коррекционная педагогика
И.А. Каткова
экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития
статья посвящена исследованию особенностей психического развития, уровня учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Автор обосновывает необходимость разработки программно-методических материалов, обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития.
Ключевые слова: школьники со сложными нарушениями развития, познавательные процессы у школьников с нарушениями развития, сформированное^ учебных навыков у школьников со сложными нарушениями развития, психолого-педагогическая поддержка детей со сложными нарушениями развития.
По данным мониторинга, проведенного Ю.А. Афанасьевой, О.В. Титовой, И.М. Яковлевой (2012), в школах VIII вида сокращается численность учеников с легкой умственной отсталостью, но наблюдается увеличение числа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, растет количество классов для детей, имеющих сложную структуру нарушения. Так, если среднее число этих классов среди московских школ, имеющих данные классы, составляло в 2007-2008 учебном году 31,4%, то в 20112012 учебном году оно увеличилось до 39,5% [1, с. 23].
К сожалению, количество детей, имеющих сочетание нескольких первичных нарушений, в частности, когда в совокупности нарушений представлен и интеллектуальный дефект, увеличивается.
Комбинации сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности значительно затрудняют образовательный процесс, при этом наблюдается тенденция к изменению структуры сочетанных расстройств. В настоящее время среди детей школьного возраста представлены варианты, при которых интеллектуальные нарушения сочетаются с расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями, различными формами ДЦИ, речевыми нарушениями.
В специальных школах VIII вида отсутствуют образовательные условия, которые бы учитывали психофизические особенности детей со сложными нарушениями развития. Также не разработаны рекомендации для родителей и других лиц, осуществляющих уход, воспитание и образование детей со сложными нарушениями в семье [6].
В связи с этим возникает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, которая способствовала бы формированию у школьников со сложными нарушениями развития когнитивной активности, интереса к познанию, социально-коммуникативных компетенций, школьных знаний. Это обусловливает острую потребность в создании специальных условий для обучения детей этой категории, в частности, разработке программно-методического обеспечения.
Целью нашего исследования стали теоретическое обоснование, разработка и апробация методических рекомендации, обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, оценка их эффективности.
Объект исследования: процесс развития и формирования учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида
Предмет исследования: содержание программно-методических материалов, обеспечивающих специальные условия обучения детей со сложными нарушениями развития в школах VIII вида.
Формулируя гипотезу, мы предположили, что работа по оптимизации процесса развития и формирования учебных знаний у младших школьников со сложными нарушениями развития в школе VIII вида будет достаточно эффективной, если будет теоретически обоснован, разработан и апробирован на практике комплекс программно-методических материалов, включающий методические рекомендации, составленные с учетом вариативности сочетаний различных нарушений и степенью их
о ^ го 9
к выраженности; в моделировании педагогической помощи детям со слож-I ё: ными нарушениями развития педагог-дефектолог будет ориентироваться на индивидуальный уровень психического развития ребенка, который
си ^
£ определяется с помощью специально составленного диагностического ^ комплекса, направленного на выявление потенциальных возможностей ребенка; в создании педагогических условий будут активно участвовать не только педагоги, но и родители обучающихся.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи.
1. Осуществить научный анализ литературных источников по проблеме обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития.
2. Проанализировать требования к сформированное™ учебных знаний на основании существующих программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ вида и адаптировать эти материалы к возможностям их усвоения младшими школьниками со сложными нарушениями развития.
3. Составить и апробировать диагностический комплекс для изучения особенностей психического развития, уровня учебных знаний у младших школьников со сложными нарушениями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
4. Провести экспериментальное изучение познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития.
5. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание программно-методических материалов, обеспечивающих оптимизацию специальных условий обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
6. Оценить эффективность разработанных программно-методических материалов, оптимизирующих процессы формирования учебных навыков у детей со сложными нарушениями развития, обучающихся в школах VIII вида.
7. Разработать рекомендации для специалистов и родителей по созданию специальных условий развития детей со сложными нарушениями в специальном образовательном учреждении и семье.
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе средней коррекционной школы-интерната VIII вида № 105 г. Москвы. В нем приняли участие школьники 4-х классов этого образовательного учреждения, а также учащиеся 4-го класса коррекционной школы VIII вида № 486 и ученики 3-го класса коррекционной школы-интерната VIII вида № 35.
