Научная статья на тему 'Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае'

Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / СУБЪЕКТ РФ / ANTI-CORRUPTION POLICY / ANTI-CORRUPTION MECHANISM / SUBJECT OF THE RF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобцова Оксана Викторовна

В статье рассмотрены основы формирования механизма противодействия коррупции в Забайкальском крае в исторической динамике; охарактеризованы современные тенденции антикоррупционной политики в субъекте РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the bases of forming anti-corruption mechanism in Transbaikalian region in historical dynamics; the current trends of anti-corruption policy in a subject of the RF are characterized.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции реализации антикоррупционной политики в Забайкальском крае»

Оксана ЛОБЦОВА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

В статье рассмотрены основы формирования механизма противодействия коррупции в Забайкальском крае в исторической динамике; охарактеризованы современные тенденции антикоррупционной политики в субъекте РФ.

The article describes the bases of forming anti-corruption mechanism in Transbaikalian region in historical dynamics; the current trends of anti-corruption policy in a subject of the RF are characterized.

Ключевые слова:

антикоррупционная политика, антикоррупционный механизм, субъект РФ, Забайкальский край, органы государственной и муниципальной власти, гражданское общество; anti-corruption policy, anti-corruption mechanism, subject of the RF, Transbaikalian region, governmental and municipal authorities, civil society.

ес

MC(

н

ные дейс

ЛОБЦОВА

Оксана

Викторовна — к.соц.н., доцент кафедры

государственного, муниципального управления и политики ЗабГУ, г. Чита

oxy-pusik@rambler.ru

" елью существования любой общественной системы является сохранение собственной устойчивости, а механизмы сохра -.нения этой устойчивости осуществляются через согласован -ные действия актуальных элементов и их надсистем. В Российской Федерации в целом и в Забайкальском крае в частности идет про -цесс формирования механизма противодействия коррупции на всех уровнях иерархии власти и управления. Соглашаясь с мнением Ю.А. Матафоновой об «асимметричности федерации и проблемах правого регулирования отношений “центр - субъект” и “субъект -субъект”»1, необходимо отметить, что субъекты РФ демонстрируют различную степень эффективности снижения уровня коррупции.

В современной России противодействие коррупции приоб -рело последовательное правовое и организационное обеспечение. Ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвен ций, реализуется Национальный план и Национальная стратегия противодействия коррупции, принят федеральный закон «О про -тиводействии коррупции», а также ряд иных нормативных право -вых актов, которые имеют специальное антикоррупционное пред назначение.

Указанные мероприятия образовали стратегическую линию го -сударственной политики в сфере противодействия коррупции при необходимом ресурсном обеспечении. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспре цедентная для России система антикоррупционных средств, обла дающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.

Внедрение механизма противодействия коррупции в Забайкальском крае началось в 2008 г. в рамках мероприятий Программы противодействия коррупции в Читинской области на 2007—2008 гг., утвержденной постановлением Администрации Читинской области от 20 июля 2007 г. № 167 -А/п. Данное поста -новление стало первым правовым актом, определяющим направ -ления и этапы противодействия коррупции, в т.ч. по закреплению принципов последовательного и комплексного подхода к реали -зации антикоррупционных мероприятий на плановой основе, а

1 Матафонова Ю.А. Политика укрупнения субъектов РФ — шаг к строительству эффективного федеративного государства // Вестник ЧитГУ, 2007, № 3(44), с. 125.

также развитию региональной анти коррупционной правовой базы в Забайкальском крае.

Результатами программы стали сле -дующие шаги. В рамках формирова ния региональной антикоррупционной правовой базы был разработан и принят Закон Забайкальского края «О противо действии коррупции в Забайкальском крае» № 18 - ЗЗК от 4 июля 2008 г., опре -деливший основные задачи, принципы, основные направления и систему мер противодействия коррупции в рамках реа лизации антикоррупционной политики в Забайкальском крае. В исполнительных органах государственной власти были определены конкретные лица, ответствен ные за предупреждение коррупционных правонарушений в ведомствах и подчи ненных им организациях.

В соответствии с указом президента РФ1 во всех исполнительных органах го сударственной власти созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Обеспечен доступ граждан к информа ции о деятельности исполнительных орга нов государственной власти Читинской обл. Разработан и принят в установленном порядке Закон Читинской области «Об обеспечении доступа к информации о дея тельности государственных органов госу дарственной власти Читинской области» № 987- ЗЧО от 19 сентября 2007 г. С 1 ноя -бря 2007 г. организована «горячая линия» (телефон доверия) для приема сообщений о фактах коррупционных проявлений в работе государственных и муниципаль ных органов власти, органов контроля и надзора.

