М. Ф. Гуторова
Коррекционные занятия с детьми старшего дошкольного возраста
0
Гуторова Мария Федоровна - педагог-психолог Центра развития ребенка - детского сада № 1777 (г. Москва).
Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено проблеме «трудных детей», или, как их принято называть - детям «группы риска».
Дети «группы риска» - это дети, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики. Однако они обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям. Наблюдается тенденция роста численности учащихся начальной школы со школьной дезадаптацией. Чтобы им помочь, необходима более ранняя дошкольная диагностика, выявление детей, входящих в «группу риска» и организация коррекцион-но-развивающих занятий, стимулирующих развитие у данной категории детей навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Детей с проблемами условно можно разделить на две группы. В основу классификации заложен принцип преимущественного риска с позиции происхождения и степени нарушения познавательных функций:
1-я группа - риск с преимущественными психосоциальными факторами.
2-я группа - риск с преимущественными клинико-патологическими факторами.
В первую группу входят дети с социально-педагогической запущенностью, которым не достает внимания и заботы семьи, в особенности матери, зачастую они сталкиваются с психологическим и физическим насилием, бедностью и недостаточностью эмоциональных контактов, отсутствует контроль их развития. Такие дети склонны к конфликтным типам отношений, поскольку обладают недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков. Прогноз относительно школьного обучения для них неблагоприятен, так как у детей не сформирована мотивация обучения во многом по причине сниженного контроля и слабой заинтересованности со стороны родителей.
Во второй группе можно выделить следующие подгруппы:
Первая подгруппа - соматически ослабленные дети с хроническими формами заболеваний (пневмония, ревматизм, туберкулез, диабет, аллергия, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, функциональный шум в сердце, воспаление мочевыводящих путей), приводящими к астении, состоянию, характеризующемуся слабостью, повышенной утомляемостью, нарушениями сна. У таких детей наблюдается снижение устойчивости и продуктивности психических процессов, снижен эмоциональный фон, в характере наблюдается проявление эгоизма и эгоцентризма, пониженный фон настроения. Они плаксивы, капризны, робкие в общении, самооценка занижена. У детей наблюдается значительный уровень тревожности, их поведение эгоцентрично, они излишне требовательны к удовлетворению своих потребностей. Они замкнуты в общении с окружающими, но в то же время проявляют претенциозность к близким. Относительно удовлетворительный контакт они имеют лишь с детьми младшего возраста или сверстниками с аналогичными проблемами. Прогноз школьного обучения связан с низкой учебной мотивацией из-за пропусков занятий, слабой успеваемостью из-за истощаемости нервной системы и соматической ослабленности. Коррекция: организация профильной физиотерапии, возрастающей поэтапной психической и физической нагрузки с целью повышения устойчивости организма.
Вторая подгруппа - это дети с минимальной мозговой дисфункцией. Ведущей формой психических отклонений являются признаки парциальной задержки психического развития с преимущественно познавательными, когнитивными нарушениями. Для таких детей свойственны ярко выраженное двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, недостаточность мелкой моторики, беспокойные движения в кистях рук и стопах ног, избыточность и зеркальность движений, парциальное нарушение
внимания и памяти, вторично наблюдаются интеллектуальные нарушения активности и целенаправленности мышления, парциальное нарушение речевых зон коры головного мозга, приводящее к различным нейролингвистиче-ским нарушениям разного уровня.
Особенности личности и поведения у детей с ММД имеют вторичный дефект. Наблюдается недоразвитие эмоциональной сферы, неспособность к обобщению аффективных переживаний, раздражительность и агрессивность, болтливость и суетливость, конфликтность, невнимательность к советам и рекомендациям взрослых, узость и неустойчивость интересов, общая низкая организованность поведения. У этих детей отмечается импульсивность как в разнообразных повседневных ситуациях, так и при выполнении когнитивных заданий, резко выражена истощаемость психических процессов. Прогноз на школьное обучение сложен, поскольку при обучении они проявляют крайнюю невнимательность, отвлекаемы, поэтому допускают большое количество ошибок и т. д.
