Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни'

Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1758
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые тренинговые занятия / успешная адаптация первоклассников / игровые методы / освоение роли ученика / программа игрового тренинга

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клёс Валентина Васильевна

Ребёнку пора в школу…Множество вопросов, один из которых готов ли первоклассник к обучению? Как помочь избежать непонимания? Как увлечь, заинтересовать? Проблема адаптации малышей к школьной жизни остается актуальной из года в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни»

Педагогическая мастерская

Ребёнку пора в школу ...Множество вопросов, один из которых - готов ли первоклассник к обучению? Как помочь избежать непонимания? Как увлечь, заинтересовать? Проблема адаптации малышей к школьной жизни остается актуальной из года в год.

Клёс Валентина Васильевна,

учитель начальных классов, МОУ СОШ №13 Новый Уренгой

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Как помочь ребёнку осознать себя членом ученического коллектива?

■ ц -----------------------------

Ключевые слова: игровые тренинговые занятия; успешная адаптация первоклассников; игровые методы, освоение роли ученика; программа игрового тренинга

Зарубежными и отечественными психологами доказано, что дети 6-7 лет, находятся на важном этапе своей жизни. Ведь первые дни в школе являются трудными для всех без исключения, как бы отлично не справлялись дети со своими школьными обязанностями, как бы восторженно ни описывали они новую школьную жизнь.

Психологическое напряжение возникает у первоклассников, как результат реакции на непривычную обстановку. Они, как правило, не имеют навыков и достаточного опыта общения и работы в коллективе.

Нельзя не согласиться с мнением психологов, что сфера общения едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей. Поэтому психическое здоровье детей во многом зависит от их сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству младших школьников с самых первых дней пребывания ребенка в школе, сложно научить детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость. Для ребенка 6 - 7 лет умение учиться - это, прежде всего, умение включаться в деятельность и инициировать специфическое учебное сотрудничество.

Поэтому эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества - это приоритетные ценности новой школьной жизни детей. Они определяют во многом их дальнейшее отношение к учебе, к новой для них позиции школьника.

Многолетние наблюдения за первоклассниками показывают, что учителю необходима целенаправленная работа, направленная на сплочение нового коллектива. Это объясняется тем, что с приходом в школу со-

кращаются коллективные связи и изменяются взаимоотношения между детьми, по сравнению с подготовительной группой детского сада.

В классе сразу выделяются дети, пользующиеся популярностью, легко контактирующие с товарищами («звезды»).

Есть дети «отвергнутые», на которых не обращают внимания. Обучение таким детям дается с трудом, на уроках они руки практически не поднимают. При малейших промахах одни постоянно плачут, другие показывают свою недисциплинированность. Во время перемены некоторые дети сидят тихонечко в сторонке, стремятся играть в одиночку. Если и бывают какие - то контакты с другими детьми, то кратковременного характера. Часто конфликтуют, не умеют себя вести, недоброжелательны, упрямы и драчливы. Такие ученики не проявляют инициативу, не умеют устанавливать контакты со сверстниками. Причина их скованности в отсутствии хорошо развитых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении.

На основании таких наблюдений возникла идея поиска новых форм работы с детским коллективом, создания техники групповой работы с использованием программы игровых тренинговых занятий по теме: « Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни ».

Суть программы заключается в том, что специально разработанный игровой тренинг можно использовать и как способ формирования, и как средство изучения коммуникативной готовности первоклассников к полноценному сотрудничеству в учебной деятельности.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

81

Педагогическая мастерская

С помощью игровых методов развивающего и психокоррекционного характера учитель, при помощи психолога, может помочь ребенку в успешной адаптации. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые школьникам. Играя, ребёнок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Всё это необходимо для полноценного сотрудничества.

Разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий поможет первокласснику освоить роль ученика, заниматься с интересом, быть активным на уроках.

Программа игрового тренинга на развитие коммуникативных способностей первоклассников

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для адаптации первоклассников в школьной среде.

Задачи:

1. Развитие внутренней позиции ученика, устойчивой и адекватной самооценки.

