- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.
Список литературы:
1. Александрова Л.А. К Концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -С. 82-90.
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости: методическое руководство. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
3. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 16-24.
4. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.). - San Diego (CA): Academic Press, 1998. - P. 323-335.
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
© Савиных В.Н.*
Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров
В статье рассматривается психофизиологические основы, формы, методы и средства применения танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста возможно применять метод танцевально-двигательной терапии, который в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а так же принятия и понимания окружающих людей. Данные терапевтические мероприятия тесно переплетаются с психокоррекционными, воспитательными и со-
* Доцент кафедры Общей и специальной психологии, кандидат психологических наук.
циализирующими воздействиями, необходимыми для обеспечения ребенку здорового и радостного взросления.
Танцевальная терапия как понятие и целенаправленная форма психотерапии зародилась в США в 1940-х гг. и в настоящее время активно распространяется по всему миру. Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [2].
В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии [5].
Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагиро-вания страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
Особенностью танцевально-двигательной терапии выступает наличие музыки, которая рассматривается даже без связи с движением как лечебный фактор. Как отмечали В.А. Гринер, И.С. Самойленко, Н.А. Власова, А. Фло-генская, Е.В. Конорова, Е.В. Чаянова и др. ее действие будет эффективнее, если ритм как организующий элемент музыки положить в основу двигательных систем, целью которых является регулирование движений. Ритмика развивает психические функции, такие, как восприятие, внимание, память, воображение. Именно поэтому танцевальная терапия, различные ее виды используются не только в психоневрологических клиниках, но и в реабилитационных центрах, а также в специализированных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста [1].
В основе психотерапевтического применения танцевальной терапии лежит взаимодействие эмоциональных проявлений с изменением мышеч-но-физиологического тонуса, который отмечал еще известный физиолог В.М. Сеченов [2]. В дальнейшем на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения была построена теория телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна.
Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста является центральным звеном в системе психологической работы. Как уже подчеркивалось выше, многие трудности школьной адаптации детей обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Психологическая коррекция предполагает целенаправленную организованную систему психологических воздействий. Основными ее направлениями являются:
1. смягчение эмоционального дискомфорта у детей;
2. повышение их активности и самостоятельности;
3. устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Теоретической основой психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей является разработанный В.В. Лебединским с соавторами уровневый подход к анализу эмоциональной регуляции поведения в онтогенезе [1]. Согласно этому подходу, в основе всей психической деятельности ребенка лежит сложноорганизованная, многоуровневая система аффективной регуляции.
Базовая аффективная регуляция представлена авторами в виде структуры, состоящей из четырех уровней: уровень полевой реактивности (аффективной пластичности), уровень аффективных стереотипов, уровень аффективной экспансии, уровень аффективного (эмоционального) контроля.
Положительный эффект использования движений в коррекции психоэмоциональных состояний других нарушений в развитии подтверждается рядом авторов (В.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, А.М. Бернштейном, В.А. Гиляровским, Д.С. Озерецким, В.А. Гринер, Г.А. Волковой и др.).
Так, В.М. Бехтерев подчеркивал, что движения способствуют выявлению ритмических рефлексов, приспосабливают организм ребенка к определенным раздражителям (слуховым, зрительным), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы ребенка, успокаивают слишком возбужденных детей и активизируют заторможенных.
Отечественные психологи М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия указывали на связь двигательных и речевых анализаторов, а также взаимодействие формы произношения с характером движений. Исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко свидетельствуют о положительных корреляциях общего психического развития с развитием произвольной лицевой моторики.
Пионером в использовании ритмических движений, в лечении взрослых и детей в нервно-психиатрической клинике был профессор В.А. Гиляровский. Он отмечал, что коррекционная ритмика оказывает влияние на общий тонус, психоэмоциональное состояние, тренирует подвижность процессов центральной нервной системы, активизирует деятельность лимбической системы [4].
