Научная статья на тему 'Коррупция в России'

Коррупция в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7293
685
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евстратьев Вячеслав Юрьевич

В статье рассматривается проблема коррупции в системе государственной гражданской службы. Акцентируется внимание на степени поражения органов государственной власти коррупцией, уровня доверия населения и государственным гражданским служащим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция в России»

УДК 316.624:316.343.656

ЕВСТРАТЬЕВ В.Ю. Коррупция в России

В статье рассматривается проблема коррупции в системе государственной гражданской службы. Акцентируется внимание на степени поражения органов государственной власти коррупцией, уровне доверия населения государственным гражданским служащим.

Ключевые слова: коррупция, доверие населения, государственная гражданская служба.

Одной из самых насущных проблем российского общества в целом и государственной гражданской службы в частности является проблема коррупции. Коррупция стала тормозом для ускоренной динамики развития страны, угрозой национальной безопасности, ведущим фактором низких темпов развития экономики, углубления социальной дифференциации общества. Не случайно президент в своем ежегодном Послании назвал коррупцию одним из самых серьезных препятствий на пути развития государства. Коррупция превратилась в системный фактор общественной жизни и определяется как подкуп и продажность должностных лиц, использование своего"чина" для незаконного получения (обогащения) имущества или прав на него, каких-либо услуг или льгот, включая и неимущественные. Данные криминальной статистики, социологические опросы и оценки экспертов показывают, что коррупция поразила практически все сферы, от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы. Поражение коррупцией властных структур неизбежно приводит к снижению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, стимулирует паразитирование незначительной части общества на проблемах и тяготах большинства, переводит нормальную систему взаимоотношений между людьми в теневую, зачастую криминальную сферу.

Несовершенство законодательства в настоящее время рассматривается как один из мощных факторов роста корруп-

ции. Нынешнее состояние коррупции в государственном аппарате во многом обусловлено давними тенденциями. Кроме того, оно связано с переходным этапом, который, как и в других странах в подобной ситуации, сопровождается ростом коррупции в системе государственной службы1.

Существует множество вариантов классификации причин, условий и факторов, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению. Так, О.Н. Ведерникова среди основных криминогенных факторов называет экономические причины и организационно-управленческие условия. При этом "экономические причины коррупции как вида корыстной преступности коренятся в фундаментальных социально-экономических проблемах жизни общества, оказавшегося неспособным сочетать экономический прогресс и частную собственность с социальной защищенностью людей". Среди многочисленных организационно-управленческих условий в качестве важнейшего отмечено "отсутствие эффективного финансового и иного государственного и общественного контроля над деятельностью должностных лиц"2. Причины коррупции могут быть политическими, экономическими, управленческими.

Г.А. Сатаров выделил из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции в современной России, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций стремительный переход к новой экономической системе, не подкрепленный необходимой правовой базой и пра-

№ 4 2009 г.

вовои культурой, отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций, а также распад системы контроля3.

Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, коррупция ведет к серьезным нарушениям прав и свобод граждан. Во-вторых, распространение коррупции серьезно дискредитирует государственный аппарат, подрывает его авторитет. В-третьих, указанное явление быстро распространяется в государственно-властных структурах. Данное обстоятельство в настоящее время признается учеными - юристами, социологами, работниками правоохранительных органов, представителями государственных органов власти.

Исходя из этого Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или)ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Для анализа состояния коррупции на государственной гражданской службе был проведен социологический опрос государственных гражданских служащих, представляющих органы исполнительной власти трех областей Центрального Федерального округа - Орловской, Брянской и Липецкой. Объем выборочной совокупности составил 347 респондентов, среди них: мужчин - 38,8%, женщин - 61,2%. Руководители и помощники руководителей (советники) составили 17,3%, специалисты -67,2%, обеспечивающие специалисты -15,5% от общего числа опрошенных.

Анкетой был предусмотрен ряд вопросов, ответы на которые позволяли оценить следующие стороны коррупции:

1. Уровень коррупции в стране и степень коррумпированности органов государственной власти различного уровня.

2. Причины коррупции и способы противодействия ей.

3. Готовность прибегать к коррупции или, напротив, готовность противостоять ей.

Респондентам было предложено оценить уровень коррупции в стране. В результате опроса оказалось следующее: 27,7% опрошенных считают, что уровень коррупции очень высок, 34% оценивают его как высокий, 19% респондентов полагают, что уровень коррупции средний, и лишь 1,7% оценивают его как низкий.

Опрос показал, что наблюдается явная зависимость в оценке уровня коррупции от занимаемой респондентом должности, а именно: чем выше должность государственного служащего, тем ниже доля ответов "высокий уровень коррупции". Так, среди руководителей, помощников руководителей и специалистов полагают, что уровень коррупции в стране "очень высокий", 20,7% и 25,8% соответственно, тогда как среди государственных служащих, занимающих должности обеспечивающих специалистов, доля выбравших данный вариант ответа составила 40,4%.

Коррупция многолика. Она - выражение индивидуальных и социальных интересов, она - отражение функционирования теневых рынков, она и среда социальной коммуникации. В той мере, в какой люди вынуждены или намерены прибегать к коррупции, они должны обладать пониманием коррупции как социального явления. В социологическом исследовании была поставлена цель проанализировать и измерить это свойство сознания респондентов.