2. Снижение уровня школьной тревожности первоклассников.

3. Развитие коммуникативных навыков, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и педагогами.

4. Развитие социальных эмоций.

5. Формирование социального доверия .

6. Формирование умений самостоятельно решать проблемы .

Принципы

1. Принцип системности, предполагающий рассмотрение человека и его психического здоровья как нечто целого, обладающего своими уникальными свойствами и качествами, проявляемыми во взаимосвязи и взаимозависимости как друг от друга, так и от внутренней и внешней среды, от степени развитости потребностно-мотивационной и духовной сторон личности.

2. Принцип комплексности, направленный на формирование всех компонентов учебного сотрудничества.

3. Принцип индивидуальности, учитывающий индивидуальные задатки, способности, уровень здоровья.

4. Принцип доминанты, основанный на возникновении у ребенка устойчивого очага возбуждения и наличие доминирующих потребностей в игровом и учебном сотрудничестве, направленном на развитие коммуникативных способностей.

5. Деятельностный принцип, основанный на побуждении ребенка к деятельности по формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья (физического, психического и духовного).

6. Принцип научности, предполагающий использование в образовательном процессе научнообоснованной информации, опирающейся на фундаментальные и прикладные научные исследования в области развития коммуникативных способностей.

Условия реализации программы

Требования к помещению:

- хорошо освещённое помещение (класс, кабинет психолога), оборудованное набором мебели (круглый стол или парты, поставленные полукругом, мягкие стулья, диван, кресла, мягкий ковёр);

- аудио, видео,телеаппаратура;

Количественные и качественные характеристики группы:

Работу проводится одновременно со всем классом, что вытекает из сформулированных целей и задач тренинга.

Желательно все занятия проводить в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эмоциональными.

Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

Ожидаемые результаты:

- установление тесных взаимоотношений «ученик -учитель»,«ученик - ученик», «ученик - учитель - ученик»;

- приобретение коммуникативных навыков, устойчивой самооценки;

- успешная адаптация ребенка к школе, освоение роли ученика.

Структура тренинговых занятий

Предмет коррекции: коммуникативная и эмоциональная сфера первоклассников.

Средства коррекции: детская игра.

Этапы коррекции:

I этап - констатирующий (2 занятия )

II этап - формирующий (6 занятий )

III этап - контрольный ( занятия )

Реализация данной программы предполагает следующие приемы:

1) совместная деятельность - игра, где дети должны согласовывать свои действия уже не по заданным ролям, а по предметному содержанию и смыслу этой деятельности;

2) игра взрослого с ребенком, где взрослый показывает ребенку образцы взаимодействия на правах равного партнера;

3) непосредственное обучение детей взаимодействию в ситуации общей задачи, когда взрослый подсказывает им, помогает совместными усилиями решить предложенную задачу;

4) введение в игру детей - “болельщиков”, которые своим одобрением, поддержкой одного из участников помогут играющим установить соревновательные отношения;

82

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

5) введение в коллективную игру “управляющего” (одного из детей), который “дирижировал” бы игрой остальных участников и тем самым учился одновременно учитывать позиции всех играющих;

6) введение в игру двух “управляющих” с взаимно противоположными позициями таким образом, чтобы в течение всей игры они должны были учиться удерживать общую задачу, сохраняя при этом соревновательные отношения;

7) игра, в которой ребенок одновременно исполняет две роли со взаимно противоположными интересами, благодаря чему у него формируется умение одновременно рассматривать ситуацию с разных сторон.

Программа рассчитана на 12 занятий в первом классе, продолжительностью 25-30 минут, каждое с очерёдностью 2 раза в неделю.

Рекомендации по методике проведения

Тренинговые занятия проводятся с первой недели обучения первоклассников в школе учителем начальных классов, при помощи психолога, во внеурочное время на адаптационных классных часах, а также в учебном процессе на различных этапах урока (физкультминутка, организационное начало, рефлексия). Элементы тренинговых занятий можно использовать на следующих уроках:

1. Окружающий мир (игра «Ассоциация», «Разговор взглядов», «Дружная семья».

