^rpomoTQ
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
2023. Том 8. Выпуск 8 | 2023. Volume 8. Issue 8
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journaL.ru
RU
Скрининговый метод как эффективный инструмент диагностической работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации
по выявлению младших школьников с трудностями в обучении
Мошнина О. В.
Аннотация. Цель исследования - обосновать эффективность диагностической работы психолого-педагогического консилиума по выявлению среди младших школьников особой педагогической группы - «дети с трудностями в обучении» на основе скринингового метода. Теоретическо-методо-логическая часть статьи построена на доказанных фундаментальных положениях в области психодиагностики в целом и нарушенного развития ребенка в частности. В материале представлена идея выделения актуального подхода к психолого-педагогическому исследованию младших школьников для выявления детей с нарушенным развитием посредством скринингового метода. Практическая часть статьи включает информацию об инструментарии - скрининговой анкете, а также результаты проведенного исследования. Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости детализации профилей анкеты для диагностической работы психолого-педагогического консилиума по выявлению среди младших школьников особой педагогической группы - «дети с трудностями в обучении». В результате практического апробирования скринингового метода выделено пять типов успеваемости младших школьников (обучающиеся с абсолютной школьной успеваемостью, с положительной школьной успеваемостью, с вариативной школьной успеваемостью, с недостаточной школьной успеваемостью, с негативной школьной успеваемостью) и три варианта диагностического маршрута, который представляет собой сценарий педагогической деятельности психолого-педагогического консилиума по отношению к обучающемуся.
EN
Screening method as an effective tool for the diagnostic work of the psychological and pedagogical concilium of an educational organization on the identification of grade schoolers with learning difficulties
Moshnina O. V.
Abstract. The study aims to substantiate the effectiveness of the diagnostic work of the psychological and pedagogical concilium on the identification of a special pedagogical group among grade schoolers, i.e. "children with learning difficulties", using the screening method. The theoretical and methodological part of the paper is based on proven fundamental provisions in the field of psychodiagnostics in general and impaired child development in particular. The paper presents the idea of highlighting a relevant approach to the psychological and pedagogical examination of grade schoolers to identify children with impaired development through the screening method. The practical part of the paper includes information about the tools (a screening questionnaire), as well as the results of the study. The scientific novelty of the study lies in justifying the need to detail the profiles of the questionnaire for the diagnostic work of the psychological and pedagogical concilium on the identification of a special pedagogical group among grade schoolers, i.e. "children with learning difficulties". As a result of the practical testing of the screening method, five types of academic performance of grade schoolers were identified (students with absolute school performance, with positive school performance, with variable school performance, with insufficient school performance and with negative school performance), as well as three variants of the diagnostic route, which is a scenario of the teaching activity of the psychological and pedagogical concilium in relation to the student.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230128
© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Введение
В настоящий момент в системе общего школьного образования обозначилась принципиальная проблема. Современное образование признает наличие особой группы обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и адаптации. Эти дети требуют к себе особого педагогического подхода и нуждаются в устранении причин, осложняющих учебно-познавательную деятельность. Основные инструменты работы с такими детьми находятся в компетенции психолого-педагогического консилиума (далее - ППК) образовательной организации. Организацию необходимого психолого-педагогического сопровождения гарантирует «Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации № Р-93» (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. URL: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-09.09.2019-N-R-93/). Эффективность принимаемых на консилиуме решений напрямую зависит от качества предварительной диагностической работы. В текущих условиях вопрос достаточного диагностического инструментария, компактного, удобного и надежного, обеспечивающего доступность и эффективность выявления детей с трудностями в обучении, и разграничения вариантов работы с ними стоит особенно остро. Традиционный подход к обследованию школьников ориентирован на развернутую диагностику, но узкой направленности: логопедическую, адаптивную, когнитивную, индивидуально-психологическую и т. д. Однако выраженная адресность обследования, нагрузка на ребенка, а также трудоемкость обработки протоколов и нечеткость взаимной корреляции данных, полученных от разных методик, осложняют проведение массовой процедуры. Как следствие, в фокус психолого-педагогического консилиума не попадают дети с развивающимися предпосылками неуспешности.
Таким образом, в том числе ввиду отсутствия целесообразного диагностического инструментария, ресурс психолого-педагогического консилиума используется недостаточно. Удовлетворение данной потребности педагогики требует последовательного и интегративного подхода, что обусловливает актуальность разработки темы данного исследования.