Для выявления оценки респондентов в отношении инициатора вступления в коррупционные отношения был предложен вопрос: "Кто, с Вашей точки зрения, чаще всего является инициатором взятки?". Подавляющее большинство мужчин (42,1%) и женщин (55,8%), состоящих на государственной службе, считают, что инициатором взятки являются и граждане, и госслужащие в равной мере. Женщины в меньшей степени, чем мужчины, склонны возлагать вину за взяточничество на государственных служащих - лишь 6,7% представителей женского пола выбрали данный вариант ответа, среди мужчин этот показатель составил 9,8%.

Как показали результаты опроса, ни стаж работы, ни возраст не оказали значимого влияния на мнение респондентов

по этому вопросу. Однако прослеживается зависимость в ответах на этот вопрос от занимаемой должности респондентов: чем ниже занимаемая респондентом должность, тем чаще он обвиняет в факте взятки государственных служащих.

Какие же меры могут быть наиболее эффективны в борьбе с коррупцией? Вниманию респондентов были предложены девять вариантов мер по борьбе с коррупцией, из которых они должны были выбрать три наиболее, на их взгляд, действенных. Анализируя полученные данные, мы выявили, что приоритетными позициями госслужащие считают (по мере убывания значимости):

- принятие необходимых законов по борьбе с коррупцией (55,6%);

- ужесточение уголовной ответственности за коррупцию (46,1%);

- установление высоких социальных гарантий государственным и муниципальным служащим (36,3%);

- законодательные гарантии безопасности лица, давшего показания по факту коррупции, и членов его семьи (21,9%);

- проведение независимой экспертизы законопроектов на предмет коррупционных последствий (20,5%);

- широкое освещение антикоррупционной деятельности в СМИ (20,5%).

Наименьшей эффективностью в борьбе с коррупцией, по мнению респондентов,

обладают такие как:

- учреждение государственного комитета по борьбе с коррупцией (11,5%);

- принятие закона о лоббизме (8,9%) (рисунок 1).

60,0"

50,0"

хло,о-

я>

X 0)

з- 30,0«

х

го

20,0-

ю,о-

0,0-

Рисунок 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос "Какие меры могли бы быть наиболее эффективными в борьбе с коррупцией?", %

№ 4 2009 г.

Вопрос относительно отношения коллег к служащим, берущим взятки, неодинаково был воспринят мужчинами и женщинами. Если среди мужчин 48,4% взяточников открыто осуждают, то среди женщин доля выбравших этот вариант ответа составила 39,7%. Соответственно большая часть респондентов женского пола, нежели мужского, отметила безразличное или даже одобрительное отношение к коллегам, берущим взятки, - 40,2% и 32,8% соответственно.

Наблюдается взаимосвязь распределения ответов на данный вопрос с возрастом государственных гражданских служащих. Так, чем старше респонденты, тем чаще они выбирают вариант ответа "открыто осуждают": в возрастной группе государственных служащих до 30 лет -36,0%, в группе 40-49 лет - 54,3%.

Исходя из проведенного социологического исследования, можно сформулировать базовые основы путей преодоления коррупции. Это принятие закона "О лоббировании", который должен создать правовое поле для исключения коррупционных схем продвижения законопроектов, противоречащих интересам общества и государства, но обеспечивающих тем или иным структурам материальные и иные преимущества, а также блокирующих законопроекты, противоречащие групповым и корпоративным интересам; проведение антикоррупционной экспертизы с целью придания российскому законодательству антикоррупционной направленности; организация антикоррупционного мониторинга действующих правовых норм; ужесточение санкций за преступления против государственной службы.

Необходимо законодательное установление:

- жестких стандартов поведения государственных и муниципальных служащих,

четко сформулированных запретов и ограничений, связанных с прохождением службы, определение механизма исполнения этих запретов и ограничений, контроля за их соблюдением;

- запретов на использование государственным или муниципальным служащим атрибутов службы в личных целях, совмещение обязанностей по своей и нижестоящей должности;

- недопустимости в течение определённого периода, например трёх лет, перехода на работу в организацию, с которой деятельность чиновника была непосредственно связана в период его предшествующего пребывания на государственной службе;

- мер финансового контроля, применяемых не только непосредственно к государственному или муниципальному служащему, но и к членам его семьи;

- правовых норм о незаконном обогащении, в соответствии с которыми все доходы и состояние депутатов, государственных и муниципальных служащих всех уровней, ответственных должностных лиц правоохранительных, надзорных и контролирующих органов, судей стали абсолютно прозрачными; эти лица должны раскрывать перед обществом все свои доходы и расходы, и если они не соответствуют тем, которые данные лица имеют в силу занятия той или иной должности, они должны объяснить их происхождение.

1 Сидоров А.И. "Коррупция: и диагноз, и приговор" //Социологические исследования. 2008. № 2.

2 Ведерникова О.Н. Антикоррупционная политика России: с чего начать? // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 123.

3 Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета. 1998. 19 февраля. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.