Научная статья на тему 'Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игры'

Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1364
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / CORRECTION / EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / LIMITED HEALTH OPTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алпатова Наталья Сергеевна, Малюгина Анна Александровна

В статье освещается проблема коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых одну из самых многочисленных групп составляют младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью. Представлено экспериментальное обоснование способа коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе целенаправленной игровой деятельности. Охарактеризованы этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий этап, на котором была проведена диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у названной категории детей; формирующий этап, задачей которого были коррекция основных показателей их эмоционального и волевого развития; контрольный этап, на котором была проведена оценка эффективности использования игровых занятий для оптимизации эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлена положительная динамика показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алпатова Наталья Сергеевна, Малюгина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF THE EMOTIONAL AND VOLITIONAL SPHERE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH THE PLAY

The article highlights the problem of correction of the emotional-volitional sphere in disabled children among which one of the most numerous groups is made up of primary schoolchildren with intellectual disability. The experimental substantiation of the method of the emotional-volitional sphere correction in younger schoolchildren with intellectual disabilities on the basis of purposeful play activity is presented. The stages of experimental research are described: the ascertaining stage at which the level of formation of the emotional-volitional sphere in this category of children was diagnosed; a formative stage, the task of which was to correct the main indicators of their emotional and volitional development; the control stage, where the evaluation of the effectiveness of using game classes to optimize the emotional and volitional sphere of younger schoolchildren with intellectual disabilities was carried out, and positive dynamics of indicators was revealed.

Текст научной работы на тему «Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игры»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 376.4

Наталья Сергеевна Алпатова

г. Москва Анна Александровна Малюгина

г. Волжский

Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством игры

В статье освещается проблема коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых одну из самых многочисленных групп составляют младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью. Представлено экспериментальное обоснование способа коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе целенаправленной игровой деятельности. Охарактеризованы этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий этап, на котором была проведена диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы у названной категории детей; формирующий этап, задачей которого были коррекция основных показателей их эмоционального и волевого развития; контрольный этап, на котором была проведена оценка эффективности использования игровых занятий для оптимизации эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью и выявлена положительная динамика показателей.

Ключевые слова: коррекция, эмоционально-волевая сфера, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья.

Natalia Sergeevna Alpatova Moscow Anna Alexandrovna Malyugina

Volzhsky

Correction of the emotional and volitional sphere of primary school children

with disabilities through the play

The article highlights the problem of correction of the emotional-volitional sphere in disabled children among which one of the most numerous groups is made up of primary schoolchildren with intellectual disability. The experimental substantiation of the method of the emotional-volitional sphere correction in younger schoolchildren with intellectual disabilities on the basis of purposeful play activity is presented. The stages of experimental research are described: the ascertaining stage at which the level of formation of the emotional-volitional sphere in this category of children was diagnosed; a formative stage, the task of which was to correct the main indicators of their emotional and volitional development; the control stage, where the evaluation of the effectiveness of using game classes to optimize the emotional and volitional sphere of younger schoolchildren with intellectual disabilities was carried out, and positive dynamics of indicators was revealed.

Keywords: correction, emotional-volitional sphere, younger schoolchildren, limited health options.

Современный этап развития общества характеризуется изменяющимися социально-экономическими условиями, в которых проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум приобретает особую остроту. В решении этого вопроса большое внимание уделяется изучению специфики эмоционально-волевой сферы младших школьников, входящих в эту категорию детей.

Важную роль в подготовке младших школьников с ограниченными возможностями здоровья к жизни и трудовой деятельности играет воспитание их воли. Недоразвитие волевых качеств у большинства детей этой категории можно объяснить условиями, которые сочетаются с последствиями первичного дефекта. К таким условиям относят неправильное отношение родителей к дефекту ре-

бенка, а также отрицательное влияние пребывания в образовательном учреждении.

