Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дёмкина Анастасия Витальевна, Толстикова Ольга Николаевна

В данной статье раскрывается роль изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания детей с недоразвитием интеллекта. Представлены продуктивные в работе с детьми с умственной отсталостью нетрадиционные техники рисования, проведен анализ коррекционно-развивающих возможностей применения данных техник в развитии обучающихся с умственной отсталостью. В статье описывается содержание и организация этапов обучения умственно отсталых детей нетрадиционным техникам рисования, приводятся практические приемы работы для педагогов и родителей детей с интеллектуальным недоразвитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дёмкина Анастасия Витальевна, Толстикова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES IN WORKING WITH MENTALLY RETARDED CHILDREN

This article reveals the role of visual activity in the process of education and upbringing of children with intellectual disabilities. The article presents non-traditional drawing techniques that are productive in working with children with mental retardation, and analyzes the correctional and developmental possibilities of using these techniques in the development of students with mental retardation. The article describes the content and organization of the stages of teaching mentally retarded children non-traditional drawing techniques, provides practical methods of work for teachers and parents of children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 DOI 10.52772/25420291_2021_2_222

Анастасия Витальевна Дёмкина, Ольга Николаевна Толстикова

г. Архангельск

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с умственно отсталыми детьми

В данной статье раскрывается роль изобразительной деятельности в процессе обучения и воспитания детей с недоразвитием интеллекта. Представлены продуктивные в работе с детьми с умственной отсталостью нетрадиционные техники рисования, проведен анализ коррекционно-развивающих возможностей применения данных техник в развитии обучающихся с умственной отсталостью. В статье описывается содержание и организация этапов обучения умственно отсталых детей нетрадиционным техникам рисования, приводятся практические приемы работы для педагогов и родителей детей с интеллектуальным недоразвитием.

Ключевые слова: умственная отсталость, процесс обучения, нетрадиционные техники рисования, коррекци-онно-развивающая работа.

Anastasia Vitalievna Demkina, Olga Nikolaevna Tolstikova

Arkhangelsk

The use of non-traditional drawing techniques in working with mentally

retarded children

This article reveals the role of visual activity in the process of education and upbringing of children with intellectual disabilities. The article presents non-traditional drawing techniques that are productive in working with children with mental retardation, and analyzes the correctional and developmental possibilities of using these techniques in the development of students with mental retardation. The article describes the content and organization of the stages of teaching mentally retarded children non-traditional drawing techniques, provides practical methods of work for teachers and parents of children with intellectual disabilities.

Keywords: mental retardation, learning process, non-traditional drawing techniques, correctional and developmental

work.

Творческие способности затрагивают все периоды развития ребёнка, начиная уже с дошкольного возраста, и развивают уверенность в себе, способствуют формированию таких качеств, как самостоятельность, упорство, гибкость и нестандартность мышления.

У учащихся с умственной отсталостью отмечается специфичность развития познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, в связи с чем дети данной категории испытывают значительные трудности в учебном процессе, в отношениях с учителями и сверстниками. В задачи обучения и воспитания детей данной категории входят: развитие их потенциальных познавательных возможностей, корригирование поведения, прививание учащимся трудовых, а также других не менее жизненно важных социальных навыков и умений. С помощью изобразительной деятельности ребёнок начинает усваивать и получать социальный опыт. У обучающихся, таким образом, развивается наблюдательность, самостоятельность, смекалка, и в целом формируется творческая личность [1, С. 472].

Среди различных видов деятельности учащиеся с нарушением интеллекта особенная роль принадлежит рисованию. Рисование является наиболее интересным и занимательным уроком для умственно отсталых детей, и больше напоминает игру по своей доступности, наглядности и простоте выра-

жения. Осваивая как можно большее количество разнообразных изобразительных техник, ребёнок обогащает и развивает свой внутренний мир.

Изобразительная деятельность изучена многими исследователями и была рассмотрена такими специалистами как Н.Г. Морозова, В.Г. Петрова с различных сторон. В одном случае она выступает как средство педагогического воздействия, в другом - как способ психолого-педагогического изучения ребёнка, а иногда и как средство определения глубины нарушения интеллекта. Другие авторы (Е.В. Гурье, В.П. Кащенко, А.Н. Граборов) также подчёркивали психологическую и коррекционно-развивающую нацеленность изобразительной деятельности и ручного труда для полноценного развития ребёнка, как в целом, так и его познавательной деятельности, придавали особое значение эмоционально-волевой сфере личности и развитию мелкой моторики посредством включения в кор-рекционно-развивающую работу различных видов изобразительной деятельности [5, С 157].

