2.2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Солдатов Алексей Владимирович, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции, подполковник полиции.
Место работы: Министерство внутренних дел по Республике Мордовия
Аннотация: В статье анализируется состояние борьбы с коррупцией в Республике Мордовия, определяется ряд проблемных вопросов в этой области и пути их возможного решения
Ключевые слова: коррупция, выявление и пресечение
THE CURRENT STATE OF ANTI-CORRUPTION, THE REGIONAL ASPECT
Soldatov Aleksey V., Head of the Department Economic Security and Anti-Corruption
Place of employment: The Ministry of Internal Affairs of the Republic of Mordovia. Department of the Interior.
Abstract: The article analyzes the state of the fight against corruption in the Republic of Mordovia, identifies a number of problematic issues in this area and ways of their possible solutions
Keywords: corruption, detection and control
Одной из приоритетных задач органов внутренних дел, как и всего правоохранительного блока, является противодействие коррупции во всех ее формах. Основополагающей нормативной базой, регулирующей правоотношения в данной сфере являются:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принята генеральной ассамблеей ООН 31 октября 2003 года;
- Закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Закон от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- Закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;
- Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 года №226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
В регионе:
- принято Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. №578 «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Противодействие коррупции в Республике Мордовия» на 2014-2018 годы»;
- создана межведомственная комиссия по противодействию коррупции при Главе Республики;
- на постоянной основе работает координационное совещание руководителей правоохранительных органов Республики Мордовия под председательством прокурора Республики;
- при прокуратуре создана межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия коррупции, в которую входят представители всех правоохранительных органов республики (прокуратуры, МВД, УФСБ, УФСКН).
Прежде всего работа МВД республики строится во взаимодействии с другими правоохранительными и контролирующими органами путем обмена информацией, создания межведомственных, рабочих групп, проведения межведомственных семинаров, совместных проверок, оперативно-розыскных мероприятий.
С этой целью в сентябре 2012 года переработан и подписан совместный приказ, утверждающий «Положение об организации взаимодействия органов внутренних дел по Республике Мордовия, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия при выявлении и раскрытии преступлений, расследование которых отнесено к компетенции Следственного управления Следственного комитета Российской Федера-ции»1.
Инициировано подписание соглашений о сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных полномочий в установленных сферах деятельности с территори-
1 Приказ МВД по РМ, СУ СК РФ по РМ от 26.09.2012г. №369/146 «Об организации взаимодействия органов внутренних дел по Республике Мордовия и Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия при выявлении и раскрытии преступлений, расследование которых отнесено к компетенции Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации».
альными органами Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия2 и Росфин-надзора в Республике Мордовия3. В данных документах определены формы взаимодействия между ведомствами, обмена информацией и проведения совместных мероприятий.
Подписаны соглашения с Министерством спорта и физической культуры и Министерством целевых программ республики «О сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных мероприятий в установленных сферах деятельности» с целью пресечения хищений, коррупционных проявлений и нецелевого расходования бюджетных средств, выделяемых на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.
Статистические данные в целом по России свидетельствуют о том, что в настоящее время наблюдается некоторое снижение выявленных преступлений коррупционной направленности на 21,0% - с 37,2 (в 2010 г.) до 29,4 тыс. (в 2014 г.) преступлений, что в свою очередь свидетельствует об эффективности работы по предупреждению и профилактике коррупции, которая сегодня проводится на всех уровнях государствен-
4
ного управления .
Вместе с тем, в регионе количество пресеченных коррупционных преступлений по сравнению с 2010 годом выросло на 30,4% (с 289 до 377). Материальный ущерб от коррупционных преступлений, не смотря на снижение «валовых» показателей, в целом по России ежегодно растет и составил в текущем году 33,8 млн. рублей против 4,4 млн. рублей в 2010г. (в 2011 г. - 6,3 млн.; в 2012 г. - 20,6 млн.; в 2013 г. - 25,8 млн. руб.). Аналогичная ситуация складывается и в республике: так, если в 2010 году материальный ущерб от коррупционных преступлений составил 6,6 млн. рублей, то к концу 2014 года он увеличился почти в 4 раза и составил 25,8 млн. рублей.
