Даци ГАДЖИЕВ, Махач ГАДЖИЕВ
КОРРУПЦИЯ: ОБЩЕРОССИЙСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
В статье рассматриваются некоторые общесоциальные причины углубления и расширения коррупции в различных сферах общественной жизни как в России в целом, так и в Республике Дагестан, исходя из оценок, выраженных в посланиях Президента Российской Федерации и Президента Республики Дагестан.
In the article some all-social reasons of the corruption intensification and broadening in various public life spheres in Russia as well as in the Republic of Dagestan, manifested in the Messages of the President of Russia Federation and the President of Republic of Dagestan, are being considered.
Ключевые слова:
коррупция, субъекты коррупции, коррупционные деяния, предупреждение коррупции; corruption, subjects of corruption, corruption acts, corruption prevention.
ГАДЖИЕВ
Даци
Магомедович — к.ю.н., доцент кафедры уголовноправовых дисциплин Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Минюста России dmgаdzhiev@ yandex.ru
ГАДЖИЕВ Махач Дациевич — аспирант кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 дается следующее определение коррупции: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Общепризнанным считается, что коррупция — это торговля властью, торговля властными полномочиями. Власть — это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Полномочия — это права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом.
Современная коррупция несравнима с коррупцией советского периода ни по кругу лиц, ни по масштабу, поскольку в настоящее время она несет серьезную угрозу общественному строю и государству. Полагаем, что если в настоящее время не принять упреждающих мер различного характера, то негативные последствия торговли властью и властными полномочиями могут парализовать деятельность органов власти, управления и привести к разрушительным последствиям. Виды преступлений коррупционной направленности включают 60 статей УК РФ1.
Усилению коррупционных проявлений в России, наряду с иными причинами, способствовали непродуманные и поспешные меры по переводу экономики России на рыночный путь развития.
Эти ошибки признаны политическим руководством страны, обозначены в посланиях Президента России Федеральному Собранию РФ и высказаны в публичных оценках.
На наш взгляд, Послание является документом тактикостратегического характера, где акцентируется внимание на безотлагательных проблемах, в т.ч. криминального характера, вскрываются
1 Указание Генпрокуратуры РФ, МВД России № 187/86/2 от 30.04.2010 «О внесении изменений в Перечни статей УК РФ, используемые при формировании статистической отчетности».
их причины и даются рекомендации по нейтрализации подобных негативных явлений.
В посланиях Председателя Государственного Совета и Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан приводятся региональные особенности проявления коррупции, вскрываются их причины и намечаются меры по дальнейшему сужению коррупционной сферы в республике.
Приведем хронологию некоторых факторов, способствовавших, на наш взгляд, расширению масштабов коррупции в стране и республике, исходя из анализа Посланий федерального и регионального уровня (Республика Дагестан).
1988—1990 гг. Значительная часть кооперативов служила средством обращения безналичных государственных средств в наличные с целью их последующего расхищения или прикрытием для «отмывания» преступно нажитых бандитско-рэкетирскими структурами капиталов.
1991 г. Приватизация, проводимая ускоренными темпами, оказала влияние на рост вымогательства взяток со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений.
1992 г. Проникновение криминала в экономику привело к повсеместной бесхозяйственности, росту латентности взяточничества, потере органами власти контрольных функций.
1993 г. Началась криминализация потребительского рынка, отмечался рост незаконного предпринимательства и уклонения граждан и физических лиц от налогов.
1994 г. Отмечалось большое падение производства. В сжатые сроки была проведена приватизация. Криминальные структуры старались установить контроль над различными сферами экономики.
1995 г. Происходит сращивание экономической и общеуголовной преступности.
1996 г. Идет процесс криминализации хозяйственной деятельности. Правительству РД не удается создать эффективную систему управления принадлежащей государству собственностью, контроля за использованием бюджетных средств. Продолжается криминализация экономики, незаконное обогащение и извлечение неконтролируемых доходов.
1997 г. Признается построение в стране рыночной экономики. Обостряется проблема коррупции в государственном аппарате.
1998 г. Продолжается нецелевое использование бюджетных средств.
1999 г. Подорвано доверие общества к государству.
2000 г. Министерства и ведомства не в полной мере выполняют возложенные на них функции по контролю за обеспечением сохранности государственной собственности и возмещению материального ущерба. Не принимаются меры для привлечения должностных лиц к ответственности за преступные связи с криминальными структурами и организациями, преступными группами.
2001 г. Неудовлетворительной остается работа по выявлению уклонений от налогов и других сборов, особенно среди наиболее крупных налогоплательщиков.
2002 г. В Дагестане экономическая преступность способствует развитию общей преступности. Правоохранительные и контролирующие органы республики не принимают адекватных мер по противодействию этому процессу.
