Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск
«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического
СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»
УДК 376 Е. С. Дунаева
ИЗУЧЕНИЕ, КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье освещены особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Раскрыта проблема изучения, коррекции и развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта как одна из наиболее интенсивно изучаемых психолого-педагогических проблем. Представлены результаты изучения развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также рекомендации.
Ключевые слова: память, младшие школьники, нарушение интеллекта, специальное (коррекционное) образовательной учреждение VIII вида, коррекция.
Dunaeva Ekaterina S. THE STUDY, CORRECTION AND MEMORY DEVELOPMENT OF JUNIOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).
The article highlights the features of the development of memory of junior school children with intellectual disabilities in special (correctional) schools VIII type. The problems of study, correction and memory development of junior school children with intellectual disabilities as one of the most intensively studied psychological and educational problems. Presents the results of studying the development of memory of junior school children with intellectual disabilities in special (correctional) schools VIII type, as well as recommendations.
Keywords: the memory, junior school children, violation of the intellect, special (correctional) establishments’ educational VIII type, correction.
На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной и социально значимой. Огромный интерес к различным её аспектам обусловливается исключительно важной ролью данного процесса в организации учебно-воспитательной работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на развитие у школьников адекватных, рациональных
приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.
Исследования И.В. Беляковой, Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, Л.В. Зан-кова, М.И. Кузьмицкой, К.С. Лебединской, А.Н. Леонтьева, В.Г. Петровой, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьёва показали, что память умственно отсталых младших школьников, в частности такие процессы как запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание в той или иной форме являются нарушенными.
Таким образом, при использовании определенной методики появляется возможность оказания дифференцированной помощи младшим школьникам с нарушением интеллекта в зависимости от характера и затруднений. Специалисты уделяли большое внимание проблеме изучения психологопедагогических основ использования методов и приёмов обучения с целью развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Активное и продуманное использование всего многообразия средств, методов, приёмов, организующих форм обучения, а также учёт знаний учащихся повышает коррекционное значение уроков ручного труда в развитии памяти младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Итак, анализ теоретических источников позволил изучить особенности реализации основных методов и приёмов обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида, а также пути и средства развития памяти. Рекомендации представлены в научных исследованиях специалистов, могут существенно помочь учителю специальной (коррекционной) школы в более продуктивной организации учебного процесса, а так же в развитии памяти младших школьников. Уроки ручного труда как учебный предмет даёт благодатный материал для развития и коррекции всех процессов памяти, но особенно долговременной. Поэтому уроки ручного труда необходимо продумывать с точки зрения методических приёмов и наглядного материала, способствующего развитию и коррекции познавательной деятельности, в том числе и памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Соответственно целью экспериментального исследованию явилось изучение особенностей развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Данное исследование проводилось на базе специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, школы № 2 г. Биробиджана. В исследовании принимали участие 16 учащихся 3-их классов с нарушениями интеллекта.
Для изучения особенностей развития памяти учащихся с нарушениями интеллекта использовались следующие диагностические методики: «Фигуры и знаки», целью которой явилось изучение зрительной памяти; «Методика изучения особенностей механической памяти»; «Методика изучения моторной памяти», предложенные Л.В. Блиновым и О.Е. Шаповаловой.
Результаты исследования показали, что процессы памяти (запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание) у умственно отсталых учащихся 3-их классов школы № 12 г. Биробиджана находятся у большинства на среднем и низком уровнях. Однако у некоторых испытуемых процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала находятся и на высоком уровне.
Так, например, в процессе проведения «Методики изучения особенностей механической памяти» было замечено, что учащимся не хватало отведённого времени, а всё из-за того, что они отвлекались, пытались подглядывать за правильными ответами, просили ещё раз зачитать цифры. Лишь не многие вели себя спокойно и заинтересованно в своём результате.
Результаты «Методики по изучению моторной памяти» показали, что большинство из испытуемых проявили заинтересованность в своих успехах, внимательно выслушали инструкцию, но при этом очень много затратили времени на придумывание ассоциации к каждому слову, затруднения прослеживались и во вспоминании заданного слова при помощи тех ассоциаций, которые они придумали. В целом результаты данной методики говорят о недостаточном развитии моторной памяти у данной категории школьников, но все, же есть учащиеся, для которых необходимо проведение коррекционной работы по развитию моторной памяти
Таким образом, на основе проведенных методик в 3-их классах специальной (коррекционной) школы VIII вида № 12 г. Биробиджана можно сделать вывод о том, что память младших школьников с нарушением интеллекта нуждается в развитии и коррекции.
На основании результатов экспериментального исследования нами были подобраны игры, упражнения и задания, способствующие развитию зрительной, слуховой и моторной памяти, рекомендованные для педагогов специальной коррекционной школы VIII вида по коррекции и развитию данных видов памяти младших школьников.
• Для развития зрительной памяти.
Задание №1. «Что изменилось?»
Вариант 1. Перед ребёнком на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют месторасположение картинок, просят открыть глаза и сказать что изменилось.
Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображением знакомых предметов и геометрических фигур, которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц.
Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из лесу много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, листьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выставляют картинки с изображением этих предметов, которые затем убирают. Ребенку дается чистый лист бумаги, карандаш, и его просят по памяти нарисовать эти предметы.