На современном этапе в области специальной психологии и педагогики идут активные поиски наиболее эффективных средств коррекции, в том числе использования необычных методов рисования в процессе обучения и воспитания детей с недоразвитием интеллекта разного возраста.

Необходимо разделять традиционные и нетрадиционные техники рисования. К традиционным

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 222_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

техникам рисования относится рисование с помощью цветных и простых карандашей, восковыми мелками, фломастерами, а также рисование кистью (акварель или гуашь). Нетрадиционные техники рисования несколько отличаются и более разнообразны по своему содержанию. Рисование нетрадиционными техниками открывает широкие возможности для развития умственно отсталых детей, способствуют проявлению самостоятельности и инициативы, также происходит знакомство учащихся с сенсорными эталонами формы, цвета, величины в интересной форме, выражение чувств и эмоций при помощи цвета. К таким техникам относят рисование пальцами (точечное и линейное), ладонью (раскрытая, закрытая), каплей (прямых линий, в геометрической фигуре), нитками, кляксография (закрашивание фона, рисование предметов симметричного строения); приёмы трафаретной печати -тампон (ватные палочки или диски, накручивание), трубочка, мятая бумага, карандаш с резинкой, продукты питания (яблоко, картошка, морковь и пр.); рисование мыльными пузырями, солью, отпечатками листьев и др. Такое рисование - возможность создать собственный маленький шедевр, не похожий на другие [3, С. 196].

Процесс овладения навыками и умениями изобразительной деятельности у обучающихся с недоразвитием интеллекта отличается своеобразием и имеет некоторые особенности, связанные с неточностью зрительного и слухового восприятия, с нарушением внимания и запоминания, с трудностями планирования последовательности действий, с некритичностью к собственному результату. Данные особенности проявляются в «графических штампах» изображений (отражение заученных изображений - дом, дерево, солнце, самолёт), «графических пережёвываниях» одной и той же формы, примитивности, схематичности, стереотипности изображения, наличии разного рода нелепостей, трудностей в расположении предметов в пространстве листа и др. [3, С 92].

Специфика работы педагога очень важна ещё и потому, что у детей с умственной отсталостью имеются нарушения мелкой моторики, координации движений, недостаточно сформированы реальные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Но несмотря на это, опыт работы специальных (коррекционных) школ показывает, что дети с нарушением интеллекта проявляют наибольшую активность именно в рисовании, часто отдают предпочтение данному виду деятельности, чем другим, поэтому при систематическом обучении учащиеся данной категории могут в достаточной мере овладеть техникой рисования. Чтобы ребёнок рисовал с удовольствием и желанием, взрослые, как педагоги, так и родители, должны своевременно помогать ему, поддерживать, рисовать вместе.

Необходимо также помнить про индивидуальный подход к ребёнку, который реализовывается на

всех этапах обучения умственно отсталых детей. Выполнение данного принципа требует от педагога и родителей знаний об особенностях развития каждого учащегося, о его желаниях и интересах.

На начальном этапе работы важно научить детей пользоваться кистью, красками, различать цвета и формы предметов и др. Однако только технических навыков недостаточно, нужно передать через рисунок свои эмоции и чувства, личные переживания и жизненный опыт, как верно подчёркивают психологи. Нетрадиционные техники рисования позволяют не слепо следовать предложенному образцу, а создать нечто новое доступным и простым для детей способом. Вместо привычного прямоугольного листа подойдут вырезанное сердце, круг, большой цветочек, квадрат и т. д., а рисовать можно руками (пальчиками, раскрытой и закрытой ладонью, кулаком), отпечатком половинки яблока или других продуктов, изобразить красивые листья на дереве помогут ватные палочки, а чтобы ещё и укрепить дыхательную систему и силу лёгких -выдувание трубочкой различных клякс. Данные техники рисования активизируют познавательный интерес, способствуют творческому воображению, стимулируют положительную мотивацию к обучению, снимают эмоциональное перенапряжение, что позволяет учесть возрастные и образовательные возможности детей с разной степенью умственной отсталости [4, С 103].

Специалисты, которые работают с умственно отсталыми детьми отмечают, что нетрадиционные техники рисования очень удобны и просты в применении, дают положительные результаты. Поэтому в семье родители могут успешно организовать рисование дома в форме игры, и, таким образом, это поможет лучше понять ребёнка, узнать его сильные и слабые стороны, актуальный уровень развития, преодолеть его недостатки. Для повышения познавательного интереса на занятиях можно использовать несложные загадки, пальчиковые игры, чтение коротких сказок или стихов, можно включить музыку, звуки животных или проговаривать их, имеющих непосредственную связь с изображаемым рисунком [2, С. 62].