2003 г. Экономическая преступность остается одним из основных факторов, мешающих нормальному функционированию институтов государства, препятствием на пути оздоровления социальноэкономической ситуации в Дагестане.
2004 г. Отсутствует целостная система борьбы со злоупотреблениями и должностными преступлениями, прежде всего в органах государственной и муниципальной власти, правоохранительных, судебных и контролирующих органах. Борьба с коррупцией не носит целенаправленного и наступательного характера.
2005 г. Не удалось добиться социальной ответственности бизнеса.
2006 г. Усиливается необходимость консолидации общества в борьбе с коррупцией. Сохраняется тревожная тенденция увеличения количества тяжких и особо тяжких преступлений. Борьба с преступлениями экономической направленности остается малоэффективной.
2007 г. Не осуществляется действенная борьба с теневой экономикой, криминальными методами конкуренции на рынке. Не сделаны выводы из критических замечаний, содержавшихся в предыдущем Послании, касающихся борьбы с коррупцией, клановостью, нецелевым использованием, хищением государственных и муниципальных бюджетных средств.
2008 г. Необходима бескомпромис-
сная борьба с преступностью, коррупцией, легализацией теневой экономики. Усилия судейского сообщества должны быть направлены на предотвращение коррупции в своей среде.
2009 г. Уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен. Коррозия публичной власти, неповоротливость аппарата управления приводят к утрате доверия граждан к государству.
2010 г. Возникает общее понимание необходимости заниматься реальной борьбой с коррупцией в Дагестане.
15 декабря 2010 г. прошел Съезд народов Дагестана, который принял курс на обеспечение безопасности, борьбу с коррупцией и криминалом, экстремистскими и террористическими группировками, сеющими смерть, стремящимися подорвать общественно-политическую стабильность в республике, нарушить единство и целостность Дагестана. Съезд потребовал от органов государственной власти и местного самоуправления, гражданских институтов консолидировать усилия в целях предупреждения экстремизма и терроризма.
В последнем послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан отмечалось, что коррумпированные чиновники, нечестные прокуроры и судьи, недобросовестные милиционеры, по сути, являются пособниками преступников и экстремистов.
Следует отметить, что 76% опрошенных дагестанцев считают, что коррупцией охвачены все сферы жизни, а 85% — что все должностные лица берут взятки1.
Рассматривая взяточничество как одну из составляющих преступлений коррупционной направленности, можно дать общую характеристику коррупционных деяний и структуру лиц, получающих взятки в Дагестане, исходя из проведенного мониторинга взяточничества за последние 20 лет.
Необходимо отметить, что взятки получают:
1) работники правоохранительных органов — за укрытие совершенного преступления и прекращение уголовного дела; неза-держание автотранспорта с рыбой осетровых пород и освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления; перевод осужденного на облегченные
1 Магомедов М.М. Работать как одна команда.// Дагестанская правда, 2010, 5 марта. С.2
условия содержания, предоставление отпуска осужденному и продление его; пропуск транспорта без регистрации и составление выгодного лицу заключения по дорожнотранспортному происшествию; освобождение гражданина от уголовной ответственности и не привлечение к уголовной ответственности др.;
2) медицинские работники — за выдачу справок без прохождения медосмотра, а также с целью освобождения от призыва на службу в ряды Вооруженных сил РФ; установление инвалидности и оказание медицинской помощи; выдачу медицинского заключения в пользу лиц, находящихся в нетрезвом состоянии и доставленных для освидетельствования в наркологический диспансер; за оказание содействия в переводе психически больных из психбольницы в пансионаты милосердия и т.д.;
3) работники образовательных учреждений — за повышение тарификационного разряда и выдачу свидетельств и аттестатов об окончании школ и автошкол без прохождения учебы;
4) руководители и работники высших и средних специальных учебных заведений, ответственные секретари приемных комиссий, преподаватели и иные работники — за сбыт дипломов об окончании вузов и средних специальных учебных заведений; за сдачу и пересдачу экзаменов и кандидатского минимума; содействие абитуриентам при поступлении в вуз; незаконное предоставление комнат на базах отдыха вузов и т.д.;
5) главы администраций муниципальных образований, работники райкомзема, управлений торговли, социальной защиты населения и иные лица — за отвод земельных участков под строительство жилых домов; сокрытие убытков сельскохозяйственного производства при прокладке нефтепроводов; незаконное утверждение актов обследования жилых домов на степень причиненного ущерба после землетрясения; неправомерное выделение дотаций на перегон скота; не увольнение с работы; оказание содействия в получении разрешения на право торговли и т.д.;
6) работники пенсионного фонда — за перерасчет и незаконное назначение пенсий;
7) работники аппарата районных федеральных судов — за выдачу фиктивных справок о решении судов;
8) работники горрайвоенкоматов — за
выдачу военного билета без прохождения воинской службы (60—100 тыс. руб.)
