а к
0
a
S «
S
1
U
и; «
«О
0 §
1
hq
Научная статья УДК 376.42 ББК Ч455
DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.015
Е. А. Шумилова1, В. С. Цилицкий2, А. А. Скопа3
1ORCID №000-0001-8322-8884 Доктор педагогических наук, профессор кафедры дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail: shumilovae2005@yandex. ru
2ORCID № 0000-0002-8113-8145 Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-7160-6112 Студент 3-го курса магистратуры кафедры дефектологии и специальной психологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Введение. Важным направлением коррекции у учащихся с интеллектуальными нарушениями является развитие предпосылок
© Шумилова Е. А., Цилицкий В. С., Скопа А. А., 2022
навыка самоконтроля. Умственно отсталым школьникам свойственна эмоциональная незрелость, нестабильность процессов возбуждения и торможения, двигательная расторможённость, аффективное поведение, что, в свою очередь, затрудняет процесс обучения и воспитания. Развитие предпосылок навыка самоконтроля р
л
требует создания специальной коррекционно-образовательной §
тиков. Кроме того, пакет методических материалов содержит диагностические методики, позволяющие провести опрос в форме анкетирования; организовать наблюдение, беседу, тестирование.
Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что у умственно отсталых школьников сформированность навыков
среды, проведения коррекционных занятий, направленных на кор- §
рекцию эмоционально-волевой сферы учащегося. В данной статье §
ы
даны результаты исследования изучения особенностей развития а навыков первичного самоконтроля у умственно отсталых школьников, описаны современные технологии для успешного развития предпосылок навыка самоконтроля в продуктивных видах деятельности. В процессе организации кружковых занятий у школьников
с интеллектуальными нарушениями постепенно развивается конт- е
ж
роль над своей деятельностью, происходит формирование личности. §
а
Правильно организованная образовательная среда, соблюдение режимных моментов, единство требований оказывают положительное воздействие на развитие навыка первичного самоконтроля. §
л
Материалы и методы. Методический инструментарий ис- и
§
следования содержит анализ научной литературы, посвященной § проблеме развития предпосылок навыка самоконтроля у школьни- §
К
ков с интеллектуальными нарушениями, изучение и интерпрета- т
§
цию научных трудов отечественных и зарубежных ученых и прак- Ы
№ и
д
д
е
¡0
ж §
о
самоконтроля отличается недоразвитием, имеет своеобразие в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта и требует подбора специфических методов коррекции, проведения специальной коррекционной работы. Компиляция диагностических методик позволила экспериментальным путем подтвердить исходное предположение о том, что правильно организованная образовательная среда, строгое соблюдение режимных моментов, согласованность в требованиях со стороны взрослых участников образовательного процесса оказывают положительное воздействие на развитие навыка первичного самоконтроля у школьников с нарушением интеллекта.
Обсуждение. Исходя из результатов исследования, нами разработана программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-х классов специальной (коррекционной) школы. Работа кружка направленна на развитие навыков первичного самоконтроля умственно отсталых школьников, формирование умения контролировать своё поведение, в частности всплески эмоций, коррекцию эмоционально-волевой сферы личности. Практическая,
аппликация, лепка, моделирование проблемных ситуаций и т. д.
Заключение. Делается вывод о том, что во время коррекци-
§ деятельностная направленность программы осуществляется через
о
^ продуктивные виды деятельности: изобразительная деятельность,
а а
Д онно-развивающих занятий учащиеся прикладывают усилия, тре-
^ нируют усидчивость, у них формируются эстетические качества,
сц а
«о
о
учатся преодолевать трудности, исправлять ошибки, оценивать | свою работу. Использование различных приёмов работ, таких как беседы, рассказы учителя в целях привлечения внимания, упражне-ьЗ ний на снятие эмоционального и физического напряжения может
помочь закреплению полученных в ходе занятии знании у умственно отсталых школьников.
