Научная статья на тему 'Общественный контроль как институт гражданского общества: направления совершенствования противодействия коррупции'

Общественный контроль как институт гражданского общества: направления совершенствования противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / "ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ" / "ABUSE OF POWER" / GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Э. И.

В статье анализируются основные аспекты борьбы с коррупцией в органах государственного и муниципального управления, изучается понятие «коррупция», рассматриваются основные причины ее возникновения в органах государственной власти и изучается общественный контроль как реальный механизм гражданского общества. Делаются выводы о возможных путях совершенствования антикоррупционного законодательства в системе государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CONTROL AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY: DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

In article the main aspects of fight against corruption in bodies of the public and municipal administration are analyzed, the concept "corruption" is studied, the main reasons for its emergence in public authorities are considered and public control as the real mechanism of civil society is studied. Conclusions about possible ways of improvement of the anti-corruption legislation in system of the government are drawn

Текст научной работы на тему «Общественный контроль как институт гражданского общества: направления совершенствования противодействия коррупции»

УДК 328.185:351

PUBLIC CONTROL AS INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY: DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF COUNTERACTION OF

CORRUPTION

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Макаров Э.И.

Магистрант

ЮРИУ РАНХиГС

Makarov E.I.

Master

YURIU of RANEPA

В статье анализируются основные аспекты борьбы с коррупцией в органах государственного и муниципального управления, изучается понятие «коррупция», рассматриваются основные причины ее возникновения в органах государственной власти и изучается общественный контроль как реальный механизм гражданского общества. Делаются выводы о возможных путях совершенствования антикоррупционного законодательства в системе государственной власти.

Ключевые слова: коррупция, государственные органы, безопасность, противодействие, «злоупотребление властью».

In article the main aspects of fight against corruption in bodies of the public and municipal administration are analyzed, the concept "corruption" is studied, the main reasons for its emergence in public authorities are considered and public control as the real mechanism of civil society is studied. Conclusions about possible ways of improvement of the anti-corruption legislation in system of the government are drawn.

Keywords: corruption, government bodies, safety, counteraction, "abuse of power".

Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция существовала всегда, как только сформировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития.Проблема коррупции в России и в мире приобретает все более угрожающий характер. Она получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти.

Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти стала в российских СМИ характерной приметой времени. Громкие коррупционные скандалы прошедшего года затронули самые разные отрасли. Помимо прогремевшего оборонного ведомства в центре внимания СМИ и общества в 2012 году оказались: Минсельхоз, Минрегионразвития, Минкомсвязь, а также федеральный агентства Роскосмос, Ростелеком, Росгидромет, Росимущества и Росатом. За каждым делом — фигура уровня министра или крупного федерального чиновника и миллиарды, исчезнувших из государственного бюджета средств.

Причем коррупция в региональных органах власти оценена как одна из

самых объемных. В топ-10 регионального рейтинга коррумпированности

министров вошли: Московская область, Нижегородская область,

Хабаровский край, Республика Чувашия, Якутия, Ингушетия, республика

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

Башкортостан, Челябинская область, Архангельская область, Ростовская область.

Посление три года отечественной коррупционной практики в эшелонах государственной власти России свидетельствует о полном разложении властных структур на всех уровнях, что приводит к соединению государственнного аппарата с многочисленными преступными сообществами, в дальнейшем оказывающим существенное влияние на разрушение основ государственного строя. Государство сегодня сталкивается с большими проблемами в области коррупционных проявлений и можно сказать,что коррупция в системе государственных и муниципальных органов является самой болевой точкой в России. Налицо волна прокатившихся уголовных дел в отношении многих высокопоставленных лиц во властной структуре и Кремль вполне осознанно дает знать,что не будет препятствовать разоблачению коррупционеров любого уровня, включая и федеральный.

Зачастую можно заметить, что такие вопросы, как закупка товаров и услуг, сдача в аренду земли и недвижимости, различные привилегии и льготы являются проводниками коррупционных проявлений в региональных и муниципальных органах власти. Информация о таких злоупотреблениях является основной темой региональных и местных СМИ,

Как же граждане оценивают эффективность борьбы с коррупцией в России? Если в 2013 году россияне считали, что государственные антикоррупционные меры, по-прежнему, малоэффективны. Результаты интернет-опроса, проведенного Общественной палатой РФ показали, что 63% россиян считают, что уровень коррупции в 2013 году вырос (85% опрошенных, так или иначе, вовлекались в коррупционные отношения сами). Наиболее коррумпированными, по данным анализа обращений, поступивших в Общественную палату РФ от граждан в 2013 году, остаются ЖКХ, правоохранительные органы, в том числе ГИБДД и судебная система [1].