К третьей подгруппе относятся дети с психоневрологическими нарушениями. Для них характерны вегетативные расстройства различной степени выраженности, повышенная истощае-мость, колебания тонуса нервной системы, эмоциональная неустойчивость, возникновение невротических и неврозоподобных расстройств.
У детей снижена произвольность позы, могут быть выражены тики, тремор, трудности поддержания ритма и управлением в поведенческих реакциях, повышена переключаемость внимания. Данная подгруппа характеризуется цикличностью психических процессов с преобладанием процессов возбуждения, проявлением агрессивных реакций. Наблюдается проявление повышенной конфликтности в межличностном общении. Прогноз школьного
обучения не достаточно благоприятен, поскольку такие дети не способны сохранять длительное умственное напряжение.
Для того чтобы выявить старших дошкольников с теми или иными трудностями в психическом развитии мы использовали следующую анкету, которая заполняется педагогом группы (в ряде случаев совместно с психологом):
Анкета-характеристика
Фамилия и имя ребенка_
Возраст_
Основание риска»:
Трудности в поведении Трудности в обучении _
для выделения в «группу
эмоционально-волевой
1. Особенности сферы, внимания
Проявляет ли ребенок:
1). Нервозность, тревожность:
а) часто б) редко в) очень редко
2). Двигательное беспокойство, растор-моженность:
а) часто б) редко в) никогда
3). Рассеянность, отвлекаемость, неусидчивость, импульсивность:
а) часто б) редко в) никогда
4). Утомляемость, истощаемость: а) часто б) редко в) никогда
5). Раздражительность, агрессивность: а) часто б) редко в) никогда
6). Вялость, пассивность:
а) часто б) редко в) никогда
7). Скованность, робость, плаксивость: а) часто б) редко в) никогда
2. Особенности познавательной деятельности
1). Познавательная активность:
а) высокая б) средняя в) низкая г) отсутствует
2). Как понимает объяснения:
а) хорошо б) посредственно в) плохо
3). Уровень речевого развития:
а) высокий б) средний в) низкий
4). Уровень развития памяти:
а) высокий б) средний в) низкий
5). Уровень овладения мыслительными действиями:
а) высокий б) средний в) низкий
3. Имеются ли нарушения в двигательной сфере:
а) да б) нет
Помимо анкеты применимы следующие методики и методические приемы:
• Методики, разработанные под руководством Л. А. Венгера, направленные на диагностику познавательного развития («Схематизация», «Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Систематизация», «Учебная деятельность»);
• «Эмоциональное благополучие ребенка» по Т. С. Воробьевой;
• «Тест тревожности», М. Дорки, В. Аммен;
• «Рисунок семьи»;
• «День рождения», М. А. Панфилова;
• «Два дома», Р. И. Бардина;
• «Кактус», М. А. Бардина;
• «Лестница», В. Г. Шур;
• «Страхи», А. И. Захаров.
По итогам диагностического обследования можно выделить основные проблемы, которые присутствуют у детей. Опыт показывает, что целесообразно разделять детей на две подгруппы:
1-я подгруппа - дети, имеющие проблемы с вниманием, агрессивностью, трудностями в общении;
2-я подгруппа - дети, обладающие низкой самооценкой, тревожностью.
В каждую подгруппу попадает по 5-6 детей из группы. Занятия с ними проводятся не чаще, чем один раз в неделю по 30 минут.
Общение с такими детьми требует особой деликатности, умения в нужных ситуациях тактично использовать юмор. Например, агрессивные дети довольно часто громко кричат. Я спрашиваю их: «Ребятки, а у нас тут есть глухие детки? А разве я такая старая? Тогда зачем же вы так громко говорите, я ведь хорошо слышу!» Или говорю детям: «Давайте возьмем в руки пульт и сделаем немного потише». Тревожных детей, которые говорят
тихо, я прошу «прибавить на пульте звук». Таким образом, с одной стороны, имея дело с неким воображаемым объектом, малыши не воспринимают мои замечания как упреки, а с другой - они действительно изменяют свое поведение.