Ключевые слова: самоконтроль; школьники; олигофренопедагогика; умственная отсталость; нарушения интеллекта; специальные условия; продуктивная деятельность; эмоционально- р
&
волевая сфера. §
о сг
Основные положения: §
- представлены современные технологии развития навы- а ков первичного самоконтроля у детеИ с умственной отсталостью §
о §
вичного самоконтроля у умственно отсталых школьников в продуктивных видах деятельности.
1 Введение (Introduction)
На развитие навыка первичного самоконтроля оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы. У умственно отсталых школьников, в силу их личностных и психических особенностей навык самоконтроля формируется и развивается замедленно. Работа по развитию навыков самоконтроля и поведенческой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями должна начинаться с первого класса и продолжаться на протяжении всех лет обучения. При грамотно организованном обучении и воспита-
в продуктивных видах деятельности;
§
- изучены особенности развития навыков первичного са- §
I
моконтроля у умственно отсталых школьников; |
- представлены рекомендации по развитию навыков пер- V
№ № Ж Ж О
I
о* §
§ 1 §
3
а §
о* *
а
3 &
нии умственно отсталых школьников год за годом могут прояв- ^ ляться положительные сдвиги в развитии навыков самоконтроля. Положительная динамика развития этого навыка обусловлена внеш- О неи организациеи деятельности на основе дифференцированного
подхода действии, постепенно переходящих во внутренний план. Постепенное усложнение действий сопровождается повышением требований, предъявляемых к самоконтролю [1; 2].
В процессе систематических и целенаправленных учебных и специальных коррекционных занятий происходит развитие волевых качеств, движения рук детей становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе кружковых занятий у умственно отсталых школьников постепенно развивается контроль над своей деятельностью, развивается чувство собственного достоинства, формируется самооценка, происходит формирование личности. Методы работы с данной категорией детей требует упрощения заданий и оптимизации инструкций для того, чтобы учащиеся специальной (коррекционной) школы могли выполнить задание. Развитие навыков самоконтроля необходимо проводить как на уроках, так и во внеурочной деятельности, так как этого требует Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). « Продуктивные виды деятельности вносят существенный
0
и вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имею
^ щихся у ребёнка отклонений и в коррекцию вторичных недостат-
§ ков, что положительно сказывается на развитии его личности, по-
3
§ ведении, общении, социализации в целом. Продуктивная деятель-
и ность способствует всестороннему развитию умственно отсталых «5 „ „ „
а" школьников, а также формирует основу для дальнейшей учебной
а§
| и трудовой деятельности. Во время занятий учащиеся приклады-
1
вают усилия, тренируют усидчивость, развивают навык первич-ь^ ного самоконтроля, у них формируются эстетические качества,
они учатся преодолевать трудности, исправлять ошибки. В процессе творческого занятия у ребёнка одновременно задействована физическая и умственная активность. Конструирование оказывает значительное влияние на формирование практических форм мыслительной деятельности. В процессе этой деятельности фор- 3 мируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, упорство, организованность и собранность,
реабилитации ребёнка и постепенно скорректировать эмоционально-волевую сферу умственно отсталого школьника, потому как продуктивная деятельность обуславливает развитие первичного самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания, развития мышления, творческих способностей и личности ум-
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Целью исследования явилось изучение развития навыков первичного самоконтроля у умственно отсталых школьников в
о
воспитывается воля и навыки самоконтроля. Лепка способствует | развитию навыков пространственного соотношения между пред- §
о
о
о *
о
ж 3
о
у
№ № Ж
ж о
метами. Во время создания рисунка или аппликации у детей развивается мелкая моторика, концентрация, внимание, усидчивость и терпение. Благодаря таким творческим занятиям у ребёнка формируются необходимые качества инициативы, самостоятельности и любознательности, саморегуляция. Для умственно отсталых школьников характерны недоразвитие мелкой моторики, замедление мыслительных процессов, непроизвольная память, слабая концентрация внимания. Следовательно, развитие и обогащение продуктивных видов деятельности в процессе коррекци- о онно-развивающей работы может значительно ускорить процесс |
о |
| 3 о *
к
№ ж
№ К
д
ственно отсталого школьника. д
е
So
Ж
о
о
продуктивных видах деятельности. Исследование навыков самоконтроля умственно отсталых школьников проводилось на базе ГБОУ специальной (коррекционной) школы № 21 г. Краснодар. В нём приняли участие учащиеся пятого класса в количестве 10 человек в возрасте от двенадцати до тринадцати лет. Лёгкая степень выраженности интеллектуального дефекта у пяти человек (трёх девочек, двух мальчиков), умеренная степень - у пяти человек (одной девочки, четырёх мальчиков).
