КОРРЕКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Щекодина К.В.
Щекодина Ксения Вадимовна - студент бакалавриата, факультет глубинной психологии и психотерапии, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,
г. Симферополь
Аннотация: методики, используемые в нашей работе, могут быть применимы в школах, детских садах, детских центрах развития, специализированных учреждениях для развития и поддержания умственной деятельности детей с ЗПР и умственной отсталостью. Целью работы является рассмотреть коррекционную программу по формированию и закреплению учебных навыков у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, оценить эффективность данной коррекционной программы. Важно изучить специфику формирования учебных навыков у детей с умственной отсталостью. В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык - это закрепившийся в мозге способ выполнения различных действий. В результате органического поражения мозга у умственно отсталых прослеживается ряд особенностей высшей нервной деятельности, затрудняющих формирование навыков.
Ключевые слова: умственная отсталость, учебные навыки, дети с особенностями развития, коррекционные занятия, коррекция учебных навыков.
УДК 159.922
Одним из важных аспектов в работе с умственно отсталыми детьми является проведение диагностики учебных навыков.
Психолого-педагогическая диагностика направлена на выявление проблем, трудностей в обучении и воспитании учащихся, изучение особенностей их развития, интересов, способностей, сформированости личности [3, 4].
Результаты диагностики показывают степень уровня развития ребёнка.
Диагностика включает три этапа:
1 этап - осуществляется выявление отклонений в развитии без точной их квалификации.
2 этап - дифференциальная диагностика, цель которой - определить тип нарушения развития и направленность обучения ребёнка.
3 этап - соответствует углублённому варианту обследования, индивидуальных особенностей ребёнка, характеристику его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.
Данное обследование - выявление особенностей ребёнка с нарушениями развития должно проводиться при индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми [1].
При проведении диагностики важно помнить о том, что психическое развитие детей, особенно детей с умственной отсталостью - это сложный процесс, в котором невозможно выделить независимые друг от друга параметры [2, с. 5].
Проведение качественной диагностики предлагают использовать методики, направленных на изучения всех учебных навыков у детей с умственной отсталостью.
Данная проблема была и есть актуальна в настоящее время. Особое внимание при работе с умственно отсталыми детьми занимает развитие их мышления, что поможет в дальнейшем их социальной адаптации в обществе [4].
На этапе эмпирического исследования нами была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности и пути развития учебных навыков у младших школьников с умственной отсталостью.
Методики исследования: Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев); Изучение восприятия формы (Л.Ф. Фатихова); Группировка предметов (У.В. Ульенкова); Чего не стало? (С.Д. Забрамная); Что изменилось? (С.Д. Забрамная)
В исследовании приняли участие двадцать детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Возрастная группа: дети младшего школьного возраста (7-9 лет).
Количество испытуемых: 20 человек с умственной отсталостью.
Рекомендованный период занятий по разработанной нами коррекционной программе: 6 месяцев.
Для определения уровня сформированности учебных навыков у младших школьников с умственной отсталостью были использованы следующие методики:
1) Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев).
Цель: выявить уровень развития опосредованной памяти; изучить особенности мышления, способности к речевому опосредованию познавательной задачи.
Анализ данных:
В результате диагностики мы выявили, что для детей с умственной отсталостью в целом не характерна способность к налаживанию адекватных связей между картинкой и запоминаемым словом. Чаще всего они не способны самостоятельно подобрать соответствующую картинку к слову (выбор приходилось делать с помощью) и, тем более, обосновать связь картинки и слова. Воспроизведение слов также носит непродуктивный характер: вместо воспроизведения слов дети обычно просто называли картинки, которые были ранее выбраны с помощью психолога.
2) Изучение восприятия формы (Л.Ф. Фатихова).
Цель: изучение уровня и особенностей развития восприятия формы; выявление способности к конструированию, сформированности предметно-практических действий; выявление уровня сформированности мелкой моторики рук.
Анализ данных:
Дети с умственной отсталостью испытывали трудности в узнавании схематичных изображений предметов. Особенно трудным для узнавания оказалось дерево, которое они называли кругом, мячиком или др. Дети затруднялись в назывании как основных, так и дополнительных геометрических фигур. Часть испытуемых не понимали первоначальную инструкцию, и им приходилось предъявлять развёрнутую инструкцию. Наиболее продуктивным для младших школьников с умственной отсталостью оказался четвёртый вид помощи, обучающий.
3) Группировка предметов (У.В. Ульенкова).
Цель: выявление способностей к классификации предметов.
Анализ данных:
Дети с умственной отсталостью как младшего школьного возраста не всегда понимали инструкцию и, как правило, уже в первой серии нуждались в обучающей помощи. Задание второй серии оказалось для большинства испытуемых недоступным или решалось в условиях предъявления обучающей помощи психолога. Часть детей продолжало выполнять задание второй серии аналогично заданию первой серии, то есть, не понимая новой инструкции, что свидетельствует о неспособности переключиться на новое задание.
4) Чего не стало? (С.Д. Забрамная).
