Научная статья на тему 'Состояние и динамика коррупционных преступлений в органах местного самоуправления (региональный аспект)'

Состояние и динамика коррупционных преступлений в органах местного самоуправления (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
873
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЛАТЕНТНОСТЬ КОРРУПЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION CRIMES / THE LOCAL GOVERNMENTS / LATENCY OF CORRUPTION / COUNTERACTION TO CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гиреев Шамиль Темирланович

В предлагаемой публикации анализируются состояние коррупционных преступлений в органах местного самоуправления в последние годы в Российской Федерации и в Республике Дагестан, в частности. Отмечается высокая латентность исследуемого вида преступности, предпринята попытка вскрыть ее реальное состояние. С этой целью приводятся данные социологических опросов, проведенных автором настоящей статьи. Подчеркивается значимость определения реальной картины коррупционных преступлений в органах местного самоуправления для организации системы мер противодействия ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Condition and dynamics of corruption crimes in local governments (regional aspect)

In the given publication condition of corruption crimes in local governments last years in the Russian Federation and particularly in Dagestan Republic is analyzed. The high latency of investigated criminality is marked, and the attempt to open its real condition is undertaken. With this purpose the data of the sociological questioning carried out by the author of the article are given. The importance of definition of the real picture of corruption crimes in local governments for system of countermeasures is underlined

Текст научной работы на тему «Состояние и динамика коррупционных преступлений в органах местного самоуправления (региональный аспект)»

Гиреев Ш.Т. КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОРГАНАХ МС

6.5. СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Гиреев Шамиль Темирланович, кафедра уголовного права МГЮА, аспирант

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В предлагаемой публикации анализируются состояние коррупционных преступлений в органах местного самоуправления в последние годы в Российской Федерации и в Республике Дагестан, в частности. Отмечается высокая латентность исследуемого вида преступности, предпринята попытка вскрыть ее реальное состояние. С этой целью приводятся данные социологических опросов, проведенных автором настоящей статьи. Подчеркивается значимость определения реальной картины коррупционных преступлений в органах местного самоуправления для организации системы мер противодействия ей.

Ключевые слова: коррупционные преступления, органы местного самоуправления, латентность коррупции, противодействие коррупции

CONDITION AND DYNAMICS OF CORRUPTION CRIMES IN LOCAL GOVERNMENTS (REGIONAL ASPECT)

Gireev Shamil Temirlanovich, Postgraduate student of the department of criminal law of the Moscow State Law Academy

Annotation: In the given publication condition of corruption crimes in local governments last years in the Russian Federation and particularly in Dagestan Republic is analyzed. The high latency of investigated criminality is marked, and the attempt to open its real condition is undertaken. With this purpose the data of the sociological questioning carried out by the author of the article are given. The importance of definition of the real picture of corruption crimes in local governments for system of countermeasures is underlined.

Keywords: corruption crimes, the local governments, latency of corruption, counteraction to corruption

Специфика российской коррупции и взяточничества в том, что она фактически институционализировалась в органы власти и местного самоуправления. Подрывая доверие к ее авторитету, препятствуя реализации общественных интересов, свободе личности, коррупция в органах местного самоуправления причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике и т.д.1.

Как известно, коррупция в целом и в органах местного самоуправления в частности проявляется в различных регионах России неодинаково, что связано с ее определенными специфическими особенностями. Рассмотрим ее региональные аспекты.

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. - Москва: ГроссМедиа, 2006.

Республика Дагестан по характеру социально - экономических отношений и их развитию, геополитической обстановке и этнографической самобытности, своеобразию демографических и социально - психологических процессов является уникальным регионом Российской Федерации. Все это накладывает отпечаток практически на все и в том числе и на уровень коррупции, и формы ее проявления.

Особенно коррупциогенна в регионе сфера государственных закупок, что является одним из критериев оценки уровня коррупционности должностных лиц государственных и муниципальных органов. Коррупционная привлекательность этой сферы, обусловлена оборотом больших финансовых ресурсов (в целом по республике 3,2 млрд. рублей в 2008 году). Проведенными проверками только в 2008 году в муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах выявлено нарушений в сфере закупок на общую сумму 390,8 млн . рублей 2.