В основе коррекции различных отклонений в развитии психических функций и моторики средствами движений лежат исследования И.М. Сече-
нова, И.П. Павлова и их последователей об условно-рефлекторных временных связях и образовании динамического стереотипа. Они показали, что вся человеческая деятельность (в том числе и двигательная) регулируется совместной деятельностью разных отделов центральной нервной системы, определенными звеньями сложной функциональной системы. Протекание двигательного нервного процесса осуществляется по рефлекторному кольцу и определяется как анатомическим дозреванием центрально-нервных субстратов, так и функциональным развитием и налаживанием работы координационных уровней [3].
Произвольные движения, в отличие от непроизвольных, всегда направлены на выполнение той или иной поставленной задачи и реализуются по определенным моторным программам под непрерывным контролем центральной нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, в возникновении произвольных движений решающую роль играют корковый анализ и синтез кинестетических раздражений, поступающих в нервную систему от работающих мышц. Условием, вызывающим такое анализирование и синтезирование афферентных импульсов собственных двигательных реакций, является приобретение последним условного сигнального значения. Весь этот аналитико-синтетический нервный процесс и составляет физиологическую основу кинестетического ощущения - простейшего психического отражения собственно движений человека в их объектных соотношениях со свойствами окружающей среды.
Концепция о системной организации двигательной функций о взаимодействии разных звеньев этой системы позволяет в случае нарушения двигательной функции компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального обучения тренировок. Выбор конкретных компенсаторно-восстановительных путей значительно облегчается, если за схематическую основу принципов коррекции принять уровневую теорию организации движений Н.А. Бернштейна.
Знания физиологии движений и специфики имеющихся нарушений психомоторного развития детей позволяют правильно определить содержательные, дидактические, организационные компоненты при планировании и проведении танцетерапии.
Танцетерапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основное средство выражения этих состояний в танце - пантомима, жесты, составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.
В целях коррекции в дошкольном учреждении танцетерапия строится на образно-сюжетном, народном танце (элементах индийского, испанского, узбекского, русского, испанского танца), хореографической гимнастике, способствующей формированию правильной осанки. Может использоваться в
качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса. В танцевальной терапии применяются танцы, основанные на естественных движениях тела, без строгой регламентации, танцы-импровизации или танцы по показу взрослого.
Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми дошкольного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нужно подходить к выбору музыки для релаксации.
Мы выделили следующие направления танцевально-двигательной терапии:
1. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Нормализация межличностных отношений.
3. Оптимизация самооценки.
4. Трансформация страхов, агрессии через движения.
Так же можно выделить организационные формы танцевальной терапии:
1. индивидуально - все упражнения направлены на овладение экспрессией собственного тела, невербальное выражение различных состояний;
2. в парах - формируется отношение к партнеру, способность воспринимать, чувствовать и принимать его;
3. в групповых упражнениях - отрабатываются навыки взаимодействия в коллективе, совместной деятельности.
Таким образом, коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.
Список литературы:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст] / Э. Гренлюндт, Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2004.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007.
4. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. - СПб.: Речь, 2006.
5. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов [Текст] / Л.Н. Рожина. - М.: Высшая школа, 2003.
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ УСВОЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
© Севостьянова Е.О.*
Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск
В статье описаны методы и приемы развития нравственной сферы личности старшего дошкольника, направленные на усвоение базовых этических понятий, правил и норм поведения.
Нравственность как особый способ практически-духовного освоения человеком действительности - основная сфера взаимоотношения индивида и социума. Формирование нравственно-активной личности - основная задача воспитания. Нужно воспитывать такую личность, которая способна к самоопределению в современном мире. Это значит, что у детей надо воспитывать высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, способность умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Нравственное развитие - целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Это двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении [5].
Этические понятия становятся руководством к действию тогда, когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. О нравственной зрелости свидетельствуют наличие таких убеждений.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, т.к. в этот период в ребёнке происходит те значительные изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Имен-
* Аспирант.