В 2014 году ситуация почти не изменилась. По мнению 41% россиян, руководство страны не выполняет свои обещания бороться с коррупцией. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). На вопрос: "Руководство страны постоянно говорит о необходимости борьбы с коррупцией. Видны ли вам результаты этой борьбы, скажем, за последний год или нет?" - 41% респондентов ответили, что никаких результатов нет, все остается как было.Еще 38% респондентов считают, что результаты есть, но они незначительные, 11% полагают, что ситуация становится только хуже, коррупция только усиливается.

Также ВЦИОМ выяснил относительно информированности россиян о коррупционном скандале в Министерстве обороны РФ. Согласно исследованию, за ходом расследования фактов коррупции в Минобороны в той или иной степени следят 58% россиян, однако в основном поверхностно (44%). Еще 32% сообщили, что не интересуются ходом расследования. А 7% впервые услышали об этих событиях в ходе опроса. (Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 30-31 марта 2014г ) [1].

Кроме того, интегральная качества работы правительства, измеряемая по шкале от 1 до 5 баллов, в апреле составила 3,21 балла (в сентябре 2012 года — 3,19 балла). Достижения работы правительства за год удачными назвали 20%, неудачными примерно столько же (около 20%) [2].

При этом социологи выяснили, что количество россиян,

разочаровавшихся в работе правительства, за год выросло в два раза. В

прошлом году работа правительства оправдывала ожидания 63%

опрошенных и не оправдывала у 17% россиян. Сегодня количество тех, кто

говорит, что правительство работает так же, как они ожидали, составляет

58%, тех, кто полагает, что правительство работает лучше, примерно столько

же, сколько и было - 5%, а тех, кто разочарован, стало примерно в два раза

больше - с 17% эта доля выросла до 31% [3].

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

Одна из ключевых задач в борьбе с коррупцией— формирование общественной атмосферы, в которой складывается уверенность, что ведется борьба с коррупцией. Такая общественная атмосфера может быть создана в результате усилий по представлению отдельных успехов в борьбе с коррупцией как составных частей единой стратегии. Частью этих усилий должна стать активная поддержка лидеров гражданского общества, пользующихся широким доверием [4].

Попытки борьбы с коррупцией осуществляются постоянно, но в результате только растет размер взяток, количество чиновников, вовлеченных в коррупционные отношения, их благосостояние и отток капиталов за границу.

Коррупция как айсберг - имеет «надводную» и «подводную» части.

«Надводная» часть - это то, что мы видим и с чем сталкиваемся в обычной жизни - взятки, подкуп, злоупотребления полномочиями или служебным положением, сложные коррупционные схемы, причины и возможности их совершения, роль различных институтов в формировании и усложнении таких схем и т.д.

«Подводная» часть больше и тяжелее, и, как айсберг водой, «пропитана» теми условиями, ресурсами, системами, которые вырабатывает внешняя среда. Это, прежде всего, менталитет, правовой нигилизм, неадекватность в восприятии принимаемых решений, финансовые потоки, а также деятельность криминальных структур, лоббистов, внедренных в стратегически важные структуры экономики и государственного управления, медиа - систем [5].

Противодействие коррупции - это деятельность государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по устранению причин коррупции, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

Оценивая насколько исполняются в федеральных органах государственной власти Федеральный закон «О противодействии коррупции» и иные антикоррупционные нормативные правовые акты, 40 % экспертов заявили, что в основном исполняются; 50,2 % полагают, что частично исполняются отдельные нормы; 8,2 % считают, что данные нормы в основном не исполняются.

Иного мнения придерживается 1,1 % респондентов:

1) антикоррупционное законодательство вообще не соблюдается;

2) антикоррупционные правовые нормы формально исполняются (исполняются лишь на бумаге).