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.С. Лебединского, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова отмечено, что эмоции представляют собой важнейшую сторону психических процессов, отражающую переживание ребенком действительности и оказывающую влияние на любое проявление его активности. В свою очередь эмоциональная сфера представляет собой совокупность внутренних психических состояний, проявляющихся в субъективных отношениях, переживаниях и в экспрессивно-коммуникативном поведении [4].

Использование игры в процессе корригирующего обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позво-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

ляет формировать волевые качества и осуществлять коррекцию психоэмоционального состояния таких детей (Л.С. Выготский, А.А. Катаева, Н.Я. Михайленко, Е.А. Стребелева и др.).

Прогрессивное, развивающее и коррекционное значение игры состоит в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, а также в том, что её содержание наполняют продуктивные виды деятельности, что способствует расширению социально-коммуникативного опыта детей, сферы их интересов, формирует потребность в занятиях и мотивацию к учебной деятельности [1; 3]. Игровая деятельность способствует вовлечению младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процесс совместной деятельности, а также появлению новых видов эмоциональных откликов, возникновению нового эмоционального самочувствия, формированию некоторых эмоциональных качеств характера [2].

Основными эмоционально-волевыми качествами, которые необходимо сформировать у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, как и у детей в норме, являются следующие: самостоятельность, умение принимать решения, определять свои поступки, ориентируясь не на мнение окружающих, а на собственные убеждения; самообладание, самоконтроль, выдержка; настойчивость, умение доводить дело до конца; решительность, сознательное воплощение определенных действий в жизнь даже при возникновении препятствий и трудностей.

В категории детей с ограниченными возможностями здоровья одну из самых многочисленных групп составляют младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью. Незрелость детей этой категории связана с особенностями развития их потребностей и интеллекта, что влияет на эмоционально-волевую сферу и отличает от полноценного развития личности. Этот факт определяет актуальность и необходимость поиска средств, способствующих максимальной компенсации недостатков эмоционально-волевой сферы у младших школьников с умственной отсталостью для их успешной социальной адаптации.

Цель нашего исследования - экспериментальное обоснование способа коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе целенаправленной игровой деятельности.

Исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью осуществлялось поэтапно, в течение трех месяцев. В начале исследования в области эмоционально-волевой сферы мы организовали констатирующий этап. В исследовании участвовали 11 детей в возрасте 7-8 лет с диагнозом «легкая умственная отсталость», посещающие детский центр «Бибигон».

Для выявления уровня сформированное™ эмоционально-волевой сферы у этих детей, были подобраны следующие диагностические методики:

методика изучения особенностей эмоционального состояния ребенка (Н. Артюхина, А. Щетинина); методика изучения особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека (А. Щетинина); методика исследования самооценки «Лесенка» (В. Щур); тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Для оценки волевых качеств мы использовали метод наблюдения и беседы.

Анализ данных, полученных в результате проведения диагностических методик, показал, что для 45,4% младших школьников характерно эмоциональное неблагополучие (количество набранных ими баллов варьировалось от 19 до 24); 54,5% опрошенных детей не вполне эмоционально благополучны (от 13 до 18 баллов). Среди детей не были зафиксированы случаи выявления эмоционального благополучия, что соответствовало бы количеству баллов от 0 до 12.

Неадекватный уровень понимания детьми эмоционального состояния человека имели 54,5% младших школьников; ситуативно-конкретный уровень - 45,4% детей. Кроме того, неадекватно-завышенная самооценка была выявлена у 36,4% младших школьников; завышенная самооценка наблюдалась у 63,6% детей. Адекватная и заниженная самооценка не были выявлены.

У 45,4% младших школьников наблюдался высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50%); для 36,4% был характерен средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20 до 50%); у 18,2% детей выявлен низкий уровень тревожности (индекс тревожности от 0 до 20%).

Результаты наблюдения, анкетирования и беседы позволили заключить, что большинство детей имели низкий уровень развития волевых качеств (63,6%); у некоторых младших школьников диагностирован средний уровень (36,4%); высокий уровень не обнаружен.