2. Изобразительное искусство (игра «Семейный портрет»).

3. Обучение грамоте (игра «Изображение предметов»).

4. Литературное чтение (игра « Баба - Яга», «Встречи с другом», «Три характера»).

Такие игры, как «Зеркало», «Чунга-Чанга», «Мальчик (девочка) - наоборот», «Передай по кругу», «В магазине зеркал» рекомендую использовать на физкультминутках и организационном этапе.

Формы работы:

- ролевые игры;

- моделирование образцов;

- диалог;

- групповое обсуждение;

- рефлексия.

Первое занятие - вводное, на котором строится дальнейшая работа группы.

Цель этого занятия - знакомство друг с другом, создание положительного фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочённости группы, развитие доброжелательных отношений.

Последнее занятие - итог, посвящённый обсуждению результатов нового опыта общения в группе со сверстниками, который складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приёмы обратной связи.

Программа игрового тренинга по теме: «Развитие коммуникативных способностей первоклассников в процессе адаптации к школьной жизни»

Занятие 1.

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом.

Дети садятся полукругом на стульчики вместе с учителем. Всем участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется за ребенком на все время занятий. Педагог предлагает детям выбрать любое имя или название животного, что имеет коррекционный и диагностический смысл.

После такого знакомства взрослый предлагает веселую игру «Жмурки». Веселая, азартная игра снимает первоначальную настороженность ребенка.

Затем взрослый предлагает детям игру «Паровозик».

Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, формирование произвольного контроля, умения подчиняться требованием одного.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая. Поэтому можно предложить детям встать в круг («хоровод») и взять друг друга за руки. Выбранная форма окончания занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

Занятие 2.

1) Игра «Жучок».

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

2) Игра «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

II этап - формирующий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К моменту начала II этапа учителю уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы поведения каждого.

Занятие 3.

1) Игра «Ассоциации».

Цель: развитие наблюдательности, воображения, умениий жестами изобразить человека.

Ход игры. Ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадывают, кого он изображает.

2) Игра «Страшные сказки».

Цель: развитие уверенности в себе.

Игра направлена на объединение группы.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

83

Педагогическая мастерская

Ход работы. Гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди начинают рассказывать в темноте страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полезно их тут же разыграть, также в темноте.

3) Спортивная игра «Турнир».

Цель: развитие уверенности в себе, ролевое поведение: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры. Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:

а) «Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3 - 4 шагов.

б) «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать « в замке», не отпуская.

в) «Сядь - встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо приподнять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая себе руками.

Занятие 4 .

1) Игра «Семейный портрет».

Цель: выявление отношений, сложившихся в семье.

Ход работы. В семью приходит «фотограф» - кто-то из детей, чтобы сделать семейный потрет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

3) Игра « Зеркало «.

Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход работы. Выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Взрослый следит за правильностью отражения .

4) «Хоровод».

Дети вступают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.

Занятие 5

1. Игра «День рождения».

Цель: сплочение коллектива.

Детям дается возможность высказать все обиды, снять разочарование.

Ход игры. Выбирается именинник. Все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

2. Игра «Путаница».

Цель: формирование группового единства.

Ход игры. Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают «запутываться» в клубок. Когда образовалась путаница,водящий заходит в комнату и распутывает клубок, не разнимая рук у детей.

3. Игра «Мальчик (девочка) - наоборот».

Цель: формирование навыков контроля за своими действиями.

Ход работы. Участники встают в круг. Ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Тот, кому выпала роль «наоборот», должен делать всё не так, как ведущий.

4. Игра «Хоровод».

Занятие 6 .

1. Игра «Крепость».

Цель: возможность проявить агрессию.

Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.

Ход игры. Группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость.

Одна команда защищает крепость, другая команда штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

2. Игра «Изображение предметов».

Цель: развитие наблюдательности, воображения, умения видеть другого.

Ход занятия. Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

3. Игра «Щит и меч «.

Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения.