Для изучения развития навыков первичного самоконтроля у умственно отсталых школьников использовались следующие методики: С. Д. Забрамная «Разрезные картинки», А. И. Высоцкий «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств», Пьерона - Рузера.
3 Результаты (Results)
С помощью методики «Разрезные картинки» изучен уровень сформированности навыков самоконтроля в конструктивной деятельности у умственно отсталых школьников. С помощью методики «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» проведена исследовательская работа по изучению уровня развития волевых качеств у умственно отсталых школьников. С помощью методики Пьерона - Рузера изучен уровень разки вития навыков самоконтроля, устойчивости внимания, возможно-
S
ил стей его переключения у умственно отсталых школьников
^ (Таблица 1).
и; а
«о
о лои
I
hq
а
к
о
a
Таблица 1 — Результаты изучения особенностей навыков первичного самоконтроля у учащихся 5 классов с умственной отсталостью
Table 1 — The results of studying the features of primary self-control skills in 5th grade Students with intellectual disabilities
Ученик 5-го класса Изучение уровня сформированности навыков самоконтроля в конструктивной деятельности Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств Изучения уровня развития навыков самоконтроля, устойчивости внимания, возможностей его переключения
Игорь, 12 лет (лёгкая степень умственной отсталости) 3 балла — средний уровень сформированности навыков самоконтроля 2 балла — низкий уровень развития волевых качеств 2 балла — средний уровень развития навыков самоконтроля: выполнение большей части задания, допущение 3-6 ошибок за 3 минуты.
Захар, 12 лет (умеренная степень умственной отсталости) 2 балла — средний уровень сформированности навыков самоконтроля. 1 балл — очень низкий уровень развития волевых качеств. 1 балл — низкий уровень развития навыков самоконтроля: выполнение менее половины задания, допущение 6-10 ошибок за 3 минуты.
Пётр, 11 лет (умеренная степень умственной отсталости) 1 балл — низкий уровень сформированности навыков самоконтроля 1 балл — очень низкий уровень развития волевых качеств 1 балл — низкий уровень развития навыков самоконтроля: выполнение менее половины задания, допущение 6-10 ошибок за 3 минуты.