Повышена эффективность работы по выявлению преступлений с признаками значимости. Как в истекшем, так и в текущем году возбуждены уголовные дела в отношении 9 высокопоставленных чиновников (2012 год - 3 чиновника). В текущем году выявлены и привлечены к уголовной ответственности должностные лица и работ-
2 Соглашение МВД по РМ, УФАС по РМ от 11.10.2012г. №2516/3342 «О сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных полномочий в установленных сферах деятельности».
3 Соглашение МВД по РМ, ТУ ФС от 22.09.2011г. №1927/1962 «О сотрудничестве и координации деятельности при осуществлении контрольных полномочий в установленных сферах деятельности».
4 Указание Генпрокуратуры РФ №187/86 и МВД РФ №2 от 30.04.2010 г. «2О внесении изменений в Перечни статей Уголовного
кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности», которым утвержден Перечень №23 преступлений коррупционной направленности. В нем к числу коррупционных отнесено 40 составов преступлений. В названном документе предлагаются обязательные критерии коррупционных преступлений (наличие надлежащих субъектов; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив; прямой умысел).
ники:
- органов местного самоуправления - 14 лиц (2010 г.
- 6; 2011 г. - 14; 2012 г. - 12; 2013 г. - 14);
- образования - 10 лиц (2010 г. - 5; 2011 г. - 4; 2012 г. - 3; 2013 г. - 16);
- контролирующих органов - 4 лица (2010 г. - 8; 2011 г. - 5; 2012 г. - 7; 2013 г. - 9);
- здравоохранения - 5 лиц (2010 г. - 8; 2011 г. - 5; 2012 г. - 2; 2013 г. - 6);
- жилищно-коммунального хозяйства - 6 лиц (2010 г.
- 3; 2011 г. - 5; 2012 г - 5; 2013 г. - 10);
- лесного хозяйства, торговли, промышленности (по 1 лицу).
- строительства, культуры (по 4 лица);
- социальной сферы, сельского хозяйства, страхования (по 2 лица);
Одну из наиболее опасных форм коррупционных проявлений представляет взяточничество, так как указанные преступления в наибольшей мере подрывают авторитет государственных органов. В республике ежегодно, начиная с 2012 года, наблюдается положительная динамика роста выявленных фактов взяточничества (в 2012 г. - 75; в 2013 г. - 85), и уже в 2014 году количество таких преступлений достигло 96 фактов, в том числе 46 фактов получения взяток (в 2012 г. - 33; в 2013 г. - 37).
Если средняя сумма взятки по России (получение + дача) увеличилась на 85,0%, со 143,4 в 2012 до 265,2 тыс. рублей в текущем году, то в Мордовии данный показатель вырос более чем в 10 раз, с 24,9 до 265,2 тыс. рублей.
Средняя сумма полученной взятки в Мордовии значительно выросла с 2010 года (2,4 тыс. рублей) и в текущем году уже достигла 55,1 тыс. рублей (2013 г. - 20,8 тыс. рублей).
Учитывая реалии настоящего времени законодателем ужесточены санкции в отношении взяткополучателей. С мая 2011 года ужесточены меры уголовной ответственности, применяемой за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки5. Размеры штрафов за указанные преступления теперь кратны сумме самой взятки или коммерческого подкупа, максимальный из которых равен 100-кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.
Кроме того, в уголовный кодекс введена новая статья 291.1 «посредничество во взяточничестве», которое карается до 12 лет лишения свободы и до 80-ти кратного размера переданной взятки.
Нами наработана практика привлечения к уголовной ответственности посредников в передаче взяток, так:
К предусмотренной законом ответственности привлечен гражданин, который выступил посредником в передаче взятки в несколько млн. рублей
5 Поправки в УК внесены Законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
за обеспечение выигрыша в конкурсе на получение государственного заказа на реконструкцию зданий, расположенных в зоне международного гостеприимства ЧМ-2018.
Другой гражданин выступил посредником в передаче взятки врачу, незаконно выдававшей местным жителям листки временной нетрудоспособности, в которых вносила липовые сведения о заболеваниях.
