Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010
УДК 371 912 И.А. Емельянова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассматриваются вопросы подготовки студентов к изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Дано описание соответствующих приемов и методов по формированию у студентов теоретических знаний и практических навыков осуществления диагностической и коррекционной деятельности в рамках указанной проблемы.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение коммуникация, вербальные средства коммуникации, коммуникативные умения и навыки, умственная отсталость.
Emelyanova I.A. PREPARATION OF SCHOOLBOYS FOR INDEPENDENT ACTIVITY ON PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF COMMUNICATIVE DEVELOPMENT OF MENTALLY RETARDED PRIMARY LEARNERS.
In article questions of preparation of students to studying and modeling the communicative skills and experiences of mentally retarded primary learners that learn at the special corrective schools the VIII kind. The description of corresponding receptions and methods on formation at students of theoretical knowledge and practical skills of realization of diagnostic and correctional activity within the limits of the given problem is given.
Keywords: psihologo-pedagogical support, communication, verbal communication media, communicative abilities and skills, a mental deficiency.
Социальная адаптация и интеграция в обществе детей с нарушением интеллекта является ведущим направлением всего воспитательно-образовательного процесса в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Важнейшим условием социальной адаптации учащихся указанной категории является владение коммуникативными умениями и навыками.
В ходе социальной адаптации и интеграции младших школьников с нарушением интеллекта основными проблемами являются несформирован-ность навыков межличностного общения в среде нормальных людей, низкий уровень потребности в таком общении, но самым главным сдерживающим фактором является несовершенство умений, связанных с использованием речи как ведущего коммуникативного средства. Они затрудняются участвовать в диалоге, посредством которого осуществляется речевое общение. Свойственная умственно отсталым детям инертность нервных процессов и замедленные реакции на воздействия осложняют переходы с позиций говорящего на позиции слушающего. В силу нарушения внимания, мышления они трудно концентрируются на беседе, особенно при наличии побочных зрительных или слуховых раздражений, которые отвлекают их, не понимают услышанного. Поэтому умственно отсталые школьники в ряде случаев не отвечают на обращения взрослого, не поддерживают возникающую беседу.
В противоположность сложившемуся традиционному подходу, согласно которому коррекция речевой деятельности базируется на преодолении системного недоразвития речи (коррекция нарушений звукопроизношения, увеличение пассивного и активного словаря, формирование морфологических и синтаксических обобщений, работа над связной речью) нами предлагается учитывать в процессе коррекционно-развивающей работы взаимосвязь между низким уровнем речевого развития и коммуникативной некомпетентностью этих детей в целом.
В связи с этим, коррекционная работа должна осуществляться на основе двух составляющих - формирование коммуникативных умений и навыков и развитие коммуникативной функции речи.
В процессе обучения студентов на факультете коррекционной педагогики и начального образования в ДВГСГА осуществляется их целенаправленная подготовка к проведению диагностической и коррекционной деятельности по изучению и формированию коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
Так, при изучении на втором курсе дисциплины «Психолингвистика» студенты на лекционных и семинарских занятиях приобретают знания о структуре речевой деятельности, ее организации, функциях, основной из которых является функция коммуникации. Вербальные средства общения, наряду с экспрессивно-мимическими и предметно-действенными, соответствуют операциям, с помощью которых, осуществляются действия общения -целостные акты, адресованные другому человеку. Также студенты получают сведения о поэтапном формировании речевых способностей в ходе онтогенеза и значении социальных условий нормального развития речи и ее коммуникативной функции.
В рамках дисциплины специализации «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта» рассматривается спектр вопросов о специфике вербального развития детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Младшим школьникам этих групп в той или иной степени присущи все известные виды речевых нарушений, что объясняется как интеллектуальным недоразвитием, так и наличием локальных мозговых повреждений, обуславливающих речевые дефекты. В лабораторный практикум по этой дисциплине нами включены лабораторные занятия, которые проводятся на базе муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» г. Биробиджана. Так, в рамках темы «Логопедическое обследование младших школьников с нарушением интеллекта» студенты осуществляют диагностическую деятельность, направленную на изучение языковых и речевых средств умственно отсталых младших школьников. Нами разработана структура речевой карты, включающая систему диагностических заданий, направленных на изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи детей указанной категории. Были предложены четыре серии, каждая из которых объединяла речевые пробы нарастающей сложности. С целью исследования фонематического слуха студенты предъявляют учащимся для отраженного проговаривания ряды слогов, содержащие оппозиционные согласные. Предлагается прослушать и воспроизвести два слога, а затем три. Слоговые ряды, составленные из оппозиционных звуков, были противопоставлены по следующим признакам: звонкость - глухость; мягкость - твердость; место образования; место и способ образования. Также для исследования фонематического слуха помимо различения оппозиционных фонем на десемантизированном материале детям предлагается идентификация слов, различающихся оппозиционными согласными. При исследовании лексического развития ученикам предлагается серия диагностических заданий, направленная на изучение номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, а также определение структуры семантического поля. Практиканты используют следующие приемы: называние предметов, действий, качеств, встречающихся в обиходе часто и сравнительно редко по специально подобранным картинкам; самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда; называние предмета по его описанию; подбор синонимов; подбор антонимов; называние обобщающих слов по группе однородных предметов; подбор слов по ассоциации. При подборе речевого материала для обследования грамматического строя языка умственно отсталых младших школьников учитывается лингвистическая структура этого языкового компонен-
та. В связи с этим студентам было рекомендовано использовать задания на исследование уровня развития синтаксических обобщений (построение предложения и словосочетания как грамматических конструкций) и морфологических обобщений: словоизменения (изменение слов с помощью аффиксов); словообразования (построение слов с помощью морфем как синтез грамматической конструкции и формы). Исследование связной речи включает три последовательных диагностических задания (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картине). Анализируя полученные результаты, студенты использовали разработанную нами балльно-уровневую систему оценки полученных данных, позволяющую определить уровень актуального развития языковых и речевых средств у каждого ученика. Полученные результаты обсуждаются студентами на практическом занятии, формулируют логопедические заключения. На основе полученных данных студенты составляют перспективный план работы с каждым ребенком по формированию и развитию основных компонентов речевой системы, разрабатывают методические рекомендации, включающие конкретные приемы, методы коррекционно-логопе-дического воздействия, направленного на коррекцию и развитие звукопроиз-ношения, фонематических процессов, лексики и грамматического строя речи.
