Научная статья на тему 'Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций'

Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
440
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНОКУЛЯРНОЕ ЗРЕНИЕ / ДЕТИ / ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ЧТЕНИИ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Надежда Николаевна

Выявлены особенности бинокулярного зрения у детей 8 лет, имеющих трудности при чтении. Показана целесообразность проведения дополнительных коррекционных занятий, направленных на развитие бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями формирования навыка чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций»

УДК 612.84+373.3

КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ БИНОКУЛЯРНЫХ ЗРИТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

CORRECTION OF DIFFICULTIES IN FORMATION OF JUNIOUR PUPILS' READING SKILLS IN THE PROCESS OF BINOCULAR VISUAL FUNCTIONS’ DEVELOPMENT

Н. Н. Васильева N. N. Vasilyeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Выявлены особенности бинокулярного зрения у детей 8 лет, имеющих трудности при чтении. Показана целесообразность проведения дополнительных коррекционных занятий, направленных на развитие бинокулярных зрительных функций у младших школьников с трудностями формирования навыка чтения.

Abstract. Peculiarities of binocular vision of the 8 year-old children with difficulties in reading were found out. It was recommended to make additional correction work aimed at binocular visual functions’ development for the junior schoolchildren with difficulties in reading skills’ development.

Ключевые слова: бинокулярное зрение, дети, испытывающие трудности при чтении, коррекция.

Keywords: binocular vision, children with difficulties in reading, correction.

Актуальность исследуемой проблемы. Одной из проблем современной школы является рост количества учеников, сталкивающихся с трудностями в обучении. Среди них до 10-30 % имеют нарушения чтения и письма.

М. Н. Русецкая отмечает, что если приемы преодоления нарушений письма отработаны и широко используются, то специальные методики коррекции нарушений чтения практически отсутствуют. Более того, использование известных традиционных способов психолого-педагогической коррекции далеко не всегда дает устойчивый положительный результат [8]. Эти факты указывают на необходимость более глубокого изучения механизмов, лежащих в основе нарушения чтения, а также разработки эффективных подходов к коррекции трудностей формирования навыка чтения у младших школьников.

В настоящее время установлено, что успешность формирования навыков чтения и письма зависит не только от уровня развития устной речи, сформированности фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматических представлений, но и от состояния зрительной сферы и отдельных зрительных механизмов, развития зрительно-пространственного восприятия [1], [4], [8], [9]-[15]. К числу важных зрительных механизмов относятся бинокулярные, полноценное развитие которых необходимо

для качественного восприятия трехмерного пространства, выполнения зрительномоторных задач, осуществления более точного управления движениями. Недостаточная сформированность бинокулярных зрительных функций, обусловливая несовершенство начальных базовых этапов восприятия, может затруднять выделение информативных признаков, замедлять процесс формирования образов, что неизбежно влечет за собой снижение скорости, точности и дифференцированности восприятия.

В связи с вышеизложенным определенный интерес представляет исследование бинокулярных зрительных функций у младших школьников, имеющих трудности в овладении навыком чтения, и проведение цикла коррекционных занятий, направленных на развитие и укрепление бинокулярных механизмов у данной категории детей. На наш взгляд, это обеспечит переход на новый уровень функционирования бинокулярной зрительной системы и окажет воздействие на процесс формирования навыка чтения у младших школьников.

Материал и методика исследований. Работа выполнялась на базе СОШ № 59 г. Чебоксары. В исследовании приняли участие учащиеся вторых классов (средний возраст 8 лет 4 мес.), обучающиеся по традиционной программе массовой школы.

На начальном этапе исследования провели анализ медицинских карт, логопедическое обследование в школьном логопункте и оценку сформированности навыка чтения. Учащиеся, имеющие сниженную остроту зрения, явные дефекты слуха и симптомы недоразвития устной речи, в исследованиях не участвовали.

Оценка чтения основывалась на подходах, разработанных А. Н. Корневым [4] и М. Н. Русецкой [8]. Фиксировали среднюю скорость чтения (количество слов, прочитанных за минуту), правильность чтения (количество ошибок на 100 прочитанных слов), способ чтения (чтение целыми словами и слогами, чтение по слогам, чтение по буквам). В дополнение к оценке техники чтения использовали метод интервьюирования педагогов и анализ динамики формирования навыка чтения у детей в течение первого года обучения в школе.