Многие задания, которые мы выполняем с детьми, направлены на развитие того или иного познавательного процесса (мышления, памяти, внимания и т. д.), однако опыт показывает, что успешность коррекции определяется не столько содержанием самого задания, сколько той целью, которую ставит перед собой психолог. Приведем простой пример. Игра «домино» знакома многим детям - она требует внимательности и выполнения определенных правил. Однако в совместной игре на первый план выходят умение соблюдать очередь и справляться с негативными эмоциями. Все дети хотят выиграть, многие плачут, когда понимают, что проигрывают. Не стоит избегать подобных соревновательных ситуаций в детском саду, так как в школе дети все равно с ними встретятся. Лучше преодолеть неприятные эмоции на коррекционных занятиях. Задача психолога - помочь дошкольникам научиться переживать такие ситуации, показать, что проигрыш, как и выигрыш, являются нормальными в любой игре. Вначале мы хлопаем детям, которые проиграли, чтобы сгладить неприятный осадок, затем они уже сами поддерживают друг друга - «ничего, бывает», «не повезло» и т. д.
Занятие 1
1. Игра «Знакомство»
Цель: коррекция эмоциональной сферы. Вызвать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Играя с мячом, дети передают мяч друг другу: «Меня зовут...» (как зовет мама, папа; как называют ласково и т. д.). Заметим, что особенно важен этот этап в случае, если в подгруппу попадает ребенок, не посещавший ранее детский сад. В этом случае он рассказывает о себе, о том, что любит, что ему интересно, налаживает контакт со сверстниками.
2. Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
На столе 5-6 игрушек. Детям предлагается их запомнить. Дети закрывают глаза, в это время одну игрушку убирают. Дети открывают глаза, отгадывают, что изменилось.
1-я подгруппа
3. Игра «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Медленно начинают брыкаться. Ноги чередуются и высоко поднимаются, постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит: «Нет!», увеличивая интенсивность удара. (Релаксация: слушание спокойной музыки).
2-я подгруппа
3. Игра «Жмурки»
Цель: развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза, кто-то крутит его на месте, что затруднит ориентацию. «Жмурка» должна ходить по комнате и ловить детей. Дети от нее убегают. Когда «жмурка» поймает кого-нибудь, она должна на ощупь угадать и называть, кого поймала.
4. Игра «Собери целое»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Развитие наглядно-образного мышления.
Детям предлагается собирать разрезные картинки из 3-8 частей.
Занятие 2
1. Игра «Съедобное - не съедобное»
Цель: развитие внимания, знакомство
с существенными признаками и свойствами предметов.
Дети в кругу. Ведущий поочередно бросает мяч игрокам и называет предметы, продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, а не съедобное прячет руки.
2. Игра «Домино - ассоциации»
Цель: развитие внимания, мышления, ассоциативных представлений.
Дети выкладывают домино по ассоциативным представлениям. Например, корова - молочные продукты, собака - косточка и т. д.
1-я подгруппа
3. Игра «Стоп!»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, преодоление двигательного автоматизма.
Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
2-я подгруппа
3. Игра «Замри»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, преодоление двигательного автоматизма.
Дети прыгают под музыку. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, остальные продолжают игру, пока не останется один играющий, который признается победителем.
4. Игра «Подбери узор»
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, воображения. Ведущий показывает фигурку, а дети находят, у кого на карте есть подходящий узор, и смотрят, подходит ли фигурка по форме.
Занятие 3
1-я подгруппа
1. Игра «Злая кошка и добрая кошка»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики. Коррекция поведения агрессивных детей, снижение агрессии.
Дети изображают злых кошек, затем, под спокойную музыку, добрых. (Релаксация.)