Теоретическую базу нашего исследования составляют труды Л. С. Выготского (1996), В. И. Лубовского, И. А. Коробейникова, С. М. Валявко (2016), В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской (2019), И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной, Т. А. Добровольской (2019), Т. Н. Волковской (2009; 2021), Н. М. Назаровой, Л. И. Аксеновой, Т. Г. Богдановой, С. А. Морозова (2019), С. Я. Рубинштейн (2010), Г. В. Чиркиной (2009), Т. Б. Филичевой (2021), В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова (2002), посвященные теме психолого-педагогической диагностики детей. А практической основой нашей работы стала научно-практическая деятельность С. Д. Забрамной (Левченко, Забрамная, Добровольская, 2003), В. И. Лубовского (Лубовский, Коробейников, Валявко, 2016), Н. Я. Семаго, М. М. Семаго (2005), Е. А. Стребелевой (2022), О. Н. Усановой (2023), Е. А. Екжановой (1997), О. А. Величенковой (2016), В. И. Загвязинского, Р. Атаханова (2005), С. А. Грецкой (2014) по организации психолого-педагогического обследования.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности применения скринингового метода как инструмента диагностической работы психолого-педагогического консилиума по выявлению особой группы обучающихся с трудностями в освоении образовательной программы, развития и адаптации;
- проверить эффективность применения скринингового метода как инструмента диагностической работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации по выявлению детей с трудностями в обучении среди младших школьников;
- изучить возможности скринингового метода как инструмента организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников психолого-педагогическим консилиумом, в том числе последующей дифференциации диагностического маршрута.
Для психолого-педагогического изучения младших школьников нами был применен метод опроса в формате письменного анкетирования. Объектом оценивания является обучающийся, а субъектом необходимых сведений о нем выступает педагог, непосредственно сопровождающий ребенка в процессе обучения. В этом заключается особая роль педагога, в чьи трудовые функции входят в том числе «организация, осуществление и оценка учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/#block_1000). Сбор экспертных данных позволяет получить ценные и актуальные сведения при относительной простоте процедуры, а также обеспечить сплошной охват обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный нами скрининговый метод может быть использован психолого-педагогическим консилиумом для выявления обучающихся с предпосылками возникновения трудностей обучения, социализации и адаптации среди генеральной совокупности младших школьников, а также для определения плана дальнейших мероприятий качественной диагностической направленности с целью последующей разработки рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка силами ППК.
Обсуждение и результаты
Нашей исследовательской работе предшествовал научный поиск, целью которого было изучение методологических основ современной психодиагностики, в особенности содержания и принципов диагностики
нарушенного развития. Описанные Л. С. Выготским (1996), В. И. Лубовским, И. А. Коробейниковым, С. М. Ва-лявко (2016), И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной, Т. Н. Волковской (Левченко, Забрамная, Добровольская, 2003; Левченко, Волковская, Ковалева, 2019; Волковская, 2009; 2021) научно-практические положения включают ряд основополагающих представлений. Доминирующей является выделенная Л. С. Выготским и продолженная другими исследователями идея системного подхода к изучению психики ребенка. Она предполагает всестороннее и тщательное обследование ребенка и последующее устранение причин и источников нарушения. Подход определил для нас, что обнаружение взаимосвязи психических функций важно для понимания сущности нарушения, а знания о состоянии личности должны быть использованы в коррекционном воздействии на ребенка. Еще одной научной идеей, примененной в нашем исследовании, стала идея Л. С. Выготского о зонах развития: «...состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней - уровня актуального развития и зоны ближайшего развития» (2005, с. 342). Нами также учтен комплексный принцип исследования, предполагающий, что «вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения осуществляется группой специалистов» (Левченко, Забрамная, Добровольская, 2003, с. 16). Приведенные выше теоретические представления имеют решающее значение и составляют основу исследования, на их основании построены диагностические выводы.
Для решения поставленных задач была изучена инструментальная база психодиагностики. На сегодняшний день в практике принята модель исследования, состоящая из трех последовательных этапов:
- первый этап - скрининг, разграничивающий детей между собой и выявляющий среди них тех, чье развитие не соответствует принятой условной норме;
- второй этап - углубленное обследование личности с целью дифференциальной диагностики типа и выраженности нарушенного развития;
- третий этап - феноменологическое выделение индивидуальных особенностей ребенка с аномальным развитием.
