Научная статья на тему 'Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции трудностей формирования навыка чтения у детей'

Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции трудностей формирования навыка чтения у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Васильева Надежда Николаевна

В статье представлены результаты исследования, целью которого является разработка программы оптимизации функционирования зрительных механизмов, основанной на современных информационно-коммуникационных технологиях и исследование возможности улучшения показателей чтения у детей. Реализация данной программы в экспериментальных условиях продемонстрировала перспективность применения предложенных подходов при организации коррекционных мероприятий с целью преодоления трудностей чтения и их профилактики у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Васильева Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции трудностей формирования навыка чтения у детей»

Освоение образовательного содержания дошкольниками/ Learning of the curriculum contents by preschool children

Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекции трудностей

формирования навыка чтения у детей

Васильева Надежда Николаевна

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

Ключевые слова:

формирование навыка чтения, информационно-коммуникационные технологии, коррекция трудностей

Аннотация: В статье представлены результаты исследования, целью которого является разработка программы оптимизации функционирования зрительных механизмов, основанной на современных информационно-коммуникационных технологиях и исследование возможности улучшения показателей чтения у детей. Реализация данной программы в экспериментальных условиях продемонстрировала перспективность применения предложенных подходов при организации коррекционных мероприятий с целью преодоления трудностей чтения и их профилактики у детей.

Введение. Чтение представляет собой сложную психофизиологическую функцию. Успешность овладения чтением определяется сформированностью речевых, слуховых и зрительных компонентов функциональной системы, составляющей его психофизиологическую основу. По статистике 10-25% детей испытывают трудности формирования навыка чтения на начальном этапе обучения.

Исследования в области психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями формирования чтения направлены на изучение причин и механизмов возникновения трудностей, психофизиологических и клинико-диагностических критериев их дифференциации, особенностей протекания перцептивных, сенсомоторных, мнестических процессов у детей с трудностями обучения чтению, их нейропсихологических особенностей, изучение причинно-следственной связи между нарушениями устной речи и зрительных функций и возникновением дислексии, определение предпосылок к ее появлению у детей. Исследователи пришли к выводу, что в большинстве случаев этиология расстройств письменной речи поликаузальна. При этом обнаруженные недостатки в формировании тех или иных психических функций образуют определенные типичные сочетания, не встречающиеся у здоровых сверстников и детей с другими вариантами задержек психического развития.

Имеющиеся данные о наличии связи между нарушениями формирования зрительных механизмов у детей и школьной неуспеваемостью [2, 4-8], актуализируют вопросы разработки программ направленного воздействия на разные компоненты функциональной системы, обеспечивающей овладение чтением в целях их общей оптимизации и преодоления трудностей у детей группы риска.

Цель. Наше исследование было направлено на выяснение возможности применения информационно-коммуникационных технологий в коррекции трудностей формирования навыка чтения у детей. Цель работы состояла в разработке программы оптимизации функционирования зрительных механизмов у детей и исследовании возможности улучшения показателей чтения.

Материалы и методы. Эксперимент, включающий констатирующий и обучающий этапы, выполнялся на базе средней общеобразовательной школы № 59 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. В исследовании приняли участие учащиеся второго класса, которые были разделены на две группы по показателям скорости и правильности чтения, способу чтения. Обе группы были уравнены по возрасту. Дети со сниженными показателями остроты зрения и слуха, нарушениями устной речи в исследовании не участвовали. Констатирующий эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы с трудностями в

чтении снижены все измеряемые нами показатели функционирования бинокулярных зрительных механизмов: фузионные резервы, скорость бинокулярной интеграции, острота стереозрения.

Нами была разработана программа оптимизации функционирования бинокулярных зрительных механизмов, которая была реализована в экспериментальной группе. Теоретико-методологическое обоснование программы, ее содержание и условия реализации представлены в диссертационном исследовании [3]. Разработанная программа коррекционных занятий включала 2 блока. Первый блок был направлен на развитие механизмов бинокулярного стереосинтеза. На занятиях данного блока были использованы стереоскоп с набором стереограмм и стереофотографий естественных сцен, стереоиллюстрации и автостереограммы. Во втором блоке использовали интерактивные компьютерные программы «Фурор», «Экспо», «Чибис», разработанные в Институте проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН. Занятия в данном блоке были направлены на активизацию специфических и неспецифических механизмов функциональной системы, составляющей психофизиологическую основу чтения. В качестве центрального условия коррекции нарушений в чтении у детей мы рассматривали обязательное дифференцированное воздействие на все базовые бинокулярные зрительные механизмы: бинокулярный стереопсис, бинокулярную интеграцию, моторные и сенсорные механизмы фузии. Форма и режим занятий, их насыщенность и продолжительность были сконструированы на основе принципов и условий обеспечения помощи детям со школьными трудностями [1], требований к оборудованию, освещенности, использованию компьютеров в начальной школе, обозначенных в санитарно-эпидемиологических правилах и нормах.

Результаты. В результате курса индивидуальных тренировок (10 занятий по первому блоку, 15 -по второму) у детей экспериментальной группы улучшились не только бинокулярные показатели (увеличились фузионные резервы и скорость бинокулярной интеграции, повысилась острота стереоскопического зрения), но и показатели чтения (скорость и правильность чтения, способ чтения). Данные отсроченного среза свидетельствовали о пролонгированном положительном влиянии использованной программы на развитие бинокулярных механизмов и улучшение показателей чтения у детей. В контрольной группе хорошо читающих детей за период проведения эксперимента произошли определенные положительные изменения в показателях чтения и функционирования бинокулярного зрения, что отражает естественные процессы продолжающегося созревания психофизиологических механизмов на данном возрастной этапе. В то же время следует отметить, что в экспериментальной группе темп увеличения измеряемых показателей превосходил подобную динамику в контрольной группе.

Заключение и выводы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости учета особенностей формирования бинокулярных зрительных механизмов у детей, имеющих трудности формирования чтения и перспективности применения предложенных подходов при разработке коррекционных мероприятий с целью преодоления нарушений чтения и их профилактики.

Список литературы:

1.Безруких М.М. 2009. Трудности обучения в начальной школе : Причины, диагностика, комплексная помощь. М. 464 с.

2.Безруких М.М., Крещенко О.Ю. 2004. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. Т. 30. № 5. С. 24-29.

3.Васильева Н.Н. 2012. Формирование механизмов пространственного зрительного восприятия в онтогенезе : Дис. докт. биол. наук. Чебоксары.

4.Русецкая М.Н. 2009. Стратегия преодоления дислексии у учащихся с нарушениями речи в системе общего образования : Автореф. дисс. ... докт. пед. наук, М.

5.Kapoula Z., Bucci M.P., Jurion F. 2007. Evidence for frequent divergence impairment in French dyslexic children: deficit of convergence relaxation or of divergence per se? // Graefes Arch Clin Exp. Ophthalmol. V. 245. P. 931-936.

6.Mackeben M., Trauzettel-Klosinski S., Reinhard J. 2004. Eye movement control during singleword reading in dyslexics // J. Vis. № 4. P. 388-402.

7.Palomo-'Alvarez C., Puell M.C. 2010. Binocular function in school children with reading difficulties // Graefe's Arch. Clin. Exp. Ophthalmol. V. 248. P. 885.

8.Prado C., Dubois M., Valdois S. 2007. The eye movements of dyslexic children during reading and visual search: impact of the visual attention span // Vision Res. V. 47. P. 2521-2530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.