Научная статья на тему 'О роли государства в противодействии коррупции:правовые аспекты'

О роли государства в противодействии коррупции:правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1851
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / CORRUPTION / CORRUPTION COUNTERACTION / FIGHT AGAINST CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / STATE ANTI-CORRUPTION POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нечаев Марк Александрович

Данная работа посвящена исследованию роли российского государства в противодействии коррупции и развитию антикоррупционного законодательства в настоящее время. Немаловажное значение уделяется существующим проблемам государственной антикоррупционной политики. В связи с этим предлагается ряд мер законодательного характера для увеличения эффективности борьбы с коррупцией в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This work is devoted to research of a role of the Russian state in corruption counteraction and to development of the anti-corruption legislation at the present time. Important value is given to existing problems of the state anti-corruption policy. Due to the above mentioned a number of measures of legislative nature for increase in efficiency of fight against corruption in Russia is offered.

Текст научной работы на тему «О роли государства в противодействии коррупции:правовые аспекты»

О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

НЕЧАЕВ Марк Александрович

Аннотация: данная работа посвящена исследованию роли российского государства в противодействии коррупции и развитию антикоррупционного законодательства в настоящее время. Немаловажное значение уделяется существующим проблемам государственной антикоррупционной политики. В связи с этим предлагается ряд мер законодательного характера для увеличения эффективности борьбы с коррупцией в России.

Annotation: this work is devoted to research of a role of the Russian state in corruption counteraction and to development of the anti-corruption legislation at the present time. Important value is given to existing problems of the state anti-corruption policy. Due to the above mentioned a number of measures of legislative nature for increase in efficiency offight against corruption in Russia is offered.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, борьба с коррупцией, антикоррупционное законодательство, государственная антикоррупционная политика.

Key words: corruption, corruption counteraction, fight against corruption, anti-corruption legislation, state anti-corruption policy.

Проблема роли государства в противодействии коррупции в современном российском обществе является, пожалуй, одной из самых актуальных проблем. Она носит универсальный, многоаспектный характер с политической, социально-экономической и правовой составляющей. Это подчеркивают как государственные, политические и общественные деятели, так и простые граждане. Данная проблема многократно поднималась и поднимается как в научной сфере на различного уровня научно-практических конференциях, форумах, круглых столах, так и в информационном поле средств массовой информации. Роль государства в противодействии коррупции проанализирована в трудах многих уче-ных-правоведов: Т.Я. Хабриевой, В.Д. Зорькина, Р.В. Дронова, А.Ю. Пиджакова, С.Р. Гостевой, С.Н. Назарова, Е.В. Ромашиной.

Острота проблемы вызвана очевидной для всего населения России коррумпированностью нашего общества. Об этом говорят статистические данные и социологические опросы. Социологи фонда «Общественное мнение» выяснили, что в 2010 году 75 % респондентов считали, что уровень коррупции в России высокий. В июле 2012 года количество респондентов, придерживающихся такого мнения, выросло до 80 %. 47 % россиян уверены, что коррупцию искоренить невозможно. При этом более половины ВВП России находится в тени коррупции1. Согласно

1 Горяшко С. Граждане не видят успехов в борьбе с коррупцией // Коммерсант.ги. 03.08.2012. URL: http://www.kommersant.ru/ doc-y/1994085 (дата обращения: 03.12.2012).

Индексу восприятия коррупции, ежегодно составляющемуся для многих стран мира компанией "Transparency International” с 1995 года, Россия традиционно находилась в конце списка, то есть в ряду наиболее коррумпированных в мире стран2. С.Е. Нарышкин, выступая на первом Евразийском антикоррупционном форуме «Правовые инновации в противодействии коррупции», проходившем 30-31 мая 2012 года, в рамках своего доклада «Международное сообщество в борьбе с коррупцией» подчеркнул, что «такое явление как коррупция представляет собой один из серьезнейших вызовов человеческому развитию. Это проявляется в том, что коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства: она подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов - кризис доверия» 3.

Таким образом, очевидна острота проблемы коррупции. При этом несомненно, что последняя связана тем или иным образом с властью, с государством, которое в силах побо-

2 Индекс восприятия коррупции // Трансперенси Интернешнл Россия. Центр Антикоррупционных исследований и инициатив 26 октября 2010 г. URL: http://www.transparency.org.ru/ index - vospriiatiia -korruptii (дата обращения: 04.12.2012).

3 Нарышкин С.Е. Международное сообщество в борьбе

с коррупцией // Журн. рос. права. 2012. Т. 7. № 187. С. 5-7.

роть этот недуг. В ноябре 2010 года Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что «борьба с коррупцией остается принципиальной задачей»4. Таким образом проблема роли государства в противодействии коррупции - одна из острейших в современной России. И противодействие коррупции - одно из принципиально важных направлений государственной политики.

Проведенный анализ роли государства в противодействии коррупции позволяет сделать ряд интересных выводов. Коррупция возникла одновременно с возникновением государства, и государства в течение истории активно боролись с этим недугом путем принятия соответствующих правовых норм и организационных мер. При этом исторический опыт борьбы России с коррупцией нельзя назвать удачным. Эта борьба в течение истории нашей страны не была системной и ограничивалась преимущественно закреплением уголовно-правовых норм против преступлений коррупционной направленности. Причем реализация этих норм оставалась на крайне низком уровне в связи с тем, что сам бюрократический аппарат тормозил борьбу с коррупцией.

