, статистические данные по коррупции в целом и полиции в частности. Указывается на возможные пути устранения данного явления. Ключевые слова: коррупция, полиция, противодействие коррупции, бытовая коррупция.
Annotation. The article discusses various approaches to the interpretation of the concept «corruption», current status and statistics on corruption in General and police in particular. Indicate possible ways of dealing with this phenomenon. Keywords: corruption, police corruption, everyday corruption.
Одновременно, вступив на путь искоренения коррупции как явления в российском обществе, с учетом положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в Российской Федерации приняты ряд законов, направленных против коррупции.
Одним из основных нормативных правовых актов устанавливающим основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений принято считать Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1]. В данном Федеральном законе декларируется: «коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, либо совершение тех же деяний от имени или
в интересах юридического лица» [2]. Таким образом, приведенное понятие содержит основные виды деяний, признаваемых в Российской Федерации криминальными и соответственно круг лиц, подлежащих за их совершение наказанию.
Вместе с тем необходимо понимать, что помимо легального определения коррупции существуют и иные точки зрения, как научные, так и бытовые. В частности сложность проблемы определения однозначного определения коррупции — в разнообразии проявления ее форм: бюрократическая и политическая (коррупция чиновников и политического руководства), принудительная и согласованная коррупция, централизованная и децентрализованная [4]. Вместе с тем однозначного понимания коррупции в литературе не встречается.
Определенный интерес представляет бытовое понимание такого явления как коррупция, на наш взгляд являющееся индикатором уровня коррупционности в обществе. Так, среди населения наиболее устойчиво представление о коррупции как «взяточничество, т.е. получение взяток должностными лицами при выполнении своей работы или оказании тех или иных услуг (68,7%). Каждый второй опрошенный к коррупции относит злоупотребление служебным положением (58,5%). Распространенным мнением является представление о коррупции, как о вымогательстве (44,6%),
подношении подарков должностным лицам (31,8%) и использовании должностного положения и государственных средств в личных интересах (25,7%)» [3].
Еще в 2011 году по поручению Президента Российской Федерации Минэкономразвития оценило масштаб «бытовой» коррупции в стране. В исследовании участвовали 17,5 тыс. граждан из 70 регионов страны. Наиболее коррумпированными органами российские граждане назвали ГИБДД. Особенно резкий рост размера взяток был зафиксирован в дошкольных учреждениях, вузах, при обращении в милицию. В вузах при этом регистрировалось уменьшение годового коррупционного оборота. В то же время коррупционные доходы милиции и ГИБДД, напротив, существенно выросли. Наибольший масштаб коррупции отмечен в Южном округе. За ним следуют Северо-Кавказский и Центральный, где значения обобщенного индекса уровня коррупции существенно выше, чем в остальных округах [3].
Однако, по данным того же социологического исследования, указанного нами ранее, за 9 лет (20052013 г.г.), по мнению граждан, коррумпированность среди сотрудников ГИБДД стабильно снижалась (с 75,6% до 65,1%), но все же оставалась на довольно высоком уровне.
В целом, сказанное позволяет рассматривать коррупцию в органах внутренних дел, как разновидность коррупционной преступности.
Понятие «полицейская коррупция» появилась на рубежах 20-21 вв. Обратим внимание на мнение Мак-Малена [5], сформулировавшего следующее: «официальное лицо является коррумпированным, если получает денежное вознаграждение или материальные ценности за умышленное невыполнение своих служебных обязанностей, а также предоставляет необоснованное (несправедливое) предпочтение одной из сторон». Таким образом, приходим к выводу, что рассматриваемая проблема по своей сути не нова, но по-прежнему требует решения.
Известно, что на мнение людей по поводу коррумпированности какой-либо из структур влияет такой фактор, как частота обращений к тем или иным организациям или услугам. Органы внутренних дел, выполняя важнейшие задачи по таким направлениям как [6]: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного
движения; 8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспер-тно-криминалистической деятельности, безусловно сталкиваются с ситуациями, носящими коррупционный характер.
Условием, негативно влияющим на состояние антикоррупционной защищенности органов внутренних дел, является распространенная в общественных кругах практика подкупа и склонения сотрудников к совершению коррупционных действий [7]. Кроме того, существует понятие «долгой коррупционной памяти», когда единожды дав взятку, человек помнит об этом не один год, не принимая во внимание, что ситуация в данной структуре уже существенно изменилась [8].