9) работники отделов по трудоустройству центров занятости — за незаконное оформление пособий по безработице;
10) работники территориальных избирательных комиссий — за отказ от участия в работе избирательных комиссий;
11) работники налоговых инспекций и полиции — за сокрытие выявленных нарушений налогового законодательства и укрытие налогов в результате незаконной предпринимательской деятельности;
12) должностные лица муниципальных унитарных предприятий и органов местного самоуправления — за выпуск автотранспорта на линию; оформление документов на пристройку к дому и его регистрацию; выдачу фиктивной трудовой книжки; отзыв кассационной жалобы; незаконное оформление стажа работы;
13) работники страховых компаний, занимающихся страхованием призывников, — за оказание содействия в незаконном получении военного билета;
14) работники органов прокуратуры — за прекращение прокурорской проверки;
16) работники управлений социальной защиты населения — за выдачу удостоверения «Ветеран труда»;
17) работники уголовно-исполнительных инспекций УФСИН РД — за выдачу справки о ежемесячной регистрации условно осужденных; оформление документов об условно-досрочном освобождении;
18) судебные приставы — за положительное решение вопроса погашения кредиторской задолженности от лиц, получивших кредиты;
19) председатели садоводческих товариществ — за незаконную реализацию земельных участков для садоводства и огородничества;
20) госинспектора Северного отделения ГИМС Центра МЧС России — за выдачу судовых билетов на маломерные суда;
21) инспектора ООО «Энергосбыт» — за несоставление акта о пользовании электроэнергией без прибора учета;
22) инспектора Управления надзора по РД — за несоставление акта о превышении транспортным средством установленных ограничений общей массы и нагрузки на ось;
23) работники Госпожнадзора — за выдачу заключения о соответствии требованиям пожарной безопасности помещений;
24) инспектора Федеральной инспекции
труда по РД — за подготовку материалов по страховым выплатам;
25) специалисты—эксперты Федеральной регистрационной службы по РД — за оформление земельного участка;
26) специалисты Горархстройнадзора — за выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию зданий;
27) работники отдела подготовки сведений кадастровой палаты — за ускоренную выдачу кадастрового номера на земельный участок;
28) специалисты ГОЧС — за составление положительного акта по затоплению домовладения граждан;
29) работники экспедиции по ихтио-патологии Департамента ветеринарии Минсельхоза РД — за выдачу ветеринарного свидетельства;
30) начальники отдела опеки и попечительства муниципальных образований — за оформление документов на опекунство;
31) техники инвентаризации БТИ — за оформление земельного участка.
Приведенные примеры характеризуют зарегистрированные случаи взяточничества. По нашим данным, латентность здесь весьма высока и колеблется в пределах от 90 до 95%.
Таким образом, анализ зарегистрированных случаев взяточничества показывает, что для республики характерным остается «низовая коррупция», а взяточничество, осуществляемое в особо крупных размерах, остается вне сферы уголовного преследования.
Противодействие коррупции — задача федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, куда входит:
а) предупреждение коррупции, в т.ч. выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизация и/или ликвидация последствий коррупционных правонарушений (в редакции ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В рамках реальной борьбы с коррупцией,
как отмечал президент России, полагаем, что основные усилия органов государственной власти и местного самоуправления следует сосредоточить на разработке, региональном, муниципальном и индивидуальном уровнях.
Меры по противодействию коррупции на федеральном уровне включают:
1) установление точно определенных санкций за преступления коррупционной направленности;
2) установление в уголовно-процессуальном законе обязанности дознавателя, следователя внести в соответствующую организацию или должностному лицу представление об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления (ст. 158 УПК РФ);
3) внесение в УК РФ уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве, а также сужение сферы уголовноправового иммунитета;
4) расширение перечня преступлений (ст. 201, 285.1, 289, 291 УК РФ), в случае совершения которых может применяться конфискация имущества в соответствии со ст. 104.1 УК РФ;
5) введение в УК РФ нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии;
6) ужесточение мер уголовного наказания за пособничество терроризму, поскольку коррупция способствует расширению пособнической базы экстремизма.
