Научная статья на тему 'К вопросу о применении танцевально-двигательной терапии и танцев в работе с людьми с нарушениями зрения'

К вопросу о применении танцевально-двигательной терапии и танцев в работе с людьми с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
589
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ТАНЦЫ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ЛЮДИ C НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ПСИХОТЕРАПИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА / DANCE-MOTOR THERAPY / DANCE / DANCE CLASSES / REHABILITATION / PEOPLE WITH VISUAL IMPAIRMENT / PSYCHOTHERAPY / PERCEPTION OF SPACE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Березниковский В.В.

В статье обсуждается возможность и перспективность применения танца как вида исполнительского искусства и танцевально-двигательной терапии в работе с людьми с нарушениями зрения. Показано, что в процессе занятий различными видами танцев происходит положительная динамика психофизического состояния людей с нарушениями зрения: укрепляется мышечный корсет, вырабатывается правильное дыхание, гармонизируется психомоторика, формируется прямая осанка, красивая походка, плавность и точность движений. Рассматривается инструментарий танца пространство, ритм, движения, помогающий расширить внутренний мир танцующего, раскрыть возможности самовыражения, личностного роста и самосовершенствования. Приводится сопоставление занятий танцами и танцевальной терапии. Анализируются идеи и методы работы ряда зарубежных танцевальных терапевтов, стоявших у истоков данного направления. Раскрываются достижения специалистов в применении данного метода в отечественной и зарубежной современной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF USE OF DANCE-MOTOR THERAPY AND DANCE IN WORKING WISH PEOPLE WISH VISSUAL IMPAIRMENT

The article presents an analysis of the possibility of using dance as a form of performing art and dance-motor therapy in working with people with visual impairment. It is shown that in the process of practicing various types of dance there is a positive dynamics of the physical condition of people with visual impairment: strengthens the muscular system, produces proper breathing, develops motor functions, forms a direct posture, beautiful gait, smoothness of movement. The tools of dance space, rhythm, movement, helping to expand the inner world of the dancer, to reveal the possibilities of self-expression, personal growth and self-improvement. A comparison of dance classes and dance therapy is given. The ideas and methods of work of a number of foreign dance therapists who were at the origins of this direction are analyzed. The achievements of specialists in the application of this method in domestic and foreign modern practice are revealed. The article describes the changes in the personal sphere in persons with visual impairment. The analysis of the impact of dances on the psyche of the blind is presented. The achievements of domestic and foreign scientists in the field of application of dances for rehabilitation of persons with visual impairment are revealed. It is shown that in the process of ballroom dancing in people with visual impairment there is a positive dynamics in the emotional-volitional and communicative spheres of personality, the formation of a new image of «I».

Текст научной работы на тему «К вопросу о применении танцевально-двигательной терапии и танцев в работе с людьми с нарушениями зрения»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 5 (71). 2019. № 1. С. 44-51.

УДК 615.825:617.7

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ И ТАНЦЕВ В РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Березниковский В. В.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт

дефектологического образования и реабилитации, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: bereza-dom@mail.ru

В статье обсуждается возможность и перспективность применения танца как вида исполнительского искусства и танцевально-двигательной терапии в работе с людьми с нарушениями зрения. Показано, что в процессе занятий различными видами танцев происходит положительная динамика психофизического состояния людей с нарушениями зрения: укрепляется мышечный корсет, вырабатывается правильное дыхание, гармонизируется психомоторика, формируется прямая осанка, красивая походка, плавность и точность движений. Рассматривается инструментарий танца -пространство, ритм, движения, помогающий расширить внутренний мир танцующего, раскрыть возможности самовыражения, личностного роста и самосовершенствования. Приводится сопоставление занятий танцами и танцевальной терапии. Анализируются идеи и методы работы ряда зарубежных танцевальных терапевтов, стоявших у истоков данного направления. Раскрываются достижения специалистов в применении данного метода в отечественной и зарубежной современной практике.

Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, танцы, танцевальные занятия, реабилитация, люди c нарушениями зрения, психотерапия, восприятие пространства.