По результатам оценки чтения было сформировано 3 группы испытуемых: экспериментальная группа (ЭГ), в которую вошли учащиеся, имеющие низкий уровень сформированности навыка чтения (п = 10), и две контрольные группы: КГЬ включающую испытуемых, которые сталкиваются с трудностями при чтении (п=12), и КГ2, включающую учащихся с высоким и средним уровнем сформированности навыка чтения (п=24). Статистически значимые отличия между группой хорошо читающих детей и группами испытуемых, сталкивающихся с трудностями при чтении, были определены как для скорости (Р<0,0001), так и для количества допущенных ошибок (р<0,002) и способа чтения (Р<0,0004). Характеристики ЭГ и КГ 1 совпадали по статистическому ^критерию Стьюдента. Результаты опроса педагогов и анализ динамики формирования навыка чтения в течение первого года обучения подтвердили правомерность включения выделенных учащихся в группы.

У всех испытуемых сравниваемых групп двукратно (на констатирующем этапе в начале первой четверти и контрольном этапе в конце первой четверти) оценивали показатели бинокулярных зрительных функций (фузионные резервы, скорость бинокулярной интеграции и остроту стереозрения). Фузионные резервы измеряли с помощью компьютерной программы, в которой в качестве зрительных стимулов были использованы случайно-точечные стереограммы, позволяющие обеспечить объективный контроль срыва фузии при искусственном увеличении вергенции [7]. Скорость бинокулярной интеграции исследовали при помощи компьютерной программы, предъявляющей фрагментарные

изображения букв в условиях дихоптической стимуляции [6]. Для количественной характеристики остроты стереозрения измеряли пороги стереозрения (пороговые значения бинокулярной диспаратности) методом пространственно-частотной стереовизометрии. Генерацию зрительных стимулов и регистрацию результатов осуществляли при помощи компьютерной программы «Стереопсис» [2].

С испытуемыми ЭГ в течение первой четверти проводили коррекционные мероприятия, направленные на развитие бинокулярных зрительных функций по разработанной нами программе, которая включала 2 блока занятий. Цель первого блока состояла в развитии механизмов бинокулярного стереосинтеза с помощью стереоскопа и набора стереограмм, альбомов со стереофотографиями, анаглифическими стереоиллюстрациями и автостереограммами. Во втором блоке занятий были использованы интерактивные компьютерные программы, направленные на развитие и укрепление механизмов бинокулярного стереопсиса, моторных и сенсорных механизмов фузии, механизмов бинокулярной интеграции.

Для проведения эксперимента на школьном логопункте было оборудовано рабочее место. Мебель и уровень освещенности соответствовали необходимым требованиям. Компьютерные программы были установлены на ноутбуке ASUS с размером экрана 210х330 мм. Все используемые в работе программы были разработаны в лаборатории сенсорной обработки информации Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича РАН под руководством доктора биологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Г. И. Рожковой.

При организации эксперимента были учтены специфика работы на компьютере, отличающаяся от традиционных занятий и требующая дополнительной мобилизации функциональных возможностей организма, фазы и недельная динамика работоспособности младших школьников [3], [5]. Занятия проводили индивидуально во время группы продленного дня в течение 15-20 минут 5 раз в неделю (2 дня было отведено занятиям первого блока и 3 дня - тренировкам с использованием компьютерных программ). Программа коррекционных занятий разрабатывалась на основе анализа результатов оценки бинокулярных зрительных функций на констатирующем этапе и корректировалась от сеанса к сеансу с учетом наблюдаемой динамики. В первом блоке было проведено 10, во втором -15 занятий.

Математическую обработку результатов исследования осуществляли с помощью программного пакета «Statistica». Достоверность отличий определяли по t-критерию Стьюдента. В случаях, когда распределение данных не соответствовало нормальному, использовали непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследований и их обсуждение. При исследовании фузионных резервов на констатирующем этапе (табл. 1) выявлено, что в группах испытуемых, имеющих трудности формирования навыка чтения (ЭГ и КГ i), наблюдаются более низкие значения конвергентных фузионных резервов (Р<0,01). По показателям дивергентных резервов значимых различий между группами не обнаружено. Более низкие значения конвергентных резервов в группах детей, сталкивающихся с трудностями при чтении, могут объяснять возникающие у них недостатки в процессе чтения, выражающиеся в трудностях фиксации букв и слов, объединения слогов в слова, слов в предложения и как следствие -в понимании прочитанного. Слабость фузионных механизмов может послужить причиной астенопических явлений, пониженной работоспособности и ограничений в деятельности, характерных для труднообучаемых детей.

Таблица 1

Средние значения показателей фузионных резервов в группах испытуемых

Этапы ЭГ КГ! КГ2

ФР(+) ФР(-) ФР(+) ФР(-) ФР(+) ФР(-)

Констатирующий этап 11,9±2,2 -5,0±1,0 12,6±2,2 -5,1±0,4 17,1±1,0 -5,9±0,4

Контрольный этап 15,8±1,8 -5,6±0,7 13,8±1,5 -6,0±1,3 17,9±0,8 -5,9±0,4

Примечание: ФР(+) - положительные (конвергентные) фузионные резервы ФР(-) - отрицательные (дивергентные) фузионные резервы

Сравнительный анализ средних значений фузионных резервов на констатирующем и контрольном этапах (табл. 1) свидетельствует о том, что наиболее благоприятная динамика произошла в показателях конвергентных резервов в группе, занимающейся по экспериментальной программе. В двух других группах, хотя и есть положительные сдвиги, различия в показателях констатирующего и контрольного этапов недостоверны.

