Светлана ЕЛИСЕЕВА
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
В статье рассматривается современный этап реализации антикоррупционной политики в России. Анализируется ее становление от государственной монополии к общественному контролю.
The current stage of realization of the anti-corruption policy is considered in the article; the process of its formation from the state monopoly to public scrutiny is analyzed.
Ключевые слова:
коррупция, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная служба, антикоррупционное законодательство; corruption, anti-corruption policy, counteraction to corruption, state service, anti-corruption legislation.
Государство в начале 1990 - х гг. добровольно отказалось от боль -шинства контрольных функций, что в определенной степени способствовало возникновению управленческого вакуума в экономике и социальной сфере. В результате нерегулируемая рыночная экономика породила невиданные масштабы коррупции, и государственная собственность практически за бесценок перешла в частные руки. Этому способствовало массированное принятие коррупционных законов и подзаконных актов, лоббируемых опре -деленными группами, проникшими во властные органы.
Системный характер коррупции в России в числе прочих причин обусловлен характером российского законодательства, отличаю -щегося противоречивостью, пробельностью, многовариантностью толкования отдельных норм и т.д. Данный факт признается и руко -водством страны.
Следует отметить, что начиная с 1994 г. в ежегодных посланиях президента РФ (исключение составляют послания 2003 и 2004 гг.) отмечалось, что для развития и становления государственности России коррупция выступает как негативный фактор, а в качестве одной из стратегических задач указывалась необходимость борьбы с коррупцией.
Именно эти обстоятельства обусловливают разработку и приня -тие комплекса организационных и правовых мер, направленных на противодействие коррупции.
Коррупции в большей степени подвержен государственный аппа -рат. Допускаемые гражданскими служащими нарушения законода -тельства снижают эффективность государственного управления, препятствуют проведению скоординированной политики противо -действия коррупции, дискредитируют систему органов государст -венной власти1.
Проект, имеющий отношение к коррупции, был иницииро -ван в 2013 г. Государственной думой и поддержан президентом В.В. Путиным. Этот проект по национализации элиты предусма -ЕЛИСЕЕВА тривает введение запрета для чиновников и других должностных
Светлана лиц государственной и муниципальной службы иметь денежные
Николаевна - счета и недвижимость за рубежом. Первоначально за запрет вла -
старший дения зарубежными активами выступили многие депутаты, на их
преподаватель стороне были и многочисленные активисты - общественники. Суть
кафедры частного --------------
права СГСЭу 1 Белова С.В., Алексеева Л.Г. Соблюдение законодательства о борьбе с кор-
[email protected] рупцией // Законность, 2011, № 8, с. 31.
идеи была проста: нельзя управлять одной страной, а недвижимость иметь в другой, получается неминуемый конфликт инте ресов, да и этическая проблема налицо. Как считают некоторые эксперты, перво начальная суть законопроекта заключалась в том, что ввод данных запретов — это ору -дие в борьбе за суверенитет. Однако затем эта суть отошла на второй план и главной темой стала борьба с коррупцией. Тем не менее известный журналист и публицист М. Леонтьев считает, что «закон не столько носит антикоррупционный характер, все эти разглагольствования разные о борьбе с коррупцией имеют не слишком большое отношение к законопроекту. Это норма -тивный проект, связанный с лояльностью, задача — отсутствие конфликта интересов. Потому что речь идет не о том, какая там недвижимость, несметные сокровища скрываются за рубежом, а это вполне могут быть честно заработанные средства. Но человек, завязанный на экономические интересы, акции, недвижимость в другой стране и который находится под юрисдик -цией этой страны, он ставит себя в зависи мость от иностранного государства»1.
Позволим себе не согласиться с мнением М. Леонтьева. Данный закон — не только важный этап реализации проекта нацио нализации элиты, но и важный этап в реа лизации антикоррупционной политики. Выявление и легализация иностранной собственности представляет собой суще ственный организационный этап анти коррупционной политики. Выстраивание механизмов проверки источников дохо дов и имущества российских чиновников, в т.ч. с привлечением ресурсов независи -мых общественных организаций и акти вистов, является неотъемлемой частью любой антикоррупционной политики. При этом в дальнейшем этот опыт может быть использован и внутри самой страны.
Как показывает опыт проводимых государственно - правовых реформ, а также практика правоохранительной деятельно -сти в сфере противодействия коррупции, в системе государственной службы кор -рупция возникает в тех сферах деятельно сти органов государственной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предо
1 Путин национализирует элиту // http:// voprosik.net/putin-nacionaliZiruet- elitu/ (дата обращения 7.11.2013).
ставления услуг гражданам и юридиче -ским лицам. Различные исследования показывают, что коррупция возникает именно в тех сферах, где государствен -ные служащие реализуют организацион -ные, исполнительно - распорядительные, контрольно- надзорные, юрисдикцион -ные, а также разрешительные полномочия. Вот почему в настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим минимизации коррупци -онных рисков в профессиональной дея -тельности государственных служащих
Основой антикоррупционных меропри -ятий должно стать законодательство, учи тывающее международные антикоррупци онные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах. Кроме того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, активное и грамотное включе ние в эту работу средств массовой инфор -мации.