Ход игры. Взрослый держит щит, дети бьют об него мечами.

4. Игра «Хоровод».

Занятие 7 .

1. Игра «Чунга - Чанга».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.

Ход игры. Путешественник (педагог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее - бусы, а в волосах - перья. С веселой улыбкой они стали пританцовывать под музыку В. Шаинского «Чунга - Чанга» вокруг путешественника и петь:

Чудо - остров, чудо - остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто, Чунга - Чанга !

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

2. Игра «Баба - Яга».

Цель: коррекция эмоции злости, ориентировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Взрослый просит показать, какое бывает выражение лица, поза, жесты у взрослых ( мамы, папы, бабушки, учителя ), когда они злятся на детей. За что взрослые чаще всего сердятся на вас ? ( Дети разыгрывают 2 - 3 сценки ). Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно ? Грозят наказать, берут ре-

84

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

Педагогическая мастерская

мень? (Ребята говорят и показывают. ) Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь ? ( Разыгрываются 2 - 3 сценки )

3. Игра «Разговор взглядов».

Цель: учить умению общаться, смотреть в лицо и в глаза друг другу.

Ход игры. Центром притяжения в начале ситуации является учитель, который привлекает внимание ребенка к лицу, глазам другого ребенка, называя его по имени, ласково поглаживая. Затем предоставляет им возможность побыть наедине «глаза в глаза» и постараться увидеть в другом ребенке человека со своими переживаниями, чувствами, восприятием мира.

Взрослый: « Дети, вам нравится смотреть в глаза друг другу? А вы заметили, что когда люди разговаривают друг с другом, они смотрят в глаза другого человека, чтобы понять, кто он, как относится к тому, что мы говорили?»

Педагог вместе с другими детьми слушает разные примеры из их жизни, правильно определяя роль взглядов.

4. «Хоровод».

Дети берутся за руки, встают в круг, улыбаются друг другу .

Занятие 8 .

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие на внимание, на умения узнавать друг друга по голосу.

Ход игры. Дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу .

2. Игра «Передай по кругу».

Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

Ход игры. Дети идут по кругу, передают из рук в руки «горячую картошку», «ледышку», «бабочку» (пантомимикой).

3. Игра «Два круга».

Цель: развитие основ критического мышления.

Ход игры. Дети слушают в исполнении взрослого стихотворение Т.Волиной «Два друга».

Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют .

4. Игра «Хоровод».

III этап - контрольный.

На этом этапе решается задача по развитию навыков произвольности.

Новый опыт общения в группе со сверстниками складывается на основе доверительной атмосферы открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

Занятие 9 .

1. Игра «Разведчики».

Цель: развивать моторно-слуховую память, снять двигательную расторможенность, негативизм.

Ход игры. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой

ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем . Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети .

2. Игра «Дружная семья».

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом (дети должны производить руками манипуляцию так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные): один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто рисует или вяжет и т.п.

Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают. Ведущий угадывает занятия «членов семьи».

Игра сопровождается музыкой Р Гаулса «Золотой клубочек».

3. «Хоровод».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятие 10 .

1. Игра «Три стихии».

Цель: развитие памяти, воображения и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Учитель бросает кому-то из играющих мяч, произнося при этом название какой-либо стихии. Если он скажет слово «вода» -ребёнок называет обитателя водной стихии; если слово «земля» - животного; «воздух» -птицу, при этом возвращает мяч обратно ведущему.

2. Игра «Встреча с другом».

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. Развивать выразительнее движения.

Ход игры. Учитель рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу! «.

Дети по желанию разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

3. Игра «Кораблик».

Цель: повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры. Двое взрослых - психолог и педагог раскачивают за углы одеяло - это кораблик, в котором «плывёт моряк» - ученик. При словах «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблик, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!!».

3. «Хоровод».

Занятие 11 .

1. Игра «В магазине зеркал».

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память.

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

85

Педагогическая мастерская

Эта игра способствует созданию положительного эмоционального фона, развивает чувство уверенности в себе, а также умение подчиняться требованиям других людей.