Данные факты свидетельствуют о серьезных недостатках и нарушениях в работе органов местного самоуправления. Отсутствие контроля приводит к бездействию должностных лиц органов местного самоуправления в части взыскания в претензионном порядке средств местных бюджетов, выплаченных на основании муниципальных гарантий, увеличивает объем муниципального долга и способствует сохранению высокой зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из республиканского бюджета.

Коррупция в органах власти и управления в Республике Дагестан за последнее десятилетие стала настолько заурядным и естественным явлением, что перестала вызывать негативную реакцию и отторжение в обществе. По итогам 9 месяцев 2009 г. выявлено 153 преступления коррупционной направленности, в том числе 31 факт взяточничества, 18 - злоупотреблений должностными полномочиями, 7 - превышения полномочий должностными лицами, 4 - нецелевого использования бюджетных средств, 14 - фактов халатности3. Почти 67% выявленных коррупционных деяний совершаются органами местного самоуправления4.

О высокой коррумпированности должностных лиц органов местного самоуправления свидетельствуют данные, приводимые в отчетах прокурорского надзора за исполнением законодательства о коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности. Так, только в 2009 году в представительных и исполнительных органах местного самоуправления выявлено 1938 нарушений законов, привлечено к административной ответственности 9 человек, 40 материалов направлено для решения вопроса об уголовном преследовании в порядке ч . 2. ст. 37 УПК РФ, по 24 из них было возбуждены уголовные дела5. В первом квартале 2010 года выявлено 662 нарушения в органах местного самоуправления, привлечено к административной ответственности 26 человек, 22 материала направлено для решения вопроса об уголовном преследовании, из них возбуждено 8 уголовных дел6.

2 Коррупция - угроза национальной безопасности/ Газета Дагестанская правда от 13.11. 2008г.

- Данные официальной статистики ИЦ МВД РД за 2009 г.

4 Архивные материалы Прокуратуры РД за 2006-2008 гг.

5 Данные отчета прокурора по надзору за исполнением законодательства о коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности за 2009 г.

6 Данные отчета прокурора по надзору за исполнением законодательства о коррупции и о результатах расследования уголов-

Бизнес в законе

4'2011

Если учесть, что латентность коррупционных преступлений считается наивысшей, то не трудно представить насколько сложна криминальная ситуация в структурах государственной власти, государственных служб и органах местного самоуправления, где по признанию самих властьпридержащих процветает коррупция - важнейший атрибут организованной преступности 7.

Об уровне коррупции в органах местного самоуправления можно также судить по данным, полученным путем социологических исследований. По данным одного из опросов, проведенных на Северном Кавказе, лидирующие позиции в рейтинге «самые бесчестные» органы власти в Республике Дагестан заняли: администрация (правительство) республики 80%, администрация (мэрия) города 75%, местный представительный орган 72%, правоохранительные органы (милиция, прокуратура, налоговая инспекция) 70%, служба безопасности дорожного движения (автоинспекция) 65%, суды 55%8. Такие показатели говорят о недоверии со стороны населения местным органам местного самоуправления.

Представление о реальном уровне (с учетом латентной части) коррумпированности в органах местного самоуправления, в известной степени можно получить путем социологических исследований.

В этих целях нами было проведено анкетирование среди городского и сельского населения Республики Дагестан. Выборка респондентов составила 530 чел., из них 110 жителей г. Махачкалы, 80 жителей г. Хасавюрт, 50 чел. г. Каспийск, 100 чел. г. Дербент и 150 жителей районов Республики Дагестан (Новолакский район, Кумторкалинский район, Левашинский район, Каякентский район, Лакский район). Опрошенным лицам задавались следующие вопросы: «Что такое коррупция?», «Кто имеет возможность брать взятки в органах местного самоуправления?», «Кто бывает вынужден давать взятки должностным лицам в органах местного самоуправления?», «Почему могут брать взятки должностные лица в органах местного самоуправления?», «Почему могут давать взятки должностным лицам в органах местного самоуправления?», «Сталкивался ли респондент лично с ситуацией, когда у него вымогали взятку или когда он вынужден был давать взятку?» и др.