Кира, 11 лет (лёгкая степень умственной отсталости) 4 балла — высокий уровень сформированности навыков самоконтроля 3 балла — средний уровень развития волевых качеств 1 балл — низкий уровень развития навыков самоконтроля: выполнение менее половины задания, допущение 6-10 ошибок за 3 минуты
Илья, 12 лет (умеренная степень умственной отсталости) 1 балл — низкий уровень сформированности навыков самоконтроля 1 балл — очень низкий уровень развития волевых качеств 1 балл — низкий уровень развития навыков самоконтроля: выполнение менее половины задания
Юля, 12 лет (лёгкая степень умственной отсталости) 2 балла — средний уровень сформированности навыков самоконтроля 2 балла — низкий уровень развития волевых качеств 2 балла — средний уровень развития навыков самоконтроля: выполнение большей части задания
Дима, 12 лет (умеренная степень умственной отсталости) 3 балла — средний уровень сформированности навыков самоконтроля 1 балл — очень низкий уровень развития волевых качеств 2 балла — средний уровень развития навыков самоконтроля: выполнение большей части задания, допущение 3-6 ошибок за 3 минуты
Гриша, 12 лет (умеренная степень умственной отсталости) 1 балл — низкий уровень сформированности навыков самоконтроля. 2 балла — низкий уровень развития волевых качеств 2 балла — средний уровень развития навыков самоконтроля: выполнение большей части задания, допущение 3-6 ошибок за 3 минуты
Яна, 12 лет (лёгкая степень умственной отсталости) 3 балла — средний уровень сформированности навыков самоконтроля 2 балла — низкий уровень развития волевых качеств 3 балла — высокий уровень развития навыков самоконтроля: выполнение задания до конца, незначительное количество ошибок
Лиза, 12 лет (лёгкая степень умственной отсталости) 1 балл — низкий уровень сформированности навыков самоконтроля 3 балла — средний уровень развития волевых качеств 2 балла — средний уровень развития навыков самоконтроля: выполнение большей части задания
Нами изучен уровень развития навыков самоконтроля у умственно отсталых школьников. В ходе исследования получены результаты, позволяющие утверждать, что навык самоконтроля у школьников с интеллектуальными нарушениями отличается недоразвитием и имеет качественное своеобразие в зависимости от степени выраженности интеллектуального дефекта. Уровень сформи-рованности навыков самоконтроля в конструктивной деятельности у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости выше, чем у учеников с умеренной степенью. В процессе обследования у многих учащихся возникали трудности в ходе выполнения того или иного задания, им требовалась разъясняющая помощь, положительная оценка деятельности со стороны взрослого. Результаты методики «Использование метода наблюдения для оценки волевых качеств» говорят о недостаточном развитии волевой сферы умственно отсталых школьников. Некоторые учащиеся отказывались выполнять задание, игнорировали просьбы взрослого. К нескольким учащимся применялся метод стимулирования их деятельности, в частности, похвала, чтобы дети продолжили выполнять задание. В процессе наблюдения за детьми можно было заметить, что многие учащиеся часто отвлекались, не хотели до конца выполнять за-
^ дание, переключались на другую тему, не могли самостоятельно «
и
к ^
и
ли тельствуют о том, что у умственно отсталых школьников сформи-
и
сц
,а
«о
о
л
а s о
Ô
выполнить задание [3]. Следовательно, полученные данные свиде-
рованность навыков самоконтроля отличается недоразвитием, имеет своеобразие в зависимости от степени выраженности интел-| лектуального дефекта и требует подбора специфических методов коррекции, проведения специальной коррекционной работы [4-6]. hq 4 Обсуждение (Discussion)
эмоционально-волевой сферы личности, воспитание таких качеств личности, как сочувствие, отзывчивость, желание и умение понять
нально-волевой сферы школьника, развивают навык волевой регуляции собственного поведения, чувство ответственности [9]. 5 Заключение (Conclusion)
В процессе систематическихи целенаправленных коррек-ционных занятий происходит развитие волевых качеств, движения
Исходя из результатов исследования, нами разработана программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-х классов специальной (коррекционной) школы. Работа кружка направлена на развитие навыков первичного самоконтроля умственно отсталых школьников, формирование умения контролиро- ^
л
вать своё поведение, в частности, всплески эмоций, коррекцию О
о о* 5
о *
ж а № сг
другого, формирование нравственного отношения к окружающим а
о а
в процессе развития продуктивных видов деятельности. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через продуктивные виды деятельности: изобразительная деятельность, аппликация, лепка, моделирование проблемных ситуаций и т. д. На данных занятиях используются следующие приёмы работы: беседы, загадки, рисование, аппликация, лепка, конструирование, изготовление поделок, упражнения на снятие эмоционального и физического напряжения [7; 8]. Программа способствует развитию личности школьника, навыков самоконтроля, обогащению его социального опыта, воспитанию умения контролировать | свои эмоции и поведение среди сверстников, формированию психологической устойчивости в случае неудачи. На кружковых занятиях предлагается использовать различные арт-технологии,
№
упражнения, игры, которые способствуют обогащению эмоцио- ^
s §
№ №
о
S
s
№ S
g
х
g е
So
Ж
о
о
рук детей становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, постепенно развивается воображение, зрительная память, фантазия [10]. Во время коррекционно-развива-ющих занятий учащиеся прикладывают усилия, тренируют усидчивость, у них формируются эстетические качества, учатся преодолевать трудности, исправлять ошибки, оценивать свою работу. Использование различных приёмов работ, таких как беседы, рассказы учителя в целях привлечения внимания, упражнений на снятие эмоционального и физического напряжения может помочь закреплению полученных в ходе занятий знаний у умственно отсталых школьников.
