Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПАТОЛОГИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СВЕРСТНИКУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Синицына П.Я., Дорофеева Т.А.

Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявлении и корректировки нарушений личностных и межличностных отношений у умственно отсталых школьников. Утверждается, что детям с умственной отсталостью необходима комплексная коррекционная помощь. В статье рассматриваются психотерапевтические технологии работы с детьми с умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Синицына П.Я., Дорофеева Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTTHERAPY IN FORMING A POSITIVE ATTITUDE TO A PERSONAL PERSON IN JUNIOR PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The author examines the issue of the formation of positive interpersonal relationships in children of primary school age with mental retardation by means of art therapy. A significant role in identifying and correcting violations of personal and interpersonal relationships in mentally retarded schoolchildren is indicated. It is argued that children with mental retardation need comprehensive corrective assistance. The article discusses psychotherapeutic technologies for working with children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

нашей работе мы исследовали операционный блок, направленный на диагностирование таких операциональных компонентов мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация с помощью следующих методик: «Разрезные картинки» ( А.Н. Бернштейн); «Классификация предметных картинок» (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник); «Четвёртый - лишний» (И.И. Мамайчук, А.Д. Винора-дова); «Последовательные картинки» (А.Н. Берн-штейн)[1].

Анализ полученных данных по методике «Разрезные картинки» (А.Н. Бернштейн), целью которой является определение уровня способности к аналитико-синтетической деятельности, показал, что большинство детей имеют уровень ниже возрастной нормы, только два ребенка показали высокие результаты. У детей наблюдались сложности в пространственном соотношении частей и целого, многие складывали картинку только при организующей помощи.

Результаты диагностики по методике «Классификация предметных картинок» (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник), целью которой является определение способности классифицировать предметы, показали, что дети классифицируют знакомые предметы, но некоторым требуется помощь. Возникали затруднения в названиях некоторых групп.

По методике «Четвёртый - лишний» (И.И. Ма-майчук, А.Д. Винорадова), целью которой является оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования, мы определили, что у некоторых детей наблюдается несформированность умения обобщать наглядный материал, поиск обобщающего признака затруднен.

Результаты по методике «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн), целью которой является выявление способности устанавливать причинно-следственные связи, показали, что дети составляют последовательно сюжетные картинки при организующей помощи, лишь единицы понимали логику между объектами и событиями. Все дети испытывали трудности в составлении связного рассказа, что свидетельствует о недостаточности интеллектуального развития.

После проведения всех методик было выявлено, что низкий уровень развития операциональных компонентов мышления составляет 14%, ниже среднего - 14%, средний - 29%, выше среднего -43%. Сопоставительный анализ полученных результатов показал, что у всех дошкольников исследуемой группы уровень сформированности мыслительных операций ниже возрастной нормы.

Таким образом полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что у детей с двигательными патологиями наблюдается недоразвитие операционных компонентов мышления. Выявленные особенности мыслительных операций в ходе исследования могут учитываться специалистами при организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно -двигательного аппарата.

Список литературы

1. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. — 112 с.

2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

3. Основы специальной психологии; Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой, — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 480 с.

4. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / сост. О. В. Липунова; Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 102 с.

5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТТЕРАПИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Синицына П.Я.

магистрант ФГБОУ ВО «ХГУ им Н.Ф. Катанова»,

Дорофеева Т.А.

кпн, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института непрерывного педагогического образования Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

THE USE OF ARTTHERAPY IN FORMING A POSITIVE ATTITUDE TO A PERSONAL PERSON IN JUNIOR PUPILS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Sinitsyna P.

master's student of FSBEIHE "KSUnamed after N.F. Katanova",

Dorofeeva T.

Candidate of Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Special Education

Institute of Continuing Pedagogical Education Khakass State University N.F. Katanova

Аннотация

Автором рассматривается вопрос о формировании позитивных межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью средствами арттерапии. Обозначается значимая роль в выявлении и корректировки нарушений личностных и межличностных отношений у умственно отсталых школьников. Утверждается, что детям с умственной отсталостью необходима комплексная коррек-ционная помощь. В статье рассматриваются психотерапевтические технологии работы с детьми с умственной отсталостью.

Abstract

The author examines the issue of the formation of positive interpersonal relationships in children of primary school age with mental retardation by means of art therapy. A significant role in identifying and correcting violations of personal and interpersonal relationships in mentally retarded schoolchildren is indicated. It is argued that children with mental retardation need comprehensive corrective assistance. The article discusses psychotherapeu-tic technologies for working with children with mental retardation.

Ключевые слова: умственная отсталость, патология, арттерапия, личностные и межличностные отношения, позитивное отношение к сверстнику.

Keywords: mental retardation, pathology, art therapy, personal and interpersonal relationships, positive attitude towards a peer.

Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии в настоящее время является очень актуальным вопросом. Таким детям необходима комплексная коррекционная помощь. К таким нарушениям относится умственная отсталость.

Умственная отсталость - это нарушение познавательной деятельности, возникающее как следствие органического поражения коры головного мозга. Множество различных форм патологии объединены в этом понятии, которое характеризуется недоразвитием высших психических функций и когнитивной сферы, различается по патогенезу, этиологии, локализации, особенностям течения, клиническим проявлениям и времени, когда оно воз-никло[3].