ВВЕДЕНИЕ

У людей с депривацией зрения восприятие окружающего мира, ориентировка в пространстве, развитие движений, имеют свои особенности. Поскольку процесс активного познания и адаптации к условиям окружающего мира во многом определяется моторной активностью субъекта, нарушение зрения усложняет и замедляет данный процесс. У людей с нарушениями зрения из-за отсутствия зрительных впечатлений формируется искаженное представление о пространственных характеристиках внешней среды, в результате чего они испытывают страх перед различными формами физической активности, боятся передвигаться в неизвестной обстановке, нарушается целостная картина окружающего мира. Все это очень сильно ограничивает их в двигательной активности, обедняет моторную функцию и психическую сферу в целом.

Многие авторы [1, 2, 3, 4], отмечают, что у людей с нарушениями зрения имеются определенные психологические особенности, такие как робость, нерешительность, неуверенность в себе, замкнутость, ориентированность на свой внутренний мир.

44

Одним из эффективных средств реабилитации людей с нарушениями зрения выступают танцевальные занятия.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. В статье осуществлена попытка изучить возможности использования танца как вида исполнительского искусства и танцевально-двигательной терапии в целях реабилитации лиц с нарушениями зрения.

Анализ вопроса о применении танца и танцевально-двигательной терапии в работе с инвалидами по зрению показал, что в отечественной науке освещены лишь отдельные аспекты данной проблемы, и нет целостного научного обоснования эффективности применения танцевально-двигательной терапии в процессе реабилитации инвалидов по зрению. При этом имеющаяся система занятий танцами лиц с нарушениями зрения еще не получила широкого распространения.

Таким образом, проблема заключается в восполнении дефицита научно обоснованных сведений о содержании и структуре танцевально-двигательной терапии, а также в оптимальном подборе видов танцев, имеющих выраженный реабилитационный эффект у людей с нарушениями зрения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Проведенный анализ научных трудов таких ученых, как Л. В. Богомолова [3], Р. Лабан [5], М. В. Матвиенко [6], М. А. Мишин [7], Т. С. Смурова [8], Н. А. Тюменцева [9] и других показал, что танцевальные занятия способны оказывать положительное влияние на состояние как физического, так и психического здоровья у людей с нарушениями зрения.

Исследования, проведенные Л. В. Богомоловой [3], И. В. Ивановой [10], показывают, что танцевальные занятия оказывают положительное влияние на развитие слуха, развивают временную ориентировку, т.е. способность индивида совершать движения во временном пространстве в соответствии с различным метрометрическим строением музыкального произведения. Данные исследователи отмечают, что метрометрическая пульсация, определяющая движения танцующих, вызывает согласованную реакцию всего организма, и может определять эмоционально-положительное состояние психики участников танца, что содействует общему оздоровлению организма.

Н. А. Тюменцева [9] отмечает, что у детей с патологией зрения в процессе занятий ритмикой и хореографией укрепляется мышечный корсет, вырабатывается правильное дыхание, развиваются моторные функции, формируется прямая осанка, красивая походка, плавность движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.

Занимаясь ритмикой с незрячими и слабовидящими детьми, Т. С. Смурова [8] также отмечает положительные изменения как в физическом развитии (движения становятся более выразительными и пластичными), так и в личностном развитии (повышается уровень общительности и коммуникабельности).

Т. В. Сабанцевой, К. И. Хмелевской [11] была разработана методика адаптированной хореографии для детей с глубокими нарушениями зрения,

45

направленная на развитие и совершенствование двигательной и социокультурной реабилитации детей с нарушениями зрения.

Р. Лабан [5], изучая движения тела в танце, отмечал, что движения отражаются не только на физическом уровне, но и влияют на психику человека.

Анализ работ И. В. Бирюковой [2], А. Н. Бегоян [1], Й. Вайсброд [12], А. Е. Гиршон [13], М. Уайтхауз [14], Т. А. Шкурко [15], Л. Эспенак [16] показал, что танцевальные уроки для лиц с ограниченными возможностями здоровья сформировались в отдельное направление психотерапии - танцевально-двигательную терапию.

В историческом аспекте переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз, которая, работая тренером, заметила психологические преимущества танца и перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения [17].

Основой для развития танцевальной терапии послужили идеи и методы работы ряда зарубежных танцевальных терапевтов.

