УДК 37.013
Э.А. Воронина, Д.В. Новичков, Д.С. Марков
КОРРЕКЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ПАРАБОЛЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА СТУДЕНТОВ
В статье приводятся основные результаты исследования, посвященного коррекции естественной параболы развития коллектива студентов педагогического университета. Целью исследования являлся анализ динамики развития коллектива студентов в процессе обучения в вузе. Экспериментальная работа по определению удовлетворенности системой учебно-воспитательных мероприятий, распределенных по компетенциям, проводилась с учетом психотипических особенностей студентов. Установлена зависимость распределения удовлетворенности студентов от психотипов, а также прослежена эволюция развития коллектива в процессе обучения.
Ключевые слова: социальная психология, вузовская психология, компетенции, психотипические особенности, естественная парабола развития коллектива.
Создание в 60-е годы ХХ века института кураторства было вызвано поиском внутренних резервов в целях оптимизации воспитательного процесса в вузе. На протяжении 3-4 десятилетий институт кураторства успешно способствовал реализации социальной программы в профессиональной подготовке и воспитании студенческой молодежи. В зависимости от характера социальных задач, стоящих перед обществом и высшей школой на каждом этапе общественного развития, кураторская деятельность претерпевала соответствующие изменения: от функций агитатора на начальном этапе до руководства всеми сферами жизнедеятельности студенческой группы и усиления воспитательной функции в развитии самоуправления на последующих стадиях. В условиях современного вуза в связи с изменением кураторской задачи вузовского воспитания - создания оптимальных условий для саморазвития личности студентов, с повышением требований к формированию их личности, институт кураторства возрождается вновь. Сегодня на первый план выходит проблема изменения практики кураторства, замены субъект-объективных отношений отношениями сотрудничества, освоения и применения на практике психолого-педагогического сопровождения студентов, их психологическая поддержка. В связи с этим возникает необходимость исполнения кураторами новой роли психолога. Это требует от куратора умения видеть и понимать в каждом студенте изменения в поведении, его чувства и переживания, оценивать особенности его индивидуально-психологических качеств. Исходя из этого, актуальной представляется цель настоящей работы - анализ динамики развития коллектива студентов в процессе обучения в педагогическом университете.
Методы и материалы. Экспериментальная работа проводилась на базе естественно-географического факультета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Всего в исследовании было задействовано 458 человек. Экспериментальную группу составили 229 человек, контрольную - 229. У студентов были определены доминирующие психотипы по методике Д.В. Новичкова и М.А. Правдова [2]. Суть эксперимента состояла в том, что куратор академической группы ежегодно проводил тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп по оценке удовлетворенности системой воспитательных мероприятий. Оценка удовлетворенности студентов проводилась через критерии эффективности, разработанные академиком Р. С. Немовым [1] и дополненные нами. Оценка по критериям производилась по 10-бальной шкале. В результате тестирования были определены мероприятия, которые вносят наибольший вклад в формирование общих и профессиональных компетенций. Для более точного определения рейтинга каждого мероприятия мы предлагаем ввести следующую формулу:
Р
V
где Р - рейтинг мероприятия (в кредитах ) к - средне арифметический коэффициент, определяемый при анкетировании студентов. А - коэффициент трудоемкости каждого мероприятия, определяемый умножением количества участвующих в мероприятии студентов на время (в часах), необходимое для его подготовки и проведения. Кр - кредитный час, определяемый как трудоемкость каждого мероприятия равная 30 академическим часам.
© Э.А. Воронина, Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5
Д.В. Новичков, Д.С. Марков, 2009
Рис. 1. Группировка студентов экспериментальной и контрольной групп по психотипам
Группировка студентов экспериментальной и контрольной групп по психотипам ( n=458)
- 40
118 1
Параноид Эпилептоид Истероид Гипертим Шизиод Психотип
Экспер. гр. Контр. гр.
0
При проведении исследования использовались статистические пакеты Statistica 6.0 и Microsoft Excel 2007.
