ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
А. В. Иванов
Отношение гражданских служащих к проявлениям коррупции в органах государственной власти
Рассматриваются результаты проведенного автором социологического опроса государственных гражданских служащих на тему их отношения к проявлениям коррупции в органах государственной власти. Интерпретируются первичные данные опроса по следующим показателям: степень распространенности коррупции, факторы и формы коррупционных проявлений, предпочтения в отношении мер по противодействию коррупции.
Ключевые слова: коррупция, коррупционные проявления, факторы и формы
коррупционных проявлений, степень распространенности коррупции, предпочтения в отношении мер по противодействию коррупции, коррупция в обществе, коррупция в государственном управлении, коррупция в органах государственной власти.
Важную роль в изучении проблем, свя- коррупционных взносов в годовом доходе занных с отношением гражданских служа- гражданских служащих. щих к проявлениям коррупции в органах Качественные показатели характеризуют государственной власти, играют социоло- степень распространенности коррупции гические опросы. При этом выделяются ко- в органах государственной власти; фак-личественные и качественные показатели торы и формы коррупционных проявлений; коррупционных проявлений. К первым от- меры по противодействию коррупции в ор-носятся степень охвата бытовой коррупцией ганах государственной власти; уровень кор-(доля государственных служащих, хотя бы рупции в органах государственной власти; раз попадавших в коррупционную ситуацию, уровень коррупции в отдельных органах гото есть когда они понимали, что вопрос мож- сударственной власти (министерстве, службе, но решить только с помощью взятки, подарка агентстве); рейтинг ведомственных подразде-независимо от того, как на деле он решался); лений по уровню коррумпированности; пред-степень готовности к бытовой коррупции почтения государственных служащих относи-(доля государственных служащих, которые тельно отдельных антикоррупционных мер. пошли на коррупционную сделку); средний Определение количественных и качествен-размер неформального платежа в сфере бы- ных показателей по результатам социологиче-товой коррупции; средняя величина доли ских опросов позволяет объективно оценить
Анатолий Викторович Иванов — доктор социологических наук, профессор кафедры «Государственная служба» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. E-mail: [email protected]
отношение гражданских служащих к проявлениям коррупции в органах государственной власти. С учетом данных положений в сентябре 2011 года был проведен социологический опрос государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на тему их отношения к проявлениям коррупции в органах государственной власти1. В опросе участвовали 90 человек. Подавляющее большинство опрошенных респондентов имели достаточный для участия в экспертных оценках возраст: от 31 года до 40 лет (30 %) и от 51 года до 60 лет (35,6 %). Более половины опрошенных имели срок службы от 6 до 15 лет, у 24,4 % срок службы в занимаемой должности составил от 6 до 10 лет. Выборку можно считать репрезентативной, так как более половины опрошенных принадлежали к категориям руководителей и помощников, остальные — к категориям специалистов и обеспечивающих специалистов. Более 70 % респондентов занимали высшие, главные или ведущие должности. Поэтому мнение участников социологического опроса можно рассматривать в качестве экспертного, обеспечивающего достоверность результатов опроса.
По мнению опрошенных гражданских служащих, основные факторы, оказывающие влияние на рост коррупции в России, — это снижение уровня нравственности населения (30 %) и низкий уровень его доходов (6,7 %).
Более половины опрошенных (53,3 %) считают коррупцию в органах государственной власти средством незаконного обогащения
должностных лиц, а каждый четвертый (24,4 %) оценивает ее как негативное и неизбежное явление. Отрицательное отношение к проявлениям коррупции в органах государственной власти высказали около 80 % опрошенных гражданских служащих. То есть, с одной стороны, значительная часть опрошенных отрицательно относится к проявлениям коррупции в органах государственной власти, а с другой — только четверть опрошенных считает коррупцию негативным неизбежным явлением. Такое двойственное отношение к проявлениям коррупции говорит о необходимости усиления антикоррупционной пропаганды в органах государственной власти.
В табл. 1 представлены результаты оценки участниками опроса степени распространенности коррупции в обществе, в сфере государственного управления и органах государственной власти.
Согласно приведенным в таблице данным, более 60 % гражданских служащих считают, что наиболее распространена коррупция в обществе в целом (степень распространения в обществе сочли высокой 45,6 % опрошенных, очень высокой — 17,8 %) и в сфере государственного управления (высокой степень коррупции считают 38,9 % респондентов, очень высокой — 28,9 %). В то же время почти треть респондентов (32,2 %) полагает, что в их ведомстве коррупции нет. Следовательно, для снижения уровня коррупции в органах власти нужно вести борьбу с коррупцией в обществе и в системе государственного управления.