6 Благодарности (Acknowledgments) Авторы выражают благодарность за финансовую поддержку исследования унитарной некоммерческой организации «Кубанский научный фонд» в рамках научного проекта № ППН 21.1/149 («Создание и внедрение цифровой программы мониторинга достижений обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных результатов в условиях инклю-§ зивной образовательной среды»).
о
а
^ Библиографический список
^ 1. Архипова М. Г. Психологические особенности эмоционального раз-
^ вития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Новая
s
Д наука: современное состояние и пути развития., 2017. № 3. С.59-61.
ы
ij 2. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля у младших
^ школьников с легкой умственной отсталостью в процессе обучения // Вестник § Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3, № 4. С. 66-75
3. Габеева Л. Н. Развитие самоконтроля у младших школьников как фак-hq тор успешности их учебной деятельности // Вестник БГУ. 2013. № 1. С. 18-22.
4. Скрябина Д. Ю., Иванова М. С. Обучение младших школьников с интеллектуальными нарушениями запоминанию образа букв// Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: психолого-педагогический, социальный и медицинский аспекты (проект фонда президентских грантов «особый доктор: реализация образовательной программы повышения квалификации для врачей и студентов медицинского университета в сфере корректного отношения и сопровождения семей с детьми с психиче- ^
5. Алмазова О. В., Зак Г. Г., Козик Т. В. Обоснование необходимости
2020. - 446 с.
Doctor of Pedagogical Sciences,
Kuban State University, Krasnodar, Russia.
E-mail: shumilovae2005@yandex. ru
скими расстройствами») : коллективная монография. Киров, 2020. С. 132-141. о
л n
интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью // Специальное
Г
e
образование. 2020. № 4 (60). С. 6-17. "§
6. Нестерова Т. В. Контраст формы, величины, цвета предметов в обу-
чении изобразительному искусству младших школьников с нарушенным ин- ^ теллектом //Педагогическое образование в России. 2009. № 4. С.60-66. ^
7. Ткачева В. В, Каткова И. А. Особенности психологического базиса °
а
чтения умственно отсталых школьников со сложными нарушениями развития ^ : монография. Москва : ИНФРА-М, 2022. - 215 с. (Научная мысль). DOI ^ 10.12737/1146804. ISBN 978-5-16-016440-3. ~
8. Пачина А. Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. 2010. № 11. С. 31-37.