Таким образом, неоднократное использование нетрадиционных техник рисования под чутким руководством родителей и педагога позволяет создать доброжелательную атмосферу на занятиях, повышает возможности ребёнка успешной адаптации в общество, учит детей с нарушением интеллекта выражать свои эмоции и чувства, стать более внимательными и сосредоточенными [2, С. 63]. Можно сделать вывод о том, что применение различных приёмов и материалов в процессе рисования формирует мотивационно-

потребностную сторону продуктивной деятельности учащихся, способствует развитию умственных, речевых и двигательных способностей ребёнка.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (50) 2021

223

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богданова, Ю.Е. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях изобразительной деятельности с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития / Ю.Е. Богданова. - Текст: электронный // Молодой учёный. - 2020. - № 47 (337). - С. 472-474. - URL: https://moluch.ru/archive/337/75230/ (дата обращения: 19.03.2021). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2. Великова, С.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития детей с умственной отсталостью / С.А. Великова. - Текст: электронный // Семья как фактор социальной мобильности людей с инвалидностью. 2018 : материалы межрегион. науч.-практ. конф., Владимир, 27-28 сент. 2018 г. - URL: http://xn—btbdvaadvxujm6n.xn--p1ai/netcat_files/43/42/V elikova_S_A.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

3. Грошенков, И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : учеб. пособие для учителей / И.А. Грошенков. - 2-е изд., перераб. - Москва : Ин-т общегуманит. исследований ; В. Секачев, 2001. - 223 с. - Текст : непосредственный.

4. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - Москва : Academia, 2001. - 246 c. -URL: http://pedlib.ru/Books/2/0492/2_0492-1.shtml (дата обращения: 14.03.2021). - Текст : электронный.

5. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников : учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -Москва : Академия, 2002. - 160 с. - URL: http://pedlib.ru/Books/6/0412/6_0412-157.shtml#book_page_top (дата обращения: 10.03.2021). - Текст: электронный.

REFERENCES

1. Bogdanova Ju.E. Ispol'zovanie netradicionnyh tehnik risovanija na zanjatijah izobrazitel'noj dejatel'nosti s det'mi s tjazhelymi mnozhestvennymi narushenijami razvitija [The use of non-traditional drawing techniques in the classroom of visual activities with children with severe multiple developmental disabilities]. Molodoj uchjonyj [Young scientist], 2020, no. 47 (337), pp. 472-474. URL: https://moluch.ru/archive/337/75230/ (Accessed 19.03.2021).

2. Velikova S.A. Netradicionnye tehniki risovanija kak sposob razvitija detej s umstvennoj otstalost'ju [Non-traditional drawing techniques as a way of developing children with mental retardation]. Sem'ja kakfaktor social'noj mobil'nosti ljudej s invalidnostju. 2018: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf., Vladimir, 27-28 sent. 2018 g. [Family as a factor of social mobility of people with disabilities. 2018]. URL: http://xn—btbdvaadvxujm6n.xn--p1ai/netcat_files/43/42/Velikova_S_A.pdf (Accessed 15.03.2021).

3. Groshenkov I.A. Zanjatija izobrazitel'nym iskusstvom v special'noj (korrekcionnoj) shkole VIII vida: ucheb. posobie dlja uchitelej [Classes in fine arts in a special (correctional) school of the VIII type]. Moscow: In-t obshhegumanit. issledo-vanij; V. Sekachev, 2001. 223 p.

4. Medvedeva E.A., Levchenko I.Ju., Komissarova L.N., Dobrovol'skaja T.A. Artpedagogika i artterapija v special'nom obrazovanii: ucheb. dlja studentov sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Art pedagogy and art therapy in special education]. Moskva: Academia, 2001. 246 p. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0492/2_0492-1.shtml (Accessed 14.03.2021).

5. Petrova V.G., Beljakova I.V. Psihologija umstvenno otstalyh shkol'nikov: ucheb. posobie [Psychology of mentally retarded schoolchildren]. Moscow: Akademija, 2002. 160 p. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0412/6_0412-157.shtml#book_page_top (Accessed 10.03.2021).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Дёмкина, магистрант 1 курса, направления подготовки: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: demkina-av1998@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2108-6299.

О.Н. Толстикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Северный арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия, e-mail: olga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2066-7606.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Demkina, 1st year Master's Student, direction: 44.04.03 Special (defectological) education, Lomonosov Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk, Russia, e-mail: demkina-av1998@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-2108-6299.

O.N. Tolstikova, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Special Pedagogy and Psychology, Lomonosov Northern Arctic Federal University, Arkhangelsk, Russia, e-mail: olga.osovskaya@mail.ru, ORCID: 00000003-2066-7606.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 224_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (50) 2021_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.