В соответствии с краевой долгосроч ной целевой программой под девизом: «Не оступись!»2 в Забайкальском крае была создана система противодействия коррупции. Таким образом, был создан необходимый минимум условий и проце дур, позволяющих не допускать серьезных

1 Указ Президента РФ от 03.03.2007 № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служеб -ному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

2 Распоряжение Губернатора Забайкальского

края от 26.06.2009 № 238 -р «Об утверждении крае -вой целевой программы «Противодействие кор рупции в Забайкальском крае на 2009—2011 гг.»

нарушений в функционировании испол нительных органов государственной вла -сти, т.е. система противодействия корруп -ции в Забайкальском крае была создана уже к концу 2011 г.

В настоящее время в Забайкальском крае работает краевая долгосрочная целе вая программа «Противодействие кор -рупции в Забайкальском крае на 2012— 2014 гг.»3. Исполнительными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправ ления была проделана значительная нор мотворческая и правоприменительная работа в целях профилактики и предупре ждения коррупционных правонарушений, реализованы мероприятия по созданию основных механизмов противодействия коррупции. Кроме этого, существенную работу в сфере противодействия корруп ции на территории Забайкальского края проводят органы прокуратуры, террито риальные органы федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны правопорядка.

Охарактеризуем некоторые тенденции антикоррупционной политики, реализуе мой в Забайкальском крае.

В 2011 г. в Забайкальском крае было выявлено 30 485 преступлений (в 2010 г.

— 28 991), из них 453 преступления — кор -рупционной направленности (в 2010 г.

— 304), в т.ч. 38 преступлений, совершен -ных должностными лицами органов го сударственной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений, что составляет 8,4% общего числа выявленных преступлений коррупционной направ -ленности. Рассмотрено 325 сообщений о преступлениях данной категории. По результатам их рассмотрения возбуждено 157 уголовных дел (в 2010 г. — 172), в т.ч. 35 уголовных дел по коррупционным пре ступлениям, совершенным вышеуказан -ными должностными лицами, что состав ляет 22,3% общего числа возбужденных уголовных дел данной категории. Всего за 2011 г. к уголовной ответственности было привлечено 12 лиц, занимающих долж ности в органах исполнительной власти Забайкальского края, 10 лиц, занимающих

3 Постановление Правительства Забайкальского края от 29 ноября 2011 г. № 434 «Об утвержде -нии краевой долгосрочной целевой программы “Противодействие коррупции в Забайкальском крае на 2012—2014 гг.”»

соответствующие должности на уровне органов местного самоуправления, 6 лиц

— в коммерческих организациях. Общая сумма взяток по выявленным в крае пре ступлениям составила 1,23 млн руб., а коммерческого подкупа — 290 тыс. руб.

Согласно статистической отчетности, наиболее подверженными коррупцион ным проявлениям остаются правоохра нительные органы и сфера образования, где выявлено более половины всех долж ностных преступлений (174 преступления из 325). Проявления коррупции также зафиксированы в сфере здравоохране -ния, лесопромышленном, топливно энергетическом и агропромышленном комплексах. Число коррупционных пре ступлений за 2012 г. выросло на 45% и составило 596 фактов, из которых 131 — получение взятки. Больше половины из них зафиксированы в правоохранитель ных органах, на 2 - м месте — образование и на 3 - м — здравоохранение. Отмечается рост преступлений, совершенных судеб ными приставами, присваивавшими полу ченные от должников деньги, и сотрудни ками уголовно исполнительной системы, которые за взятки проносили осужден ным в места лишения свободы нарко тики и спиртное. Кроме того, были слу чаи подготовки подложных документов для условно досрочного освобождения. В 2012 г. было возбуждено 193 уголовных дела по фактам коррупции, 4 человека, занимавших высокий пост, получили реальные сроки заключения.

Имеющиеся сведения о фактах корруп ционных проявлений позволяют сделать следующий вывод: необходима дальней шая целенаправленная координация уси лий исполнительных органов государст венной власти, органов местного само управления, институтов гражданского общества и населения по противодействию коррупции на территории Забайкальского края.