Однако современное Российское государство сравнительно недавно вышло на принципиально новый уровень противодействия коррупции. Реализуется целая система мер государственной антикоррупционной политики. Россия начала сотрудничать с мировым сообществом в этом направлении и ратифицировала основные международные конвенции по противодействию коррупции. В короткие сроки сформировано антикоррупционное законодательство во главе с Федеральным законом «О противодействии коррупции». К настоящему времени государство предприняло целую систему мер по этому вопросу. При этом, как отметил Дмитрий Медведев, «такая масштабная и системная борьба с коррупцией только началась, и мы будем ее вести решительно, системно и последовательно»5. Реализуются законодательные и организационные меры противодействия коррупции, взят курс как на расширение борьбы, так и на устранение причин, ее порождающих. Причем в настоящее

4 Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Рос. газ. 1.12.2010. № 271.

5 Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. // Рос. газ. 23.12.2011. № 290.

время в Государственной Думе находится целый ряд законопроектов, позволяющих вывести государственную антикоррупционную политику на новой уровень. К примеру, сегодня Государственная Дума обсуждает уже принятый в двух чтениях законопроект «О контроле за соответствием расходов должностных лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам»6. Таким образом, развитие системы мер противодействия коррупции продолжается, и в перспективе это может вывести уровень борьбы с коррупцией на более высокий уровень.

При этом, как отмечается во всех научных трудах, в выступлениях ученых-правоведов и государственных деятелей в рамках научнопрактических конференций, существует немало препятствий в реализации государственной антикоррупционной политики, пробелов и коллизий в антикоррупционном законодательстве. В этом и заключается общая проблема роли государства в противодействии коррупции. И для разрешения ее предлагается целый ряд мер, имеющих, на наш взгляд, высокую практическую значимость. Например, В.Д. Зорькин предлагает закрепить перечень статей коррупционной направленности в Федеральный закон «О противодействии коррупции», создать четкие процедуры отвода и самоотвода соответствующих служащих в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов, восстановить нормально правовое регулирование института конфискации имущества7. По нашему мненю, особого внимания среди предложенных мер заслуживает обращение к мировому опыту противодействия коррупции. Представляется, что российскому государству будет целесообразно учитывать опыт борьбы с коррупцией тех стран, где государственная антикоррупционная политика продемонстрировала свою эффективность, например опыт Сингапура, Франции.

На основе сделанных выводов и с учетом предложенных научным сообществом мер по устранению проблем в реализации государственной антикоррупционной политики, а также пробелов и коллизий в антикоррупционном законодательстве, с учетом мирового опыта

6 О контроле за соответствием расходов должностных лиц, занимающих государственные должности, и иных лиц их доходам : проект федерального закона № 47244-6 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/law/review/ 1459009.html (дата обращения: 05.12.2012).

7 Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журн. рос. права. 2012. Т. 7. № 187. С. 18-20.

и уже реализуемых государством мер считаем целесообразным предложить следующий комплекс мер противодействия коррупции в России.

Для повышения эффективности борьбы с коррупцией необходимо воспользоваться опытом Сингапура, который добился впечатляющих успехов в этом вопросе, и создать в нашей стране единый самостоятельный государственный орган по данной борьбе. Новому органу следует передать всю компетенцию по борьбе с коррупцией иных правоохранительных органов, в том числе полномочия по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. Данный правоохранительный орган должен обладать независимостью по отношению к любым органам власти.

Затем будет целесообразным лишить иммунитета всех тех должностных лиц, которые им наделены в соответствии со ст. 447 УПК РФ, при подозрении их в совершении коррупционных правонарушений. Данное нововведение позволит значительно увеличить раскрываемость преступлений коррупционной направленности, так как уменьшится вероятность затягивания коррупционных дел и возможность виновных должностных лиц уйти от ответственности.

Также нужно расширить определение термина «коррупция». Дело в том, что, как

отметила Т.Я. Хабриева, «коррупция уже давно не сводится к разного рода взяточничеству и злоупотреблениям. Она охватывает такие виды правонарушений, как коррупционный лоббизм, коррупционный протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная поддержка и финансирование политических структур, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, корыстное злоупотребление властью или должностным положением и др.»8. Новые составы правонарушений следует ввести не только в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), но и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Данное нововведение увеличит масштабы борьбы с коррупцией.

Предложенные меры могут иметь высокую практическую значимость и в совокупности они логически дополнят систему противодействия коррупции, реализуемую в России в настоящее время. Их выполнение позволит в перспективе резко усилить эффективность государственной антикоррупционной политики. При этом хочется особо подчеркнуть -с коррупцией нужно бороться, устраняя также ее причины, а не только проявления. Коррупция как социальное явление - это большой и широко разросшийся сорняк российского общества. Но всякий сорняк, если подрубить ему корни, со временем погибает.

8 Хабриева Т.Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журн. рос. права. 2012. Т. 7. № 187. С. 7-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.