Научная статья на тему 'Деятельность куратора по адаптации студентов через инновационное моделирование коллектива'

Деятельность куратора по адаптации студентов через инновационное моделирование коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / КОЛЛЕКТИВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / КУРАТОР АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Э. А.

В статье на основе экспериментальных статистических данных проанализированы основные затруднения в адаптации студентов педагогического вуза. Предложена личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы по преодолению затруднений и созданию коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the main difficulties of pedagogical university students' adaptation on the basis of the experimental statistical data. The author proposes a person-oriented model of academic group tutor's activity for difficulties overcoming and creation of a collective.

Текст научной работы на тему «Деятельность куратора по адаптации студентов через инновационное моделирование коллектива»

Э. А. Воронина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

Работа представлена кафедрой химии, биологии, экологии и методики обучения Шуйского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Правдов

В статье на основе экспериментальных статистических данных проанализированы основные затруднения в адаптации студентов педагогического вуза. Предложена личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы по преодолению затруднений и созданию коллектива.

The article presents the analysis of the main difficulties of pedagogical university students’ adaptation on the basis of the experimental statistical data. The author proposes a person-oriented model of academic group tutor’s activity for difficulties overcoming and creation of a collective.

Актуальной для современного преподавателя вуза является проблема адаптации студентов к учебной деятельности в различных дидактических системах. Проведенные в этой области исследования позволили выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: Систему И. Ф. Гербарта1, систему Д. Дьюи2 и современную систему.

В ходе эксперимента по выявлению основных затруднений у студентов нами установлено, что наибольший вклад в структуру затруднений вносит характер межлич-

ностных отношений. Около 60% респондентов связывают трудности адаптации к учебно-воспитательному процессу в вузе со сформированностью функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в академической группе. Поэтому в нашем исследовании актуализируется роль и значение куратора по моделированию его деятельности, направленной на создание полноценного коллектива как фактора успешной адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса.

По результатам наших исследований можно констатировать, что для оптимизации воспитательной работы куратору необходимо провести изучение параметров сформированной группы в следующей последовательности:

1. Изучение состава группы.

2. Анализ структуры группы.

3. Групповые процессы.

4. Групповые ценности.

5. Общие качества группы (интегратив-ность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).

В результате этого многоэтапного ана-лиза куратор может составить план мероприятий по приведению в соответствие с необходимыми характеристиками группы (исходя из целей адаптации студентов к новым условиям учебно-воспитательной деятельности в вузе) сложившихся параметров и качеств академической группы. Но академическая группа не однородный, а субличностный организм. Формирующие ее личности студентов обладают целостным набором динамично изменяющихся психотипичных качеств. Поэтому самым главным фактором, регулирующим эффективность коллективисткой деятельности, является приведение психотипной мотивации каждого члена класса в соответствие с социально- и функционально-обусловленной мотивацией деятельности всей группы. На выявление этого соответствия и должна быть направлена деятельность куратора.

Наша новая методика основывается на функционально-ролевой деятельности каждого психотипа личности. Каждый человек имеет свои психотипные черты. От них зависят особенности его восприятия действительности, осознания своего места в окружающем мире, формы, способы, динамика усвоения учебного материала, характер его деятельности и т. д. Приводя в соответствие с этими особенностями характер педагогического воздействия, куратор может достигнуть положительных результатов в ра-

боте по адаптации студентов к учебно-воспитательной деятельности.

Если педагогически грамотно соотнесена ситуационная мотивация деятельности педагога с внутренней (диспозиционной) мотивацией деятельности студента, если она исходит из внутренней побудительной составляющей деятельности каждой личности, то такой учебно-воспитательный процесс создает комфортные условия для обучения и воспитания каждого студента.

Методика основывается на соответствии мотивационных составляющих педагогического процесса (педагог - студент), создает условия развития личности, так как исходит из ее внутренне обусловленных особенностей и потребностей, а также предполагает коррекцию и нивелирование нежелательных черт личности, так как осуществляет поэтапное изменение функционально-ролевой деятельности соответствующего психотипа. Эта особенность методики будет способствовать и приданию большей адаптивности качествам каждой личности.