Однако, за последние годы (в большей степени в 2015 году) согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «в России уменьшается число граждан, считающих, что органы власти являются сферой, наиболее пораженной коррупцией. Еще в марте на первое место местные власти ставили 34% респондентов, а в октябре — 17%. В отношении федеральных властей цифры изменились аналогично — с 17% до 9%. В итоге первую строчку в «антирейтинге» заняла ГИБДД (с марта по октябрь рост с 25% до 32%). В топ-3 также вошли полиция (21%) и сфера медицины (21%)» [9].
Выступая на расширенной коллегии МВД Владимир Путин подчеркнул, что борьба с коррупцией — одна из самых сложных тем. Курс на очищение рядов, заявил Президент, будет продолжен и полицию это касается в первую очередь. Серьезная проблема для экономики — коррупционное давление о стороны правоохранительной сферы. Нельзя этого не замечать. Но факты говорят и о том, что проблема еще далеко не решена, в том числе и в самой системе МВД [10].
21 августа 2015 года под председательством Руководителя Администрации Президента Сергея Иванова состоялось очередное заседание президиума Совета при Президенте по противодействию коррупции, на котором Министр внутренних дел Владимир Колокольцев представил доклад о результатах проводимой МВД России работы по противодействию коррупции в подразделениях ГИБДД, а также предложениях по совершенствованию этой деятельности [11]. Также Ми-
нистр внутренних дел сообщил, что в течение первого полугодия 2015 года к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений привлечено 519 (+5,5%) сотрудников ГИБДД, выявлен 221 (-27,8%) факт получения взятки сотрудниками Госавтоинспекции.
В качестве основных мер по искоренению фактов коррупции указаны «оснащение каждого патрульного автомобиля подразделений Госавтоинспекции средствами видеонаблюдения» и расширением сферы деятельности посредством электронных услуг, что свидетельствует о «фактическом отстранении» сотрудников ГИБДД от прямого контакта с гражданами.
Отметим, что в соответствии с законодательством [2] противодействие коррупции это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Однако, помимо действий, носящих юридическое значение, на наш взгляд, важно использовать и педагогические методы, направленные на воспитание не только «стражей правопорядка», но и других членов общества в целях формирования в каждом индивиде устойчивого антикоррупционного мировоззрения.
Таким образом, становится очевидным, отношение в обществе к коррупции зависит от ряда факторов и может меняться, однако в качестве «результатов» такого явления всегда выступают нарушенные права и законных интересов, что вызывает необходимость изучения проблемы коррупции в органах внутренних дел, выявления причин ее существования и поиска научно обоснованных решений по противодействию.
Литература
1. Российская газета от 30 декабря 2008 г., Федеральный выпуск № 4823 URL страницы: http://www. rg.ru/gazeta/rg/2008/12/30.html
2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции, ст. 1. URL страницы: http://base.garant.ru/12164203/
3. «Изучение мнения населения Республики Татарстан о коррупции» по результатам социологического исследования в 2014 году. URL страницы: http://nurlat. tatarstan.ru/rezultati-izucheniya-mneniya-naseleniya-i. htm Дата обращения 21.10.2015 г.
4. Ожиганов Э.Н. Понятие и структура коррупции. Сравнительный уровень коррупции в Российской Фе-дерации//Социология власти.-1999.-№1.-С.60-62.
5. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел: учебное пособие.-М.:ДГСК МВД России, 2014.328 с. с.-30
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Ст. 2. Собр. законодательства Российской Федерации -Информация о ходе реализации мер по противодействию коррупции за 2014 год в Министерстве внутренних дел Российской Федерации . URL страницы: https://mvd.ru/upload/site1/document_file/ hb5ynIbCII.pdf
7. «Российская газета» — Федеральный выпуск №6813 (242) Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6813 от 27 октября 2015 г. URL страницы: http://www.rg.ru/2015/10/26/korrupcia-site.html
8. Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6813 от 27 октября 2015 г. http://www.rg.ru/2015/10/26/ korrupcia-site.html
9. Официальный сайт СМИ «Первый канал». Выступление В.В. Путина на расширенной коллегии МВД 04.03.2015http://www.1tv.ru/news/crime/279030
10. Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://www.kremlin.ru/catalog/keywords/93/ events/50203