Л. Эспенак [16] разработала авторскую методику под названием «психомоторная терапия», базирующуюся на теории А. Адлера и телесных техниках А. Лоуэна. Л. Эспенак воспринимает танец не просто как выражение эмоций, а как интеграцию интеллекта, тела и чувств человека. Она отмечала, что тренировка моторики в танце способствует психическому развитию индивида, проявляющемуся в состоянии тела и психики.

Разработанное М. Уайтхауз [14] направление танцевальной терапии под названием «движение из глубины», опирается на аналитическую теорию К. Юнга. В нем выражается идея о том, что сочетание в танце музыки и движения помогают человеку понять самого себя. Отмечая значимость прикосновений, дающих бессознательный ответ на уровне ощущений, М. Уайтхауз ввела в танцевальную терапию понятие переноса и контрпереноса.

Как отмечает И. В. Бирюкова [2], танцевально-двигательная терапия является междисциплинарной областью, существующей на стыке психотерапии и танцевального искусства, она тесно связана с такими областями знания, как анатомия, физиология, психофизиология, теория движения и танца, психология и т.д.

По мнению X. Пейн [18], техники танцевальной терапии можно определить как динамическую релаксацию.

К. Хендрикс [17] отмечает, что танцевально-двигательная терапия отличается от танца тем, что в танцевальной терапии наибольшее значение имеет то, как движение ощущается, чувствуется человеком, а не то, как оно выглядит. При этом К. Хендрикс замечает, что в танцевальной терапии ошибочно воспринимать танец только как вид исполнительского искусства, внимание терапевта должно концентрироваться на взаимоотношениях между внутренним и внешним пространством, между осознанными и неосознанными движениями участников, а основной инструментарий танца - пространство, ритм, движения - помогает расширить внутренний мир танцующего.

46

Танцевально-двигательная терапия использует танец, пластику и ритмику в лечебных и профилактических целях. В данном случае тело выступает инструментом, а движение - процессом, помогающим занимающимся пережить, распознать и выразить свои чувства, эмоциональные состояния и конфликты.

Анализ разных точек зрения учёных на данную проблему позволил определить реабилитационные возможности танцевально-двигательной терапии в работе с людьми с нарушениями зрения.

Танцевальная терапия способствует снятию двигательной скованности, позволяет людям с нарушениями зрения овладеть основами координационных механизмов, умением перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе занятий, в свободную деятельность для адекватного взаимодействия в социальной среде. Использование своеобразных приемов и способов в обучении слепых и слабовидящих людей направлено, прежде всего, на формирование навыков основных жизненно важных моторных актов. Кроме того, танец и как вид искусства, и как инструмент терапии таит в себе богатейшие возможности самовыражения, личностного роста и самосовершенствования. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром.

Для человека с нарушениями зрения танец, как инструмент психотерапии, делается способом познания себя, собственных особенных индивидуальных качеств, дает возможность расширить границы представлений человека о самом себе, раскрыть новые линии самовыражения и взаимодействия с окружающими.

В последние годы танцевальная или танцевально-двигательная терапия получила широкое применение в работе с людьми, имеющими нарушения зрения, во всем мире.

Изучение накопленного опыта работы зарубежных и отечественных специалистов в этом направлении позволило установить, что наиболее популярными танцевальными стилями у лиц с нарушениями зрения являются национальные танцы.

Так, например, в США довольно популярными видами танцев в работе с людьми с ограниченными возможностями являются хип-хоп, рок-энд-ролл, в Южной Америке - это аргентинское танго, в Испании отдается предпочтение фламенко, в Индии - национальному индийскому танцу, в Китае же -классическому балету [17].

Благодаря ярко выраженному ритму и специальной обуви танец фламенко обладает характерным тактом, который легко воспринимается людьми с нарушением зрения. Кроме того, экспрессивная окраска этого вида танца вызывают позитивные эмоции, помогает раскрепоститься и проявить себя.

Особенностью методики индийского танца является то, что преподаватель завязывает себе глаза на время занятия для того, чтобы достичь взаимосвязи с танцующими, использовать возникающие в этот момент образы и сравнения.

Обобщая имеющиеся в научной литературе точки зрения различных ученых, к основным задачам танцевально-двигательной терапии в работе с людьми с нарушениями зрения можно отнести: рост уровня двигательной активности

47

занимающихся, интеграция двигательной активности с хореографией, танцевальными элементами, музыкальными образами, активизация творческих и эстетических способностей, осмысление потенциала своего тела, обеспечение способности самовыражения эмоций, переживаний, чувств, духовной сути человека.