2-я подгруппа
1. Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие слухового восприятия, совершенствование внимания, снятие психического напряжения.
Дети стоят в кругу. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Взрослый дает одному игроку сигнал, чтобы тот назвал имя ребенка в середине круга. Водящий должен угадать, кто его позвал.
2. Игра «Домино»
Цель: развитие внимания, умения соблюдать правила игры, воспитывать чувство коллективизма.
Дети играют в домино (с фигурками) за столом.
3. Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представления об окружающем.
Дети в кругу. Ведущий называет различные предметы, животных. Если назван предмет, который летает, то дети поднимают руки, если не летает - приседают.
3. Игра «Собери целое» (см. выше)
Занятие 4
1-я подгруппа
1. Игра «Два барана»
Цель: снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций.
«Рано-рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперед, упираются ладонями друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинулся - проиграл. Можно издавать звуки «Бе-е-е». После - релаксация.
2-я подгруппа
1. Игра «Клубочек»
Цель: развивать умение общаться, не стесняясь, выражать свое отношение к окружающему, развивать сплоченность детей.
Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца, передает клубочек рядом сидящему ребенку и задает любой вопрос (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, кого ты любишь и за что и т. д.). Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т. д.
2. Игра «Пирамида»
Цель: развитие восприятия величины, внимания.
Раскладывание матрешек, мисочек, колечек пирамиды в возрастающем и убывающем порядке.
3. Игра «Стоп!» (см. выше)
4. Игра «Собери круг»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы. Развитие наглядно-образного мышления.
Дети собирают из частей круг (по схеме).
Занятие 5
1-я подгруппа
1. Игра «Добрая и злая кошка» (см. выше)
2-я подгруппа
1. Игра «В магазине зеркал»
Цель: коррекция эмоциональной сферы. Развитие уверенности в себе, раскованности.
В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит обезьянка. Обезьянка видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют ее движения (один ребенок обезьянка, остальные - зеркала).
2. Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики. Развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает таблицы из четырех картинок, дети определяют, какой предмет лишний, и рассказывают почему.
3. Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, быстроты реакции.
Дети в кругу, ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет прилагательное или наречие, а он возвращает мяч, называя слово, противоположное по значению (антоним).
4. Игра «Что изменилось?» (см. выше)
Занятие 6
1-я подгруппа
1. Игра «Брыкание» (см. выше)
2-я подгруппа
1. Игра «Жмурки» (см. выше)
2. Игра «Азбука настроения»
Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружающих людей, способность понимать это состояние.
Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж радуется, обижен, сердится и т. д. и рассказать случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
3. Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде: «Карлики!» - дети приседают, по команде: «Великаны!» - встают. Команды даются вразбивку и в разном темпе.
4. Игра «Нелепицы»
Цель: развитие внимания, восприятие и понимание картинок с нелепым сюжетом.
Детям нужно найти картинки, на которых изображены нелепые и неправдоподобные ситуации.
Занятие 7
1-я подгруппа
1. Игра «Есть или нет?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы. Развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться определенным правилам.
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»
Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбаки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?
2-я подгруппа
1. Игра «Ворона»
Цель: коррекция эмоциональной сферы. Совершенствование внимания, пробуждение активности, сплоченность играющих, создание здорового эмоционального возбуждения.
Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев: «Ворона сидит на крыше. Ощипывает свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!» Затем очень быстро и неожиданно: «А кто раньше сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?» кто опоздал выполнить команду - выбывает из игры.
2. Игра «Угадай, что спрятано?»
Цель: тренировка внимания, памяти, развитие представления об окружающих предметах.
В мешке находятся предметы. Ребенок ощупывает предмет, описывает его и пытается отгадать, что это.
3. Игра «Запомни свое место»
Цель: совершенствование памяти. Создание бодрого настроения. Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить свое место. Под веселую музыку все разбегаются, а с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
4. Игра «Найди отличия»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Совершенствование внимания.
