ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Гришин Д. А.
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620099, Россия, г Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, [email protected]
Верховых А. Э.
оперуполномоченный, ГОРИ ОМВД России по г. Березовскому (Россия), 6240701, Россия, г. Березовский, ул. Исакова, 5,
УДК 351:328.185
ББК 67.401.02
Предмет. Явление коррупции в органах государственной власти, формулировка методов борьбы с коррупционными проявлениями в органах государственной власти.
Цель. Определение методов противодействия коррупции в органах государственной власти.
Методы. Основу работы составил общенаучный диалектический метод познания, который позволил рассмотреть систему органов государственной власти как динамичную категорию сквозь призму борьбы с коррупцией. Также в комплексе использовались функциональный, сравнительно-правовой и формально-логический метод познания.
Результаты. В работе сформулированы методы противодействия коррупции в органах государственной власти, что подтверждает значимость проводимого исследования.
Научная новизна. В работе нашли отражение способы и методы противодействия коррупции в органах государственной власти.
Ключевые слова: органы государственной власти, коррупция, общество, борьба с коррупцией, профилактика коррупционных правонарушений.
METHODS OF COMBATING CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES
Grishin D. A.
candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Legal Disciplines of Ural Institute of Management -branch, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russia), 620990, Russia, Yekaterinburg,
March 8 str., 66, [email protected]
Verkhovyh A. E.
operative authority, GORI OMVD of Russia in Berezovsky (Russia), 6240701, Russia, Berezovsky, Isakova str., 5,
Subject. The phenomenon of corruption in public authorities, the formulation of methods to combat corruption in public authorities.
Purpose. Determination of methods of combating corruption in public authorities.
Methods. The basis of the work was the General scientific dialectical method of cognition, which allowed to consider the system of public authorities as a dynamic category through the prism of the fight against corruption. The complex also used functional, comparative legal and formal-logical method of cognition.
Results. The paper formulates methods of combating corruption in public authorities, which confirms the importance of the study.
Scientific novelty. The work reflects the ways and methods of combating corruption in public authorities.
Key words: public authorities, corruption, society, fight against corruption, prevention of corruption offenses.
о см
О
■о «о о
à (D 0Q
4
t 3
3 a
£
©
Гришин Д. А., Верховых А. Э.
В настоящее время законодателем предпринимаются действия, направленные на выработку механизма, связанного с противодействием коррупции в органах государственной власти, тем не менее, некоторые проблемы и сложности все равно продолжают существовать. По нашему мнению, эффективность мер противодействия коррупции в органах государственной власти зависит от целого комплекса мер организационного, правового, политического и технического характера, которые в совокупности способны улучшить качество публичного управления.
Нами предлагается целый ряд изменений в систему борьбы и противодействия коррупции в органах государственной власти, что укрепит позиции должностных лиц и, возможно, позволит повысить уровень честности и прозрачности деятельности служащих:
1) Следует регулярно повышать осведомлённость должностных лиц о причинах и последствиях коррупционного поведения, проводить с ними соответствующие мероприятия, где служащие будут приобретать необходимые знания о взаимосвязи конфликта интереса и коррупционного правонарушения. Для этого требуется на региональном и местном уровне ежеквартально готовить материалы и предложения для должностных лиц. В ситуации с возникшим коррупционным правонарушением, предпочтительнее, чтобы о факте его возникновения сообщал сам служащий, однако, Т. В. Казина подчеркивает, что «представитель нанимателя или непосредственный руководитель служащего может узнать о конфликте из любых источников» [1, с. 10].
Необходимо на уровне всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления разработать соответствующие правовые акты, согласно которому служащие будут ежегодно отчитываться перед представителем нанимателя по результатам своих деклараций о доходах и иных сведений о финансовых поступлениях. При этом в обязательном порядке следует отслеживать своевременность опубликования таких сведений, которые должны быть доступными для всех желающих граждан.
Соответственно, у государственных служащих должно сформироваться негативное отношение к коррупционному поведению.
2) При приёме граждан на государственную службу и при формировании резерва следует региональным органам власти объединить силы с целью противодействия коррупции уже на первоначальном этапе [2, с. 56]. Для этого исполнительным органам власти, занимающимся вопросами региональной безопасности и противодействия коррупции, рекомендуется разработать ведомственный правовой документ, в котором будут отражены практические рекомендации для их действий:
• осуществление проверки сведений в отношении граждан, которые принимаются на службу, или претендуют на замещение должностей служащих;
• ежегодное проведение проверок соответствия служащих на предмет соблюдения ими запретов и установленных ограничений при исполнении возложенных обязанностей;
• своевременная и полноценная обработка уведомлений о случаях склонения служащих к коррупционным правонарушениям;
• ежемесячное проведение комплекса разъяснительных мер по недопущению государственными служащими и иными должностными лицами коррупционного поведения, которое может восприниматься окружающими как согласие в принятии взятки или просьба в её получении;
• ежемесячное осуществление мероприятий, касающихся выявления ложных сведений о расходах, доходах, обязательствах имущественного характера супругов и близких родственников.
3) В законах субъектов федерации, посвященных вопросам противодействия коррупции, следует сделать указание на необходимость предупреждения и предотвращения предконфликтных ситуаций, которые свидетельствуют о том, что уже сложились все условия для того, чтобы конфликт интересов возник. При возникновении предконфликтных ситуаций необходимо предусмотреть конкретный порядок действий для служащего, что позволило бы избежать возникновения непосредственного конфликта [3, с. 60]. Порядок предлагается следующий:
• при возникновении такой ситуации во всех случаях служащий обязан уведомлять представителя нанимателя;
• уведомление должно иметь письменную форму, либо форму докладной записки;
• уклонение от обязанности уведомления должно влечь для служащего дисциплинарную ответственность за совершение проступка;
• представитель нанимателя (непосредственный руководитель) должен провести со служащим разъяснительную беседу, выяснив обстоятельства дела и оценив возможные последствия предконфликтной ситуации;
• при необходимости следует созывать комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих, если предконфликтная ситуация коснулась не только одного служащего;
• на время проверки служащий должен быть отстранен на время от исполнения служебных обязанностей;
• после устранения последствий предконфликт-ной ситуации служащий может возвратиться к службе, однако, за ним в течение трёх месяцев должен осуществляться пристальный контроль со стороны руководителя.