В рамках лабораторного занятия, тема которого «Коммуникативное развитие младших школьников с нарушением интеллекта», студенты изучают особенности коммуникативных умений и навыков младших школьников в сфере контактов с другими членами коллектива, наблюдая за коммуникативно-речевым поведением в условиях совместной деятельности, при организации диалога с элементами противоречия и во время их самостоятельной, игровой, трудовой и учебной деятельности. с этой целью они используют предложенные нами диагностические методики («Рукавичка», «Переговоры», «Коммуникативное развитие ребенка»). Оценка коммуникативных умений и навыков осуществляется с учетом структуры коммуникативной деятельности. Для реализации акта общения коммуниканты должны владеть умениями, которые составляют несколько групп: ориентировка во внешних условиях ситуации (говорить о своих намерениях, понимать специфику общения со знакомым и незнакомым человеком, ориентироваться в коммуникативной ситуации); планирование содержания акта общения (находить информацию, заинтересовывающую партнера; планировать ход общения, обосновывать целесообразность своих предложений; определять порядок и рациональные способы выполнения коммуникативных действий); выбор и использование вербальных и невербальных средств в соответствии с коммуникативной ситуацией (вступать в процесс общения, привлечь внимание собеседника к себе; употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально выражать мысли, используя жесты, мимику, пантомимику); реализация программы в процессе общения
(раскрывать основную мысль, подчинять ей свое высказывание; пользоваться приемами достижения понимания (уточнить, задать вопрос); согласовывать действия, мнения с потребностями партнеров и корректировать их); оценка результатов общения и соответственное изменение коммуникативного и речевого поведения (слышать партнера, адекватно понимать смысл его высказываний и действовать в соответствии с ними; оценить эмоциональное поведение партнера, заметить изменение состояния и настроения партнера; оценить (по поведению, настроению, высказываниям) воспринято ли сообщение партнером и насколько правильно. Результаты, полученные в процессе обследования, анализируются в ходе коллективного обсуждения на практическом занятии. Эти материалы были представлены учителю-логопеду, учителям, воспитателям, работающим с этими детьми.
В ходе педагогической практики, которая организуется на базе коррек-ционной школы VIII вида, студенты 4 и 5 курсов Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии, обучающиеся по специальности 050714 «Олигофренопедагогика», имеют возможность освоить технологические приемы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционное воздействие осуществляется в процессе проведения уроков по русскому языку, чтению, развитию речи и включает ряд этапов.
На начальном этапе реализуются следующие задачи: коррекция и развитие языковых средств через активизацию, уточнение и обогащение словарного запаса, формирование семантических связей, формирование синтаксической структуры предложения, которое осуществляется дифференцированно с учетом степени проявления структурного аграмматизма в речи того или иного ребенка; формирование диалогической речи через развитие умений отвечать на вопросы, задавать вопросы различной структуры, выступать инициатором диалога.
Затем решаются задачи совершенствования умений, полученных на начальном этапе в условиях речевой ситуации, организованной в форме ролевой игры, так как неуспешность речевого общения умственно отсталых младших школьников связана не только с нарушением интеллекта и речи, но и с несформированностью технологий общения со взрослыми и сверстниками. На уроках студенты создают ситуации, позволяющие организовать непосредственное общение детей. Основное внимание уделяется использованию адекватных средств общения. При подготовке к речевой ситуации детям сообщается определенная информация о социальных взаимоотношениях партнеров. Обращается внимание студентов на тот факт, что на начальной стадии работы необходимо контролировать деятельность детей, оказывать им помощь в понимании выполняемой роли. На более поздних
этапах студенты, становясь участниками игры, вносят необходимые коррективы, поддерживают процесс общения.
Коррекционное обучение студенты осуществляют с учетом уровня развития коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта. Так, при работе с младшими школьниками, которые относительно легко вступают в общение, но могут участвовать в процессе речевой коммуникации только в том случае, если оказывается стимулирующая и поддерживающая помощь, особое внимание уделяется формированию умений задавать вопросы, выбирать рациональные способы коммуникативных действий, ориентироваться в ситуации общения, учитывать особенности собеседника. У младших школьников с нарушением интеллекта, которые вступают в общение по инициативе партнера по коммуникации, осуществляется формирование умения внимательно слушать обращенную речь и адекватно отвечать на вопросы. Поскольку дети этой группы испытывают трудности в выборе языковых средств, в некоторых ситуациях студентами используется прием отраженного воспроизведения вопросов и ответов. Младшим школьникам с наиболее низкими способностями к участию в речевой коммуникации требуется значительная помощь на всех этапах кор-рекционного обучения. У этих детей осуществляется формирование умения реагировать на инициативу, побуждающую начать общение с использованием вербальных средств. В основном используется прием сопряжено-отраженного воспроизведения ответов.
Таким образом, в рамках профессиональной подготовки студентов, обучающихся по коррекционным специальностям, необходимо внедрять в учебный процесс приемы, методы, позволяющие формировать у них умения и навыки изучения и формирования коммуникативной сферы у младших школьников с нарушением интеллекта.