В течение 2011 г. исполнительными органами государственной власти Забайкальского края была проведена экс пертиза 2 195 нормативно правовых актов и их проектов. По результатам проведе ния антикоррупционной экспертизы кор рупциогенные факторы выявлены в 1,6% действующих нормативных правовых актах и их проектах, большинство из кото рых было устранено в рабочем порядке. Органами местного самоуправления осу

ществлена антикоррупционная экспер тиза свыше 8 000 нормативно правовых актов (с проектами). Выявлено 66 кор рупциогенных факторов. По информации органов местного самоуправления, случаи неустранения коррупциогенных факторов не выявлены.

Получила развитие работа по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид, что позволило исклю чить непосредственное взаимодействие должностных лиц и граждан в процессе предоставления и получения услуг и ока зало существенное воздействие на сокра -щение коррупционных рисков в этой сфере деятельности. В рамках государ ственного контракта переведены в электронный вид (5 й этап перехода на предо ставление услуг в электронном виде) 19 первоочередных услуг (1 й этап реализа ции государственного контракта) и инте грированы 4 информационные системы. Таким образом, гражданин, зарегистри ровавшийся на Едином портале государ -ственных и муниципальных услуг (мжм. gosuslugi.ru), может в электронном виде подать заявку на получение этих услуг.

Выявлена недостаточная координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти и органов мест ного самоуправления с правоохранитель ными органами края по противодействию коррупции. Более того, несмотря на нали чие определенной системы механизмов обратной связи вышеуказанных органов с населением Забайкальского края, эффек тивность ее применения для профилак тики и борьбы с коррупцией остается невысокой.

При этом на уровень коррупции про должают существенно влиять незавер шенность структурной перестройки эко номики и административной реформы. Значительная часть совершаемых кор -рупционных правонарушений связана с незаконным присвоением общественных ресурсов и бюджетных средств, особенно в ходе осуществления закупок для госу дарственных и муниципальных нужд.

В 2011 г. на территории Забайкальского края повысилось участие институтов гражданского общества в сфере противо действия коррупции. У Общественной палаты Забайкальского края появились практики гражданского контроля в сфе рах ЖКХ, здравоохранения, при защите прав военнослужащих, реализации прав

граждан при переходе государственной границы МАПП «Забайкальск» и в других социально значимых сферах.

В декабре 2011 г. по инициативе админи -страции губернатора Забайкальского края, межведомственного Координационного совета по противодействию коррупции и Общественной палаты Забайкальского края проведен круглый стол на тему: «Коррупция: болевые точки, пути пре одоления». Приняты соответствующие рекомендации, которые размещены на официальном портале Забайкальского края, а также направлены в исполни тельные органы государственной власти Забайкальского края для использования в практической деятельности.

В течение 2011 г. Управлением по внутренней политике Губернатора Забайкальского края проведены 7 инфор мационных встреч с руководителями общественных объединений с участием членов правительства Забайкальского края и руководителей исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и ряд других мероприятий с участием общественности.

Ведущее место по силе влияния на процессы социально экономического и общественно политического развития Забайкальского края занимают регио нальные отделения политических пар тий. Показателем возрастающего уровня социальной активности населения края, складывающейся системы эффективного взаимодействия органов власти и структур гражданского общества является граждан ский форум «Забайкальцы — Забайкалью», который проводится с 2002 г. при под держке губернатора Забайкальского края. По итогам работы 2011 г. из 13 активных

общественных правозащитных объедине -ний, зарегистрированных на территории Забайкальского края, в т.ч. в сфере проти -водействия коррупции, можно отметить забайкальское отделение Общественной комиссии по борьбе с коррупцией.

Коррупция представляет собой одну из основных угроз национальной безопасно сти, а консолидация усилий, направлен -ных на борьбу с нею, является одной из мер обеспечения национальной безопасности. Формирование в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции представляется значительным элементом его самоорганизации. Выработка меха -низма саморегуляции российского обще ства предполагает активную деятельность антикоррупционной направленности как государственных структур, так и специа -лизированных институтов гражданского общества, поскольку «гражданский сектор охватывает гораздо более широкий спектр правоотношений, нежели государ -ственный, и поэтому обладает большим потенциалом в решении проблем про -тивостояния коррупции»1. Для России, обладающей огромной территорией и самыми различными регионами, именно проблема формирования и развития анти коррупционных подсистем, включенных, с учетом специфики регионов, в обще российскую антикоррупционную систему, является важнейшей задачей2.

1 Лобцова О.В., Секисов А.Г. Коррупция как социально-политическое явление // Вестник ЧитГУ, № 12(79), 2011, с. 69.

2 Дробышевский В.С., Романова Н.П. Основные этапы становления антикоррупционной системы в России // Вестник ЗабГУ, № 1(92), 2012, с. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.