Полученные данные позволили говорить о необходимости проведения работы по коррекции эмоционально-волевой сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Основными задачами формирующего этапа исследования были коррекция основных показателей эмоционального и волевого развития и формирование способности к идентификации, дифференциации, вербализации с помощью игры, а также формирование способности к саморегуляции эмоциональных проявлений и их выражения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

С этой группой детей были проведены 24 игровых занятия для коррекции их эмоционально -волевой сферы. Приведем пример некоторых кор-рекционно-развивающих занятий.

Занятие № 1. Тема: «Путешествие в страну эмоций».

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

11

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Цель: формирование эмоционально-волевых компонентов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью; гармонизация эмоциональной сферы.

В ходе занятия № 1 были использованы следующие игры: «Кошки и мышки», «Медведь», «Стоп, машина!».

Занятие № 2. Тема: «Я - хороший, я - плохой».

Цель: формирование умения изображать эмоции, подражать различным эмоциональным состояниям; развитие волевых качеств.

В ходе занятия № 2 были использованы следующие игры: «Вышла курочка гулять», игра «Кто и как кричит»; упражнение «Изменение отрицательных мыслей на положительные».

Занятие № 3. Тема: «Умею ли я слушать другого человека?»

Цель: развитие у детей техники выражения своих эмоций, их дифференциация; формирование навыков контроля собственного эмоционального состояния.

В ходе занятия № 3 были использованы следующие игры: «Где чей домик?», «Грибы в корзине», «Где мне сесть?», «Изобрази эмоции».

Занятие № 4. Тема: «Школа улыбок».

Цель: развитие эмпатии, потребности в эмоциональном общении; снижение психоэмоционального напряжения; формирование волевых качеств.

В ходе занятия № 4 были использованы следующие игры: «Угадай эмоцию», «Кто бы это мог быть?»; творческое задание «Нарисуй портрет лучшего друга».

Занятие № 5. Тема: «В мире чувств».

Цель: обучение дифференцированию базовых эмоций; развитие эмпатических чувств, творческого самовыражения; формирование навыков подражания, контроля собственных эмоций.

В ходе занятия № 5 были использованы следующие игры: «О чем думает дерево?», «Полотно счастья», «Запомни и покажи», «Театр пантомимы» и т.д.

Следует отметить, что заключительная часть каждого занятия предполагала закрепление положительного эмоционального настроя: проведение релаксации и ритуала прощания.

На контрольном этапе эксперимента мы провели оценку эффективности использования игровых занятий для оптимизации эмоционально-волевой сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью путем сравнения полученных результатов с данными констатирующего этапа.

Количественный анализ данных показал, что процесс коррекционно-развивающей работы с использованием игровых занятий значительно улучшил результаты младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Так, низкий уровень сформированности эмоционально-волевой сферы зафиксирован у одного ребенка (9,1%), до формирующего эксперимента этот показатель составлял 45,4%. Дети, находящиеся до формирующего эксперимента на низком уровне (45,4%), перешли на средний уровень, улучшив показатель до 63,6%. Эти дети стали более активны и эмоциональны в общении, научились более точно дифференцировать как свои эмоциональные состоянии, так и окружающих; улучшились показатели, связанные с уровнем самоконтроля за эмоциями, с навыками вербализации эмоционального состояния.

Учащиеся, находящиеся до формирующего эксперимента на среднем уровне сформированно-сти эмоционально-волевой сферы (54,5%), перешли на высокий уровень (27,3%). Они не только успешно справлялись с предложенными заданиями, но выступали в качестве образца для подражания, демонстрируя приобретенные умения детям, находящимся теперь на среднем уровне. Отметим, что на этапе констатирующего эксперимента высокий уровень не был обнаружен.

