Научная статья на тему 'Экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития'

Экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / COMBINATIONS OF PRIMARY DISORDERS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каткова Ирина Александровна

Статья посвящена исследованию особенностей психического развития, уровня учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Автор обосновывает необходимость разработки программно-методических материалов, обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каткова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT AND TRAINING OF CHILDREN WITH COMPLEX DISABILITIES

The article is devoted to the features of psychic development and the level of educational knowledge in a group of schoolchildren with complex disorders who are studying in special (correctional) educational schools of the VIII type. The author substantiates the necessity of designing methodological materials which provide special conditions for teaching primary school children with complex developmental disorders.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития»

коррекционная педагогика

И.А. Каткова

экспериментальное изучение особенностей познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития

статья посвящена исследованию особенностей психического развития, уровня учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Автор обосновывает необходимость разработки программно-методических материалов, обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития.

Ключевые слова: школьники со сложными нарушениями развития, познавательные процессы у школьников с нарушениями развития, сформированное^ учебных навыков у школьников со сложными нарушениями развития, психолого-педагогическая поддержка детей со сложными нарушениями развития.

По данным мониторинга, проведенного Ю.А. Афанасьевой, О.В. Титовой, И.М. Яковлевой (2012), в школах VIII вида сокращается численность учеников с легкой умственной отсталостью, но наблюдается увеличение числа учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, растет количество классов для детей, имеющих сложную структуру нарушения. Так, если среднее число этих классов среди московских школ, имеющих данные классы, составляло в 2007-2008 учебном году 31,4%, то в 20112012 учебном году оно увеличилось до 39,5% [1, с. 23].

К сожалению, количество детей, имеющих сочетание нескольких первичных нарушений, в частности, когда в совокупности нарушений представлен и интеллектуальный дефект, увеличивается.

Комбинации сочетаний первичных нарушений и различная степень их выраженности значительно затрудняют образовательный процесс, при этом наблюдается тенденция к изменению структуры сочетанных расстройств. В настоящее время среди детей школьного возраста представлены варианты, при которых интеллектуальные нарушения сочетаются с расстройствами аутистического спектра, сенсорными нарушениями, различными формами ДЦИ, речевыми нарушениями.

В специальных школах VIII вида отсутствуют образовательные условия, которые бы учитывали психофизические особенности детей со сложными нарушениями развития. Также не разработаны рекомендации для родителей и других лиц, осуществляющих уход, воспитание и образование детей со сложными нарушениями в семье [6].

В связи с этим возникает необходимость в такой организации учебно-воспитательного процесса, которая способствовала бы формированию у школьников со сложными нарушениями развития когнитивной активности, интереса к познанию, социально-коммуникативных компетенций, школьных знаний. Это обусловливает острую потребность в создании специальных условий для обучения детей этой категории, в частности, разработке программно-методического обеспечения.

Целью нашего исследования стали теоретическое обоснование, разработка и апробация методических рекомендации, обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида, оценка их эффективности.

Объект исследования: процесс развития и формирования учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида

Предмет исследования: содержание программно-методических материалов, обеспечивающих специальные условия обучения детей со сложными нарушениями развития в школах VIII вида.

Формулируя гипотезу, мы предположили, что работа по оптимизации процесса развития и формирования учебных знаний у младших школьников со сложными нарушениями развития в школе VIII вида будет достаточно эффективной, если будет теоретически обоснован, разработан и апробирован на практике комплекс программно-методических материалов, включающий методические рекомендации, составленные с учетом вариативности сочетаний различных нарушений и степенью их

о ^ го 9

к выраженности; в моделировании педагогической помощи детям со слож-I ё: ными нарушениями развития педагог-дефектолог будет ориентироваться на индивидуальный уровень психического развития ребенка, который

си ^

£ определяется с помощью специально составленного диагностического ^ комплекса, направленного на выявление потенциальных возможностей ребенка; в создании педагогических условий будут активно участвовать не только педагоги, но и родители обучающихся.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи.

1. Осуществить научный анализ литературных источников по проблеме обучения и воспитания детей со сложными нарушениями развития.

2. Проанализировать требования к сформированное™ учебных знаний на основании существующих программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-УШ вида и адаптировать эти материалы к возможностям их усвоения младшими школьниками со сложными нарушениями развития.

3. Составить и апробировать диагностический комплекс для изучения особенностей психического развития, уровня учебных знаний у младших школьников со сложными нарушениями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

4. Провести экспериментальное изучение познавательных процессов и сформированности учебных навыков у младших школьников со сложными нарушениями развития.

5. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание программно-методических материалов, обеспечивающих оптимизацию специальных условий обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

6. Оценить эффективность разработанных программно-методических материалов, оптимизирующих процессы формирования учебных навыков у детей со сложными нарушениями развития, обучающихся в школах VIII вида.