К задачам правового регулирования взаимодействия государства и гражданского общества относятся: создание механизмов общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и институтов гражданского обще ства; пресечение коррупции; обеспечение гласности и открытости власти; ограни чение непропорционального влияния отдельных групп интересов на публичную власть; дальнейшая демократизация госу дарственной власти2.
Кроме того, А.М. Цирин предлагает предусмотреть привлечение институтов гражданского общества к осуществлению федеральными органами исполнительной власти мониторинга правоприменения, в т.ч. к его антикоррупционной составляю -щей. Информация, полученная от граждан и организаций, поможет оперативно пресекать имеющиеся коррупционные практики и не допускать их дальнейшего существования3.
Эффективность общественного кон -троля в сфере борьбы с коррупцией зави сит, во первых, от уровня профессио
2 См.: Гриб В.В. Правовые вопросы инсти -туционализации взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти // Российская юстиция, 2011, № 3, с. 10.
3 См.: Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права, 2011, № 2, с. 14
нальной подготовки и добросовестности представителей гражданского общества; во вторых, от реального обеспечения доступности информации о деятельности государственных и муниципальных орга нов, а также госучреждений, т.е. от того, насколько предоставляемая ими инфор мация является полной и достоверной; в третьих, от эффективности деятельности контрольно надзорных органов, прежде всего прокуратуры, по рассмотрению сооб щений граждан и общественных объедине -ний о коррупционных правонарушениях.
Важной формой взаимодействия госу -дарственных органов с институтами граж данского общества в сфере противодей -ствия коррупции, которая уже реализуется на федеральном и региональном уровнях, является создание специализированных совещательных, консультативных, коор -динационных и экспертных органов. Для сообщения о фактах коррупции создаются интернет приемные, соответствующие раз делы на официальных сайтах спецслужб, горячие линии и телефоны доверия.
Необходимо создать ряд условий для участия общественности в противодей ствии коррупции, например:
— ускорить принятие федерального закона об основах общественного кон троля в РФ совместно с пакетом законов, обеспечивающих его реализацию;
— обеспечить надлежащую защиту и воз -награждение граждан, информирующих о фактах коррупции;
— сформировать систему мониторинга и оценки уровня коррупции в органах вла -сти с учетом общественного мнения;
— усовершенствовать механизм предо -ставления государственных услуг (в т.ч. путем введения электронного документо оборота) в целях ликвидации администра тивных барьеров;
— усилить контроль за решением вопро -сов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, а также за реализа -цией антикоррупционных планов и целе вых программ в субъектах РФ;
— повысить ответственность должност -ных лиц федеральных, региональных и муниципальных органов власти за непри -нятие своевременных мер по устранению причин и условий, способствующих кор -рупции.
Кроме того, требуется более гармонич ное и тесное сочетание правовых и эти ческих средств и способов борьбы с кор
рупцией. Сейчас этическая составляющая этой борьбы находится явно не на первом плане. Считается, что главное — примене -ние юридических мер. И это не случайно. Роль морально- этических регуляторов общественного поведения резко снизи лась. К такой ситуации мы уже привыкли, считаем ее обычной и не всегда в полной мере осознаем, что выполнение этических установок имеет большое значение для борьбы с коррупцией.
В целом можно отметить, что сегодня процессы формирования и реализации антикоррупционной политики в РФ нахо дятся на перепутье. Либо государство при поддержке активной части общества продолжит активную антикоррупцион ную политику, используя лучшие миро вые достижения и технологии в данной области, что, несомненно, приведет к значительным изменениям в российской политической системе, либо власть огра ничится лишь косметическими измене ниями и ответит на возросшую активность институтов гражданского общества поли тическими репрессиями.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на прин ципе неотвратимости наказания за подобные правонарушения. Именно этого требует от правоохранительных органов Администрация Президента. Соответственно, можно ожидать, что все громкие коррупционные дела вполне могут закончиться реальными сроками для подозреваемых.
Президент РФ Владимир Путин счи тает, что меры наказания коррупционеров в правоохранительных и судебных органах необходимо пресекать «более жестко». Проявления коррупции в структурах, при званных обеспечивать правопорядок, ощу тимо подрывает доверие общества к вла -сти и проводимой государством политике. При этом он отмечает, что «только требо -вания законов недостаточно». Президент уверен, что необходимо «сформировать общественную атмосферу неприятия коррупции», в т.ч. «выстроить надежную систему обратной связи между обществом и властью», и каждое сообщение граждан о подобных фактах должно получать адек ватную реакцию1.
1 Путин В. Общество должно быть нетерпимо к коррупции // http://er.ru/news/2013/10/30/putin-obshestvo - dolzhno -Ьу1- neterpimo -к-коггирси/ (дата обращения 07.11.2013).