Научная статья на тему 'Криминализация экономических отношений в республике Дагестан: состояние, причины и меры противодействия'

Криминализация экономических отношений в республике Дагестан: состояние, причины и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / REGIONAL CRIME IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY / ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / REASONS OF ECONOMIC CRIME / ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА / СОВЕРШИВШЕГО ХИЩЕНИЯ ПУТЕМ МОШЕННИЧЕСТВА / PERSONALITY OF THE PERPETRATOR OF THE THEFT BY FRAUD / ПРИСВОЕНИЯ И РАСТРАТЫ / MISAPPROPRIATION / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MEASURES AGAINST CRIME IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиев Даци Магомедович

Исследуется преступность на региональном уровне, что позволяет выявить траекторию причин, условий, особенностей преступности на уровне республики, способствует разработке адекватных мер противодействия. Кроме того, статья носит прикладной характер, поскольку выступает как составная часть работ по подготовке федеральных, региональных и муниципальных программ борьбы с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of Economic Relations in the Republic of Dagestan: the State, Causes and Countermeasures

In the article the author states that research of crime at the regional level helps to reveal the trajectory of the causes, conditions, features of crime at national level, contributes to the development of adequate countermeasures. Moreover, the article obtains applied nature because it is an integral part of the work on the preparation of federal, regional and municipal programs to combat crime.

Текст научной работы на тему «Криминализация экономических отношений в республике Дагестан: состояние, причины и меры противодействия»

УДК 343

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН: СОСТОЯНИЕ, ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

© 2014 г. Д.М. Гаджиев

Гаджиев Даци Магомедович - Gadzhiyev Datsi Magomedovich -

кандидат юридических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,

кафедра уголовного права, Department of Criminal Law, Бизнес-колледж Дагестанского государственного Business College of Dagestan State

института народного хозяйства, Institute of National Economy,

ул. Акушинского, 20, г. Махачкала, 367008. Akushinskogo St., 20, Makhachkala, 367008.

E-mail: [email protected]. E-mail: [email protected].

Исследуется преступность на региональном уровне, что позволяет выявить траекторию причин, условий, особенностей преступности на уровне республики, способствует разработке адекватных мер противодействия. Кроме того, статья носит прикладной характер, поскольку выступает как составная часть работ по подготовке федеральных, региональных и муниципальных программ борьбы с преступностью.

Ключевые слова: региональная преступность в сфере экономической деятельности, причины экономической преступности, личность преступника, совершившего хищения путем мошенничества, присвоения и растраты, меры противодействия преступности в сфере экономической деятельности.

In the article the author states that research of crime at the regional level helps to reveal the trajectory of the causes, conditions, features of crime at national level, contributes to the development of adequate countermeasures. Moreover, the article obtains applied nature because it is an integral part of the work on the preparation offederal, regional and municipal programs to combat crime.

Keywords: regional crime in the sphere of economic activity, reasons of economic crime, personality of the perpetrator of the theft by fraud, misappropriation, measures against crime in the sphere of economic activity.

В настоящее время понятие экономической преступности, на наш взгляд, не разработано в полном объеме ни в уголовном законодательстве (УК РФ), ни в документах ООН, ни в международных соглашениях. Эти преступления носят корыстный, насильственный, а также должностной характер.

Отечественные криминологи отмечают, что экономическая преступность - это совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономи-

ческие права граждан со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений [1].

Например, Я.И. Гилинский считает, что респектабельная преступность включает три большие подгруппы - экономическую, должностную и политическую и может быть индивидуальной и корпоративной [2].

Другие исследователи различают экономическую преступность в широком, усредненном и узком значении [3].

Многие говорят о том, что ее интегрирующим признаком является причинение вреда

интересам общества и граждан, которые охраняются законом, вследствие совершения хищения, хозяйственных и корыстных должностных преступлений [4].

