Совет четвертый: использовать принцип отсроченной строгости. Он состоит в следующем: с помощью правдоподобных рассуждений выдвигаем гипотезу. Если ее доказательство сложное и требует много времени, откладываем его на будущее. Полагаем, что гипотеза истинна. Исследуем, какие следствия из этого вытекают. Наблюдаем, не приходим ли к какому-либо противоречию, и отмечаем, что принятие гипотезы в качестве истинного утверждения резко расширяет круг решаемых задач.
Литература
1. Далингер, В.А. Методика работы над формулировкой, доказательством и закреплением теоремы: Книга для учителя [Текст] / В.А. Далингер. - Омск, 1995. - 196 с.
2. Седакова, В.И. Дидактические основы взаимосвязи школьного курса математики и методических дисциплин педвуза [Текст]: дис... канд. пед. наук / В.И. Седакова. - М., 2000. - 187 с.
3. Семенов, Е.Е. Принцип систематизации в преподавании математики [Текст] / Е.Е. Семенов // Математика в школе. - 2004. - № 4. - С. 28-32.
4. Совертков, П.И. Проектирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и студентов по математике и информатике [Текст] / П.И. Совертков. - Сургут: РИО СурГПИ, 2004. - 167 с.
ББК 74.100.53+88.892.51 УДК 37.018.2+159.922.7
Л 79
Р.Р. ЛОСКУТОВА
R.R. LOSKUTOVA
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
MUSIC THERAPY AS A MEANS OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
В статье представлен теоретический и практический материал из опыта работы педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения № 92 «Искорка» г. Йошкар-Олы. Рассматриваются значение, возможности, условия и методы эмоционального развития детей средствами музыкальной психотерапии; показаны виды и формы приобщения детей к музыкальному искусству в условиях ДОУ и семьи.
The theoretical points and practical procedures presented in the article are based on the related practice of municipal preschool educational institution Kindergarten № 92 «Iskorka» of Yoshkar-Ola. The importance, possibilities, conditions and methods of emotional development of children by means of music therapy are considered. Types and forms of making children accustomed to music in kindergarten and family setting are presented.
Ключевые слова: музыкальная психотерапия, эмоциональное воспитание.
Key words: music therapy, emotional education.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Забота об эмоциональном благополучии детей на основе признания права каждого ребенка на индивидуальное своеобразие, в том числе и эмоциональных проявлений, становится одной из основных задач гуманистически ориентированного педагога. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.
Важную роль в гуманизации воспитания дошкольников, по нашему мнению, играет музыкальное искусство. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Музыка развивает экспрессию человека - двигательную, речевую, мимическую [1, с. 17]. Эстетическая эмоция, появляющаяся в онтогенезе развития ребенка раньше других видов эмоциональных переживаний, определяет характер эмоциональных проявлений, создает основу для становления социальных, моральных, интеллектуальных чувств. Превалируя над волевыми процессами, эмоции в большей степени организуют жизнедеятельность детей в дошкольном возрасте, закладывают базу здоровья ребенка, его личностного роста и творческого самовыражения [2, с. 34].
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Музы-котерапия (МТ) - это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет
использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональном развитии.
К сожалению, музыка как вид искусства в образовательном процессе ДОУ занимает недостаточно большое место в повседневной жизни ребенка. Она принимает вид специально организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем, что является недостаточным для получения эмоционально-эстетического наслаждения. Педагогами не всегда используется данная возможность как эффективное условие развития эмоциональной сферы дошкольника, обеспечивающее уравновешенность эмоциональных проявлений как в процессе взаимодействия со сверстниками, так и при ознакомлении с произведениями искусства.
Анализ исследований позволил не только определить важность и значимость эмоций в духовной жизни ребенка, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий их развития средствами музыкального искусства. Цель нашего исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей средствами музыкотерапии в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования содержала в себе следующее предположение: процесс эмоционального развития старших дошкольников будет протекать более успешно, если педагоги используют в работе с детьми средства музыкальной психотерапии. Мы считаем, что музыкальная психотерапия имеет как коррекци-онную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми в целях их эмоционального развития.
Экспериментальное исследование по заявленной проблеме проходило на базе МДОУ № 92 «Искорка» города Йошкар-Олы. В экспериментальную группу вошли дети и их родители, посещающие клуб «Здоровье и музыка». На констатирующем этапе исследования нам необходимо было оценить уровни эмоционального развития старших дошкольников.
Исследование проводилось методом наблюдения за функциональными признаками выражения детьми эмоциональных состояний в игре как основном виде деятельности дошкольников. Мы фиксировали наше внимание на мимике, позах, движениях детей при проявлении различных эмоциональных состояний (радость, удовольствие, удивление, страх, печаль, гнев и др.). Дети как экспериментальной, так и контрольной группы наиболее ярко проявляли такие эмоциональные состояния, как радость и гнев.
На начальном этапе нашего исследования мы собирали все данные, отражающие эмоциональную сферу детей (как они реагируют на различные жизненные ситуации, насколько сильны их положительные и отрицательные эмоции, как они могут управлять своими эмоциями и менять настроение).
Об эмоциональной сфере мы судили на основании анализа позы, мимики, выражения лица, жестикуляции, речевых выражений, смены настроения, голосовых и двигательных реакций детей контрольной и экспериментальной группы.
Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществлялось как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях с широким использованием средств музыкальной культуры, где дети учились переживать различные эмоциональные состояния, вербализовывали свои переживания, знакомились с опытом сверстников. Ценность таких занятий состояла в том, что у детей расширялся круг осознаваемых эмоций, они начинали глубже понимать себя и других, у них чаще возникала эмпатия по отношению к взрослым и детям.