Основная гипотеза исследования - в ходе коррекции через систему воспитательной работы происходит оптимизация и коррекция естественной параболы стадий развития коллектива.
Результаты и обсуждение. В эксперименте по определению влияния разработанной методики на эффективность работы куратора участвовало 458 студентов, разбитых на 2 равные группы: экспериментальную и контрольную. Количественное отношение и распределение студентов по психотипам показано на рисунке 1. Проведенный
Изменения сумм баллов по критерию "Общий" (n=458)
Рис. 2. Изменение сумм баллов по критерию «Общий» при самооценке системы воспитательных мероприятий
4100 4000 3900 3800 3700
К
о -
о 3600
б
л
л
g 3500
3400 1 к
118
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
Изменения сумм баллов по критерию "Профессиональный" ( п=458) 1440
1200 1 курс
1
2 курс
5 курс
^о^ Экспер. гр. Контр. гр.
3 курс 4 курс
Курс
Рис. 3. Изменение сумм баллов по критерию «Профессиональный» при самооценке системы воспитательных мероприятий
анализ групп показал, что их распределение по психотипам характеризуется тесной связью г=9872, р=0,002.
Приводится график изменения сумм баллов, выставленных студентами 1-5 курсов, по критерию «общих» компетенций при самооценке системы воспитательных мероприятий (рис. 2). Результаты показывают, что студенты экспериментальной и контрольной групп изначально на 1 курсе имеют близкие показатели удовлетворенности системой воспитательных мероприятий. Начиная со 2 курса отмечается резкое падение показателей, однако у студентов экспериментальной группы оно происходит не столь резко. После третьего года обучения наблюдается тенденция к увеличению показателя, причем у студентов экспериментальной группы она проявляется
более выражено. В результате разница между показателями студентов контрольной и экспериментальной группами достигает 106 баллов. Кроме того, нужно обратить внимание на большую величину стандартного отклонения показателя у студентов контрольной группы, которая может быть обусловлена значительными различиями в восприятии системы мероприятий.
Изменения сумм баллов по критерию «Профессиональный» принципиально не отличается от ранее рассмотренного (рис. 3). Также как и в первом случае, от первого к третьему курсу происходит снижение показателя, затем, его рост. Однако отмечается большая величина стандартного отклонения в контрольной группе, очевидно, она связана с недостаточно хорошо сформированными профессиональными качествами
Компетенции Экспериментальная группа
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Общие 3855 3783 3638 3803 4014
Профессиональные 1392 1339 1286 1350 1409
Контрольная группа
Общие 3852 3681 3539 3685 3908
Профессиональные 1388 1307 1240 1316 1391
Таблица1
Суммы баллов по критериям «Общий» и «Профессиональный» при самооценке
2 3 4 5
Период обучения (1 курс)
6
1 2 3 4 5 6
Период обучения (3 курс)
Сумма баллов по критерия1 при самооценки
2 3 4 5 Прериод обучения (5 курс)
Рис. 4. Естественные параболы сформированное™ группы как коллектива (1-5 курсы ЕГФ ГОУ ВПО «ШГПУ»)
студентов и с необходимостью проведения специальной коррекционной работы.
Из таблицы 1 видно, что не произошло существенного сокращения суммы баллов при самооценке по критериям на 2, 3 и 4 курсах. Эти данные позволили нам выстроить естественные параболы сформированности группы как коллектива (рис. 4).
При этом естественная парабола сформиро-ванности группы как коллектива в контрольной
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
группе осталась практически идентичной естественной параболе по Р.С. Немову.
Таким образом, подтверждается наша гипотеза, что при использовании личностно ориентированной методики куратором академической группы, возможно снивелировать естественную параболу сформированности группы как коллектива.