Для каждого этапа характерны свои задачи, обусловливающие специфику их решений, однако все они направлены на единую цель - раскрытие состава нарушения психической деятельности с целью построения оптимального коррекционного плана. Реализация данной цели требует последовательного и интегративного подхода, тем не менее особая ответственность возлагается на начальный этап - скрининг. Задача скрининга заключается в выявлении детей, чье индивидуальное состояние не соответствует принятым границам условной нормы развития. В силу особой важности, с одной стороны, и недостаточной проработанности инструментария в контексте начального школьного обучения - с другой, скрининговый этап привлек наше особое внимание. Главная ценность скрининга для образования - в элементарном анализе всех обучающихся на соответствие заданным критериям успешного обучения. Эта идея задала направление нашей исследовательской работы: изучить младших школьников и выявить среди них таких детей, у которых при освоении основной общеобразовательной программы имеются вариативные трудности в обучении, развитии и адаптации, а также разграничить обучающихся по степени выраженности трудностей для дифференциации дальнейшего диагностического маршрута.
Скрининговый метод подразумевает использование целесообразного диагностического инструментария. Для решения задач исследования нами было выделено анкетирование. В диагностике это один из наиболее распространенных и эффективных методов получения информации массового характера. В силу своей специфики анкетирование наиболее часто применяют на первых этапах диагностического комплекса. «Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами» (Подласый, 2004, с. 42). В педагогике «анкетирование - метод сбора первичного материала в виде письменного опроса большого количества респондентов с целью сбора информации с помощью анкеты о состоянии тех или иных сторон воспитательного процесса, отношения к тем или другим явлениям» (Валеев, 2002, с. 63). Письменная форма анкеты позволяет собрать данные от большого количества респондентов, при этом исключить личный контакт, что дает возможность преодолеть определенный барьер и организует анонимность. «Анкета применяется при выяснении мнений, оценки событий, выявлении взаимоотношений, отношения учащихся к видам деятельности и различным поручениям» (Валеев, 2002, с. 63). В педагогике широко применяются различные типы анкет, одной из популярных является «полярная» анкета, предусматривающая балльную оценку на поставленный вопрос. В этом случае композиция анкеты позволяет получить разносторонние сведения, структурированные по заданным условиям. Помимо вышесказанного, сам процесс анкетирования отличается простотой организации, проведения и удобством обработки данных, что делает его функциональным с учетом условий педагогической среды. Таким образом, анкетирование представляет собой целесообразный инструментарий психодиагностического исследования и может быть применено для скринингового метода.
На основе скринингового метода осуществляется одновременно поиск в двух направлениях диагностики: на фиксацию параметров, связанных с трудностями школьной успеваемости, и на определение на их основании дальнейшего диагностического маршрута обучающегося. Удовлетворение этих целей сопряжено с определенной сложностью, а потому обусловливает содержание диагностического инструментария. Следовательно, скрининговый метод требует специальной диагностической анкеты, композиция и содержание которой будут достаточно чувствительны для фиксации исключительно значимых для диагностики параметров, вариативны и гибки для последующей работы с ними. В силу того, что в настоящий момент педагогика не обладает подобным инструментарием, необходима разработка соответствующий анкеты.
Нами была разработана и апробирована авторская анкета, включающая двадцать пять вопросов с вариантами ответов по каждому. Ее важными неотъемлемыми составляющими являются проработанная методика
обработки и подход к интерпретации результатов. Следует отметить, что источником первичных сведений об обучающихся выступает педагог, непосредственно обеспечивающий процесс обучения и погруженный в среду образовательной организации. Целесообразность такого подхода к сбору необходимых сведений обусловлена практической стороной и подкреплена рядом нормативно-правовых и функциональных документов, регламентирующих качество деятельности педагога: устав образовательной организации, должностные обязанности учителя, годовой план работ, а также профессиональный стандарт педагога (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. URL: https://base.garant.ru/70535556/ ?ysclid=ljz8mg9on3835550312#friends). Именно учитель в процессе своей деятельности осуществляет оценивание обучающихся в соответствии с критериями успешного выполнения того или иного школьного задания, он знает и способен компетентно отразить индивидуальные особенности каждого школьника. Функция оценивания взята нами за основу выявления обучающихся с трудностями освоения основной общеобразовательной программы, развития и адаптации. Она заключается в выборе педагогом для каждого вопроса анкеты ответа, наиболее соответствующего состоянию каждого школьника. Наблюдая за деятельностью ребенка в образовательной среде, педагог консолидирует знания о состоянии всех и каждого обучающегося. В скри-нинговой анкете он транслирует знания посредством ответов на поставленные вопросы.
