Светлана ЕЛИСЕЕВА, Илья ТАРАСОВ
КОРРУПЦИЯ КАК ВЫЗОВОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ
Статья посвящена проблеме коррупции - негативного системного явления, ослабляющего государственную безопасность. Коррупция рассматривается в качестве одного из вызовов государственному и общественному развитию; освещаются различные аспекты противодействия данному явлению.
The article is dedicated to corruption as negative systematic phenomenon, weakening state security. Corruption is considered as one of challenges to the development of state and society. Different aspects of counteraction to corruption are considered.
Ключевые слова:
коррупция, взаимодействие, общество, социальное явление, гражданское общество, противодействие коррупции, антикоррупционная деятельность; corruption, interaction, society, social phenomenon, civil society, counteraction to corruption, anticorruption activity.
ЕЛИСЕЕВА Светлана Николаевна — старший преподаватель кафедры частного права Социальноэкономического института РЭУ им. Г.В. Плеханова,
г. Саратов [email protected]
ТАРАСОВ
Илья
Николаевич —
д.полит.н., профессор; заведующий кафедрой политики, социальных технологий
и массовых коммуникаций Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград [email protected]
В настоящее время коррупция в России является одним из наиболее серьезных факторов, препятствующих эффектив -ному развитию российского государства. Коррупция явля -ется одним из серьезнейших вызовов политической модернизации России. Она не только подвергает риску суверенитет и безопас -ность государства — она подрывает сами устои человеческой циви -лизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает уровень общественной нравственности и материального благосостояния граждан. Коррупция усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для веде -ния бизнеса кризисов — кризис доверия в широком понимании, а в политическом смысле — кризис легитимности.
Коррупция (от лат. соггирИо — подкуп, порча, упадок)1 представ -ляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государствен ном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, воз -ложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента и пр., и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других2. В Большом юридическом словаре коррупция определяется как общественно опасное явление в сфере политики или государственного управ -ления, выражающееся в умышленном использовании представите лями власти своего служебного статуса для противоправного полу -чения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц3.
Большинство специалистов сходятся в том, что основными при чинами коррупции являются: двусмысленные законы; незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократиче -ских процедур или завышать надлежащие выплаты; зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократиче -ского аппарата, от политики правящей элиты; профессиональная некомпетентность бюрократии; кумовство и политическое покро -
1 Толковый словарь иностранных слов / сост. Н.Л. Шестернина. — М., 1998, с. 157.
2 Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. — М., 1999, с. 271.
3 Большой юридический словарь. — М., 2000, с. 288.
вительство, которые приводят к формиро ванию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией; от сутствие единства в системе исполнитель ной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстан циями; низкий уровень участия граждан в контроле за государством; низкий уро -вень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным; госу дарственное регулирование экономики; культура страны в целом.
Большая часть перечисленных условий наличествует сегодня в нашей стране, поэтому разработка мер по противодей ствию коррупции в целях устранения ее коренных причин и реализация таких мер в контексте обеспечения развития поли тической системы в целом становятся настоятельной необходимостью.
Принятие антикоррупционного законо -дательства на региональном и федераль ном уровнях, к сожалению, не решает про -блему в целом, а лишь создает видимость борьбы. Нормы нашего закона усложняют управленческий процесс; в них использу ются формулировки «вправе» и «может» (в отношении должностных лиц), а не «обя -зан» и «должен»; встречаются формули -ровки «в разумный срок»; неоднозначно сформулированные процедуры реализа -ции некоторых положений законов дают возможность их неоднозначного толкова ния. Такие нормы закона дают широкие возможности для произвола чиновников, угрожают ростом коррупционных прояв лений и, более того, создают благоприят ную почву для соблазна получения и дачи взятки и совершения иных коррупцион ных преступлений.
Сравнительный анализ формирования антикоррупционной политики в регио нах требует учета динамических характе -ристик. «Ранний старт» не всегда обеспе чивает принятие эффективных решений, хотя и определяет некоторое тактическое преимущество, выражающееся в возмож ности более развернутого позиционирова ния гражданских и властных институтов, ориентированных на борьбу с корруп цией1.