Ведущий показывает детям два почти одинаковых рисунка и просит найти различия.
Занятие 8
1-я подгруппа
1. Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Цель: Коррекция эмоциональной сферы психики. Снятие барьеров в общении, мышечного напряжения.
Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только скажу: «Рычи, лев, рычи!» - пусть раздается самое громкое рычание».
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт. Паровоз едет в разных направлениях то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры произойдет «крушение», и все валятся на пол. Релаксация - слушание спокойной музыки.
2-я подгруппа
1. Игра «Ветер дует на...»
Цель: коррекция эмоциональной сферы. Развитие чувства сплоченности, снятие барьеров в общении.
Со словами: «Ветер дует на...», ведущий начинает игру, «ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку (у кого есть сестра, кто любит животных, кто много плачет, у кого нет друзей и т. д.).
2. Игра «На что похоже»
Цель: коррекция познавательной сферы психики. Развитие мышления, представления об окружающих предметах.
Ведущий показывает детям геометрические фигуры: круг, овал, прямоугольник, треугольник и предлагает назвать предметы, имеющие сходную форму.
3. Игра «Летает, не летает» (см. выше)
4. Игра «Собери квадрат»
Цель: развитие мышления, внимания, восприятие целостного образа предметов.
Дети собирают из частей квадрат (по схеме).
Дошкольники, входящие в указанные подгруппы, имеют, как правило, различный темп деятельности: для детей первой подгруппы характерны быстрая реакция, для детей
второй - реакция более медленная. После восьмого занятия группы перемешиваются, с тем чтобы помочь детям ориентироваться на окружающих: быстрые дети приспосабливаются к ожиданию детей более медленных, что способствует развитию их произвольности; дети медленные, в свою очередь, глядя на шустрых сверстников, стараются изменить свой темп, то есть становятся более уверенными в своих действиях. Объединение столь разных дошкольников важно по той причине, что, во-первых, все вместе они находятся в группе детского сада, а во-вторых, в школьном классе им придется контактировать с разными детьми, и их искусственное разделение на этапе коррекционной работы не будет способствовать развитию коммуникативных навыков.
Занятие 9
1. Игра «Комплименты»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, способность видеть свои положительные стороны, дать ребенку почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!», затем он дарит комплимент соседу. Упражнение проводится по кругу.
2. Игра «Чего не хватает?»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики. Развитие внимания.
Ведущий предлагает детям карточки с недостающими деталями. Дети находят недостающую деталь и называют.
3. Игра «Огонь - лед»
Цель: развитие внимания, быстроты реакций.
По команде ведущего: «Огонь!» - стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда.
4. Игра «Зашумленные картинки»
Цель: коррекция познавательной сферы психики. Развитие внимания, зрительное восприятие.
Перед играющими кладется картинка, представляющая собой хаотично переплетенные линии. Но за этими линиями скрыто изображение, которое надо найти.
Занятие 10
1. Игра «На что похоже настроение»
Цель: коррекция эмоциональной сферы
психики. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу.
2. Игра «Домино - ассоциации» (см. выше)
3. Игра «Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций. Снятие психического напряжения.
Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, неожиданно показывая запрещенное движение. Кто повторил, становится ведущим. Игра продолжается дальше.
4. Игра «Четвертый лишний» (см. выше)
Занятие 11
1. Игра «Чей голос?»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики. Развитие внимания, слухового восприятия.
Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотрагивается рукой, произносит слова: «Я здесь!» Все должны угадать, чей это голос.
2. Игра «Составь фигуру из счетных палочек»
Цель: коррекция познавательных способностей. Развитие внимания, мелкой моторики руки, умение работать, ориентируясь на образец.
Дети выкладывают по образцу из счетных палочек разные фигуры. Ведущий читает четверостишие про каждую фигуру.
3. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие представления об окружающем, внимания, быстроты реакций.