Помимо общего распределения показателей по отдельным критериям необходимо рассмот-
Распределение психотипов по степени развития компетенций. Экспериментальная группа ( п=229)
100
-о- Параноид -□- Эпилептоид -о- Истероид -а - Гипертим
Профессиональные . Шизоид
Типы компетенций
Рис. 5. Распределение психотипов по степени развития компетенций (экспериментальная группа)
Распределение психотипов по степени развития компетенций. Контрольная группа П=229)
90
0
Общие
Профессиональные
-о— Параноид
Эпилептоид ■■о-- Истероид -а ■ Гипертим -• • Шизиод
Типы компетенций
Рис. 6. Распределение психотипов по степени развития компетенций (контрольная группа)
реть, как каждый психотип личности реагирует на проведение воспитательных воздействий и какие компетенции у них развиваются в наибольшей степени. Для ответа на эти вопросы нами было проведено исследование по определению степени развития компетенций у студентов. В исследовании использовались различные методы: при определении предпочтений студентов использовалось анкетирование, кроме того, анализировалась успеваемость студентов по различным предметам, их занятия во внеучебное время, записи о состоянии здоровья, анализ успехов в различных конкурсах и т.д. Анализировалась степень развития профессиональных и общих компетенций.
Анализируя графики распределения психотипов по степени развития компетенций нужно отметить более низкие показатели в контрольной группе (рис. 6), они в среднем на 10% ниже, чем в экспериментальной (рис. 5). При этом особенно большие изменения регистрируются у пара-ноидов, истероидов и шизоидов. Так, например, у параноидов при проведении корректирующих мероприятий резко повышается уровень разви-
тия профессиональных компетенций, у истерои-дов и шизоидов - общих. Эти результаты позволяют определить, что наиболее сильная реакция на корректировку психотипических черт личности испытывают именно три названных типа, в то же время эпилептоиды и гипертимы оказываются более «устойчивыми».
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы кураторами академических групп при организации своей деятельности. Они позволят определить психотипы личности студентов, грамотно распределить на этой основе должностные обязанности и функции в группе, повысить эффективность приобретения общих и профессиональных компетенций, а также сделать учебно-воспитательный процесс успешным для студентов.
Библиографический список
1. Немов Р. С. Практическая психология: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 160 с.
2. ПравдовМ.А, НовичковД.В., Воронина Э.А. Личностно-ориентированная методика создания коллектива: Методическое пособие. - Шуя.: ГОУ ВПО «ГОУ ВПО «ШГПУ»», 2007. - 59 с.
УДК 371.4
В.И. Кашницкий, И.Г. Самойлова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПРАКТИК
В статье утверждается правомерность переноса принципов научного подхода к анализу психологических аспектов религиозно-мистического опыта, предложенных в синергийной антропологии на примере православного исихазма, на исследование религиозного опыта в иных духовных традициях. Духовная практика и духовное искательство рассматриваются в контексте кентавр-проблемы.
Ключевые слова: религиозный опыт, духовное искательство, духовная практика, кентавр-проблема, духовный кентавризм.
Сегодня весьма популярны и входят в массовую культуру увлечения различными духовными практиками, связанные с восточными религиями (дзен, тантра, различные виды йоги, суфизм). Людей, увлеченных какой-либо духовной системой и опирающихся на определенную религиозную традицию в своем стремлении к духовному восхождению, принято называть духовными искателями [7]. Духовное искательство можно рассматривать как одну из форм проявления глубинных метафизических потребностей, свойственных природе человека и побуждающих его к поискам ответов на
самые сущностные вопросы бытия. В современном мире, раздробленность которого ощущается достаточно остро, всё большее число людей обращаются к духовным практикам в своём стремлении обрести желанную внутреннюю духовную свободу и целостность.
Весьма актуальной научно-исследовательской задачей, на наш взгляд, является изучение психологических аспектов религиозного и духовного опыта людей, включенных в определенную духовную систему. Актуальность проблемы объясняется тем, что не всякий религиозный опыт в духовном искательстве может считаться опытом
122
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15
© В.И. Кашницкий, И.Г Самойлова, 2009