Таблица 1
Оценка степени распространенности коррупции
Сфера распространения коррупции Степень распространенност (% опрошенных и коррупции
очень высокая высокая средняя низкая коррупции нет затрудн. ответить
В обществе в целом 17,8 45,6 27,8 2,2 2,2 4,4
В сфере государственного управления 28,9 38,9 21,1 3,3 1,1 6,7
В вашем органе государственной власти 6,7 7,8 15,6 30,0 32,2 7,8
1 Социологический опрос проведен в сентябре 2011 г. заведующим кафедрой «Государственная служба» профессором Беляевым А. М. и профессором кафедры Ивановым А. В.
По мнению опрошенных, коррупционным проявлениям в органах государственной власти способствуют следующие основные факторы:
• низкий уровень оплаты труда государственных служащих (41,1 %);
• слабая организация борьбы с коррупцией в органах государственной власти (20 %);
• низкое качество подбора и расстановки кадров на руководящие должности (18,9 %);
• низкий уровень ответственности за совершение коррупционных действий (11,1 %).
Следует отметить, что около 90 % респондентов знакомы с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Но эти комиссии не в полной мере выполняют возложенные на них функции, их работа носит в основном формальный характер. Поэтому только 64,4 % опрошенных уверены в том, что коррупцию в сфере государственного управления можно минимизировать, и лишь 15,6 % утверждают обратное.
Коррупционные проявления в органах государственной власти чаще всего встречаются в следующих формах: передача денежных
средств (16,7 %), вручение подарков (11,1 %), оказание встречных услуг (4,4 %).
В табл. 2 представлено мнение участвовавших в опросе гражданских служащих о том, какие меры следует принять для противодействия коррупции.
Таким образом, опрошенные гражданские служащие наибольшее предпочтение отдали следующим мерам по противодействию коррупции:
• ужесточение уголовного наказания за совершение коррупционных действий (за эту меру ратует почти треть опрошенных);
• совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативных и правовых актов в области государственной службы;
• наделение компетентных органов дополнительными полномочиями;
• повышение денежного содержания госслужащих;
• реорганизация структуры органов исполнительной власти.
Степень удовлетворенности гражданских служащих различными аспектами, связанными с государственной службой, представлена в табл. 3.
Таблица 2
Предпочтения в отношении мер по противодействию коррупции в сфере государственного управления
Меры по противодействию коррупции Степень предпочтения (% опрошенных)
Ужесточение уголовных наказаний за совершение коррупционных действий 26,7
Совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативных и правовых актов в области государственной службы 24,4
Наделение компетентных органов дополнительными полномочиями 20,0
Повышение денежного содержания госслужащих 10,0
Реорганизация структуры органов исполнительной власти 8,9
Легализация менее социально опасных разновидностей коррупции (чаевые, подарки) 5,6
Поощрение добровольных информаторов о фактах коррупции 2,2
Обеспечение понимания всеми госслужащими, что данное явление губительно для отечественной экономики 1,1
Результаты опроса гражданских служащих положением (52,2 %), жилищно-бытовыми услови-
свидетельствуют о высокой степени неудовлет- ями (33,3 %), организацией досуга и отдыха (30,0 %),
воренности следующими аспектами: уровнем соблюдением регламента служебного времени
денежного содержания (65,6 %); материальным (16,7 %), организацией делопроизводства (22,2 %).
Таблица 3
Удовлетворенность служащих различными аспектами государственной службы
Аспект государственной службы Степень удовлетворенности (% опрошенных)
I <и о. о ш о § о а скорее удовлетворен и да, и нет скорее не удовлетворен абсолютно не удовлетворен
Материальное положение 1,1 5,6 5,6 35,6 52,2
Уровень денежного содержания 1,1 2,2 1,1 30,0 65,6
Жилищно-бытовые условия 6,7 22,2 21,1 16,7 33,3
Организация досуга и отдыха 10,0 26,7 10,0 23,3 30,0
Соблюдение регламента служебного времени 16,7 44,4 13,3 8,9 16,7
Организация делопроизводства в органе государственной власти 16,7 30,0 10,0 21,1 22,2
Отсюда можно сделать вывод: объективной удовлетворенность гражданских служащих ус-предпосылкой к коррупционным проявлениям в ловиями, связанными с прохождением ими госу-органах государственной власти является не- дарственной гражданской службы.
Литература
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».