Дети становятся в круг. Ведущий поочередно бросает мяч детям, сопровождая словами: «вода», «воздух», «земля» - и дети возвращают мяч, называя животного, который живет на земле, в воде или летает. При слове «огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя, хлопнуть в ладоши.
4. Игра «Волшебные фигуры» Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики руки.
Детям предлагается стать «волшебниками» и превращать «волшебные» фигуры в какой-либо предмет или нарисовать картину (дорисуй фигуру). Хорошие рисунки отметить.
Занятие 12
1. Игра «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики. Развивать способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
Детям предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Дети должны выбрать ту, которая в большей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы и т. д.
2. Игра «Логические концовки»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Развитие мышления.
Ведущий говорит: «Я буду начинать предложение, а ты закончи его. Лимоны кислые, а сахар... Ты ходишь ногами, а бросаешь... Птица летает, а змея... Ты видишь глазами, а слышишь... Яблоки и груши -... Нож и кусок стекла -... и т. д.
3. Игра «Ухо - нос»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоцио-
нального возбуждения, бодрого настроения. Снятие психического напряжения.
По команде: «Ухо!» - дети должны схватиться за ухо, по команде: «Нос!» - за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать ту часть лица, которая называется ведущим.
4. Игра «Сложи узор»
Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умение работать по схеме.
Детям нужно из кубиков Косса сложить по образцам точно такой же узор.
Занятие 13
1. Игра «Пожелание»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики детей, их взаимоотношений. Воспитание доброты, уважения к окружающим сверстникам, желание видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
Дети сидят в кругу, бросают мяч друг другу и говорят добрые пожелания.
2. Игра «Что изменилось?» (см. выше)
3. Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания. Умение подчиняться определенным правилам, сплоченность играющих, развитие ловкости, быстроты реакции. Снятие психического напряжения.
Играющие сидят в кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
4. Игра «Четвертый лишний» (см. выше)
Занятие 14
1. Игра «Что и когда я чувствую»
Цель: коррекция нежелательных черт характера, поведения детей. Развитие умения правильно выражать чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди (злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.). Далее каждому ребенку предлагается выбрать из набора карточек со схематичным изображением эмоционального
состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. д.).
2. Игра «Описание по памяти»
Цель: развитие памяти, внимания.
Ведущий на короткое время показывает детям
куклу (любую игрушку), а затем дети по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.
3. Игра «Земля, воздух, вода, огонь» (см. выше)
4. Игра «Домино» (см. выше)
Занятие 15
1. Игра «Доброе слово»
Цель: коррекция взаимоотношений детей. Развитие доброжелательных отношений между детьми, лучшего понимания себя и других, снятие барьеров в общении.
Дети сидят в кругу. Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.
2. Игра «Отгадай загадку»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики. Развитие мышления, внимания, сообразительности.
Ведущий загадывает детям загадки о животных, растениях, а дети отгадывают.
3. Игра «Летает, не летает» (см. выше)
4. Игра «Собери квадрат» (см. выше)
Используемая литература
1. Басов А. В., Тихомирова Л. Ф. Развитие логического мышления детей. - Ярославль, 1995.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Игры и упражнения, развивающие умственные способности у детей дошкольного возраста. - М., 1998.
3. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1997.
4. Козлова С. А. Мой мир. - М., 2000.
5. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., 2000.
6. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций детей 5-6 лет. - Ярославль, 2000.
7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1996.
8. Лютова Е. К., Монина Б. Г. Тренинг общения с ребенком. - Санкт-Петербург, 2001.
9. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М., 1990.
10. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М., 2000.
11. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-на-Дону, 2004.
12. Хухлаева О. В. Лесенка радости. - М., 1998.
13. Чистякова М. Н. Психогимнастика. - М., 1995.
14. Шарохина В. Л. Коррекционно-развива-ющие занятия. - М., 2002.
15. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Ни-лова Т. А. Азбука общения. - Санкт-Петербург, 1998.
16. Яковлева П. Психологическая помощь дошкольнику. - Санкт-Петербург, 2001.