Как отмечает В.В. Лунеев «.. .экономическая криминальность в России по сути своей была и останется ядром огромной, безмерной и угрожающей корыстной преступности» [5].

Структура преступности в сфере экономики складывается из следующих деяний: 1) против собственности - 51 % (в том числе присвоение или растрата - 42,8 %); 2) в сфере экономической деятельности - 22 %; 3) против интересов службы в коммерческих и иных организациях - 3 %; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах самоуправления - 10 % (в том числе взяточничество - 36,4 %); прочие -14 % [6].

Между тем экономическая преступность -это сложная совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ. Сюда входят три главы: преступления против собственности (гл. 21), преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23). Всех их объединяет общий родовой объект преступного посягательства, каковым является экономика. Некоторые авторы относят к экономической преступности и корыстные должностные преступления, особенно взяточничество.

В.В. Путин отметил: «Очевидно, что в 90-е годы, воспользовавшись нестабильной экономической обстановкой, ослаблением государства, на Северном Кавказе сформировалась организованная криминальная среда. Мы просто обязаны защитить экономику от криминального давления и чиновничьего рэкета» [7].

В ЮФО беспокойство правоохранительных органов вызывали попытки криминалитета взять под контроль экономику округа, в первую очередь такие высокодоходные отрасли народного хозяйства, как нефтегазовый комплекс, производство спирта и алкогольной продукции, банковская и внешнеэкономическая деятельность [8].

Попытаемся дать общую картину экономической преступности в Республике Дагестан, обозначить некоторые ее причины и меры противодействия. Воспользуемся оценками, данными в Посланиях Президента РФ ФС

РФ и Главы Республики Дагестан за последние 25 лет.

На наш взгляд, исследователи обоснованно рассматривают экономическую преступность как фактор угрозы национальной безопасности, суть которого - криминализация экономических отношений [9]. Об этом свидетельствует и анкетирование населения. Так, опрошенные граждане указали, что наибольшее влияние на стабилизацию общественно-политической обстановки в Дагестане оказывают улучшение социально-экономической обстановки (70,8 %) и эффективная борьба с экономической преступностью [10].

По экспертным оценкам специалистов, если в дореформенный период выявляемость тяжких экономических преступлений составляла 5 - 10 % от их реального объема, то к середине 90-х гг. XX в. эта доля сократилась до 1 - 3 % [11]. Власть бездействовала в этот период, все обогащались противоправным путем не вместе с государством, а за счет государства.

В действующем УК РФ преступления в сфере экономической деятельности включают 49 составов, которые попытаемся обобщенно проанализировать.

Динамика преступлений экономической направленности в Республике Дагестан выглядит следующим образом: в 1992 г. совершено 1252 преступления в сфере экономики (удельный вес 8,3), в 1993 г. - 875 (5,5), в 1994 г. -1131 (9,0), в 1995 г. - 2040 (17,0), в 1996 г. -1866 (15,7), в 1997 г. - 1500 (13,4), в 1998 г. -1735 (14,2), в 1999 г. - 2055 (14,2), в 2000 г. -2539 (16,2), в 2001 г. - 2837 (18,6), в 2002 г. -2806 (19,8), в 2003 г. - 2292 (18,8), в 2004 г. -1840 (16,4), в 2005 г. - 2203, в 2006 г. - 3159 (19,2), 2007 г. - 2437 (16,5), 2008 г. - 2314 (19,0), 2009 г. - 2897 (23,3), 2010 г. - 2315 (20,0), 2011 г. - 1941 (16,7), 2012 г. - 2238 (16,4), 2013 г. - 1879 (13,4) [12].

В Дагестане зарегистрированные преступления в сфере экономики имели волнообразный характер, они достигали максимума в 1990 г. - 1972, в 1995 г. - 2040, в 2001 г. -2837, 2009 г. - 2897. Некоторая тенденция к снижению сохранялась с 2001 - 2002 гг. -2806, в 2003 г. - 2292, 2013 г. - 1879. Однако рост рассматриваемых деяний произошел в 2006 и 2012 гг.