Цель: изучение особенностей произвольного внимания и способности воспроизводить на зрительном уровне объекты на основе узнавания.
Анализ данных:
Для большей части младших школьников были характерны трудности понимания инструкции.
5) Что изменилось? (С.Д. Забрамная).
Цель: выявление уровня и особенностей развития внимания, способности запоминать и удерживать в сознании ряд объектов.
Анализ данных:
Большинство младших школьников не понимали поставленной задачи, инструкции. Для выполнения задания детям потребовался повторный показ ряда картинок, при этом их просили назвать показанные картинки. При непосредственном наблюдении ребенка приходилось все те же картинки менять местами, а затем предлагать положить их на место.
Цель коррекционной работы: повышение уровня сформированности учебных навыков.
Планируемые результаты: после прохождения курса коррекционно- развивающих занятий у детей сформируются и закрепятся основные учебные навыки.
Для достижения поставленных нами цели и задач были предложены следующие упражнения:
Упражнение 1. «Исключение лишнего»
Упражнение помогает развить логическое мышление, внимание, способность к классификации предметов, речь.
Психолог предлагает ряд картинок, объединённых по смыслу. Ученик, должен определить, какой общий признак объединяет большинство картинок, и найти одну лишнюю. Затем он должен объяснить свой выбор.
Упражнение 2. «Найди отличия»
Упражнение помогает развить концентрацию внимания, зрительную память, умение сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Посредством регулярного выполнения задания у детей формируется усидчивость, способность к последовательному выполнению задач, улучшается зрительное восприятие, развивается навык счета, улучшаются речевые навыки. Перед ребенком кладётся две картинки и предлагается найти отличия между ними.
Упражнение 3. «Найди пару»
Это задание направлено на развитие внимательности и памяти ребенка. Он должен найти среди шести вариантов только две картинки, которые абсолютно идентичны.
Упражнение 4. «Вышибалы»
Упражнение направлено на развитие произвольного внимания, а также способствует изучению и запоминанию букв и цифр.
Ребенку необходимо зачеркнуть на картинке все буквы (цифры), указанные сверху на образце.
Упражнение 5. «Кто где спрятался на картинке?»
Упражнение способствует развитию внимания, речи, изучению предлогов, формированию пространственных представлений учащихся.
Упражнение 6. «Ориентация в пространстве комнаты»
Упражнение направлено на развитие пространственных представлений ребенка, расширение кругозора и словарного запаса.
На контрольном этапе эксперимента нами был проведён сравнительный анализ полученных результатов до курса коррекционных занятий и после него. После каждой методики в таблицу заносились баллы по каждой методике. Таким образом на графике выдна динамика суммарного балла по всем методикам до и после коррекционного курса.
30 25 20 15 10 5 0
1 1 1_1 1 ■ I 1
11 □ □ □ □ □ □ □ □ . 1 □ □ ГЦ ■
а □ □ ■ и □ □ □ □ □ 111 \ □ □ т
1Г1 1 Р1 1 ■ 1 г г г ГГР1 Г1 N
до курса I после курса
с а
ь
с а
х
С
со
а
сл д
а
5
е
х X
С
си
£ I
О а
р а
р д
X
а с к е
си а с!
X
С
X
о
и
ОС ■О
л
Рис. 1. Сравнительный анализ результатов по всем методикам до и после коррекционного курса.
Выводы. Мы изучили особенности проблемы формирования учебных навыков у детей с умственной отсталостью. Наши исследования показали, что нет необучаемых детей, и даже у детей с тяжелой формой умственной отсталости значительно улучшились результаты по всем методикам по окончании курса.
Организуя «пошаговое» обучение на регулярной основе, глубокую дифференциацию и индивидуализацию в обучении мы добились наилучшего результатах [5].
Изучили и применили диагностические методики, которые направлены на выявление уровня сформированности учебных навыков, внимания, мышления, способности к восприятию, запоминанию, классификации предметов по разным признакам, а также развивающие речевой аппарат, мелкую моторику, волевые качества, которые очень плохо сформированны у детей с любой формой умственной отсталости.
Самым трудным для умственно отсталых младших школьников было понимание полной инструкции и запоминание карточек из стимульного материала, а также возникали проблемы с классификацией по группам, всем испытуемым детям приходилось прибегнуть к какому-либо виду помощи психолога.
Одним из важных аспектов в работе с умственно отсталыми детьми является проведение диагностики учебных навыков. Без этой информации невозможен успех в развитии учебных навыков. При проведении диагностики важно соблюдать четкую последовательность и правила, иначе результаты диагностики будут искажены.
Нам удалось достичь поставленную нами цель. Мы составили коррекционную программу и оценили ее эффективность. Таким образом, можно говорить о том, что разработанная нами коррекционная программа...
Список литературы
1. Алышева Т.В. Олигофренопедагогика: учебное пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.: Медицина, 2004. - 576 с.
3. БасоваН.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 276 с.
4. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Красноярск, 2003.
5. Безрукова Е.З., Забрамная С.Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. -Свердловск, 1974.