Э. А. Воронина
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ ИННОВАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Работа представлена кафедрой химии, биологии, экологии и методики обучения Шуйского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. А. Правдов
В статье на основе экспериментальных статистических данных проанализированы основные затруднения в адаптации студентов педагогического вуза. Предложена личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы по преодолению затруднений и созданию коллектива.
The article presents the analysis of the main difficulties of pedagogical university students’ adaptation on the basis of the experimental statistical data. The author proposes a person-oriented model of academic group tutor’s activity for difficulties overcoming and creation of a collective.
Актуальной для современного преподавателя вуза является проблема адаптации студентов к учебной деятельности в различных дидактических системах. Проведенные в этой области исследования позволили выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические системы: Систему И. Ф. Гербарта1, систему Д. Дьюи2 и современную систему.
В ходе эксперимента по выявлению основных затруднений у студентов нами установлено, что наибольший вклад в структуру затруднений вносит характер межлич-
ностных отношений. Около 60% респондентов связывают трудности адаптации к учебно-воспитательному процессу в вузе со сформированностью функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в академической группе. Поэтому в нашем исследовании актуализируется роль и значение куратора по моделированию его деятельности, направленной на создание полноценного коллектива как фактора успешной адаптации студентов к условиям учебно-воспитательного процесса.
По результатам наших исследований можно констатировать, что для оптимизации воспитательной работы куратору необходимо провести изучение параметров сформированной группы в следующей последовательности:
1. Изучение состава группы.
2. Анализ структуры группы.
3. Групповые процессы.
4. Групповые ценности.
5. Общие качества группы (интегратив-ность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность).
В результате этого многоэтапного ана-лиза куратор может составить план мероприятий по приведению в соответствие с необходимыми характеристиками группы (исходя из целей адаптации студентов к новым условиям учебно-воспитательной деятельности в вузе) сложившихся параметров и качеств академической группы. Но академическая группа не однородный, а субличностный организм. Формирующие ее личности студентов обладают целостным набором динамично изменяющихся психотипичных качеств. Поэтому самым главным фактором, регулирующим эффективность коллективисткой деятельности, является приведение психотипной мотивации каждого члена класса в соответствие с социально- и функционально-обусловленной мотивацией деятельности всей группы. На выявление этого соответствия и должна быть направлена деятельность куратора.
Наша новая методика основывается на функционально-ролевой деятельности каждого психотипа личности. Каждый человек имеет свои психотипные черты. От них зависят особенности его восприятия действительности, осознания своего места в окружающем мире, формы, способы, динамика усвоения учебного материала, характер его деятельности и т. д. Приводя в соответствие с этими особенностями характер педагогического воздействия, куратор может достигнуть положительных результатов в ра-
боте по адаптации студентов к учебно-воспитательной деятельности.
Если педагогически грамотно соотнесена ситуационная мотивация деятельности педагога с внутренней (диспозиционной) мотивацией деятельности студента, если она исходит из внутренней побудительной составляющей деятельности каждой личности, то такой учебно-воспитательный процесс создает комфортные условия для обучения и воспитания каждого студента.
Методика основывается на соответствии мотивационных составляющих педагогического процесса (педагог - студент), создает условия развития личности, так как исходит из ее внутренне обусловленных особенностей и потребностей, а также предполагает коррекцию и нивелирование нежелательных черт личности, так как осуществляет поэтапное изменение функционально-ролевой деятельности соответствующего психотипа. Эта особенность методики будет способствовать и приданию большей адаптивности качествам каждой личности.
Как же куратору грамотно выявить основную мотивационную составляющую деятельности студентов? Можно предложить следующую методику. Любой человек в зависимости от психотипа по-разному проявляет себя в самых разных жизненных ситуациях, в отношениях с людьми и общественными структурами; по-разному принимает какие-то установки, традиции; имеет свои ценностные ориентации; по-своему относится к культуре, здоровью и т. д. Следовательно, если каждый психотип провести через некий одинаковый набор таких линий, то появятся опоры в диагностике, т. е. характеристики по каждой из линий, которые могут быть четко видны не только специалистам, но и людям, не имеющим «психологического микроскопа», а обладающим лишь здравым смыслом и житейским опытом.