По мнению опрошенных экспертов, запреты и ограничения, связанные с прохождением гражданской службы, государственными служащими соблюдаются в большинстве случаев - 60,3 % ответов; треть респондентов (33 %) считает, что иногда не соблюдаются; 4,2 % опрошенных полагает, что запреты и ограничения чаще всего не соблюдаются; а 1,1 % ответили, что они не соблюдаются вообще.

В числе наиболее часто встречающихся видов нарушений запретов и ограничений были названы [3]:

1. неуведомление об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений - 28,2 % ответов;

2. непередача в доверительное управление имеющихся акций - 25,6 %;

3. замещение должности государственной службы в случае близкого родства или свойства - 24 %;

4. конфликт личных и государственных интересов - 21,4 %;

5. нецелевое использование материально-технических средств, имущества - 13,5 %;

6. участие в управлении коммерческими организациями - 9,9 %;

7. осуществление предпринимательской деятельности - 8,8 %;

8. непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера - 4,2 %;

9. выезд за границу за счет средств физических и юридических лиц

- 1,5 %;

10. иное - 1,3 % (нарушения при приеме на госслужбу и др.).

Вопрос о степени распространения коррупция среди должностных лиц

вызвал затруднения у 32,6 % респондентов. Остальные ответы распределились следующим образом: практически все должностные лица совершают коррупционные деяния - 2,7 %; большинство должностных лиц совершают коррупционные деяния - 16,6 %; примерно половина должностных лиц совершают коррупционные деяния - 14,7 %; меньшинство должностных лиц совершают коррупционные деяния - 18,7 %; крайне незначительное число должностных лиц совершают коррупционные деяния -12,2 %.

В качестве примеров коррупционных правонарушений, наиболее часто встречающихся в органах государственной власти, в большинстве случаев приводились: использование служебного положения в личных целях; «телефонное право»; предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах; получение взятки; превышения и злоупотребления должностными полномочиями; незаконное выполнение иной оплачиваемой работы; протекционизм, землячество, работа в одном органе близких родственников; нарушения при проведении закупок, откаты; сдача в аренду госимущества, из корыстных соображений; лоббирование интересов коммерческих структур; неправомерное получение подарков, льгот, скидок; умышленное затягивание с исполнением госфункций; создание коммерческих организаций на подставных лиц и предоставление им преимуществ; покупка должностей; нецелевое расходование бюджетных средств; использование инсайдерской информации; конфликт интересов; использование должности, служебного удостоверения в личных целях.

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

В качестве мер, направленных на совершенствование профилактики коррупции в государственных и муниципальных органах власти, по мнению экспертов необходимо, в первую очередь, повышение уровня материального обеспечения государственных служащих (в том числе бывших) [6].

Вместе с тем, необходимо и ужесточение ответственности за коррупционные правонарушения, а также обеспечение ее неотвратимости. В качестве конкретных мер предлагается: оставить в УК РФ за коррупционные преступления только санкцию в виде лишения свободы; отменить возможность условного лишения свободы для коррупционеров; ввести полную конфискацию имущества; ратифицировать статью 20 Конвенции ООН о противодействии коррупции (криминализация незаконного обогащения).

Также достаточно большое количество экспертов высказались о необходимости совершенствования антикоррупционного законодательства; уточнения формулировок, устранения противоречий и пробелов в нормативных правовых актах; создания действенного механизма практической реализации антикоррупционных нормативных правовых актов.

В качестве одного из наиболее актуальных направлений совершенствования законодательства, с точки зрения респондентов, видится разработка конкретного (действенного) механизма проведения проверок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, в том числе уточнение перечня оснований для проведения проверки [7].

Предлагается также внесение изменений в законодательство, направленных на установление обязанности и механизма предоставления информации о доходах совершеннолетних детей, родителей, братьев и сестер, а также сожителей (по действующему законодательству государственные и муниципальные служащие сдают справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя лично, своего супруга и своих несовершеннолетних детей).

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

Вместе с тем помимо проверок справок о доходах многие эксперты считают необходимым осуществлять жесткий контроль и за расходами государственных служащих.

Исходя из того, что сотрудники подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений перегружены работой, для повышения эффективности их деятельности экспертами предлагается: дебюрократизировать борьбу с коррупцией (сократить отчетность и бумажную работу); перейти от формальной работе для показателей к реальной деятельности; собирать справки о доходах государственных служащих один раз в два года; освободить работников кадров, отвечающих за предупреждение коррупции, от выполнения других обязанностей.