Отметим, что на сегодняшний день
1 Тарасов И.Н. Динамика институционального развития антикоррупционной политики в регионах Приволжского федерального округа // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2012, № 2, с. 27.
основной упор делается на борьбу с по -следствиями коррупции, а ее причины остаются практически без должного вни мания. Необходимы целенаправленные усилия со стороны государства и граждан ского общества при формировании соот ветствующей антикоррупционной поли тики. Очевидно, что она должна строиться на основе административной реформы в целях устранения основных институцио нальных причин коррупции. Необходимо максимально упростить бюрократиче ские процедуры, избавить государство от избыточных функций, передав их другим субъектам, например общественным орга -низациям, и на деле обеспечить соблюде -ние принципов гласности, открытости и публичности в деятельности органов вла -сти.
Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу отно -сятся нравственное разложение обще -ства, правовой нигилизм, недостаточная правовая грамотность граждан, их слабая гражданская позиция, слабая реализация конституционных прав и свобод граждан и многое другое.
Антикоррупционная политика в Российской Федерации прошла сложный путь от практически полного своего от сутствия до создания вполне адекватных сложившейся ситуации правовых основ системной деятельности по противо действию коррупции на всех уровнях государственной власти, во всех сферах общественной и государственной жизни. Воспринимая коррупцию как системное явление, государство создает и реализует комплексные меры по противодействию ей. За период с 2008 г. был образован совет при президенте по противодействию коррупции, разработаны и утверждены Национальный план по противодействию коррупции, пакет антикоррупционных законов, издан ряд указов президента, расширяющих контроль за деятельностью государственных и муниципальных служа -щих, руководителей государственных кор пораций. Федеральный закон № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 установил основные принципы и основы борьбы с коррупцией.
В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г., признается, что кор рупция остается следствием избыточного
администрирования со стороны государ ства. Она по прежнему серьезно затруд няет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности националь -ной экономики. Коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институ там, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рас сматривается как одна из угроз безопас ности РФ.
В Стратегии национальной безопасно сти Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, сохранение усло -вий для коррупции и криминализации хозяйственно финансовых отношений называется одним из главных стратегиче ских рисков и угроз национальной безо пасности РФ.
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявле ния в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. В качестве простой и достаточно эффек тивной меры показала себя обязатель -ная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнитель ной власти и депутатов) о доходах и иму щественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официаль -ных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.
Важным шагом является также создание системы контроля деятельности государ -ственных служащих со стороны институтов гражданского общества, совершенст -вование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служа -щими общих принципов служебного пове -дения, и разработка механизма принятия мер по предотвращению конфликта инте ресов, в т.ч. после ухода государственного служащего с государственной службы.
Однако для реализации этих мер должны быть разработаны процедуры, обеспечивающие проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих. Необходимо совершенство-
вать работу, направленную на приори -тетное применение мер предупреждения коррупции и борьбу с ней на государст -венной службе.
Стоит отметить, что в сфере противо -действия коррупции не следует огра -ничиваться лишь совершенствованием законодательства. Следует усилить кон -троль за применением законов, поскольку правоприменение пока остается одним из слабых мест в российской антикоррупци -онной политике. В условиях нынешнего развития политической реформы скорее всего будет возрастать роль и парламент ского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В арсенале пар -ламента есть такие мощные инструменты, как парламентские расследования, депу татские и парламентские запросы, еже годная отчетность председателя прави -тельства и отдельных министров в рамках правительственных часов. Мы полагаем, что институционализированный парла ментский контроль является серьезной возможностью для реального влияния на качество работы исполнительной власти, которую необходимо активно использо вать. В настоящее время прорабатываются меры по усилению таких полномочий Федерального собрания.
Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию кор рупции, в этой борьбе оно не сможет обойтись без помощи граждан. Во избе жание коррупционных явлений граж -данам необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твер дую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессио нальной жизни. Большинство россиян уважительно относятся к закону и дей ствующему правопорядку, избегают кор рупции и стремятся соблюдать предпи санные нормы закона.
Коррупция, конечно же, не является исключительно российской проблемой: она не признает государственных границ, а причины и условия, ее порождающие, во многом схожи и присутствуют практиче ски во всех странах. Поэтому меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с консолидирован -ными действиями в международном мас штабе.