По мнению Эрны Гренлюнд [19], с помощью танцевальной терапии слепые и слабовидящие люди могут развить резервы своего тела, преодолеть ограничения, связанные с болезнью, а также преодолеть ряд психологических проблем.

Йо Вайсброд [12] отмечает, что слепые часто используют специфические движения. Типичные движения для слепых - механические движения, монотонное качание, стереотипное вращение руками. Для того чтобы организовать эффективную работу, понять какие движения даются людям с нарушениями зрения легко, а какие вызывают у них наибольшие трудности, танцевальному терапевту необходимо понять, каково это - передвигаться, не видя. Для этого Йо Вайсброд предлагала завязать глаза и попытаться передвигаться по комнате.

Ричард Вебстер указывал, что для слепых имеет большое значение постоянно получать и ощущать сенсорные сигналы, помогающие им чувствовать и воспринимать закрытый для них мир.

Однако в России освещены лишь отдельные аспекты данной проблемы, и нет целостного представления о влиянии танцевально-двигательной терапии на процесс реабилитации инвалидов по зрению.

Так, Н. Ю. Оганесян [4], занимаясь танцевально-двигательной терапией с младшими школьниками с нарушениями зрения, отмечает, что ходе занятий дети делаются более активными, подвижными, выносливыми, лучше адаптируются к новым условиям. При этом Н. Ю. Оганесян подчеркивает, что для незрячего ребенка движение и танец носят двоякий смысл: во-первых, танцевальное движение выступает как познавательный компонент, во-вторых, как реализация возможностей незрячего адаптироваться и функционировать в окружающей среде. И, в-третьих, целенаправленно используемый в терапевтической работе со слепым и слабовидящим ребенком танец выступает как инструмент коррекции последствий социальной и сенсорной депривации, инструмент работы с эмоциональными состояниями, самовыражением.

По мнению Н. В. Азаровой [20], методы танцевально-двигательной терапии включают человека с нарушениями зрения в совместное с другими действие в интересной, завлекающей форме. В результате у человека формируется мотивация к активной жизненной позиции, создается позитивный настрой к окружающей действительности, к людям, к себе. Повышается активность и сознательность включения самого инвалида по зрению в процесс реабилитации.

М. В. Садовски [21] отмечает, что необходимо работать не только с телом человека, имеющего ограниченные возможности, а в первую очередь, с его духовным началом, подчеркивая, что именно танцевальная терапия дает возможность работать как с телом, так и с духом человека, помогает гармонизовать его психику, способствует социальной адаптации. Освоение танца людьми с нарушениями зрения, как указывает М. В. Садовски, можно рассматривать как

48

обретение ими одной из способностей преодоления препятствий, соответственно освоение одной из движущих сил компенсации. В связи с тем, что препятствия по ограничению движения преодолеваются в самом танце, танцевальная терапия сглаживает психологические барьеры в общении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, все выше изложенное дает основание предположить, что применение танцев как вида исполнительского искусства и танцевально-двигательной терапии в процессе реабилитации инвалидов по зрению даст возможность оказать благоприятное воздействие на их физическое и психическое здоровье и развитие личности в целом. Регулярные занятия танцами помогут людям с нарушениями зрения почувствовать радость от общения и взаимодействия с партнером, ощутить полноту жизни и поверить в то, что возможности их тела не могут быть ограничены зрительной депривацией.

Список литературы

1. Бегоян А. Н. Двигательная сенсор-центрированная терапия по А. Бегояну / А. Н. Бегоян // Актуальные проблемы охраны здоровья лиц молодого возраста: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. - Брянск, 2010. - С. 111-115.

2. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия / И. В. Бирюкова // Московский психологический журнал. - 2004. - № 8. - С. 3-7.

3. Богомолова Л. В. Духовно-оздоровительный аспект хореографии / Л. В. Богомолова // Спортивные танцы. - 2000. - № 2. - С. 34-36.

4. Гренлюнд Э., Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, Н. Ю. Оганесян. -СПб.: Речь, 2011. - 288 с.