Количество привлеченных к уголовной ответственности из органов государственной

власти и органов местного самоуправления за указанный период колеблется в пределах от 461 до 1622 чел., а руководителей - от 3 до 539 чел. [12].

Как правило, неэффективные расходы государства - это чей-то доход.

«Уже в годы реформы при участии или непростительном бездействии органов государственной власти, - говорится в Послании Президента РФ, - появились новые способы перетекания богатства к избранным - перепродажа бюджетных ресурсов и льготных централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей, фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и т.п.» [13].

Попытки применить западные модели экономического роста оказались безуспешными, и страна криминализовалась, появились олигархи, которые поделили между собой целые отрасли народного хозяйства из-за приближенности к политическому руководству страны и главам регионов. Ухудшился экономический потенциал в России, который опосредованно влияет и на ситуацию в субъектах федерации.

С переходом России к рыночным отношениям, акционированию и приватизации государственной и общественной собственности криминальные возможности организованной преступности в сфере экономики многократно возросли. Как следствие ее представители активно действуют в самых различных отраслях экономики, внедрились в легальные сферы и общественную жизнь.

В «тени» находится сегодня, по разным оценкам, от 22 до 50 % российской экономики. И, как показывают расчеты, вывод ее «на свет» может обеспечить рост производства в России более чем на 20 % [14].

В сфере «теневой» экономики, подконтрольной организованным преступным группам, находится от 45 до 50 % валового внутреннего продукта, а в сферу ее функционирования вовлечено до 30 млн наших сограждан [15].

Эти данные свидетельствуют о расширении масштабов криминализации российского общества.

Обобщение положений, содержащихся в Послании Президента РФ, Председателя ГС Республики Дагестан, Президента Республики

Дагестан, Главы Дагестана, в которых дан анализ положения дел в стране и республике, предложены некоторые пути решения возникающих проблем, позволяет нам обозначить наиболее весомые факторы, способствовавшие криминализации экономики в период рыночных преобразований, которые действовали как напрямую, так и опосредованно.

1988 - 1990 гг. Значительная часть кооперативов служила средством обращения безналичных государственных средств в наличные с целью их последующего расхищения или прикрытия для «отмывания» преступно нажитых капиталов бандитско-рэкетирскими структурами. По данным оперативно-розыскной деятельности, уже в первые годы реформ около 20 % «воров в законе» и других «авторитетов» преступного мира вложили имеющиеся у них денежные средства в кооперативные структуры [16].

1991 г. Приватизация, проводимая ускоренными темпами, оказала влияние на рост вымогательства взяток со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений.

1992 г. Проникновение криминала в экономику привело к повсеместной бесхозяйственности, росту латентности взяточничества, потере органами власти контрольных функций.

1993 г. Началась криминализация потребительского рынка, отмечался рост незаконного предпринимательства и уклонений граждан и физических лиц от налогов за соответствующую мзду.

1994 г. В сжатые сроки была проведена приватизация. К концу года свыше 110 тыс. государственных и муниципальных предприятий сменили форму собственности. Криминальные структуры старались установить контроль над различными сферами экономики. Отсутствие правовых норм, предусматривающих ответственность за лжепредпринимательство, лжебанкротство, «отмывание» преступных доходов и другие злоупотребления, создавало значительные трудности в противодействии теневой экономике.

1995 г. Происходит сращивание экономической и общеуголовной преступности.

1996 г. Шел процесс криминализации хозяйственной деятельности. Правительству РД не удалось создать эффективную систему управления принадлежащей государству собственности, контроля за использованием

бюджетных средств. Продолжалась криминализация экономики, незаконное обогащение и извлечение неконтролируемых доходов.