Структура получения взяток должностными лицами республике в разрезе сфер деятельности выглядит следующим образом:
- с 11,4% (2010 г.) до 40,6% (2014 г.) - работники контролирующих органов;
- с 3,2% (2010 г.) до 24,3% (2014 г.) - работники здравоохранения;
- 1,5% (2010 г.) до 5,4% (2014 г.) - работники образования;
Конечно, самое желанное подношение для любого взяточника - это «энная» сумма денежных средств. Правда, не все взяткодатели придерживаются того же мнения и, наряду с деньгами, приносят в качестве взятки и другие презенты.
К примеру, наглость одного из чиновников, осуществлявшего надзорные функции на предприятиях республики, достигла такого предела, что ему уже было без разницы, чем брать. Он брал взятки унитазами, мебелью, одеждой, борзыми щенками - в прямом смысле слова, оказанием различного рода услуг. Кроме того, он принуждал руководителей предприятий заключать с ним фиктивные договоры на обучение сотрудников, за что тоже брал деньги, хотя никакого обучения фактически не проводил.
Как видно из приведенной выше структуры привлекаемых к уголовной ответственности должностных лиц, наибольшую опасность для общества несет коррупция в аппаратах государственной власти и органах местного самоуправления.
Отмечаются факты занятия чиновниками коммерческой деятельностью, через посредников или родственников. Так, в 2012 году привлечён к предусмотренной законом ответственности один из высокопоставленных чиновников, использовавший свое должностное положение при создании коммерческой организации, которой он в дальнейшем руководил через свою супругу, являвшуюся одним из учредителей. За оказание покровительства и решения финансовых вопросов фигурант получал различные материальные выгоды.
Практика в регионе показывает, что должностные преступления, совершенные главами муниципальных образований, влекут существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, причинение значительного ущерба муниципальной казне. Именно поэтому вступление в отношении руководителей местного самоуправления в законную силу обвинительного
приговора суда несовместимо с дальнейшим исполнением ими своих полномочий.
Так, за 11 месяцев 2014 года выявлены факты преступной деятельности в отношении 14 глав администраций городских и сельских поселений (2012 г. - 11; 2013 г. - 18), в том числе 2-х глав муниципальных районов, главы одного из городов республики, одного из заместителей главы администрации г. Рузаевки.
В текущем году возбуждено уголовное преследование по 100 фактам их преступной деятельности должностных лиц представительных органов:
- по ст.292 УК РФ - 73 факта;
- по ст. 160 УК РФ - 18 фактов;
- по ст.290 УК РФ - 5 фактов;
- по ст. 159 УК РФ - 3 факта;
- по ст.285 УК РФ - 1 факт.
Подавляющее число указанных преступлений связаны с хищениями бюджетных средств, выделенных на реализацию целевых государственных программ, в том числе на поддержание и развитие сельскохозяйственного сектора экономики республики, а также с незаконным начислением себе премиальных выплат.
В текущем году судами вынесены обвинительные приговора в отношении 7-ми глав органов местного самоуправления6, в отношении еще 6-ти уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям7.
Так, глава одного из районов республики признан виновным в присвоении трехэтажного особняка общей площадью 339 м2 и стоимостью несколько млн. рублей. В результате его действий пострадали десяток нуждающихся детей-сирот, для которых, собственно, и возводилось это краснокирпичное жилье. А дочь и супруга экс-руководителя, как было доказано, отдыхали в санаториях Управления делами Президента РФ, расположенных в Железноводске и Кисловодске за счет бюджетных средств. Чиновник освобождён от занимаемой должности, в отношении него вынесен обвинительный приговор.
Контролирующие и надзорные органы. Проводятся мероприятия по выявлению коррупционных проявлений со стороны должностных лиц контролирующих и надзорных органов в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при оказании различного рода государственных услуг.
В текущем году к уголовной ответственности
6 глава Кергудского с/п Ичалковского р-на, 2 года л/св. условно и штраф 5 тыс. руб.; глава Мокшалейского с/п, 1 год л/св. услов-но;глава Рязановского с/п, л/св на срок 1 год 6 мес. с испытательным сроком в 1 год; глава Вольно-Никольского с/п Атюрьевского р-на, л/св на 1 год 6 месяцев (условно); глава Ардатовского района, штраф 200 тыс. руб.; заместитель главы администрации г.Рузаевки, л/св на 4 года 6 мес. в колонии строгого режима и штраф 5,5 млн. руб.; глава Жабинского с/п Ардатовского района, л/св (условно) на 1 год.