Гришин Д. А., Верховых А. Э.
4) Отдельное внимание следует уделить реализации антикоррупционной политики в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных нужд. Для её полноценной реализации потребуется:
• усовершенствовать механизмы контроля организационно-правовых мер с целью минимизации коррупционных рисков;
• ежеквартально проводить мониторинг нарушений антимонопольного законодательства в сфере закупок;
• также следует позаботиться о выработке конкретного механизма, направленного на профилактику коррупционного поведения в сфере государственных закупок. Так, государственный контракт направлен непосредственно на удовлетворение государственных нужд, что неминуемо предопределяет его взаимосвязь с публичными нормами, ведь государственный заказчик фактически действует не в своих интересах, а от имени, в самом общем смысле, государства. Ряд авторов, в частности, А. Н. Чашин, настаивает на том, что на практике не выгоден такой вариант как включение проекта по будущему контракту в конкурсную документацию [4, с. 62]. Свою точку зрения отечественный правовед обосновывает следующим образом. Более правильно и рационально описать элементы структуры контракта, то есть назвать все значимые и существенные условия договора поставки, который будет заключен по результатам конкурса, нежели включать его проект в документацию. Ведь практика свидетельствует о том, что, несмотря на весь опыт в области заключения государственных контрактов, ошибок и помарок бывает весьма сложно избежать. Следовательно, если будет существовать утвержденная форма проекта контракта, то заказчик и поставщик лишаться законной возможности на уточнение и корректировку условий, касающихся уточнения условий контракта, если не принимать во внимание нарушение правил проведения конкурса.
Если же в конкурсную документацию включаются только существенные условия государственного контракта, то при разработке самого контракта и определении его условий у заказчика есть небольшое поле для маневров - путем проведения переговоров с поставщиком, выигравшим конкурс [5, с. 41];
• следует продолжать развивать электронные торги как средство минимизации коррупционных рисков;
• раз в полгода департаментам по конкурентной политике и региональной безопасности и противодействия коррупции на уровне субъектов федерации необходимо организовывать регулярные обучающие семинары, опросы и осуществлять обмен опытом по вопросам противодействия коррупции между представителями коммерческих и общественных организаций,
государственными служащими, которые отвечают за закупочную деятельность.
5) Необходимо планомерно и целенаправленно обучать должностных лиц по программам противодействия коррупции, создавать условия для повышения уровня их правосознания и популяризации антикоррупционных стандартов поведения служащих, учитывая при этом международные акты в области противодействия коррупции. Для этого необходимо разрабатывать обучающие семинары, проводить занятия (в том числе и дистанционные), по вопросам организации деятельности по противодействию коррупции и условиях наступления ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
6) Также важно заниматься вопросами антикоррупционного просвещения среди государственных служащих и населения. Для этого потребуется:
• регулярно органам исполнительной власти проводить мониторинг применения законодательства о противодействии коррупции для выявления противоречий, избыточных норм, сложных для восприятия положений, которые только укрепляют правовую неграмотность;
• внедрять в процесс обучения элементы из сферы противодействия коррупции, которые позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение и повысить общий уровень правосознания и правовой культуры;
• органам исполнительной власти следует проводить «прямые линии» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения;
• органам исполнительной власти необходимо организовать размещение на официальных сайтах органов власти необходимой информации об основных направлениях деятельности в сфере противодействия коррупции в доступной форме;
• необходимо организовать работу со средствами массовой информации для регулярного освещения результатов антикоррупционной политики.
Следовательно, в настоящее время механизм предупреждения и предотвращения коррупционного поведения в органах государственной власти зависит от решения множества проблем в информационной, культурной, политической сфере. Законодатель активно предпринимает различные действия, однако, в полной мере говорить о качественном механизме урегулирования коррупционного поведения еще рано. Однако устранение выявленных нами проблем позволит, отчасти, улучшить ситуацию.
Литература:
1. Казина Т. В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государствен-
Гришин Д. А., Верховых А. Э.
ная власть и местное самоуправление. 2015. № 9. С. 10-16.
2. Мигущенко О. Н. Методологические основы предупреждения преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2018. № 7. С. 56-60.
3. Кирпичев А. Е. Государство, муниципальные образования, органы власти как стороны предпринимательских обязательств // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2013. № 3. С. 62-65.
4. Чашин А. Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2015. 414 с.
5. Головлев Ю. В., Клоков С. Н. Проблемы квалификации и документирования преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2018. № 8. С. 41-45.
References:
1. Casina T. V. Conflict of interest in the system of state civil service // State power and local self-government. 2015. № 9. P. 10-16.
2. Migushenko O. N. Methodological basis of prevention of corruption crimes // Russian investigator. 2018. № 7. P. 56-60.
3. Kirpichev A. E. The State, municipalities, public authorities as the business obligation // Municipal service: legal issues. 2013. № 3. P. 62-65.
4. Chashin A. N. Corruption in Russia: strategy, tactics and methods of struggle. M.: Business and Service, 2015. 414 p.
5. Golovlev Yu. V., Klokov S. N. Problems of qualification and documentation of corruption crimes // Russian investigator. 2018. № 8. P. 41-45.