Ход игры. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка (на роль обезьянки ученик выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что бы ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

2. Игра «Чьё это качество?».

Цель: учить детей осознавать свои личные качества.

Учитель называет разные качества и просит поднять руку тех первоклассников, которые обладают данными качествами.

3. Игра «Три характера».

Цель: коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса», «Рёвушка». Вместе с психологом и педагогом дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением рёвушки. Трое детей распределяют роли «злюки», «плаксы», «рёвушки», а остальные ученики должны догадаться по мимике и жестам , кто кого изображает .

3. «Хоровод».

Взрослый предлагает детям:

«Хватит играть со злыми и страшными. Мы - то с вами добрые, веселые и очень дружные ребята. Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Итоговое занятие 12.

1. Игра «Объятие».

Цель: способствовать развитию сплочённости, навыков общения,

групповой доброжелательности.

Учитель: сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто мне ответит, что вы делаете со своими любимыми игрушками, чтобы выразить своё хорошее отношение к ним? Правильно, вы берёте их на руки. Я хочу, чтобы вы хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Сейчас я предлагаю вам выразить свои дружеские чувства к своим одноклассникам, обнимая их. Возможно, кто-то не хочет, чтобы его обнимали сегодня, тогда вы дайте нам знать, что вы не хотите участвовать в этом упражнении.

Первым игру начинает ведущий. Можно открыто спросить у сидящего рядом ребёнка: «Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?». Согласие ребёнка можно определить и по некоторым невербальным признакам.

Получив согласие, ведущий мягко обнимает ребёнка, который в свою очередь получает согласие своего соседа и обнимает его. Таким образом игра продолжается.

2. Игра «Волшебная палочка».

Цель: развитие групповой доброжелательности, созданию хорошего настроения.

Учитель: сядьте, образуя круг, и посмотрите на волшебную палочку, которую я вам принесла. Сейчас право говорить получит только тот ребёнок, у которого в руках находится волшебная палочка, остальные ребята будут только слушать. Я хочу, чтобы каждый, кто держит волшебную палочку, рассказал нам, что хорошего случилось с ними на протяжении всех наших занятий. Когда рассказчик закончит, он сам решает, кому передать палочку дальше.

Необходимо следить за тем, чтобы палочку получил каждый первоклассник.

Заключение

По результатам проведенного игрового тренинга можно сделать вывод, что такие занятия способствуют приобретению коммуникативных навыков, устойчивой самооценки, установлению тесных взаимоотношений «ученик - учитель», «ученик - ученик», «ученик - учитель - ученик», успешной адаптации ребёнка к школе, освоению роли ученика.

Рекомендую применять данную программу также в детских садах в подготовительной группе и в школе «Будущих первоклассников».

Литература

1. Битянова М.Р Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.- М;1998.

2. Выготский Л.С. Игры детей. - М.: Просвещение, 2005.315 с.

3. Иванова Н.П. Кто с кем и во что играет? Использование игры в воспитании младших школьников // Начальная школа. - № 7. - 2005 . - с.7 - 9 .

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика , 2006. - 150 с.

5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога . -2-е изд. дораб. - М.: Просвещение , 2006 .- 352 с.

6. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика ,2007. - 144с.

7. Фомин Е.А. Игра как средство воспитания коллектива.-М.:Просвещение , 2006.- 198 с.

8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие /Пер. с нем.: в 4- х т. Т.4.-М.: Генезис , 2005. - 160 с.

9. Цукерман Г Учиться вместе//Педагогика и психология.-2002.№1,с.12 - 16.

10. Шипицына Л.Н. Защиринская О.В. изд. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - М.: Детство - ПРЕСС , 2005. - 384 с.

11. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа , 2006. - 240 с.

12. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Просвещение, 2006 . - 178 с.

13. Шмаков С.А.От игры к самовоспитанию. - М.: Просвеще-ние,2007 - 212 с.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Просвещение, 2005. - 682 с.

15. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Просвещение, 2005 . - 327 с.

86

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.