7. Разработать рекомендации для специалистов и родителей по созданию специальных условий развития детей со сложными нарушениями в специальном образовательном учреждении и семье.

Наше экспериментальное исследование проводилось на базе средней коррекционной школы-интерната VIII вида № 105 г. Москвы. В нем приняли участие школьники 4-х классов этого образовательного учреждения, а также учащиеся 4-го класса коррекционной школы VIII вида № 486 и ученики 3-го класса коррекционной школы-интерната VIII вида № 35.

Всего на данный момент в эксперименте приняли участие 21 учащийся. Все дети прошли комиссию ПМПК, и им было рекомендовано обучение в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида в классах детей со сложной структурой дефекта.

Все дети, вошедшие в экспериментальную группу, имеют легкую и умеренную умственную отсталость, сложный дефект и системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени. У 59% детей отмечались нарушения зрения (снижение остроты зрения, сходящееся/ расходящееся косоглазие, астигматизм, атрофия зрительного нерва), у 23% - нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата (спастическая диплегия и атонически-астатическая формы ДЦП, сколиоз, правосторонняя кривошея), у 10% - эписиндром, у 15% - синдром Дауна, у 47% - РАС (расстройства аутистического спектра, аутистикоподобный синдром, атипичный аутизм); 71% детей имели соматические нарушения.

С целью изучения как особенностей познавательной сферы, так и сфор-мированности учебных навыков у детей со сложными нарушениями, обучающихся в школе VIII вида, нами был составлен диагностический комплекс, в который вошли методики известных отечественных и зарубежных специалистов, а также задания на сформированность учебных навыков (методики: «Разрезные картинки», «Зашумленные и перечеркнутые предметы», «Разрезные картинки», «Зашумленные и перечеркнутые предметы», корректурная проба, методика С. Лиепинь, методика Пьеро-на-Рузера, «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурии, «Опосредствованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву, «Четвертый лишний», «Исключение четвертого лишнего», «Простые невербальные аналогии», «Сюжетные картинки», «Серия картинок» на последовательность событий, «Нелепицы», понимание смысла рассказа и «описание картинки со скрытым смыслом»).

В исследовании познавательных процессов учитывались требования к сформированности знаний для детей с умеренной умственной отсталостью по программе Е.И. Капланской для школ VIII вида. Все задания были нами значительно упрощены и адаптированы.

В основу системы оценки результатов легла таблица качественно-количественной оценки результатов детей старшего дошкольного возраста, разработанная И.Ю. Левченко, Н.А. Киселевой (2005) [5]. Нами были выделены пять уровней выполнения заданий, которые мы условно назвали: уровень выше среднего (А), средний уровень (Б), ниже среднего (В), низкий (Г), очень низкий уровень (Д), что в дальнейшем позволило нам дифференцировать детей, принявших участие в эксперименте, на пять групп: А, Б, В, г, Д.

о ^ и 9

о о

Исследование мышления младших школьников со сложной структурой нарушений показало, что 71% учащихся достаточно тяжело проводить анализ, синтез, затруднительно отвлечься от второстепенных и случайных признаков, устанавливать причинно-следственные. Дети с трудом делают обобщения на знакомом материале, испытывают трудности при оценке знакомых воспринимаемых ситуаций. Задания на понимание скрытого смысла сюжета им не доступно. Мышление таких детей имеет ситуационный и наглядно-действенный характер (рис. 1).

При исследовании восприятия были выявлены трудности при распознавании зрительных стимулов. Уровень «выше среднего» показали всего 6% учащихся, «средний» уровень отмечался у 35%, уровень «ниже среднего» - у 47%, «низкий» уровень - у 12% (рис. 2).

40 35 30 25

0

А Б В Г

Рис. 1. Исследование мышления1

50 40 30 20 10 0

А Б В Г

Рис. 2. Исследование восприятия

при исследовании мнестической деятельности было выявлено, что у 59% детей преобладает механическая память, однако у 41% учащихся уровень механической памяти не превышает низкие показатели (рис. 3).

1 Здесь и далее (рис. 2-8): А - уровень выше среднего; Б - средний уровень, В - уровень ниже среднего, Г - низкий уровень, Д - очень низкий уровень.

Д

Д

Отсроченное воспроизведение у большинства учащихся имеет низкие показатели. Таким образом, 65% учащихся имеют низкую долговременную память (рис. 4).

60 50 40 30 20 10 0

А Б В Г

Рис. 3. Исследование механической памяти

50 40 30 20 10 0

А Б В Г Д

Рис. 4. Отсроченное воспроизведение

При исследовании внимания оказалось, что детьми хуже воспринимаются контурные рисунки. В варианте задания по С.Д. Забрамной лучше показатели были в варианте реального изображения предметов [3]. При работе с контурными объектами количество ошибок увеличивается значительно. Дети либо не вычленяют нужные фигурки, либо добавляют ненужные. ошибки распределялись на листе достаточно равномерно, что говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации (рис. 5).