Эмпирически установлено, что оптимальным временем проведения диагностики с применением скринин-гового метода является конец первого или самое начало второго года обучения. В этот период трудности обучения оформлены, зарождаются или очевидны предпосылки будущей неуспешности. Авторская скрининговая анкета обладает необходимым диапазоном чувствительности для фиксации вариативных трудностей. При охвате целого класса или параллели скрининговый метод дает возможность увидеть общие тенденции успеваемости, осуществлять динамическое наблюдение за эффективностью и качеством образовательного процесса.
Центральный вопрос скринингового метода о выявлении обучающихся с трудностями в обучении требует не столько формального результата в виде его подтверждения или опровержения, сколько общего понимания направленности и выраженности затруднений в рамках общеобразовательной программы. Для ответа на эти вопросы мы применили профильный подход к фиксации и дифференциации проявлений. Профили отражают основные компоненты психической деятельности, лежащие в основе успешного школьного обучения, развития и адаптации: владение речевыми навыками, особенности познавательных процессов, а также социокультурные компетенции. С этой целью вопросы скрининговой анкеты сгруппированы по соответствующим профилям: когнитивному, речевому и социокультурному (см. Табл. 1).
Для обобщения данных по речевому, когнитивному и социокультурному профилям и получения совокупной оценки школьной деятельности в анкету был включен специальный вопрос под порядковым номером 25. Он отражает целостный образ школьника. Специальный вопрос может быть использован в качестве подтверждения соответствия полученных сведений, в том числе для самопроверки (см. Табл. 1).
Таблица 1. Детализация профилей анкеты скринингового метода
Вопросы Профиль Содержание исследуемых параметров
1-8 Когнитивный профиль Интерес к обучению, качественные характеристики внимания, эмоциональный фон, объем знаний и применение его в учебной деятельности, продуктивность и качество усвоения учебного материала, логические универсальные учебные действия, творческие способности, восприимчивость к обучающей помощи.
9-16 Речевой профиль Коммуникативные возможности, связная речь, лексический запас, фонетическое состояние речи, грамматический строй речи, а также навыки письменной речи (чтение и письмо), особенности мелкой моторики.
17-24 Социокультурный профиль Поведенческие особенности, особенности речевого поведения, способность к обучению с применением электронно-цифровых средств, культурно-языковая компетентность, социальная среда как фактор обучения, социальный статус в учебном коллективе, восприимчивость к воспитательному воздействию, способности к самообразованию.
25 Специальный вопрос Отражает целостный образ обучающегося в совокупной оценке школьной деятельности.
Оценка каждого вопроса производится критериально-ориентированным способом и при обработке приобретает цифровое выражение. Данные по профилям суммируются. Итоговый показатель позволяет квалифицировать детей по степени выраженности нарушений и задать дальнейший диагностический маршрут. Качественно-количественный анализ данных дает возможность установить характерные психолого-педагогические признаки и пять типов успешности школьного обучения (см. Табл. 2).
Таблица 2. Детализация типов школьной успеваемости
Тип успешности Определение Характеристика типа успешности Задачи ППК
1 тип Обучающиеся с абсолютной школьной успеваемостью Основные компоненты психики, лежащие в основе школьного обучения, развития и адаптации, сформированы на максимально высоком уровне и продуктивно используются. Дети отличаются всесторонним гармоничным развитием, эффективно функционируют во всех сферах школьной деятельности. В задачи ППК входят: разработка рекомендаций пропедевтического характера психолого-педагогического сопровождения обучающегося, систематический мониторинг учебной деятельности.
Тип успешности Определение Характеристика типа успешности Задачи ППК
2 тип Обучающиеся с положительной школьной успеваемостью Основные компоненты психики, лежащие в основе школьного обучения, развития и адаптации, сформированы на достаточном уровне, обучающиеся психически целостны, результативны в образовательной деятельности. Однако школьники характеризуются незначительным дефицитом по речевому, когнитивному и/или социокультурному профилю. Соотношение дефицита может быть вариабельным: совокупным, но незначительным или приемлемым, т. е. более выраженным, по одному из направлений. Подобные данные указывают персональное направление ближайшего развития и могут быть преодолены ребенком самостоятельно или скорректированы в рамках психолого-педагогического воздействия, в том числе силами ППК. В задачи ППК входят: углубленное изучение особенностей развития (выявление недостаточности по одному или нескольким профилям) обучающегося, разработка рекомендаций психолого-педагогического сопровождения, систематический мониторинг учебной деятельности.