Как же куратору грамотно выявить основную мотивационную составляющую деятельности студентов? Можно предложить следующую методику. Любой человек в зависимости от психотипа по-разному проявляет себя в самых разных жизненных ситуациях, в отношениях с людьми и общественными структурами; по-разному принимает какие-то установки, традиции; имеет свои ценностные ориентации; по-своему относится к культуре, здоровью и т. д. Следовательно, если каждый психотип провести через некий одинаковый набор таких линий, то появятся опоры в диагностике, т. е. характеристики по каждой из линий, которые могут быть четко видны не только специалистам, но и людям, не имеющим «психологического микроскопа», а обладающим лишь здравым смыслом и житейским опытом.

Поняв психотип человека, можно скорректировать его индивидуальное поведение и смоделировать систему воспитательных

мер, дающих максимальный эффект, а также выявить основные мотивы его поведения. Соотнося мотивационную составляющую действий человека с мотивационной составляющей действий куратора можно грамотно выстроить весь цикл воспитательной работы академической группы.

В процессе диагностирования можно столкнуться с такой проблемой: нет ни одного человека, у которого на 100% наличествуют черты одного психотипа. Это так и есть. В любом человеке преобладают черты одного психотипа, но они могут дополняться чертами одного-двух-трех психотипов.

Следующий этап работы куратора -правильная организация работы коллектива, исходя из психотипных черт отдельных личностей. Каждый коллектив должен иметь свою психотипную структуру, в которой каждый психотип играет свою роль, выполняя двуединую задачу:

1. Гармоничное сочетание в группе психотипных внутренних мотиваций каждого члена этой группы при совпадении мотивации куратора создаст комфортные условия для развития группы в высшую стадию - коллектив, способный решать самые трудные задачи.

2. Корректирующая деятельность куратора в группе с различными психотипами способствует созданию условий для саморазвития личности, приданию ей большего количества благоприобретенных черт. А это одно из важнейших условий саморазвития личности, ее адаптивности.

Развиваясь как бы «изнутри», личность, взаимодействуя с другими личностями, способствует развитию и их тоже, а значит, и всего коллектива. Приобретая под руководством куратора новые положительные качества, человек учится правильно соотносить свои действия, желания с действиями и желаниями других людей. Новые черты личности помогут ей лучше адаптироваться в современном мире.

Оптимальное объединение ролевых функций различных психотипов будет выглядеть следующим образом:

1. Паранойяльный становится руководителем .

2. Эпилептоиды организуют микрогруппы для разработки отдельных узлов проблемы.

3. Шизоиды свободно перемещаются и генерируют идеи.

4. Гипертимные и шизоидные исполнители будут выполнять техническую работу.

5. Истероиды придадут великолепную форму плодам творчества коллектива, да и на отдельных этапах работы справятся с организацией микрогрупп на микроэтапах.

6. Истероиды и гипертимы создадут веселый и непринужденный микроклимат или активно поучаствуют в организации отдыха коллектива.

Каждый на своем месте. Каждый выполняет работу, соответствующую внутренней мотивации психотипа.

Но в процессе коррекции, в ходе воспитательной работы, каждый психотип будет приобретать новые черты, качества. Поэтому куратору необходимо внимательно ди-агностировать каждого подопечного и соответствующим образом видоизменять ролевые функции внутри коллектива.

В результате деятельности куратора в ходе экспериментальной работы за 20032007 гг. нам удалось:

1. Создать коллектив студентов как закономерно обусловленную контактную группу, которая прошла все стадии формирования: диффузная группа - ассоциация -корпорация - коллектив.

Все показатели в академической группе опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности.

2. Использование личностно ориентированной методики диагностирования и моделирования системы воспитательной работы куратора позволило снизить с 60 до 4% трудности адаптации, связанные со сформированностью функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в академической группе.

3. Успешность в адаптации студентов отразилась и на качестве учебно-воспитательного процесса. Результаты учебной деятельности экспериментальной группы (25 человек) на 25-27% лучше, чем в контрольных группах (5 групп - 118 человек).

Таким образом, предложенная в исследовании личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы способствует развитию адаптивных качеств у студентов в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб. пед. изд. наркомпроса РСФСР, 1940. Т. 1.

2 Дьюи Д. Психологическое и педагогическое мышления / Пер. с англ. Н. Н. Никольской. М.: Лабиринт, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.