9. Обучение и воспитание детей и подростков: от теории к практике :
коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск : Зебра, ^
i
С
о
10. Шкляр Н. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы умст- о
о
л n
У
венно отсталых школьников // Начальная школа. 2007. № 8-4. С. 71-74. ^
I
Ye. A. Shumilova1, V. S. Tsilitskiy2, A. A. Skopa3 |
1ORCID №000-0001-8322-8884 О
О
0
1
Professor at the Department of Defectology and Special Psychology, ^
О
2ORCID No. 0000-0002-8113-8145 Candidate of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Scientific Work, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-7160-6112 Master's degree student 3year of the Department of Defectology And Special Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF PREREQUISITES FOR SELF-CONTROL SKILLS IN MENTALLY RETARDED SCHOOLCHILDREN IN PRODUCTIVE ACTIVITIES
Abstract
Introduction. An important direction of correction for students of a special (correctional) school with intellectual disabilities is the development of prerequisites for self-control skills. Mentally retarded schoolchildren are characterized by emotional immaturity, instability of the processes of arousal and inhibition, motor disinhibition, affective behavior, which, in turn, complicates the process of education and upbringing. The
kiy development of prerequisites for the skill of self-control re-
§
a >
o
a
I £
s
quires the creation of a special correctional and educational environment, conducting remedial classes aimed at correcting the emotional and volitional sphere of the student. This article presents the results of a study of the features of the development of primary self-control skills in mentally retarded schoolchildren,
£ describes modern technologies for the successful development
of prerequisites for self-control skills in productive activities. In the process of organizing circle classes, students with intellectual disabilities gradually develop control over their activities, develop, and form a personality. Properly organized educational environment, compliance with regime moments, unity of requirements have a positive impact on the development of the ^
skill of primary self-control. ^
s
Materials and methods. The methodological tools of the §
study contain an analysis of scientific literature devoted to the ft
ft
problem of the development of prerequisites for self-control J
R
skills in schoolchildren with intellectual disabilities, the study and interpretation of scientific works of domestic and foreign
5
ft ft
s
scientists and practitioners. In addition, the package of method- ^
g
ological materials contains diagnostic techniques that allow §
§
conducting a survey in the form of a questionnaire; organizing S
§
observation, conversation, testing.
Results. The data obtained indicate that the formation of self-control skills in mentally retarded schoolchildren is characterized by underdevelopment, has a peculiarity depending on the degree of severity of the intellectual defect and requires the se-
ft s
5
6
! ft
c
lection of specific methods of correction, special correctional o
o
ft
work. The compilation of diagnostic techniques allowed us to experimentally confirm the initial assumption that a properly organized educational environment, strict observance of regime p
g
moments, consistency in requirements on the part of adult par- ^ ticipants in the educational process have a positive impact on the development of primary self-control skills in students with intellectual disabilities.
Discussion. Based on the results of the study, we have developed a program of correctional and developmental classes for 5th grade students of a special (correctional) school. The work of the circle is aimed at developing the skills of primary self-control of mentally retarded schoolchildren, the formation of the ability to control their behavior, in particular outbursts of emotions, correction of the emotional-volitional sphere of personality. The practical, activity-oriented orientation of the program is carried out through productive activities: visual activity, application, modeling, modeling of problem situations.
Conclusion. It is concluded that during correctional and developmental classes, students make efforts, train perseverance, they form aesthetic qualities, learn to overcome difficulties, correct mistakes, evaluate their work. The use of various methods of work, such as conversations, teacher's stories in order to attract attention, exercises to relieve emotional and physical stress can help consolidate the knowledge gained during classes in mentally retarded schoolchildren.
Keywords: Self-control; Schoolchildren; Oligophreno-^ pedagogy; Mental retardation; Intellectual disabilities; Special
conditions; Productive activity; Emotional and volitional sphere. Highlights:
The study modern technologies for the development of primary self-control skills in children with mental retardation in productive activities are presented;
The research of the development of primary self-control skills in mentally retarded schoolchildren have been studied; Ye. The authors a recommendations on the development of
iy
s
Ts .S
,a v o
u
uhS
primary self-control skills in mentally retarded schoolchildren in productive activities are presented.
References
1. Arkhipova M.G. (2017), Psikhologicheskiye osobennosti emotsional'nogo razvitiya detey mladshego shkol'nogo vozrasta s umstven-noy otstalost'yu [Psychological features of the emotional development of V
children of primary school age with mental retardation], Novaya nauka: sov- °
p
remennoye sostoyaniye i puti razvitiya, 3, 59-61. (In Rusian).
C6
s
2. Galkina V. A. (2014), Tekhnologiya formirovaniya f samokontrolya u mladshikh shkol'nikov s legkoy umstvennoy otstalost'yu v e
e
protsesse obucheniya [Technology of formation of self-control in junior u
schoolchildren with consistent mental retardation in the process of education], Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S.