Опрашиваемым также было предложено определить круг коррупционных преступлений, которые являются наиболее часто совершаемыми в органах местного самоуправления РД. Ниже представлены результаты ответа на данный вопрос:

ных дел коррупционной направленности за первый квартал 2010 г.

7 Криминология. Курс лекций / Под ред. З.А. Астемирова. - Махачкала, 2002.

8 «Северный Кавказ и коррупция: положение дел глазами «очевидцев»// http://lap.hse.rU/news/19496667.html

При оценке полученных данных отраженных в вышеуказанной таблице, следует иметь в виду, что в обыденной жизни коррупция среди населения чаще всего сводится к взяточничеству должностных лиц органов местного самоуправления (особенно среди сельского населения). Не случайно, сельские жители наиболее распространенным видом коррупционного преступления назвали взяточничество - 48%.

В качестве основной причины высокой коррупции в Республике Дагестан большинство опрошенных назвали неэффективность республиканских властей (34 процента - «жадность, аморальность чиновников», 36 процентов - «неэффективность властей, несовершенство законов»), 40% опрошенных ответили, что непосредственно сталкивались с фактами вымогательства взятки при решении своих вопросов в органах местного самоуправления. По данным опроса, больше всего с фактами коррупции, в том числе и вымогательством взятки, в органах местного самоуправления сталкиваются население г. Махачкалы.

Подавляющее большинство дагестанцев (80 процентов) отмечают, что сталкиваются всегда или часто со взяточничеством при обращении в органы государственной власти (28 процентов - «всегда» и 52 процента - «часто», 12 процентов - «редко», восемь процентов -«никогда»). 70 процентов жителей республики подчеркивают, что в этой сфере нередко присутствует и клановость (23 процента - «всегда», 47 процентов - «часто», 17 процентов - «редко», 14 процентов - «никогда»).

Параллельно с ростом коррумпированности органов местного самоуправления в последние годы даже скорее падает их реальное влияние. Лишь 13% опрошенных дагестанцев считают, что именно от органов местного самоуправления в наибольшей степени зависит жизнь людей в том населенном пункте, где они проживают. Это значительно меньше, чем влияние на жизнь граждан руководства страны, президента и правительства (32%), руководства области, республики (26%), руководства района (29%).

Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что методы коррупционного характера не просто предпочтительны при реализации каких-либо задач известного плана, а необходимы, ибо в ином случае зачастую сопряжены с невероятными трудностями, потерей времени. Более тогоа в последнее время речь уже идет о том, что население с его позицией терпимого отношения к взяточничеству, злоупотреблениям, переходит границу просто примиренческой, соглашательской позиции.

Высокая общественная опасность коррупционной преступности в органах местного самоуправления обусловлена также ее негативными качественными преобразованиями. В частности, по официальным данным растет ущерб, причиняемый преступлениями коррупционной направленности в органах местного самоуправления; происходит дальнейшее сращивание коррупционной преступности в органах местного самоуправления с организованной преступностью; усугубляется процесс насыщения коррупции элементами клановой и этнической принадлежности субъектов коррупции.

По утверждению З. А.Астемирова коррупция в государственном аппарате и органах местной администрации проявляется не только в злоупотреблениях и взяточничестве, она дискредитирует власть, делает ее неэффективной для выполнения своей праведной роли. Она является источником приобретения преступ-

Варианты ответа Городское население Сельские жители

1. Получение взятки. 35 % 48 %

2. Злоупотребление должностными полномочиями. 30 % 23 %

3. Присвоение или растрата. 12 % 11 %

5. Мошенничество 15 % 16 %

4. Служебный подлог. 8 % 2%

6. Свой вариант ответа. 0 % 0 %

Итого 100% 100%

Гиреев Ш.Т. КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОРГАНАХ МС

ностью организованного характера, существенного ослабления контроля над всей преступностью, эффективности борьбы с нею9.