7 по п.3 ч.1 ст.24 УПК - истечение сроков давности уголовного преследования, 72 факта преступной деятельности по ст.292 УК РФ -служебный подлог.
привлечено 4 руководителя указанных организаций по 24 фактам преступной деятельности.
На рассмотрение в суд направлено уголовное дело по 14 фактам взяточничества в отношении одного из руководителей территориального отдела технологического и энергетического надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора, который за принуждение к страхованию в филиале ЗАО «Гута-Страхование» руководителей организаций, эксплуатирующих объекты с высокой степенью опасности, получил свыше 220 тыс. рублей взяток от руководителя указанной страховой организации.
Кроме этого, руководители Гостехнадзора РМ двух районов республики злоупотребляя должностными полномочиями, составляли фиктивные административные протоколы на граждан, с целью получения стимулирующей премии.
До сих пор подвержены коррупции сферы образования и здравоохранения.
В текущем году сотрудниками ОВД в сфере образования выявлено 26 преступлений, в том числе 14 тяжких, привлечено к уголовной ответственности 12 лиц.
Если говорить предметно, то наблюдается коррупционность образования (по большей части высшего), которая приводит к снижению привлекательности российских вузов, понижению престижа российского высшего образования.
Так, в январе 2009 года задержаны с поличным члены государственной аттестационной комиссии Саранского кооперативного института за получение взяток в виде денежных средств в общей сумме 180 тыс. рублей за выставление положительных оценок по государственному экзамену.
Преподаватели ВУЗа, учитывая опыт прошлых лет задержания коллег «с поличным», прибегают к услугам посредников. Так, в июне 2011 года возбуждено уголовное дело в отношении студентов Мордовского университета, которые за защиту дипломов и принятия государственных экзаменов передали взятки посреднику на сумму 40 тыс. рублей8.
В 2012 году возбуждались уголовные дела по 11 фактам взяточничества в отношении старших преподавателей МГПИ им. Евсевьева9, которые получали взятки от студентов данного ВУЗа за выставление положительных оценок по учебным дисциплинам без процедуры сдачи зачетов и экзаменов. В итоге в отношении преподавателей вынесены обвинительные приговора.
Подобные факты имели место и других ВУЗах, где за сдачу зачетов без процедуры их принятия осужден ряд преподавателей10.
8 Уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.
9 Приговорены к штрафу в125 тыс. руб. и 2 года лишения права заниматься преподавательской деятельностью.
10 В январе 2011 года возбуждено уголовное дело по 10 фактам
дачи взяток студентами МГУ им. Н.П.Огарева преподавателю, за
принятие зачетов. Привлечен к уголовной ответственности, и препо-
В 2013 году вынесен обвинительный приговор преподавателю Государственного бюджетного учреждения «Алексеевский индустриальный тех-никум»11, которая получила взятку за оказание содействия выпускнику в сдаче государственного экзамена.
Такая социально-значимая сфера, как дошкольное образование, а именно воспитание детей в детских садах так же поражена взяточничеством, которое обрело форму общественного договора между родителями поступающих в дошкольные образовательные учреждения детей и руководителями этих заведений. Кроме этого, распространены факты хищения денежных средств руководителями дошкольных образовательных учреждений.
Так, заведующая одного из дошкольных учреждений г. Саранск12, за устройство детей в детский сад получила от граждан взятки в общей сумме 8 тыс. рублей.
Всего в республике в 2014 году возбуждены уголовные дела в отношении 4-х руководителей учреждений дошкольного образования (2013 г. -4); 4-х руководителей среднеобразовательных школ (2013 г. - 3) по 21 (2013 г.-28) факту хищения денежных средств путем неправомерного начисления себе премиальных выплат и заработной платы фиктивно устроенным на работу лицам.
Подвержена коррупции и сфера здравоохранения, где коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи, или руководители коммерческих компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.
В 2012 году привлечено к уголовной ответственности должностное лицо республиканского министерства, по вине которого нерационально израсходованы бюджетные ассигнования на сумму, превышающую 45 млн. рублей при закупке медицинского оборудования. В результате медицинские учреждения фактически лишились возможности приобрести необходимую технику в
даватель кафедры иностранных языков МГУ им. Н.П.Огарева, который за сдачу зачетов без процедуры его принятия получил от студентов в общей сложности 7 тыс. рублей.