5. Laban R. Effort: economy of human movement / R. Laban, F. C. Lawrence. - London: Macdonald & Evans, 1974. - 47 p.

6. Матвиенко М. В. Музыкально-ритмические движения как один из факторов, способствующих коррекции нарушения зрения у дошкольников / М. В. Матвиенко // Наука и образование: новое время. -2014. - № 4. - С. 2-5.

7. Мишин М. А. Психомоторное развитие детей с нарушением зрения / М. А. Мишин // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. - 2003. - № 4. - С. 4868.

8. Смурова Т. С. Эффективность танцевальных занятий для повышения уровня физической подготовленности инвалидов по зрению / Т. С. Смурова // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 1. - С. 54-55.

9. Тюменцева Н. А. Использование коррекционного модуля «Живой купол» на занятиях ритмики и хореографии у детей с патологией зрения / Н. А. Тюменцева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 481-485.

10. Иванова И. В. Современные танцы и здоровье / И. В. Иванова // Спортивные танцы : материалы VI Рос. науч.-метод. конф. по проблемам развития спортивных танцев. - Москва, 2002. - С. 28-30.

11. Сабанцева Т. В. Хореография как средство реабилитации слепых и слабовидящих детей / Т. В. Сабанцева, К. И. Хмелевская // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 177-180.

12. Weisbord J. Body movement therapy and the visually impaired person / J. Weisbord // Mason (ed) Focus on Dance VII: Dance Therapy. Reston: AAHPERD, 1974. - Р. 73-75.

13. Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. - СПб.: Речь, 2006. - 286 с.

14. Whitehouse M. The transference and dance therapy / M. Whitehouse // American Journal of Dance Therapy. - 1977. - № 1. - Р. 13-15.

49

15. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко. - СПб.: Речь, 2005. - 192 с.

16. Espenak L. Dance therapy, theory and application / L. Espenak. - Springfield: Charles C. Thomas, 1981. -192 p.

17. Николаева К. И. Исторические аспекты развития танцевальной двигательной терапии в работе с лицами с депривацией зрения / К. И. Николаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3 (121). - С. 93-97.

18. Payne H. Dance Movement Therapy: Theory, Research and Practice / Н. Payne. -UK: Routledge. - 2006. - 262 p.

19. Gronlund E. Konsnarliga terapier / E. Gronlund, A. Aim. - Stockholm: Natur och Kultur, 1999. - 390 p.

20. Азарова Н. В. Танцевальные композиции и игры в курсе «Танцевально-двигательная терапия» для взрослых людей-инвалидов по зрению [Электронный ресурс] / Н. В. Азарова: материалы Международной научно-практической конференции «Реализация современных подходов к реабилитации инвалидов в процессе общего профессионального образования», 2013. - Режим доступа: http:// gutcmsriz.ksp.gov.spb.ru.

21. Садовски М. В. Танцетерапия как один из эффективных способов социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Садовски, О. П. Асафайло // Вестник ЮурГУ. -2013. - Т. 6.№ 2. - С. 61-63.

TO THE QUESTION OF USE OF DANCE-MOTOR THERAPY AND DANCE IN WORKING WISH PEOPLE WISH VISSUAL IMPAIRMENT

Bereznikovskii V. V.

Herzen State Pedagogical University, Special Education and Rehabilitation School, St Petersburg,

Russian Federation

E-mail: bereza-dom@mail.ru

The article presents an analysis of the possibility of using dance as a form of performing art and dance-motor therapy in working with people with visual impairment. It is shown that in the process of practicing various types of dance there is a positive dynamics of the physical condition of people with visual impairment: strengthens the muscular system, produces proper breathing, develops motor functions, forms a direct posture, beautiful gait, smoothness of movement. The tools of dance - space, rhythm, movement, helping to expand the inner world of the dancer, to reveal the possibilities of self-expression, personal growth and self-improvement. A comparison of dance classes and dance therapy is given. The ideas and methods of work of a number of foreign dance therapists who were at the origins of this direction are analyzed. The achievements of specialists in the application of this method in domestic and foreign modern practice are revealed.

The article describes the changes in the personal sphere in persons with visual impairment. The analysis of the impact of dances on the psyche of the blind is presented. The achievements of domestic and foreign scientists in the field of application of dances for rehabilitation of persons with visual impairment are revealed. It is shown that in the process of ballroom dancing in people with visual impairment there is a positive dynamics in the emotional-volitional and communicative spheres of personality, the formation of a new image of «I».