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений является актуальным и важным именно на первых этапах становления личности, несомненно, поскольку конфликт во взаимоотношениях обучающегося со сверстниками может стать серьёзной угрозой личностному развитию[6].

Основными движущими причинами развития ребёнка являются общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, а так же его деятельность. И если то или другое имеет какие-либо искажения или отклонения, это приводит к тому, что формирование личности и поведения ребёнка оказывается нарушено. То, какая реакция на ребёнка будет у окружающих, во многом обусловлено именно его характером поведения. Это нередко проявляется в общей оценке ребёнка, в том, насколько интенсивно общение с ним, в поощрении и наказании за те или иные формы поведения [1]. Благодаря подобным реакциям закрепляются, или, наоборот, изменяются имеющиеся психологические особенности ребёнка.

Исходя их теории Л.С. Выготского о дефекте и его структуре, умственная отсталость это первичный дефект, нарушение личностных и межличностных отношений - вторичный [2].

Поэтому важно как можно раньше выявлять и корректировать вторичные нарушения.

Целью нашего исследования явилось: теоретически обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить эффективность использования арттерапии в формировании позитивного отношения к сверстнику у умственно отсталых младших школьников.

Нами было проведено исследование по изучению особенностей отношения к сверстнику у умственно отсталых младших школьников.

Базой исследования стала МБОУ Черемушкинская СОШ, Каратузского района. Выборка составила 20 учащихся 10 с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) - экспериментальная группа и 10 детей с нормальным развитием - контрольная группа.

Были подобраны и проведены следующие методики, по выявлению особенностей личностных и межличностных отношений, у умственно отсталых младших школьников:

1. Методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан и З. Василяускайте

2. Методика «Определение эмоционального уровня самооценки» А.В. Захарова

3. Методика «Какой я?» B.C. Мухина

4. Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман

5. Методика «Капитан корабля» О.Е. Смирнова.

Результаты исследования показали, что отношение к сверстнику у детей с умственной отсталостью неадекватно.

Остановимся поподробнее на методике «Капитан корабля» О.Е. Смирновой, целью которой являлось выявление межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников в группе сверстников.

Суть методики заключается в следующем: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? Кто еще остался на берегу?»

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику.

В результате проведения данной методики в экспериментальной и контрольной группе нами были получены следующие результаты, представленные в таблице 1:

Таблица 1.

Анализ результатов по методике «Капитан корабля» О.Е. Смирновой на констатирующем этапе

№ Статусная категория Экспериментальная группа Контрольная группа

п/п Кол-во чел. % Кол-во чел. %

I «Звезды» 1 10 6 60

II «Предпочитаемые» 1 10 3 30

III «Принятые» 5 50 1 10

IV «Отверженные» 3 30 - -

В таблице 1 мы видим, что в благоприятных статусных категориях большее количество обучающихся, а именно 90%, находится в контрольной группе, тогда как в экспериментальной группе -лишь 20% обучающихся. В неблагоприятных, наоборот, большее количество обучающихся (80%) находится в экспериментальной группе, тогда как в контрольной - всего 10%. Мы можем отметить, что во время проведения эксперимента обучающиеся с умственной отсталостью отрицательные выборы делали чаще, чем обучающиеся с нормативным развитием: так общее количество отрицательных выборов у экспериментальной группы обучающихся -80%, тогда как у контрольной группы - лишь 10%. Кроме того, следует обратить внимание на то, что в группе обучающихся с умственной отсталостью не получил отрицательных выборов только 10% обучающихся, в то время как в группе обучающихся с нормативным развитием отрицательных выборов не получили 60% обучающихся.

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что обучающиеся с умственной отсталостью, по сравнению с обучающимися с нормативным развитием, чаще демонстрирую отрицательное отношение друг другу, поскольку в их ответах преобладают отрицательные выборы по отношению к сверстникам.

С целью корректировки отношения к сверстнику нами была разработана программа коррекци-онно-развивающей работы с умственно отсталыми младшими школьниками в которую включили элементы арттерапии.

Программа была рассчитана на 6 месяцев. Занятия проводились 2 раза в неделю по одному виду терапии в день. Ниже приведены фрагменты некоторых психотерапевтических технологий из программы, которые мы применяли на занятиях:

1. Изотерапия (свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование)

2. Игротерапия (игра «Комплименты», Разыгрывание сценки «Котята», игра «Молчок»).

В начале дети неохотно шли на контакт, были пассивны, но через несколько занятий все дети уже активно включились в работу.

В целом необходимо отметить, что в процессе коррекционного обучения произошло формирование положительного отношения к сверстнику у большинства умственно отсталых учащихся.

Проведенное нами исследование помогло выявить эффективность психотерапевтических технологий работы с детьми с умственной отсталостью.

Список литературы

1. Андреев, Г. М. Межличностное восприятие в группе / Г. М. Андреева, А. И. Донцова. - М.: МГУ, 1981. - 292 с

2. Анциферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под ред. Б. Ф. Ломова, К. А. Абульхановой-Славской. М., 2000. - 311 с

3. Большой психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 199 с.

4. Занков Л. В. К вопросу о своеобразии памяти умственно отсталых детей. Учебно — воспитательная работа во вспомогательных школах и в школе для глухонемых детей. -М., 1940, — Вып. В. - 226 с

5. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - №1. С.5-14. - 231 с.

6. Лубовский В.И. Специальная психология. -М., 2003. - 391 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.