а

Р *1 0.80.60.40.20-

пН1

50 100 200

400

800 мс

□ ЭГ

□ КГ1

□ кг:

Р 1, 0,80,6 0,4-| 0,2 0

пи

BL

50

100

200

400

800

□ ЭГ

□ КГ1

□ КГ2

б

Рис. 1. Динамика зависимости вероятности правильного ответа от времени экспозиции тестовых объектов: а - констатирующий этап; б - контрольный этап

Анализ показателей скорости бинокулярной интеграции на констатирующем этапе (рис. 1, а) указывает на то, что в группах испытуемых, сталкивающихся с трудностями

при чтении, способность зрительной системы к формированию единого образа объекта на основе двух неполных изображений значительно снижена по сравнению с группой хорошо читающих детей (Р<0,01). Замедленная совместная обработка двух сетчаточных изображений в свою очередь может отражаться на скорости чтения, умении идентифицировать буквы, правильности восприятия букв и слов в момент фиксации, остановки глаз на строке, когда происходит процесс чтения.

Сопоставление значений бинокулярной интеграции в сравниваемых группах на контрольном этапе (рис. 1, б) показал, что этот параметр в течение первой четверти в контрольных группах практически не изменился, а в ЭГ увеличился (Р<0,01). Причем на временных интервалах 50-200 мс значения ЭГ превысили значения КГ2.

Исследование остроты стереозрения также позволило выявить различия по этому показателю между группами. На рис. 2 представлены кривые зависимости величины порогов стереозрения от пространственной частоты стимула. Для отображения результатов использовали логарифмические шкалы, а в качестве средних значений выступают средние геометрические.

° 100 -рч

и

Я

I 10------

о

с

о

и

а

и

н

о 1 — 0

І І І І І І І І І І І І І І І I

,4 0,5 0,7 1 1,4 2 2,8 4

Пространственная частота, цикл/град

■ Констатирующий этап

- Контрольный этап

а

к

и

К

а

и

н

О

к

о

а

о

е

о

и

а

и

н

О

Пространственная частота, цикл/град

Пространственная частота, цикл/град

б

в

Рис. 2. Зависимость величины стереопорога от пространственной частоты стимула: а -ЭГ; б - КГ,1; в - КГ2

Во всех группах наблюдается постепенное снижение порогов на частотах 0,4-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,4 цикл/град и последующее повышение на частотах 2,0-4,0 цикл/град. Хотя кривые имеют схожие очертания, хорошо видно, что во всем диапазоне пространственных час-

тот значения стереопорогов в группах детей, сталкивающихся с трудностями при чтении, были выше (для частот 0,5; 1,0; 1,4 Р=0,002-0,03). При сравнении данных констатирующего и контрольного этапов было установлено, что в ЭГ произошло снижение стереопорогов (повышение остроты стереозрения) и средние их значения приблизились к показателям КГ2.

Полученные в ходе эксперимента результаты указывают на то, что проведенный цикл коррекционных занятий позитивно отразился и на чтении детей. Анализ динамики формирования навыка чтения свидетельствует об увеличении скорости чтения и уменьшении числа допущенных при чтении ошибок во всех группах к концу первой четверти, что вполне естественно и отражает прогрессивное влияние образовательного процесса на формирование школьных навыков. Однако наибольшие изменения в качественно-количественных характеристиках чтения произошли в ЭГ. Темп увеличения скорости чтения в ЭГ за первую четверть существенно превысил этот показатель в КГ 1 и КГ2 (рис. 3).

% 40 и ..

3020- .и

10- [ Г

0-|_1----Иг]-----Щ—-----К

ЭГ КГ 1 КГ 2

Рис. 3. Средняя прибавка скорости чтения в группах к концу первой четверти

Аналогичная закономерность выявлена в динамике способов чтения: если в начале эксперимента для ЭГ был характерен слоговой способ чтения, то к концу эксперимента большинство испытуемых этой группы читали целыми словами и слогами. В КГ 1 подобные изменения не наблюдались.

Таким образом, к концу первой четверти в группе, занимавшейся по экспериментальной программе, установлена положительная динамика в отношении всех регистрируемых показателей бинокулярных зрительных функций и параметров чтения. Если до начала эксперимента характеристики ЭГ и КГ1 совпадали, то после эксперимента достоверность различий в показателях фузионных резервов, скорости бинокулярной интеграции, остроты стереозрения, качественно-количественных показателях чтения этих групп была равна 95-99 %. В то же время необходимо отметить, что некоторые показатели (фу-зионные резервы, скорость и способ чтения) в ЭГ оставались сниженными по сравнению с КГ2. Этот факт указывает на необходимость более длительной комплексной коррекционной работы с детьми, имеющими трудности формирования навыка чтения.