11 Приговорена к штрафу в 50 тыс. рублей и лишению права заниматься преподавательской деятельностью сроком на 2 года.
12 Приговорена к штрафу 50 тыс. рублей и лишению права занимать должности в детских садах на 3 года.
более полном объеме.
Штраф в размере 300 тысяч рублей и лишение права работать по профессии сроком на два года - такой приговор вынес суд 51-летнему специалисту Ковылкинского межрайонного бюро судмедэкспертизы за получение взяток с родственников умерших в качестве «платы» за вскрытие умерших.
Следует отметить, что это не первый подобный случай в Мордовии: три года назад за аналогичное преступление был осужден 35-летний заведующий Краснослободским бюро судмедэкспертизы, который по 20-ти эпизодам получения взяток с родственников умерших приговорен к штрафу в 350 тысяч рублей.
В текущем году в сфере здравоохранения выявлено и поставлено на учет 37 преступлений, следствие по которым обязательно, в том числе 25 тяжких, 3 в крупном размере, привлечено к уголовной ответственности 12 лиц.
Многочисленные данные свидетельствуют о том, что определенная часть работников здравоохранения подвержены коррупции в ее самом тяжелом проявлении - взяточничестве. Так, вынесен обвинительный приговор врачу-терапевту учреждения здравоохранения «Ковылкинская ЦРБ»13, которая получала денежные вознаграждения за выдачу листов временной нетрудоспособности. За аналогичные преступления задержан врач-хирург ГБУЗ РМ «Поликлиника №14» 4, вынесен обвинительный приговор главному врачу «Поликлиники №8»15 который перевел в счет оплаты административного штрафа денежные средства возглавляемой организации.
Одним из наиболее актуальных вопросов является декриминализации Жилищно-коммунального хозяйства. Обширная сфера деятельности, значительные финансовые вливания и разнообразность функций - все это вкупе с фактическим отсутствием эффективной системы контроля делает пресловутую «коммуналку» удобной и прибыльной для коррупционеров.
Практика показывает, что многие стремятся извлечь от такого «слабого не управляемого законом звена» как - ЖКХ наибольшую незаконную материальную выгоду. Так Пролетарский районный суд к 3 годам условно приговорил начальника муниципального предприятия «ДЕЗ ЖКХ Ленинского района», который вместо того, чтобы решать коммунальные проблемы жителей, выписал себе премий на несколько нескольких сотен тысяч рублей16.
В 2014 году выявлено 39 преступлений коррупционной направленности в сфере жилищно-
13 В общей сложности 4,7 тыс. рублей, приговорена к штрафу в 120 тысяч рублей.
14 К штрафу в 150 тыс. рублей, с лишением права заниматься врачебной деятельностью,
15 Приговорен к штрафу в 60 тыс. рублей.
16 На 335 тыс. руб.
коммунального хозяйства, в том числе 35 тяжких, 12 в крупном размере. Привлечено к уголовной ответственности 9 лиц.
Вопросы и проблемы, касающиеся благоустройства города, для некоторых чиновников являются извлечением личной выгоды из пользования государственным или муниципальным имуществом.
В настоящее время осуществляется оперативное сопровождение направленных в суд уголовных дел по ч.ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ по 11 фактам хищений бюджетных средств в сумме более 5 млн. рублей, выделенных в рамках муниципальных контрактов участниками преступной группы из руководителей системы ЖКХ. Кроме этого, в отношении одного из них расследованы уголовные дела по 3 фактам получения взяток на общую сумму более 600 тыс. рублей, в виде так называемых откатов за предоставление субъектам предпринимательской деятельности преимущества для выигрыша тендера на заключение госконтрактов.
Приговор в виде лишения свободы сроком 4 года 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима и выплатой в доход государства штрафа в 5,5 млн. рублей вынесен одному из руководителей г. Рузаевки, получившему взятку в 200 тыс. рублей от общей затребованной суммы в 1 млн. рублей.
Руководитель одного из муниципальных предприятий ЖКХ, оформив договор субподряда от аффилированной организации, в рамках муниципального контракта, совершил хищение более 6 млн бюджетных средств, выделенных на приобретение саженцев для озеленения го Саранск.