Исследование речи умственно отсталых младших школьников, показало, что у всех детей системное недоразвитие речи в средней (57%) и тяжелой степени (43%). У всех детей наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Из-за смешений, искажений звуков, речь детей малопонятна для окружающих и неразборчива. Пассивный словарь включает обиходную лексику. Активный словарь значительно ограничен: на уровне простых слов. Понимание речи затруднено: дети с опозда-

Д

о о

нием реагируют на обращение взрослого, нуждаются в неоднократном повторении задания. Грамматический строй нарушен. Фраза простая, нераспространенная, состоит из обиходного словаря. 24% детей не пользуются фразой, употребляют в общении лишь отдельные слова и жесты. Отдельным детям не свойственно употреблять в собственной речи предлоги, значения предлогов они не знают.

40 т— 30 20 10

А Б В

Рис. 5. Исследование внимания

0

Г

Д

При обучении по программе Е.И. Капланской было выявлено, что навык чтения и звуко-буквенный анализ слов представляет для детей со сложными нарушениями значительные трудности. Не все дети знают буквы, некоторые дети знают только отдельные буквы, чтение у части группы послоговое (82%), а у 18% - побуквенное. У 17% происходит искажение звукового или слогового состава слова .

Исследование сформированности графо-моторных навыков и буквенного гнозиса показало, что только 21% учащихся может переписать с печатного текста. 38% детей списывают или пишут под диктовку, допуская значительное количество ошибок. 41% учащихся недоступно написание под диктовку отдельных букв, простых слов, списывание с текста.

Диагностика сформированности математических представлений показала, что дети со сложными нарушениями развития осуществляют пересчет почти всегда с наглядной опорой; называют «соседей числа» в пределах 20 с использованием числового луча (линейки) лишь 15% детей. Надо отметить, что большие трудности вызывают задания на обратный счет, с решением двух задач в пределах 5 в одно действие успешно справились 47% детей, 35% решили только 1 задачу, 18% не справились с заданием.

У детей со сложной структурой дефекта включение речи в процесс решения мыслительных задач самостоятельно не происходит.

Анализ результатов изучения высших психических процессов (ВПП) учащихся показал, что, несмотря на то, что задания были для них адаптированы, 12% детей продемонстрировали уровень развития ВПП «выше

среднего», 35% - «средний» уровень, более половины учащихся имеют ниже среднего, низкий и очень низкий уровень уровень развития ВПП

(рис. 6). %

40 30 20 10

А Б В Г Д

Рис. 6. Развитие высших психических процессов

Анализ результатов сформированности учебных навыков (СУН) показал, что ни один ребенок не имеет достаточного уровня их сформированности или уровня «выше среднего». 29% детей показали «средний» уровень, трудности при усвоении существующей программы испытывают

71% учащихся (рис. 7). %

о ^ го 9

50 40 30 20 10 0

АБВГД

Рис. 7. Сформированность учебных навыков

Сравнительный анализ результатов изучения ВПП и СУН (рис. 8) показывает, что существует потенциал в формировании учебных навыков. Сформированность ВПП ведет к овладению соответствующими учебными навыкам, что, в свою очередь также стимулирует развитие ВПП. Поскольку при сложном нарушении функции развиваются неравномерно, у каждого ребенка существует свой темп развития ВПП.

Следовательно, необходимо создавать программы, направленные на приобретение новых учебных навыков и дальнейшее развитие психических функций ребенка с учетом конкретных нарушений. Необходимо такое психолого-педагогическое сопровождение обучения детей, которое

0

о о

будет учитывать сформированные психические процессы, динамику развития ВПП ребенка и конкретные нарушения.

50 40

30 20

10

ИМШ1

А Б В Г

Рис. 8. сравнительный анализ результатов изучения впп и сУн

Нами также были проанализированы анкеты 22 специалистов коррек-ционных школ, участвующих в эксперименте. Результаты показали, что 47% педагогов высказали пожелания относительно разработки программного обеспечения для обучения младших школьников со сложными нарушениями развития.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программно-методических материалов (методических рекомендаций), обеспечивающих специальные условия обучения младших школьников со сложными нарушениями развития в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида.

0

Библиографический список

1. Афанасьева Ю.А., Титова О.В. Мониторинг контингента обучающихся и трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Методич. пособие. М., 2012.

2. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.

3. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга родителей. М., 1990.

4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. М., 2005.

6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева, Е.Ф. Архипова, Г.А. Бутко и др.; Под ред. В.В. Ткачевой. М., 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.