1997 г. Было признано построение рыночной экономики в стране. Острой оставалась проблема коррупции в государственном аппарате. Государство объявило войну экономической преступности и коррупции, но по-настоящему так и не начало ее.

1998 г. Нужна была политика экономического роста. Продолжалось нецелевое использование бюджетных средств. Две трети банков страны были проблемными, носили корпоративный характер. Политическим руководством страны ставилась задача подрыва экономической базы преступности.

1999 г. В стране распространялось мнение о необходимости смены экономического курса. За счет эксплуатации богатейших природных ресурсов СССР формировалось % бюджета. Было подорвано доверие общества к государству. Криминальный мир объявил войну государству. Организованная преступность влияла на ключевые отрасли экономики.

2000 г. Реформирование экономики (прежде всего в вопросах собственности) проводилось без разработки адекватного механизма защиты государства и добросовестного предпринимательства от противоправных посягательств. Было предложено разработать проект концепции обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

2001 г. Неудовлетворительной оставалась работа по выявлению укрытых налогов и других сборов, особенно наиболее крупными налогоплательщиками. Продолжали иметь место многочисленные факты подпольной добычи и реализации рыбной продукции, в несколько раз превышающей легальный оборот.

2002 г. В Дагестане экономическая преступность способствовала развитию общей преступности, эти деяния не получали адекватного противодействия со стороны правоохранительных и контролирующих органов.

2003 г. Снижаются темпы экономического роста. Экономическая преступность пока еще оставалась одним из основных факторов, мешающих нормальному функционированию институтов государства, препятствием на пути оздоровления социально-экономической ситуации в Дагестане.

2004 г. Не удалось создать в республике целостную систему борьбы со злоупотребле-

ниями и должностными преступлениями, и прежде всего в органах государственной и муниципальной власти, правоохранительных, судебных и контролирующих органах. Борьба с коррупцией не носила целенаправленного и наступательного характера. Не удавалась поставить надежный заслон проникновению криминальных элементов в экономику и политику.

2005 г. Социальной ответственности бизнеса не удалось добиться. Перестановки во власти рассматривались как попытки решительно взяться за наведение порядка в стране, дать импульс социальным реформам, связанным с борьбой с бедностью. Сужались позиции олигархов, усиливался государственный контроль за решающими сферами жизни общества.

2006 г. Борьба с преступлениями экономической направленности оставалась малоэффективной. Необходимо было консолидировать общество в борьбе с коррупцией. Сохранялась тревожная тенденция увеличения количества тяжких и особо тяжких преступлений.

2007 г. Сосредоточив значительные усилия на борьбе с экстремизмом и терроризмом, правоохранительные органы ослабили работу по другим направлениям своей деятельности. Нет действенной борьбы с теневой экономикой, криминальными методами конкуренции на рынке. Не сделаны выводы из критики, содержавшейся в предыдущем Послании, касающейся борьбы с коррупцией, клановостью, нецелевым использованием, хищением государственных и муниципальных бюджетных средств.

2008 г. Теневой бизнес не может безнаказанно на протяжении многих лет функционировать без покровительства правоохранительных органов, в первую очередь милиции, и других контролирующих органов. Не может такое твориться в городах и районах, если в доле с «теневиками» не находятся главы муниципальных образований.

2009 г. Уровень коррупции, насилия, кла-новости в северокавказских республиках беспрецедентен. Президент РФ Д.А. Медведев призывает всех, кто родился и вырос в Северо-Кавказском регионе, но сейчас в силу каких-то причин работающих в других субъектах нашей страны, помочь развитию родного края в Дагестане [17].

2010 г. Дагестан сегодня - один из самых высокодотационных и депрессивных регионов России. Надо выстроить грамотную экономическую программу. Ключевой проблемой по-прежнему остается коррупция, уровень которой высок и требует значительно более активных действий со стороны руководства республики по противодействию ей. Надо заниматься реальной борьбой с коррупцией, а не торговлей должностями.