Вынесен обвинительный приговор другому руководителю одного из муниципальных предприятий системы ЖКХ республики17 который используя служебное положение, из средств указанной организации, оплатил девять составленных в отношении него административных протоколов.
Строительство. Большинство правонарушений и преступлений в строительной отрасли связано с коррупционными проявлениями; использованием лжеструктур с целью уклонения от уплаты налогов и обналичивания денежных средств; мошенничеством и хищениями; завышением объемов и стоимости проектных и строительных работ.
Так, продолжается расследование уголовных дел, возбужденных в 2013 году, в отношении одного из заместителей Министра строительства и архитектуры Республики Мордовия, похитившего 22 млн. рублей в рамках адресной программы по переселению граждан из ветхого, аварийного жилья. Кроме того, выявлен факт хищений фигурантом еще 10 млн. рублей.
На рассмотрение в суд направлено уголовное
17 МП «Кадошкиноэлектротеплосеть», ущерб 65 тыс. рублей.
дело в отношении одного из должностных лиц Мордовского госуниверситета, под видом получения незаконного вознаграждения мошенническим путем завладевшего 3 млн. рублей крупной строительной организации за решение вопроса обеспечения выигрыша в конкурсе на получение государственного заказа на реконструкцию учебных корпусов указанного ВУЗа.
На постоянной основе проводятся мероприятия по предупреждению коррупционных правонарушений в сфере социальной защиты населения при осуществлении государственных функций.
Не единичными стали стало привлечение к уголовной ответственности за мздоимство руководителей центров занятости районного звена.
Так, (в 2011 году), вынесен обвинительный приговор руководителю Центра занятости населения Ковылкинского района18, которая получала взятки со своих подчиненных за общее покровительство и попустительство по службе, поставив схему откатов на поток. Кроме обвинения в получении взяток, в том числе сопряженных с вымогательством ее инкриминированы хищения на сумму около полумиллиона рублей и превышения должностных полномочий. В ходе проведения обысков в рамках расследуемого уголовного дела в рабочем кабинете обвиняемой обнаружена иностранная валюта на сумму, эквивалентную 2 млн. рублей. В ходе следствия также доказаны факты хищений в сговоре с руководителем одного из предприятий бюджетных средств, выделенных в рамках антикризисных мероприятий, предназначенных для поддержания стабильности на рынке труда.
За взяточничество при предоставлении мер господдержки на рынке труда осужден директор Большеберезниковского центра занятости1 .
Буквально через год, (в мае 2013 года), возбуждено уголовное дело в отношении инспектора того же центра занятости населения, которая по предварительному сговору с гражданкой совершила хищение бюджетных средств в сумме 235 тыс. рублей, выделенных в качестве субсидий в рамках мероприятий по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных в республике.
Преступления, связанные с хищениями бюд-
18 7 фактов взяток на сумму 30 тыс. рублей, 7 фактов мошенничества. Приговорена к штрафу в 300 тысяч рублей, с лишением права занимать должности на государственной службе и местном самоуправлении.
19 В 2012 году вынесен обвинительный приговор бывшему директору Центра занятости населения Б.Березниковского района. Установлено, что один из безработных решил открыть свое дело и отправился за государственной поддержкой в районный центр занятости. Всем решившим открыть свой бизнес по закону полагается безвозмездная субсидия - на тот момент ее размер составлял 58 тысяч рублей. Однако руководитель центра занятости потребовал откат. Чиновник 30% от причитающейся субсидии - 17 тысяч рублей. После передачи денег чиновник задержан с поличным. Приговорен по ч.1 ст.290 УК РФ к штрафу в размере 450 тысяч рублей с лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления сроком на 2 года 6 месяцев.
жетных ассигнований, выделенных на снижение напряженности на рынке труда, совершаются не только чиновниками, но и нечистыми на руку руководителями коммерческих структур20.
Имеют место коррупционные проявления при призыве в Вооруженные силы, где уже сложилась практика освобождения от службы в армии за незаконные вознаграждения. Основными фигурантами в данных делах выступают сотрудники военкоматов и члены призывных комиссий:
Так, в 2010 году к отбыванию наказания в колонии общего режима приговорен военком Атюрь-евского и Торбеевского районов республики21.