Таким образом, после проведения систематической работы по коррекции эмоционально -волевой сферы у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством игры, мы можем отметить значительное преодоление барьеров в процессе коммуникации между детьми, улучшение способности выражать свои эмоций и контролировать их, проявлять волевые качества. Наблюдающаяся положительная динамика показателей свидетельствует о том, что предложенная нами система работы имеет положительные результаты и является эффективной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М. : Бук-Мастер, 1993. - 191 с.

2. Колотыгина, Е.А. Эмоциональное развитие умственно отсталых первоклассников в разных социально-педагогических условиях [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Е.А. Колотыгина. - Нижний Новгород, 2009. - 26 с.

3. Недоленко, С.В. Педагогические условия развития игровой деятельности учащихся с умеренной умственной отсталостью [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / С.В. Недоленко. - СПб., 2000. - 17 с.

4. Шкляр, Н.В. Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Н.В. Шкляр. - Нижний Новгород, 2008. - 28 с.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

REFERENCES

1. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhnenija v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlja uchitelja [Didactic games and exercises in teaching retarded preschoolers]. Moscow: Buk-Master, 1993. 191 p.

2. Kolotygina E.A. Jemocional'noe razvitie umstvenno otstalyh pervoklassnikov v raznyh social'no-pedagogicheskih uslovi-jah. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [The emotional development of retarded first graders in different social pedagogical conditions. Ph. D. (Psychology) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2009. 26 p.

3. Nedolenko S.V. Pedagogicheskie uslovija razvitija igrovoj dejatel'nosti uchashhihsja s umerennoj umstvennoj otstalost'ju. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the game activity development of retarded schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Sankt-Peterburg, 2000. 17 p.

4. Shkljar N.V. Psihologicheskie osobennosti razvitija jemocional'noj sfery mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Psychological features of the development of the emotional sphere of primary retarded school children. Ph. D. (Psychology) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2008. 28 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Алпатова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии, НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-0784-2396.

А.А. Малюгина, директор, детский центр «Бибигон», г. Волжский, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Alpatova, Ph.D. in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Defectology and Speech Therapy, Moscow Social Pedagogical Institute, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00020784-2396.

A.A. Malyugina, Director of Children's center «Bibigon», Volzhsky, Russia, e-mail: [email protected]. УДК 615.825

Дарья Владимировна Антропова г. Тюмень Оксана Александровна Овсянникова

г. Тюмень

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме развития нравственности обучающихся младших классов на уроках изобразительного искусства. Для улучшения процесса нравственного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства авторы уточнили понятие «нравственное воспитание», рассмотрели методы развития нравственных качеств младших школьников средствами изобразительного искусства. Были выделены и описаны основные методы нравственного воспитания: метод творческих заданий, метод анализа художественных произведений (на основе их восприятия), метод арт-терапии, метод иллюстрирования литературных произведений, метод наблюдения. Использование указанных методов поможет достичь наилучших результатов в обучении изобразительному искусству в школе, они достаточно эффективны, так как способствуют развитию у учащихся нравственных и душевных качеств, моральной культуры, этических норм.

Ключевые слова: нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники.

Darya Vladimirovna Antropova

Tyumen

Oksana Aleksandrovna Ovsyannikova

Tyumen

Moral education of primary schoolchildren by means of fine art

The article is devoted to a rather urgent problem in the modern education to the development of primary school children morality in the lessons of fine art. To improve the process of moral schoolchildren education in the lessons of fine art, the authors have clarified the concept of "moral education", have examined methods of developing the moral qualities of younger schoolchildren using the means of fine art. The main methods of moral education were identified and described: the method of creative tasks, the method of analysis of works of art (based on their perception), the method of art therapy, the method of illustrating literary works and the method of observation. Using these methods will help to achieve the best results in teaching fine art at school; they are quite effective, as they contribute to the development of students' moral and spiritual qualities, moral culture and ethical standards.

Keywords: moral education, methods for the development of moral qualities, art, creativity, junior schoolchildren.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.