Помимо этого респонденты полагают необходимым наделить большими полномочиями подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных правонарушений: дать им полномочия проводить оперативно-розыскные мероприятия; создать во всех федеральных органах исполнительной власти службы собственной безопасности; отменить обязательные справки о доходах и перейти к контролю за расходами. А также предоставить этим подразделениям большую самостоятельность: функции по профилактике коррупционных правонарушений должны осуществлять лица, неподконтрольные руководителю органа государственной власти; сделать кадровую службу автономной от руководителя федерального органа исполнительной власти; выделить работников, отвечающих за предупреждение коррупции в органе государственной власти, в самостоятельные подразделения, (не кадровые); увеличить численность работников специализированных кадровых подразделений.

Достаточно большое количество предложений направлено совершенствование деятельности органов государственной власти, в частности предлагаются: оптимизация работы государственных служащих (автоматизация, способствующая прозрачности деятельности); развитие

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

«электронного правительства»; сокращение руководящего аппарата; обеспечение реальных возможностей карьерного роста для государственных служащих; организация тщательного отбора кадров; обязательная проверка на полиграфе всех претендентов на руководящие должности; создание единого реестра уличенных коррупционеров; определить нормальный порядок передачи акций в доверительное управление; установить ответственность бывших государственных служащих за непредставление сведений о своем новом месте работы (в настоящее время существует лишь административная ответственность для работодателя за привлечение бывшего государственного или муниципального служащего к трудовой деятельности с нарушением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - ст. 19.29 КоАП РФ) [8].

Многие эксперты высказываются за морально-нравственное воспитание населения страны; антикоррупционное правовое просвещение государственных служащих и граждан; а также антикоррупционное воспитание, начиная со школьников.

Однако население надо не только воспитывать и просвещать, но и активно привлекать к борьбе с коррупцией; а также увеличить гражданский контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти.

Определенная часть экспертов считает, что для совершенствования профилактики коррупции в государственных и муниципальных органах власти необходима политическая воля руководства страны; надо бороться с коррупцией реально, а не декларативно; прекратить бумажную волокиту и начать реально бороться; начать борьбу с коррупцией с себя.

Некоторые респонденты считают, что в преодолении коррупции помогут лишь крайние меры: диктаторские меры со стороны Президента и Правительства страны; изменение госсстроя, госполитики и госидеологии.

Таким образом, следует отметить, что коррупция в органах государственной власти однозначно представляет собой большую социальную угрозу, так как она прямо или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и устои государственности. По масштабам распространенности коррупции в том или ином обществе и государстве делаются выводы о вероятности политических, экономических и социальных рисков, а также степени развития гражданского общества.

Коррупция чревата тяжёлыми последствиями для всех слоёв российского общества, она деморализует граждан и разрушает их доверие к государству, превращая его из средства сбалансированного обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого отстаивания интересов лишь отдельных узких групп за счёт остальной части общества.

Список литературы

1. Опрос: 41% россиян не видят результатов борьбы с коррупцией. РосБизнесКонсалтинг. Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20130412145043^Мт1

2. Работа кабмина оценена в целом на "тройку": 5 - у Шойгу, Ливанову - 2 РИА Новости Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://ria.ru/society/20130419/933609795.МтМх772К0Ш7Му

3. Общественное мнение. Социологи назвали самого популярного и непопулярного среди россиян министра. ООО Деловая газета «Взгляд». Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.vz.rU/po1itics/2013/4/19/629496.htm1

4. Доклад «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участие институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год» Электронный ресурс [Режим доступа: свободный] http://www.oprf.ru/1449/1471/newsitem/20151

Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 5 (январь-март) 2015

5. Противодействие коррупции в России: проблемы и перспективы. Сборник научных работ / под общ. ред. С.Б. Мурашова. - СПб.: Центр подготовки персонала ФНС России, г. Санкт-Петербург, 2012.- С.50-65.

6. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. №1 (25). С. 280-284.

7. Зрелое А.П. Обзор актуальных предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства // Гражданин и право. 2013. № 9. С. 84-94.

8. Коновалов В.А. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в системе публичной службы Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 6. С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.