В 2012 году осужден начальник военного комиссариата по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия22.
Как видно из вышесказанного, коррупционные проявления наиболее ярко проявляются в сфере деятельности государственного аппарата и надзорных органов. Но в последние годы государством уделяется все больше внимания борьбе с коррупционными преступлениями в коммерческой сфере. Об этом свидетельствуют внесенные поправки в уголовное законодательство, которыми коммерческий подкуп отнесен к тяжким преступлениям и соответственно увеличено уго-
23
ловное наказание за данное преступление .
Благодаря проведенным организационно-практическим мероприятиям по реализации Национального плана противодействия коррупции по России наблюдается снижение выявленных преступлений по 23 главе Уголовного Кодекса: с 3185 в 2010 году до 2414 в текущем году, в том числе по фактам коммерческого подкупа с 1569 в 2010г. до 1464 преступлений в текущем. Аналогичная ситуация складывается и в республике, где снижение выявленных фактов коммерческого подкупа с 2010 года сократилось в 6,5 раз (с 13 до 2).
К наказанию в виде штрафа в размере 300 тыс. рублей за совершение преступления, предусмотренного по ст. 204 ч.3 УК РФ приговорен бывший заместитель директора ООО «СРГ», получивший незаконное денежное вознаграждение
20 Директор коммерческой организации в рамках реализации программы по развитию малого предпринимательства и самозанятости, совершил хищение бюджетных средств в сумме 592 тыс. рублей путем предоставления в 2010 году в ГУ «Центр занятости населения Ардатовского района» документов о фиктивном трудоустройстве граждан.
21 Приговорен к 4 годам колонии общего режима;
22 Приговорен к штрафу в 100 тыс. рублей.
23 Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ внесены поправки в УК в части ужесточения меры уголовной ответственности, применяемой за коммерческий подкуп. Размеры штрафов за указанные преступления теперь кратны полученной сумме незаконного вознаграждения (максимально наказание не превышает 100-кратную сумму подкупа).
в сумме 100 тысяч рублей за заключение договора субподряда по государственному заказу на установку окон в образовательных учреждениях.
Вынесен обвинительный приговор по по ч.4 ст.204 УК РФ в отношении управляющего Дубен-ским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», получившего деньги от предпринимателя в сумме 14000 рублей за изготовление техпаспорта «задним числом» на здание магазина. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.
По ч. 1 ст. 201 УК РФ возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении руководителя одного из сельхозпредприятий, обладающего депутатской неприкосновенностью, который получил под расчет из кассы предприятия 12 млн. рублей для выплаты премий учредителям, отчитавшись фиктивными ведомостями о выдаче денежных средств.
Одной из форм противодействия коррупции является проведение профилактической работы в отношении нечистоплотных руководителей, как ранее совершавших коррупционные преступления, так и не привлекавшихся к уголовной ответственности, но вместе с тем склонных к коррупционным правонарушениям.
Полицией широко используется такая практика профилактики коррупционных проявлений, как направление представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. В частности, только в прошлом году было направлено 5 подобных представлений, по результатам которых 3 руководителя республиканского и городского уровня уволены.
- Широко используется освещение в СМИ антикоррупционных мер и резонансных примеров привлечения к уголовной ответственности коррупционеров. Так за 2 года МВД размещены материалы в отношении 48 коррупционеров.
- Организована круглосуточная работа телефона «доверия».
- на системной основе организовано проведение «прямого эфира» на «Радио Мордовии».
- проводятся «круглые столы», в том числе с представителями средств массовой информации и с федеральными структурами 24.
- в мае т.г. руководством МВД по РМ проведены занятия по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Государственная политика в области противодействия коррупции» с должностными лицами органов власти и управления Республики Мордовия.
Вместе с тем в сфере противодействия коррупции возникает ряд проблемных вопросов, к основным из которых можно отнести следующие:
24 август 2014г. - в управлении Минюста России по РМ совместно с Общественной палатой РМ и Средне-Волжским филиалом Российской правовой академии Минюста России обсуждались вопросы правового обеспечения противодействия коррупции и антикоррупционные стандарты поведения; 9.12.2014г. - «круглый стол» в МГУ им. Н.П. Огарева.
1. Исторически сложившееся взаимоотношение между гражданином и коррупционером.