Поняв психотип человека, можно скорректировать его индивидуальное поведение и смоделировать систему воспитательных
мер, дающих максимальный эффект, а также выявить основные мотивы его поведения. Соотнося мотивационную составляющую действий человека с мотивационной составляющей действий куратора можно грамотно выстроить весь цикл воспитательной работы академической группы.
В процессе диагностирования можно столкнуться с такой проблемой: нет ни одного человека, у которого на 100% наличествуют черты одного психотипа. Это так и есть. В любом человеке преобладают черты одного психотипа, но они могут дополняться чертами одного-двух-трех психотипов.
Следующий этап работы куратора -правильная организация работы коллектива, исходя из психотипных черт отдельных личностей. Каждый коллектив должен иметь свою психотипную структуру, в которой каждый психотип играет свою роль, выполняя двуединую задачу:
1. Гармоничное сочетание в группе психотипных внутренних мотиваций каждого члена этой группы при совпадении мотивации куратора создаст комфортные условия для развития группы в высшую стадию - коллектив, способный решать самые трудные задачи.
2. Корректирующая деятельность куратора в группе с различными психотипами способствует созданию условий для саморазвития личности, приданию ей большего количества благоприобретенных черт. А это одно из важнейших условий саморазвития личности, ее адаптивности.
Развиваясь как бы «изнутри», личность, взаимодействуя с другими личностями, способствует развитию и их тоже, а значит, и всего коллектива. Приобретая под руководством куратора новые положительные качества, человек учится правильно соотносить свои действия, желания с действиями и желаниями других людей. Новые черты личности помогут ей лучше адаптироваться в современном мире.
Оптимальное объединение ролевых функций различных психотипов будет выглядеть следующим образом:
1. Паранойяльный становится руководителем .
2. Эпилептоиды организуют микрогруппы для разработки отдельных узлов проблемы.
3. Шизоиды свободно перемещаются и генерируют идеи.
4. Гипертимные и шизоидные исполнители будут выполнять техническую работу.
5. Истероиды придадут великолепную форму плодам творчества коллектива, да и на отдельных этапах работы справятся с организацией микрогрупп на микроэтапах.
6. Истероиды и гипертимы создадут веселый и непринужденный микроклимат или активно поучаствуют в организации отдыха коллектива.
Каждый на своем месте. Каждый выполняет работу, соответствующую внутренней мотивации психотипа.
Но в процессе коррекции, в ходе воспитательной работы, каждый психотип будет приобретать новые черты, качества. Поэтому куратору необходимо внимательно ди-агностировать каждого подопечного и соответствующим образом видоизменять ролевые функции внутри коллектива.
В результате деятельности куратора в ходе экспериментальной работы за 20032007 гг. нам удалось:
1. Создать коллектив студентов как закономерно обусловленную контактную группу, которая прошла все стадии формирования: диффузная группа - ассоциация -корпорация - коллектив.
Все показатели в академической группе опосредуются личностно-значимым и общественно-ценным содержанием групповой деятельности.
2. Использование личностно ориентированной методики диагностирования и моделирования системы воспитательной работы куратора позволило снизить с 60 до 4% трудности адаптации, связанные со сформированностью функционально-ролевых, эмоционально-оценочных и личностно-смысловых отношений в академической группе.
3. Успешность в адаптации студентов отразилась и на качестве учебно-воспитательного процесса. Результаты учебной деятельности экспериментальной группы (25 человек) на 25-27% лучше, чем в контрольных группах (5 групп - 118 человек).
Таким образом, предложенная в исследовании личностно ориентированная модель деятельности куратора академической группы способствует развитию адаптивных качеств у студентов в условиях учебно-воспитательного процесса в вузе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. учеб. пед. изд. наркомпроса РСФСР, 1940. Т. 1.
2 Дьюи Д. Психологическое и педагогическое мышления / Пер. с англ. Н. Н. Никольской. М.: Лабиринт, 1999.