-s
Pushkina, 3, 4, 66-75. (In Rusian). e
-
3. Gabeeva L.N. (2013), Razvitiye samokontrolya u mladshikh C
0
shkol'nikov kak faktor uspeshnosti ikh uchebnoy deyatel'nosti [The devel- r
opment of self-control in junior schoolchildren as a factor in successful ^
1
educational activity], Vestnik BGU (Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, 18-22. (In Rusian).
4. Scriabina D.Y. & Ivanova M.S. (2020), Obucheniye mladshikh shkol'nikov s intellektual'nymi narusheniyami zapominaniyu obraza bukv [Teaching younger schoolchildren with intellectual disabilities to memorize the image of letters], Problemy soprovozhdeniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: psikhologo-pedagogicheskiy, sotsial'nyy i med-itsinskiy aspekty (proyekt fonda prezidentskikh grantov "osobyy doktor: re-alizatsiya obrazovatel'noy programmy povysheniya kvalifikatsii dlya vrachey i studentov meditsinskogo universiteta v sfere korrektnogo otnoshe-niya i soprovozhdeniya semey s det'mi s psikhicheskimi rasstroystvami") [Problems of accompanying children with disabilities: psychological, pedagogical, social and medical aspects (project of the Presidential Grants Fund "special doctor: implementation of an educational program of advanced training for doctors and students of a medical university in the field of correct relationships and support of families with children with mental di-
(6 n
y
R>
e
d
Sc h
o o
hi l
e n
d
c
i
e c
а
I £
fi ъ:
с£ >
о
S
£
sorders")], Kollektivnaya monografiya, Kirov, pp. 132-141. (In Rusian).
5. Almazova O.V., Zak G.G. & Kozik T.V. (2020), Obosnovaniye neobkhodimosti integratsii traditsionnykh i tsifrovykh tekhnologiy v obuche-nii i professional'noy oriyentatsii obuchayushchikhsya s umstvennoy ot-stalost'yu [Substantiation of the need to integrate traditional and digital technologies in teaching and vocational guidance of students with mental retardation], Spetsial'noye obrazovaniye, 4 (60), 6-17. (In Rusian).
6. Nesterova T.V. (2009), Kontrast formy, velichiny, tsveta pred-metov v obuchenii izobrazitel'nomu iskusstvu mladshikh shkol'nikov s narushennym intellektom [Contrast of shape, size, color of objects in teaching fine arts to younger schoolchildren with impaired intelligence], Peda-gogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 4, .60-66. (In Rusian).
7. Tkacheva V.V. & I.A. Katkova. (2022), Osobennosti psikholog-icheskogo bazisa chteniya umstvenno otstalykh shkol'nikov so slozhnymi narusheniyami razvitiya [Features of the psychological basis of reading mentally retarded schoolchildren with complex developmental disorders], Monografiya, INFRA-M, Moscow, 215 p. DOI 10.12737/1146804. ISBN 978-5-16-016440-3. (In Rusian).
8. Pachina A.G. (2010), Samokontrol' v uchebnoy deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov [Self-control in the educational activities of younger schoolchildren], Nachal'naya shkola, 11, 31-37. (In Rusian).
9. Edr. Nagornova A.Y. (2020), Obucheniye i vospitaniye detey i podrostkov: ot teorii kpraktike [Education and upbringing of children and adolescents: from theory to practice: a collective], Kollektivnaya monografiya, Zebra, Ulyanovsk, 446 p. (In Rusian).
10. Shklyar N.V. (2007), Korrektsiya i razvitiye emotsional'noy sfery umstvenno otstalykh shkol'nikov [Correction and development of the emotional sphere of mentally retarded schoolchildren], Nachal'naya shkola, 8-4, 71-74. (In Rusian).
Статья поступила в редакцию 19.08.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 28.08.2022.
The article was submitted 19.08.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 28.08.2022.