2011 г. Необходимо устранять экономическую основу для массовой внутренней миграции, а также для концентрации внешней миграции в отдельных регионах страны. Должны быть созданы условия для опережающего развития депрессивных густонаселенных территорий [18].

Экстремистские проявления снижают инвестиционную привлекательность Дагестана, препятствуют нормальному развитию экономики и социальной сферы, ведут к оттоку качественного человеческого капитала - высококвалифицированных специалистов.

2012 г. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Наряду с контролем над доходами и имуществом вводится контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкомпаний, их ближайших родственников.

2013 г. Следует повышать прозрачность экономики. За предоставление заведомо недостоверных, неполных сведений о реальном положении банков, страховых компаний, пенсионных фондов, других финансовых организаций необходимо ввести уголовную ответственность в отношении их руководства. Нужно продолжить принципиальную и твердую линию по избавлению нашей кредитно-финансовой системы от разного рода «отмы-вочных контор» [19].

Кризисное состояние Дагестана обусловлено многими причинами: конфликтами, войнами и тем, что некоторые во власти в Дагестане годами были увлечены собственным обустройством. Иные, пользуясь своим служебным положением, переписали на себя полгорода, полреспублики. Надо возвращать неправедно добытую собственность. И лучше делать это добровольно. Объектами преступных посягательств становились бюджет и кредитно-финансовая система, дискредитировался банковский сектор. И как результат -

последнее место по сбору налогов с ВРП и самый высокий в стране уровень «теневой» экономики [20].

Из блока экономических преступлений ограничимся общей характеристикой и региональными особенностями хищений в республике, осуществляемых путем присвоения, растраты и мошенничества.

Как показывает анализ совершенных хищений, предметом преступных посягательств являются:

1) федеральные и республиканские бюджетные средства, в том числе пенсионные, кредитные ресурсы и детские пособия; субсидии, выделяемые на восстановление и приобретение жилья и устранение последствий селевых потоков, поддержку овцеводства, освоение земель, закупку зерна;

2) заработная плата работников, а также средства, выделяемые под отчет работникам;

3) алкогольная продукция, товары народного потребления;

4) средства, полученные у населения за коммунальные услуги;

5) денежные компенсации, предназначенные лицам, родившимся до 1920 г., а также подлежащие выплате гражданам по вкладам;

6) сельскохозяйственная техника, дизельное топливо, крупный и мелкий рогатый скот, комбинированные корма, мука, пряжа;

7) денежные средства, выделенные на общественные работы, а также полученные в ходе приватизации.

Среди основных способов хищений следует отметить:

1) завышение цен и объемов выполненных работ;

2) использование фиктивных и подложных документов и обязательств;

3) неоприходование денежных средств;

4) подделку документов, расходных ордеров, лицензий и подписей получателей пенсий и пособий, а также получение пенсий вместо умерших;

5) завышение и двойные начисления и выплаты по больничным листам;

6) оформление фиктивной доверенности на утерянный паспорт, владелец которого был умершим;

7) двойное включение в ежемесячные отчеты средств, не оплаченных пенсионерам;

8) неправомерное увеличение арендной платы за транзит природного газа;

9) хищение газа для обжига кирпича на кирпичных заводах и т.д.

Как видим, способы хищений весьма примитивны. Однако правоохранительным органам следует иметь в виду, что в настоящее время преступники совершенствуют технологию хищений, используя рычаги коррупции и взяточничества, т.е. происходит укрепление позиций «беловоротничковой» преступности. Это требует от них высокого профессионализма и неподкупности при документировании преступной деятельности расхитителей и взяточников.

В Дагестане от приватизации в выигрыше оказалась партийно-хозяйственная номенклатура вместе с представителями организованной преступности, им же принадлежит крупный бизнес. Они, пользуясь покровительством, всевозможными связями, уклоняются от уплаты налогов. Мелкий бизнес не контролируется преступными группировками, однако делится своими доходами с представителями власти, избегая таким путем многочисленных проверок контролирующих органов.