Во всех этих вариантах данного задания развивается зрительная память, удерживание словесного текста, формируются навыки изобразительной деятельности.
Задания № 2. «Запомни слова по рисункам»
На листе бумаги, расчерченной в виде таблицы, слева написаны слова, справа дано изображение предметов или деталей предметов, связанных с данными словами по смыслу. Ребенку предлагают становить связи между словом и рисунком, после чего левый столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.
• Для развития механической памяти.
Задание № 1 «Запомни на слух и воспроизведи»
Вариант 1. Ребенку зачитываются числа и просят их произнести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает. Например, «4, 1, 8 ... », «3, 2, 8, 5 ... »
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов). Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке, Например, «6, 1, 8» — Ребенок воспроизводит «8, 1, б», « 8, 3, 4, б» — «6, 4, 3, 8». Подобная работа может проводиться и со словами. При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.
Задание № 2. «Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок её нам вернули».
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способностей удерживать в памяти заданные устные инструкции. Подобную
работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной не выполнения учебных заданий является « потеря » усло-
вия задачи, и неспособность удерживать в памяти заданные на слух действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля.
• Для развития моторной памяти.
Задание №1.
Ребёнку зачитываются список скороговорок и предлагают их повторить, при необходимости скороговорки повторяют, чтобы по возможности добиться чистого воспроизведения. Ребенка просят повторить скороговорку как можно быстрее. Поочередно работают со всеми предложенными скороговорками, затем ребенку предлагают вспомнить и назвать скороговорки, с которыми сейчас работали. Скороговорки:
1. На дворе трава, на траве дрова.
2. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
3. Шла Саша по шоссе, и сосала сушку.
4. Мамы Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что бессмысленное заучивание материала не приведет к легкому запоминанию нового материала. Однако систематические, специально подобранные, задания и упражнения с коррекционной направленностью, учет определенных правил по развитию мнемических процессов памяти младших школьников с нарушением интеллекта, позволяет глубже проникнуть в сущность фактов.
Развитие памяти младших школьников с нарушением интеллекта протекает, так же как и в норме, но со значительной задержкой. На это оказывают свое влияние различные факторы. Развитие процессов памяти зависит не только от анатомофизиологических особенностей, определяющим фактором является деятельность личности.
Исследование показывает, что процессы памяти младших школьников с нарушением интеллекта 3-их классов школы № 12 г. Биробиджана находятся на достаточно невысоком уровне. Однако в классах имеются младшие школьники с нарушением интеллекта, у которых процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала находятся на среднем и высоком уровне.
Для того чтобы у младших школьников с нарушением интеллекта эта проблема была разрешена, необходимо увеличить количество коррекционно-развивающих работ направленных на развитие всех видов памяти.
Все отмеченные выше особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта носят стойкий характер, но это не означает, что они не поддаются воздействию педагога, ведь именно на его плечи ложится большая часть ответственности за усвоение учащимися программы специ-
альной (коррекционной) школы VIII вида, и успешном применении запомнившихся знаний из школы в повседневной жизни.
Так, у младших школьников с нарушением интеллекта память развивается в процессе деятельности так же, как и у школьников с сохранным интеллектом. Развитие процессов памяти зависит не только от анатомофизиологических особенностей; определяющим фактором является деятельность личности.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у младших школьников с нарушением интеллекта имеют определенные особенности: нет преимущественного преднамеренного запоминания перед непреднамеренным; процесс сохранения у них выражается в быстром угасании образов, связей и сформированных ассоциаций; воспроизведенный младшими школьниками с нарушениями интеллекта материал нередко искажается за счет внесения в него замещений.
Помимо перечисленных недостатков памяти младших школьников с нарушением интеллекта имеет свои выявленные особенности: замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала.
Процессы памяти формируются у младших школьников с нарушением интеллекта, как и у сверстников с сохранным интеллектом, во взаимодействии с окружающим миром, что обусловливает их зависимость от характера воздействия, оказываемого на школьников в процессе воспитания и обучения.
Таким образом, процессы памяти, как и другие психические процессы, существенно обусловливается индивидуальными особенностями человека. Особенно важно это иметь в виду при обучении младших школьников с нарушением интеллекта. Невозможно добиться успешного усвоения и прочного закрепления в памяти у младших школьников с нарушением интеллекта предусмотренных программой знаний и навыков, если не проводить соответствующей коррекционной работы, направленной на исправление дефектов умственного развития, присущих каждому из них.
Обучение в школе, в том числе и в специальной (коррекционной), осуществляется на основе мнемической деятельности учащихся. Без участия памяти невозможно усвоение знаний, умений и навыков. Именно поэтому изучение и развитие возрастных и индивидуальных особенностей, выявление возможностей совершенствования памяти младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной задачей.
Память младших школьников с нарушением интеллекта развивается в условиях аномального развития и в силу этого существенно отличается от памяти нормальных детей. Проблема памяти младших школьников с нару-
шением интеллекта является одной из наиболее разработанных в специальной психологии. Особенно большую разработку она получила в работах отечественных исследователей, которые имеют выраженную педагогическую направленность и дают материал, способствующий разработке дидактических принципов и методических путей обучения и воспитания младших школьников с нарушением интеллекта.
Литература
1. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987.
2. Блинов Л.В., Шаповалова О.Е. Выявление и устранение причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов. Биробиджан: ДВГСГА, 1996.
3. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1985.