Как правило, коррупционное поведение выгодно обеим сторонам коррупционных отношений: тем, кто оказывает услуги материального характера и тем, кто их получает. В итоге, в правоохранительные органы обращаются, в основном, граждане, в отношении которых осуществляется вымогательство взятки. Для выявления и пресечения других фактов коррупции требуется кропотливая оперативная и следственная работа.
Сложилась ситуация, при которой руководители органов государственной власти и управления, фактически знающие о фактах коррупции в подконтрольном им органе и лицах, совершающих коррупционные преступления, не заинтересованы в их изобличении, поскольку в отношении самих руководителей вышестоящими инстанциями «могут быть сделаны определенные выводы» - о привлечении к дисциплинарной ответственности за допущение подобных фактов, снятии материальных вознаграждений, увольнении и тому подобное.
В связи с этим, целесообразна разработка комплекса правил, при которых законопослушное поведение руководителей органов власти и управления, в части изобличения коррупционных проявлений со стороны подчиненных сотрудников, влекло за собой не только не порицание со стороны вышестоящих инстанций, но даже в определенной степени какое-либо стимулирование и поощрение.
2. Правовая незащищенность заявителей и субъектов, оказывающих содействие в выявлении и документировании коррупционных преступлений, что влечет нежелание сотрудничать с правоохранительными органами.
При уголовном преследовании фигурантов, занимающих высокопоставленные должности в государственных структурах и ведомствах, имеющих коррумпированные связи, свидетели и потерпевшие подвергаются моральному и физическому давлению со стороны указанных лиц.
В большинстве случаев явные угрозы не высказываются, воздействие осуществляется путем морального и психологического давления. В коллективах искусственно создается атмосфера отчуждения вокруг содействующих правосудию, все их поступки встречают демонстративную негативную оценку, нередки случаи увольнения с работы, отчисления с учебного заведения.
Все вышеперечисленное может привести к отказу потерпевших и свидетелей от дачи показаний, и исполнения других уголовно-процессуальных обязанностей.
Одним из путей решения данного видится закреплении в трудовых контрактах положений об обязанности работодателя отстранять от исполнения служебных обязанностей должностных лиц, в отношении которых возбуждены уголовные дела
коррупционного характера.
3. Несоответствие существующим реалиям кадровой политики руководителей государственных, республиканских и муниципальных органов при назначении на должности руководителей различного звена.
Анализ показывает, что в настоящее время часть чиновников, занимающих государственные должности, имеющих непосредственный доступ к распределению бюджетных средств, имеют «сомнительное» прошлое, ранее привлекались к административной либо уголовной ответственности, либо были уволены с предыдущего места работы по отрицательным мотивам. К сожалению, данные факты становятся известны только тогда, когда руководитель попадает в «поле зрения» правоохранительных органов уже по вновь совершаемым преступлениям.
Органами внутренних дел ежегодно выявляются факты, когда, выполняя управленческие функции, недобросовестные руководители, имея доступ к бюджетным деньгам, после назначения вновь задерживаются за совершение коррупционных преступлений.
Кроме того, ряд чиновников, осуществляющих распорядительные функции, связанные со специальными познаниями, не имеют соответствующего образования, либо как потом выясняется работают по поддельным дипломам (бывший заместитель Министра по строительству РМ -Игнатьев).
Все указанные факты - результат неэффективной кадровой политики, слабая работа с кандидатами на государственную службу, выборные органы власти. Данная ситуация создает причины для коррупционных проявлений, способствует хищениям, в том числе бюджетных ассигнований, подрыву доверия к власти у населения.
Для решения указанной проблемы целесообразно повысить этические стандарты и профессиональные требования к гражданам, назначаемым на государственную должность. Взять на строгий контроль соблюдение антикоррупционного регламента, установленного законом о противодействии коррупции, не только федеральными структурами, но и органами местного самоуправления, в части принятия мер по недопущению назначения на руководящие должности лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.
В случае увольнения с государственных должностей по отрицательным мотивам необходимо введение запрета на дальнейшее трудоустройство в государственные организации с потерей всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например, пенсионного и социального обслуживания.
Кроме того, с целью профилактики коррупционной составляющей целесообразно проводить ротацию кадров, замещающих должности продолжительное время, во всех органах власти