Следует отметить, что рост количества возбужденных уголовных дел по хищениям наблюдается в республике после поступления финансовых средств из федерального центра на различные нужды.

Проведенный рейтинг криминогенных сфер хозяйственной деятельности Дагестана (1997 г.) показывает (в порядке убывания): вино-водочные предприятия (36,0 %), строительные предприятия (12,6 %), предприятия нефтебизнеса (12,6 %), услуги (9,6 %), коммерческие и государственные сельхозпредприятия (по 9,0 %), внешнеэкономическая деятельность (2,9 %), банки (1,2 %), газовая промышленность и энергетика (по 1,1%) [21].

Характеристика личности, совершающей преступления в сфере экономической деятельности, выглядит следующим образом: это лица в возрасте от 30 до 50 лет, большинству из них присущи корыстно-потребительское стремление к паразитическому существованию за счет преступного изъятия и владения чужой собственностью; нигилистическое отношение к законам; они пытаются богатеть не вместе с республикой, а за счет республики; побудительным мотивом выступает корысть, стремление к материальному благополучию не легальным, законным путем, а незаконным и противоправным путем.

Таким образом, сейчас латентность экономической преступности весьма высока. Причины - низкий профессионализм правоохранительных органов. При этом обращаем внимание, что взяточничество способствует высокой латентности рассматриваемых видов преступлений и их приращению.

Не претендуя на полноту освещения вопроса, можно обозначить некоторые пути совершенствования деятельности органов государственной власти РД и органов местного самоуправления по предупреждению преступлений в сфере экономической деятельности в Дагестане:

1) выработать в республике продуманную идеологию законотворчества, согласованного принятия законов и подзаконных актов с максимальным учетом специфики и особенностей Дагестана, содержащий в своих нормах профилактический потенциал;

2) Народное собрание РД должно глубоко изучать проблемы преступлений в сфере экономической деятельности, реализуя свои контрольные полномочия, и адекватно реагировать на эти негативные общественные отношения;

3) при формировании и утверждении бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов рассматривать в качестве первоочередных вопросы финансирования программ борьбы с экономической преступностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) практиковать проведение криминологической экспертизы законов и подзаконных актов, имеющих важное социально-экономическое значение, создавать криминологическое законодательство:

5) в связи с обострением обстановки во всех сферах социальной и общественно-политической жизни республики перед парламентом остро стоят проблемы: а) разнообразия форм контроля парламента РД за выполнением принятых постановлений, касающихся борьбы с экономической преступностью в пределах своих полномочий; б) ответственности соответствующих должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления за исполнение принятых подзаконных актов: в) разработки стратегических направлений предупреждения преступности с учетом региональных особенностей, а также состояния, динамики и структуры общественно опасных деяний;

6) ужесточить действующее законодательство за совершение экономических и налоговых преступлений путем:

- уменьшения разницы между минимально и максимально предусмотренными по статьям УК РФ санкциями;

- более частого применения санкций в виде конфискации имущества лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

7) включение в программу средних и сред-неспециальных образовательных учреждений с целью ликвидации правовой безграмотности населения и воспитания законопослушного гражданина и налогоплательщика изучения уголовного, бюджетного, налогового законодательств;

8) организовать общественный контроль за расходованием государственных средств, обеспечения реальной прозрачности бюджета, решений органов власти по реализации республиканских целевых программ, а также в сфере земельных и иных отношений;

9) продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки профилактических мероприятий, внесения изменений в Комплексную программу по усилению борьбы с преступностью в Республике Дагестан;

10) создать при Правительстве РД группу по изучению и востребованности принимаемых нормативно-правовых актов Правительства РД;

11) расхищение крупных государственных финансовых средств (целевые кредиты, выдача беспроцентных бюджетных ссуд.) происходит путем мошеннических действий. В сферу уголовного преследования попадали рядовые исполнители, а покровители - организаторы из числа высокопоставленных лиц, как правило, всегда остаются в тени;

