Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА'

КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ППК / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Е. Н., Зотьева Е. Н., Киселёва Е. В.

Данная статья раскрывает основные направления работы школьного психолого-педагогического консилиума как взаимодействия специалистов по коррекционно-развивающему сопровождению обучающихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабакова Е. Н., Зотьева Е. Н., Киселёва Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTIONAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES: INTERACTION OF SPECIALISTS OF THE SCHOOL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNCIL

This article reveals the main areas of work of the school psychological and pedagogical council as the interaction of specialists in correctional and developmental support of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА»

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород Киселёва Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г.Белгород

КОРРЕКЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Аннотация. Данная статья раскрывает основные направления работы школьного психолого-педагогического консилиума как взаимодействия специалистов по коррекционно-развивающему сопровождению обучающихся с ОВЗ.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, ППк, взаимодействие специалистов.

Babakova E.N. educational psychologist Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod Zotyeva E.N. educational psychologist Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod Kiselyova E. V. teacher-logopedist

Municipal budgetary educational institution "Gymnasium No. 22"

Russia, Belgorod

CORRECTIONAL SUPPORT OF STUDENTS WITH DISABILITIES: INTERACTION OF SPECIALISTS OF THE SCHOOL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COUNCIL

Annotation. This article reveals the main areas of work of the school psychological and pedagogical council as the interaction of specialists in correctional and developmental support of students with disabilities.

Keywords: psychological and pedagogical support, ACC, interaction of specialists.

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно -образовательного процесса осуществляется на основе взаимодействия и сотрудничества учителей, медицинских работников, специалистов (учителей-логопедов, дефектологов, педагогов-психологов, социального педагога), администрации, обеспечивающих системное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую и психолого-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов в решении проблем ребенка [1, с. 4].

Обязательным условием обеспечения целостного, комплексного взгляда на развитие каждого ребенка является функционирование школьного ППк (психолого-педагогический консилиум), определяющего целесообразность перевода ребенка из одного класса в другой, разработку СИПР детей-инвалидов и программ адаптированных программ индивидуального сопровождения для испытывающих трудности обучающихся, направление ребенка на профиль трудового обучения, виды диагностики и коррекции и т.д.

«Консилиум определяется как коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям (законным представителям) [1, с. 12].

Деятельность ППк регламентируется нормативными документами федерального и регионального уровня, а также Положением о школьном психолого-педагогическом консилиуме.

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся, в условиях учреждений, реализующих АООП, направлено на формирование оптимальных психолого- педагогических и коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для обучающихся с ОВЗ, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья и обеспечение механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Целью работы ППк является организация условий для коррекционного сопровождения участников образовательных отношений

для успешного освоения адаптированной образовательной программы каждым обучающимся с учетом его потенциальных возможностей.

Задачи ППк - выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении школьников; разработка программы учебно-воспитательных, коррекционно-развивающих и медико-социальных мер для учащихся, требующих индивидуальный маршрут сопровождения; определение путей исредств коррекционно-развивающей работы для педагогов, родителей.

Планирование и направление деятельности консилиума определяются согласно школьному годовому плану, в котором отражаются значимые периоды развития и специфика работы образовательного учреждения.

Направления деятельности консилиума: психолого-педагогическая и профилактическая работа; психолого-педагогическая и социальная диагностика; коррекционно-развивающая деятельность; научная, информационно-методическая работа; консультационная работа.

Исходя из намеченных целей, проводятся различные виды школьных ППк: первичные, плановые, внеплановые, заключительные.

Первичные консилиумы проводятся при зачислении учащихся в класс после первичного ознакомления с медицинской, педагогической документацией с целью определения особенностей развития учащихся, возможности условий и форм их обучения, а также необходимого психологического, логопедического, медико-социального сопровождения.

Цель плановых консилиумов - определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка. Плановый консилиум решает следующие задачи: определение путей психолого-социально-педагогического сопровождения ребенка; определение стадий облегчённого обучения, утверждение психолого-педагогической группы усвоения программного материала по каждому предмету с учетом актуальных знаний, умений, навыков; выработка согласованных решений по определению образовательного, коррекционно-развивающего маршрута: сформировать группы детей для дифференцированных, фронтальных и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по логопедии, психологии; определение социальной поддержки; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; рекомендации об изменении образовательного маршрута и содержания коррекционно-развивающей работы по завершении обучения (учебного года).

По результатам консилиума специалистами разрабатывается система коррекционной работы как с учеником, так и с учителем, родителями, которая включает в себя 3 функции: учебно-воспитательную; реабилитационную, коррекционно-развивающую; диагностическую.

Внеплановые консилиумы проводятся по запросу педагога или какого- либо специалиста, работающего с учащимися, а также родителей и законных представителей учащихся.

Задачи внепланового консилиума: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута.

Заключительные консилиумы проводятся в связи с окончанием начального звена и переходом ученика в основную школу или при окончании обучения в ОУ.

Цель: выработка рекомендаций педагогическим коллективам, родителям, законным представителям по дальнейшему сопровождению обучающихся, выпускников, которые заносятся в итоговые, выпускные характеристики.

Таким образом, одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения через организацию и функционирование школьного ППк, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Использованные источники: 1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Литрес, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.