Меры по противодействию коррупции на региональном уровне (Республика Дагестан) включают:
1) сосредоточение основных усилий органов государственной власти на предупреждении краж, преступлений экономической направленности и незаконного оборота наркотиков;
2) повышение эффективности аудиторских проверок Счетной палаты Республики Дагестан целевого использования республиканских бюджетных средств и, в случае выявления признаков состава преступления, безотлагательное направление материалов в правоохранительные органы;
3) установление заслона уклонению физических и юридических лиц от налогов и сборов, незаконному функционированию песчаных, каменных и щебеночных карьеров, а также отгрузке кормовой ракушки, добываемой в рекреационной зоне (так,
прибыль только с Кизилюртовского щебеночного карьера сопоставима с расходной частью бюджета республики);
4) пресечение фактов незаконного производства водки и винной продукции;
5) разработка дополнительных механизмов противодействия незаконному предпринимательству и осуществлению банковской деятельности, связанной с обналичиванием и легализацией денежных средств;
6) ужесточение контроля за незаконной реализацией сжиженного газа и пресечение деятельности незаконно функционирующих мини-заводов по переработке нефтепродуктов;
7) усиление контроля за расходованием денежных средств, выделенных на реализацию федеральных целевых программ;
8) пресечение строительной деятельности без лицензии;
9) выявление фактов мошенничества в сфере земельных правоотношений;
10) борьба с хищением нефти из магистральных нефтепроводов, ее переработкой на мини-заводах и реализацией продуктов ее переработки;
11) обобщение практики рассмотрения обращений граждан по фактам коррупции, в т.ч. в СМИ, и тщательная проверка этих обращений правоохранительными органами;
12) усиление общественного и парламентского контроля в контексте информационного обеспечения противодействия коррупции;
13) усиление работы Управления собственной безопасности МВД по РД;
14) включение в состав комиссий по аттестации сотрудников органов внутренних дел в связи с реализацией закона «О полиции» представителей общественных объединений и СМИ;
15) проведение социологических опросов среди разных категорий граждан для выяснения степени удовлетворенности их уровнем борьбы с криминогенной ситуацией в республике, а также при подготовке законов РД, указов президента РД и постановлений правительства РД по вопросам борьбы с преступностью;
16) подготовка (раз в полугодие) краткосрочных прогнозов состояния, динамики и тенденции преступлений коррупционной направленности в республике для информирования Президента РД;
17) осуществление государственной под-
держки институтов гражданского общества правоохранительной направленности;
18) усиление борьбы с коррупцией как источником пособничества терроризму и экстремизму;
19) разработка механизма жесткого контроля за размещением государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием сети Интернет;
20) ужесточение надзорно-контрольных функций территориальных органов исполнительной власти в рамках своих полномочий;
21) проведение парламентских слушаний по декриминализации экономики республики.
Меры по противодействию коррупции на муниципальном уровне включают:
1) введение прозрачности муниципальных бюджетов, включая их гласное обсуждение, публикацию проектов бюджетов и назначение по ним обязательные общественных слушаний и общественной экспертизы, введение общественного контроля за исполнением бюджета;
2) привлечение независимых аудиторских фирм и общественных организаций, например ветеранских и др., для анализа финансовой деятельности муниципальных органов;
3) принятие закона, обеспечивающего свободный доступ граждан к информации о деятельности муниципальных органов власти, который должен обязывать муниципальных должностных лиц составлять подробные отчеты о своей деятельности, достоверность которых будет подтверждаться независимыми контрольными органами;
4) принятие закона о мерах административной ответственности за уклонение должностных лиц местного самоуправления от учета своей деятельности и сокрытие документов от граждан;
5) ужесточение контроля за прозрачностью доходов муниципальных служащих, иных должностных лиц и членов их семей, осуществляемого специальной независимой службой, а не кадровыми службами муниципальных органов;
6) разработка механизма жесткого контроля за размещением муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, с использованием сети Интернет.
7) исключение порочной практики подбора и расстановки кадров муниципальных служащих по родственно-клановому признаку;
8) обеспечение участия авторитетных старейшин муниципальных поселений в обсуждении социально значимых вопросов на заседаниях представительного органа местного самоуправления муниципального района и городского округа, что позволит принять обоснованные и выверенные решения с максимальным учетом специфики муниципальных образований.
Меры по противодействию коррупции на индивидуальном уровне включают:
1) привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией путем создания общественных антикоррупционных советов в муниципальных районах и городских округах;
2) воспитание правового и гражданского сознания, получение навыков антикоррупционного поведения;
3) осуществление антикоррупционного воспитания через средства массовой информации совместно с пресс-службой правоохранительных органов и другими заинтересованными лицами с использованием конкретных материалов уголовных дел;
4) введение телепрограммы «Коррупция», где в доступной форме с участием научных, практических работников, представителей институтов гражданского общества будут рассматриваться проблемы коррупции с акцентом на постыдности, позорности и гнусности этих деяний.
Таким образом, из всего сказанного выше видно, что эффективность борьбы с коррупцией будет весьма низкой, если не обеспечить принцип неотвратимости наказания за такие преступления коррупционной направленности, как мошенничество, присвоение и растрата, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления в личных или групповых целях.