50

Keywords: dance-motor therapy, dance, dance classes, rehabilitation, people with visual impairment, psychotherapy, perception of space.

References

1. Begojan A.N., Dvigatel'naja sensor-centrirovannaja terapija po A. Begojanu, Aktual'nye problemy ohrany zdorov'ja lic molodogo vozrasta: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, p. 111 (Brjansk, 2010).

2. Birjukova I.V., Tanceval'no-dvigatel'naja terapija, Moskovskijpsihologicheskij zhurnal, 8, 3 (2004).

3. Bogomolova L.V., Duhovno-ozdorovitel'nyj aspekt horeografii, Sportivnye tancy, 2, 34 (2000).

4. Grenljund Je. and Oganesjan N.Ju., Tanceval'naja terapija. Teorija, metodika, praktika, 288 p. (Rech', SPb., 2011).

5. Laban R. and Lawrence F. C., Effort: economy of human movement, 47 p. (Macdonald & Evans, London, 1974).

6. Matvienko M.V., Muzykal'no-ritmicheskie dvizhenija kak odin iz faktorov, sposobstvujushhih korrekcii narushenija zrenija u doshkol'nikov, Nauka i obrazovanie: novoe vremja, 4, 2 (2014).

7. Mishin M.A., Psihomotornoe razvitie detej s narusheniem zrenija, Fizicheskoe vospitanie detej s narusheniem zrenija v detskom sadu i nachal'noj shkole, 4, 48 (2003).

8. Smurova T.S., Jeffektivnost' tanceval'nyh zanjatij dlja povyshenija urovnja fizicheskoj podgotovlennosti invalidov po zreniju, Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 1, 54 (1998).

9. Tjumenceva N.A., Ispol'zovanie korrekcionnogo modulja «Zhivoj kupol» na zanjatijah ritmiki i horeografii u detej s patologiej zrenija, Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept», 12, 481 (2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ivanova I.V., Sovremennye tancy i zdorov'e, Sportivnye tancy: materialy VIRos. nauch.-metod. konf. po problemam razvitija sportivnyh tancev, p. 28 (Moskva, 2002).

11. Sabanceva T.V. and Hmelevskaja K.I., Horeografija kak sredstvo reabilitacii slepyh i slabovidjashhih detej, Omskij nauchnyj vestnik, 3, 177 (2015).

12. Weisbord J. Body movement therapy and the visually impaired person, Mason (ed) Focus on Dance VII: Dance Therapy (AAHPERD, Reston, 1974), p. 73.

13. Kozlov V.V., Girshon E. and Veremeenko N.I., Integrativnaja tanceval'no-dvigatel'naja terapija, 286 p. (Rech', SPb., 2006).

14. Whitehouse M., The transference and dance therapy, American Journal of Dance Therapy, 1, 13 (1977).

15. Shkurko T.A., Tanceval'no-jekspressivnyj trening, 192 p. (Rech', SPb., 2005).

16. Espenak L. Dance therapy, theory and application, 192 p. (Charles C. Thomas, Springfield, 1981).

17. Nikolaeva K. I. Istoricheskie aspekty razvitija tanceval'noj dvigatel'noj terapii v rabote s licami s deprivaciej zrenija, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 3 (121), 93 (2015).

18. Payne H. Dance Movement Therapy: Theory, Research and Practice, 262 p. (Routledge, UK, 2006).

19. Gronlund E. and Aim A., Konsnarliga terapier, 390 p. (Natur och Kultur, Stockholm, 1999).

20. Azarova N.V., Tanceval'nye kompozicii i igry v kurse «Tanceval'no-dvigatel'naja terapija» dlja vzroslyh ljudej-invalidov po zreniju [Jelektronnyj resurs], Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Realizacija sovremennyh podhodov k reabilitacii invalidov v processe obshhego professional'nogo obrazovanija», 2013. - Rezhim dostupa: http:// gutcmsriz.ksp.gov.spb.ru.

21. Sadovski M.V. and Asafajlo O.P., Tanceterapija kak odin iz jeffektivnyh sposobov social'noj reabilitacii ljudej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja, Vestnik JuurGU, 6, 2, 61 (2013).

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.