Всего на данный момент в эксперименте приняли участие 21 учащийся. Все дети прошли комиссию ПМПК, и им было рекомендовано обучение в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида в классах детей со сложной структурой дефекта.
Все дети, вошедшие в экспериментальную группу, имеют легкую и умеренную умственную отсталость, сложный дефект и системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени. У 59% детей отмечались нарушения зрения (снижение остроты зрения, сходящееся/ расходящееся косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва), у 23% - нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (спастическая диплегия и атонически-астатическая формы ДЦП, сколиоз, правосторонняя кривошея), у 10% - эписиндром, у 15% - синдром Дауна, у 47% - РАС (расстройства аутистического спектра, аутистикоподобный синдром, атипичный аутизм); 71% детей имели соматические нарушения.
С целью изучения как особенностей познавательной сферы, так и сфор-мированности учебных навыков у детей со сложными нарушениями, обучающихся в школе VIII вида, нами был составлен диагностический комплекс, в который вошли методики известных отечественных и зарубежных специалистов, а также задания на сформированность учебных навыков (методики: «Разрезные картинки», «Зашумленные и перечеркнутые предметы», «Разрезные картинки», «Зашумленные и перечеркнутые предметы», корректурная проба, методика С. Лиепинь, методика Пьеро-на-Рузера, «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурии, «Опосредствованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву, «Четвертый лишний», «Исключение четвертого лишнего», «Простые невербальные аналогии», «Сюжетные картинки», «Серия картинок» на последовательность событий, «Нелепицы», понимание смысла рассказа и «описание картинки со скрытым смыслом»).
В исследовании познавательных процессов учитывались требования к сформированности знаний для детей с умеренной умственной отсталостью по программе Е.И. Капланской для школ VIII вида. Все задания были нами значительно упрощены и адаптированы.
В основу системы оценки результатов легла таблица качественно-количественной оценки результатов детей старшего дошкольного возраста, разработанная И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой (2005) [5]. Нами были выделены пять уровней выполнения заданий, которые мы условно назвали: уровень выше среднего (А), средний уровень (Б), ниже среднего (В), низкий (Г), очень низкий уровень (Д), что в дальнейшем позволило нам дифференцировать детей, принявших участие в эксперименте, на пять групп: А, Б, В, г, Д.
о ^ и 9
о о
Исследование мышления младших школьников со сложной структурой нарушений показало, что 71% учащихся достаточно тяжело проводить анализ, синтез, затруднительно отвлечься от второстепенных и случайных признаков, устанавливать причинно-следственные. Дети с трудом делают обобщения на знакомом материале, испытывают трудности при оценке знакомых воспринимаемых ситуаций. Задания на понимание скрытого смысла сюжета им не доступно. Мышление таких детей имеет ситуационный и наглядно-действенный характер (рис. 1).
При исследовании восприятия были выявлены трудности при распознавании зрительных стимулов. Уровень «выше среднего» показали всего 6% учащихся, «средний» уровень отмечался у 35%, уровень «ниже среднего» - у 47%, «низкий» уровень - у 12% (рис. 2).
40 35 30 25
0
А Б В Г
Рис. 1. Исследование мышления1
50 40 30 20 10 0
А Б В Г
Рис. 2. Исследование восприятия
при исследовании мнестической деятельности было выявлено, что у 59% детей преобладает механическая память, однако у 41% учащихся уровень механической памяти не превышает низкие показатели (рис. 3).
1 Здесь и далее (рис. 2-8): А - уровень выше среднего; Б - средний уровень, В - уровень ниже среднего, Г - низкий уровень, Д - очень низкий уровень.
Д
Д
Отсроченное воспроизведение у большинства учащихся имеет низкие показатели. Таким образом, 65% учащихся имеют низкую долговременную память (рис. 4).
60 50 40 30 20 10 0
А Б В Г
Рис. 3. Исследование механической памяти
50 40 30 20 10 0
А Б В Г Д
Рис. 4. Отсроченное воспроизведение
При исследовании внимания оказалось, что детьми хуже воспринимаются контурные рисунки. В варианте задания по С.Д. Забрамной лучше показатели были в варианте реального изображения предметов [3]. При работе с контурными объектами количество ошибок увеличивается значительно. Дети либо не вычленяют нужные фигурки, либо добавляют ненужные. ошибки распределялись на листе достаточно равномерно, что говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации (рис. 5).