В рамках работы клуба «Здоровье и музыка» нами был разработан перспективный план мероприятий по использованию различных видов музыкальной психотерапии в различных режимных процессах ДОУ.
Обозначим далее несколько методических аспектов по использованию музыкотерапии в работе с детьми, на которые мы делали акцент с целью эмоционального развития старших дошкольников.
1. Заторможенные дети с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждались в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала его общий жизненный тонус. Для таких детей мы использовали музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа: «Утята», «Дважды два четыре», «Вместе весело шагать», «Песенка о лете», «Детскотека» (музыка Г. Гладкова), «Камаринская» (музыка П.И. Чайковского), «Кенгуру», «Антилопы» (музыка К. Сен Санса) и др.
Однако мы учитывали и тот факт, что постоянно звучащая стимулирующая музыка может вызвать у них реакцию отторжения, неприятия. Поэтому стимулирующий аккомпанемент мы применяли периодически, в соответствующих ситуациях.
2. Возбужденные дети нуждались в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка: Х. Глюк «Мелодия», П. Чайковский «Ноктюрн», К. Сен-Санс «Лебедь» и др.
3. Дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии. Для таких детей мы использовали стабилизирующую музыку умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что такое деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Разнообразие встречающихся типов поведения детей невозможно заранее предусмотреть. Очень многое зависит от состояния ребенка в конкретный момент и от умелых методических действий творчески работающего педагога.
Сеансы рецептивной музыкотерапии с дошкольниками проводились также в форме «моделирования» эмоционального состояния (регуляция, повышение эмоционального тонуса, снятие психоэмоционального возбуждения). Чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему сначала давали прослушать мелодии, созвучные его настроению, затем постепенно меняли характер музыки в соответствии с желаемой переменой. Лучший эффект при такой направленности музыкального восприятия давала программа, составленная из фрагментов разных по характеру музыкальных произведений. При этом выбирались, в первую очередь, музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с отчетливым ритмом.
Активная музыкотерапия позволяла активно включать детей в музыко-терапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия). Участие в музыкотерапевтиче-ском сеансе самого ребенка, получающего возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное состояние пением, движением, игрой на инструменте, приводило к разрешению внутреннего конфликта и, как следст-
вие, к стабилизации психоэмоционального состояния, к регуляции функций организма. Занятия по вокалотерапии проводились как в индивидуальной форме, так и групповой. Они были направлены на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка. С этой целью использовались песни-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка. Были использованы отдельные песни, основанные на самовнушении положительных установок, например «Колыбельная самому себе», «Я хороший, ты хороший», «Формула радости» и др.
Помимо жизнеутверждающих песен-формул в занятия с дошкольниками включались знакомые оптимистические по содержанию детские песни, которые исполнялись под фонограмму группой детей. Такое исполнение в процессе сеанса являлось коррекционной поддержкой, дающей возможность ребенку почувствовать уверенность во время пения, наполняющей положительными эмоциями от коллективной вокальной деятельности.
Кинезитерапия с детьми экспериментальной группы проводилась в форме тематических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В занятие включались различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения, обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы.
Танцетерапия с дошкольниками предполагала использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный, танец-импровизация или современный детский или народный танец (элементы движений марийского, испанского, русского, индийского танцев и т.д.).
Психогимнастика также использовалась в работе по развитию эмоциональной сферы с детьми экспериментальной группы. Она включала в себя комплекс упражнений, игр, этюдов, целью которых являлось сохранение психического здоровья ребенка или коррекция психоэмоциональных нарушений у детей. На занятиях дошкольники обучались элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации.
Большое значение в таких занятиях придавалось коррекции коммуникативных нарушений, трудностей в общении со сверстниками, нежелательных личностных особенностей. Во время занятий в основном использовался невербальный материал, хотя словесное выражение чувств также присутствовало в процессе работы с детьми. Все занятия проходили под музыкальное сопровождение.
Продолжая тему оздоровительно-профилактической направленности музыкального сопровождения, подробнее остановимся на использованной нами методике музыкально-рефлекторного пробуждения детей после дневного сна. Пробуждение дошкольников осуществлялось индивидуально, т.е. продолжалось во времени по-разному для детей с разным типом нервной системы (примерно 10 минут). Для того чтобы пробуждение было постепенным, использовали соответствующую музыку: тихую, легкую. Десятиминутная композиция была относительно постоянной, чтобы у детей выработался рефлекс-пробуждение. С этой целью нами использовались авторские аудиокассеты «Музыкальная психотерапия для всей семьи». Услышав звучание привычной мелодии, ребята легче переходили от состояния полного покоя, расслабленности к активной деятельности. Через некоторое время (1-2 месяца) музыкальная композиция заменялась на другую, аналогичную, которая вскоре становилась для детей такой же привычной, как и первая.
В подборе музыкального репертуара к этюдам, упражнениям, тренингам, занятиям мы ориентировались на авторскую программу профессора,
доктора педагогических наук Радыновой О.П. «Шедевры музыкального искусства» [3], а также нами широко использовалась народная и современная музыка.
Несмотря на то, что в настоящее время наш эксперимент не завершен, результаты проведенной работы уже сейчас дают нам основание для заключения, что эмоциональное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если педагог в своей работе с детьми систематично использует разнообразные элементы музыкальной психотерапии. Мы убеждены, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на ребенка.
Данное исследование не исчерпывает решения проблемы эмоционального развития детей средствами музыкальной психотерапии. Дальнейшего изучения требуют вопросы преемственности в работе по развитию эмоциональной сферы у детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школы, а также в семье.
Литература
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 236 с.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. -344 с.
3. Радынова, О.П. Слушаем музыку [Текст] / О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 1994. -65 с.