Резюме. Различия, выявленные в показателях фузионных резервов, скорости бинокулярной интеграции и остроты стереозрения между группами хорошо читающих детей и их сверстников, имеющих трудности в формировании навыка чтения, указывают на то, что оценка бинокулярного зрения должна стать обязательной частью комплексного обследования детей, испытывающих трудности при чтении. Это позволит уточнить механизмы, лежащие в основе возникновения трудностей, и при необходимости более эффективно организовать коррекционные мероприятия.

Предложенная нами программа коррекционных занятий, направленная на оптимизацию развития бинокулярных зрительных функций, оказала положительное воздействие не только на зрительные механизмы, но и на совершенствование процесса чтения. У испытуемых экспериментальной группы повысились конвергентные фузионные резервы, увеличилась скорость бинокулярной интеграции, повысилась острота стереозрения. Более того, в этой группе наблюдался самый высокий темп изменения скорости чтения. Полученные результаты указывают на целесообразность включения в программу психологопедагогического сопровождения младших школьников с трудностями формирования навыка чтения мероприятий, направленных на развитие бинокулярных зрительных функций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких, М. М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - № 5. -С. 24-29.

2. Белозеров, А. Е. Компьютерные методы функциональной диагностики и лечения в детской офтальмологии / А. Е. Белозеров // Зрительные функции и их коррекция у детей : руководство для врачей ; под ред. С. Э. Аветисова, Т. П. Кащенко, А. М. Шамшиновой. - М. : Медицина, 2005. - С. 268-309.

3. Григорьева, О. В. Возрастные особенности недельной динамики функционального состояния организма младших школьников / О. В. Григорьева, Ф. Г. Ситдиков, Г. Х. Самигуллин // Физиология человека. - 2000. - Т. 26. - № 6. - С. 116-118.

4. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. - СПб. : ИД «МиМ», 1997. - 286 с.

5. Леонова, Л. А. Физиологические предпосылки успешного взаимодействия ребенка с компьютером / Л. А. Леонова, Е. А. Каралашвили, Л. В. Макарова, Г. Н. Лукьянец // Физиология человека. - 2010. -Т. 36. - № 2. - С. 67-71.

6. Рожкова, Г. И. Бинокулярная интеграция у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева, В. С. Токарева // Сенсорные системы. - 2002. - Т. 16. - № 3. - С. 221-229.

7. Рожкова, Г. И. Компьютерный метод оценки фузионных резервов с объективным контролем нарушения фузии / Г. И. Рожкова, Н. Н. Васильева // Физиология человека. - 2010. - Т. 36. - № 3. - С. 135-137.

8. Русецкая, М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.03 / М. Н. Русецкая. - М., 2009. - 45 с.

9. Bucci, M. P. Poor binocular coordination of saccades in dyslexic children / M. P. Bucci, D. Bremond-Gignac, Z. Kapoula // Graefes Arch Clin Exp. Ophthalmol. - 2008. - Vol. 246. - P. 417-428.

10. Evans, B. J. W. Dyslexia: the link with visual deficits / B. J. W. Evans, N. Drasdo, H. Richards // Ophtal. Physiol. Opt. - 1996. - Vol. 16. - P. 3-10.

11. Facoetti, A. Visual and auditory attentional capture are both sluggish in children with developmental dyslexia / A. Facoetti, M. L. Lorusso, C. Cattaneo, R. Galli. M. Molteni // Acta Neurobiol. Exp. - 2005. - Vol. 65. -P. 61-72.

12. Mackeben, M. Eye movement control during single-word reading in dyslexics / M. Mackeben, S. Trauzettel-Klosinski, J. Reinhard et al. // J. Vis. - 2004. - Vol. 4. - P. 388-402.

13. Mason, A. Contrast sensitivity, ocular dominance and specific reading disability / A. Mason, P. Cornelis-sen, S. Fowler, J. F. Stein // Clinical Vision Sci. - 1993. - Vol. 8. - P. 345-353.

14. Prado, C. The eye movements of dyslexic children during reading and visual search: impact of the visual attention span / C. Prado, M. Dubois, S. Valdois // Vision Res. - 2007. - Vol. 47. - P. 2521-2530.

15. Sperling, A. J. Selective magnocellular deficits in dyslexia: a «phantom contour» study / A. J. Sperling, Z. Lu, F. R. Manis, M. S. Seidenberg // Neuropsychologia. - 2003. - Vol. 41. - P. 1422-1429.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.