12) в Конституции РД необходимо прописать ответственность высших должностных лиц за провалы во внутренней политике, за неэффективное управление и распоряжение государственным имуществом, повлекшее существенное ухудшение социально-экономического положения граждан;

13) когда государство запаздывает или не выполняет своих конституционных обязанностей по обеспечению достойной жизни гражданам, поддержке пенсионеров, многодетных и малообеспеченных категорий граждан, то оно само невольно выступает в качестве фактора, продуцирующего негативные явления;

14) осуществить поиск нетрадиционных форм и методов борьбы с преступлениями в

сфере экономической деятельности, адаптированных к условиям рыночной экономики с максимальным учетом позитивных обычаев и традиций Дагестана.

Таким образом, мы попытались раскрыть проблему криминализации экономических отношений в республике. Однако эти меры предполагают реализацию политических, правовых, финансово-экономических, этнопсихологических, организационно-практических и иных мер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Проблема нуждается в дополнительном исследовании с участием экономистов, криминологов, политологов, социологов и других специалистов.

Литература

1. Экономическая преступность. URL: http://www. be5.biz/pravo/k003/18.htm (дата обращения: 05.03.2014).

2. Гилинский Я. Криминология: курс лекций. СПб., 2002. С. 227.

3. Кальман А.Г. Экономическая преступность как криминологическое понятие // Государство и право. 2003. № 3. С. 101 - 104.

4. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М., 1995. С. 316.

5. Лунеев В.В. Фактические и правовые реалии противодействия экономической преступности: тез. содокл. // Личный блог Лунеева В.В. URL: http://www. crimpravo.ru/blog/2454.html#cut (дата обращения: 02.03.2014).

6. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов н/Д, 2002. С. 189. Серия «Учебники, учебные пособия».

7. Путин В.В. Защитить экономику от криминального давления // Межрегиональное совещание «О состоянии и мерах по обеспечению правопорядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью, противодействия терроризму и экстремизму». Ессентуки // Южный Федеральный. 2004. 31 марта. С. 1.

8. Паньков М. Уровень преступности в округе ниже среднероссийского // Южный Федеральный. 2004. 3 - 10 нояб. С. 1.

9. Шапиев С.М. Криминологическая безопасность современной России: основные черты и механизмы обеспечения. СПб., 1989. С. 58.

10. Алиев А.К. Северный Кавказ: современные проблемы этнополитического развития. Махачкала, 2003. С. 165.

11. Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2004. С. 244.

12. Данные МВД РД за 1992 - 2013 гг. URL: http://05.mvd.ru (дата обращения: 15.03.2014).

13. Российская газета. 1996. 27 февр.

14. Глинкина С.П. Глобализация общей, организованной и коррупционной преступности (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 2001. № 12. С. 98.

15. Хлобустов О. Преступность и власть // Власть. 2000. № 6. С. 54.

16. Основы борьбы с организованной преступностью / под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996. С. 208.

17. Магомедов М.М. Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан. Махачкала, 2010. 29 с.

Поступила в редакцию

18. Послание Президента РФ ФС РФ от 22.12.2011 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/14088 (дата обращения: 19.03.2014)

19. Послание Президента РФ ФС РФ 12.12.2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825 (дата обращения: 19.03.2014).

20. Послание Главы Дагестана Р. Абдулатипова Народному Собранию республики. URL: http://www. riadagestan.ru/news/president/poslanie_glavy_dagestana_ ramazana_abdulatipova_narodnomu_sobraniya_respu-bliki/ (дата обращения: 05.03.2014).

21. Докладная записка по результатам деятельности УФСНП РФ по РД за 1997 г. от 19.01.1998 г. № 10/70. Вход. № 88 от 20.01.1998 г.

26 марта 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.