Исследование речи умственно отсталых младших школьников, показало, что у всех детей системное недоразвитие речи в средней (57%) и тяжелой степени (43%). У всех детей наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Из-за смешений, искажений звуков, речь детей малопонятна для окружающих и неразборчива. Пассивный словарь включает обиходную лексику. Активный словарь значительно ограничен: на уровне простых слов. Понимание речи затруднено: дети с опозда-
Д
о о
нием реагируют на обращение взрослого, нуждаются в неоднократном повторении задания. Грамматический строй нарушен. Фраза простая, нераспространенная, состоит из обиходного словаря. 24% детей не пользуются фразой, употребляют в общении лишь отдельные слова и жесты. Отдельным детям не свойственно употреблять в собственной речи предлоги, значения предлогов они не знают.
40 т— 30 20 10
А Б В
Рис. 5. Исследование внимания
0
Г
Д
При обучении по программе Е.И. Капланской было выявлено, что навык чтения и звуко-буквенный анализ слов представляет для детей со сложными нарушениями значительные трудности. Не все дети знают буквы, некоторые дети знают только отдельные буквы, чтение у части группы послоговое (82%), а у 18% - побуквенное. У 17% происходит искажение звукового или слогового состава слова .
Исследование сформированности графо-моторных навыков и буквенного гнозиса показало, что только 21% учащихся может переписать с печатного текста. 38% детей списывают или пишут под диктовку, допуская значительное количество ошибок. 41% учащихся недоступно написание под диктовку отдельных букв, простых слов, списывание с текста.
Диагностика сформированности математических представлений показала, что дети со сложными нарушениями развития осуществляют пересчет почти всегда с наглядной опорой; называют «соседей числа» в пределах 20 с использованием числового луча (линейки) лишь 15% детей. Надо отметить, что большие трудности вызывают задания на обратный счет, с решением двух задач в пределах 5 в одно действие успешно справились 47% детей, 35% решили только 1 задачу, 18% не справились с заданием.
У детей со сложной структурой дефекта включение речи в процесс решения мыслительных задач самостоятельно не происходит.
Анализ результатов изучения высших психических процессов (ВПП) учащихся показал, что, несмотря на то, что задания были для них адаптированы, 12% детей продемонстрировали уровень развития ВПП «выше
среднего», 35% - «средний» уровень, более половины учащихся имеют ниже среднего, низкий и очень низкий уровень уровень развития ВПП
(рис. 6). %
40 30 20 10
■
А Б В Г Д
Рис. 6. Развитие высших психических процессов
Анализ результатов сформированности учебных навыков (СУН) показал, что ни один ребенок не имеет достаточного уровня их сформированности или уровня «выше среднего». 29% детей показали «средний» уровень, трудности при усвоении существующей программы испытывают
71% учащихся (рис. 7). %
о ^ го 9
50 40 30 20 10 0
АБВГД
Рис. 7. Сформированность учебных навыков
Сравнительный анализ результатов изучения ВПП и СУН (рис. 8) показывает, что существует потенциал в формировании учебных навыков. Сформированность ВПП ведет к овладению соответствующими учебными навыкам, что, в свою очередь также стимулирует развитие ВПП. Поскольку при сложном нарушении функции развиваются неравномерно, у каждого ребенка существует свой темп развития ВПП.
Следовательно, необходимо создавать программы, направленные на приобретение новых учебных навыков и дальнейшее развитие психических функций ребенка с учетом конкретных нарушений. Необходимо такое психолого-педагогическое сопровождение обучения детей, которое
0
о о
будет учитывать сформированные психические процессы, динамику развития ВПП ребенка и конкретные нарушения.
50 40
30 20
10
ИМШ1
А Б В Г
Рис. 8. сравнительный анализ результатов изучения впп и сУн
Нами также были проанализированы анкеты 22 специалистов коррек-ционных школ, участвующих в эксперименте. Результаты показали, что 47% педагогов высказали пожелания относительно разработки программного обеспечения для обучения младших школьников со сложными нарушениями развития.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программно-методических материалов (методических рекомендаций), обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.
0
Библиографический список
1. Афанасьева Ю.А., Титова О.В. Мониторинг контингента обучающихся и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Методич. пособие. М., 2012.
2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
3. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. М., 1990.
4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. М., 2003.
5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. М., 2005.
6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.; Под ред. В.В. Ткачевой. М., 2014.