Коррупция и организованная преступность являются наибольшим социальным злом в обществе, эти явления дестабилизируют общественное устройство. Корыстные моменты в осуществлении, как организованной преступности, так и коррупции являются схожими по мотивам совершения этих деяний. Организованная преступность формирует коррупционные связи в целях обеспечения безопасности со стороны государственных и муниципальных органов10.

Особенностью организованной преступности в Республике Дагестан является ее клановость и монополизм власти, который не стремится к обновлению своих рядов. Местным преступным группировкам неудобны и невыгодны непредсказуемые чиновники, которые могут оказаться во власти и помешать им в преступной деятельности, или создать какие-либо помехи для преступной и неограниченной никакими рамками алчности, корыстолюбия11.

«Клановая» система в органах местного самоуправления РД повсеместно, выражается и в том, что принимают на работу своих дочерей, сыновей и т.д., процветает национализм, те или иные учреждения и гос-органы, по бытующему мнению, являются неформальной клановой собственностью. Они фактически передаются по наследству - от отца к сыну, от брата к брату, от мужа к жене.

Другая ее разновидность - это правящие кланы союза нескольких родов, для которых сложившиеся дружественные и деловые связи не менее важны родственных связей. Правящие кланы контролируют районы, города, крупные села, крупные предприятия и естественные монополии. Между правящими кланами существует жесткая конкуренция. В республике их насчитывается более двадцати.

Изложенные соображения позволяют заключить, что коррупция в Республике Дагестан не просто имеет место, а ею пропитано все общество на различных уровнях. Коррупция становится все более предпочтительным методом решения своих проблем членами социума, представителей кланов и тухумов. Население Республики Дагестан, будучи вовлеченным в тот или иной клан, не только терпимо относится к взяточничеству, злоупотреблениям, а занимает, нередко, примиренческую, соглашательскую позицию к коррупции.

Список литературы:

1. Криминология. Курс лекций / Под ред. З.А. Астемирова. -Махачкала, 2002.

2. Музалевская Елена Александровна Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (19922005 гг.)/ Автореф. ... дис...канд.юрид. наук. - М., 2006.

3. Плёнкин В.А.Проблемы противодействия коррупции в

органах местного самоуправления//Научный вестник

Уральской академии государственной

службы//Ь|Пр://уе81п1к.иара.ги/188ие /2009/01/17/

4. Северный Кавказ и коррупция: положение дел глазами «очевидцев// http://lap.hse.rU/news/19496667.html

9 Криминология. Курс лекций./Под ред. З.А.Астемирова. - Махачкала, 2002. - С.

10 Музалевская Елена Александровна Коррупция в системе государственной службы в России: истоки и тенденции (1992-2005 гг.)/ Автореф. ... дис.канд.юрид. наук. - М., 2006. - С.21.

— Плёнкин В.А.Проблемы противодействия коррупции в органах местного самоуправления//Научный вестник Уральской академии государственной службы//http://vestnik.uapa.ru/issue/2009/ 01/17/

5. Данные официальной статистики ИЦ МВД РД за 2009 г.

6. Архивные материалы Прокуратуры Рд за 2006-2008 гг.

7. Данные отчета прокурора по надзору за исполнением законодательства о коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности за 2009 г.

8. Данные отчета прокурора по надзору за исполнением законодательства о коррупции и о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности за первый квартал 2010 г.

References:

1. Criminology. Lectures. Astenirov Z.A. - Makhachkala, 2002.

2. Mazulevskaya E.A. Corruption in the Public Service in Russia: Origins and Trends(l992-2005). Author's abstract of dissertation, PhD in Law - Moscow, 2006.

3. Plenkin V.A. Problems of counteraction to corruption in local government// Scientific Bulletin of the Ural Academy of State Service //http: //vestnik. uapa. ru/issue/2009/01/17/ The North Caucasus and corruption: the situation through the eyes of "the witnesses” http://lap.hse.ru/news/19496667.html

4. Official statistics IC MIA RD for 2009.

5. Archival materials the Prosecutor's Office of RD for 20062008.

6. Report data of Procurator for the enforcement of legislation on corruption and on the results of criminal investigations of corruption focus for 2009.

7. Report data of Procurator for the enforcement of legislation on corruption and on the results of criminal investigations of corruption focus in the first quarter of 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.