3 тип Обучающиеся с вариативной школьной успеваемостью Основные компоненты психики, лежащие в основе школьного обучения, развития и адаптации, сформированы на удовлетворительном уровне, при этом своеобразие психических процессов, лежащих в основе школьного обучения, вариативно. Обучающиеся составляют группу риска неуспеваемости и отражают феномен «дети с трудностями в обучении». Нарушенное развитие может быть системным и выражаться в совокупном приемлемом дефиците по нескольким направлениям школьной деятельности; или сконцентрироваться в определенном профиле, при этом носить углубленную выраженность. Подобное функциональное состояние делает невозможным его самостоятельное преодоление, тем самым обозначается необходимость разработки и реализации плана коррекционно-педагогических мероприятий. Разброс количественных показателей внутри группы обучающихся с вариативной школьной успеваемостью позволяет дополнительно разграничить детей по степени выраженности нарушений и уточнить тенденцию недостаточности: состояние обучающихся ориентировано в положительную сторону или успеваемость школьников может сместиться к негативной. В задачи ППК входят: углубленное изучение особенностей развития (дифференциальная диагностика отклонений в развитии, выявление ведущего дефицита) обучающегося, разработка рекомендаций психолого-педагогического сопровождения, систематический мониторинг учебной деятельности.
4 тип Обучающиеся с недостаточной школьной успеваемостью Основные компоненты психики, лежащие в основе школьного обучения, развития и адаптации, сформированы на кризисном уровне, дети нестабильны в образовательной деятельности, их знания и умения ограничены. Обучающиеся характеризуются значительным дефицитом по одному или совокупно по речевому, когнитивному, социокультурному профилям. Это отражает системный характер нарушений школьной успеваемости и указывает на дисгармоничное развитие личности ребенка. Фактически освоение такими обучающимися основной общеобразовательной программы напрямую зависит от параллельного процессу обучения психолого-педагогического сопровождения. В задачи ППК входят: углубленное изучение особенностей развития (дифференциальная диагностика отклонений в развитии, изучение образовательных возможностей, выявление ведущего дефицита) обучающегося, разработка рекомендаций психолого-педагогического сопровождения, систематический мониторинг учебной деятельности.
5 тип Обучающиеся с негативной школьной успеваемостью Основные компоненты психики, лежащие в основе школьного обучения, развития и адаптации, сформированы на критически низком уровне, индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка обусловливают мозаичность картины нарушений. Однако их общей чертой являются критически низкий объем и качество знаний и умений, выраженные в соответствующих дефицитах по речевому, когнитивному и социокультурному профилям. Для освоения детьми данной группы образовательной программы необходим ряд рекомендаций со стороны психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В этом случае ППК образовательной организации направляет обучающегося за консультативной помощью на ПМПК с целью получения статуса «обучающийся с ОВЗ» и определения особых образовательных потребностей. В задачи ППК входят: рекомендация родителям (законным представителям) обратиться в ПМПК с целью углубленной диагностики психофизического состояния ребенка, получения статуса «ребенок с ОВЗ» и определение дальнейшего образовательного маршрута, систематический мониторинг учебной деятельности.
Важной частью скринингового метода является дифференциальный подход к пониманию функционального назначения деятельности ППК относительно каждого типа успеваемости. Он задает направление дальнейшего - углубленного - изучения особенностей развития ребенка с нарушенным развитием и имеет целью разработку рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения. Дифференциальный подход предполагает три варианта диагностического маршрута, который представляет собой сценарий педагогической деятельности ППК по отношению к обучающемуся.
Первый вариант диагностического маршрута
Установление у обучающегося значительных трудностей в обучении указывает не только на выраженные отклонения в учебной деятельности, но прежде всего обращает внимание на проблемы индивидуально-личностного характера. Их крайняя степень определяет невозможность обучения ребенка в условиях общеобразовательной организации без специальных рекомендаций с учетом его состояний. В этом случае родителям обучающегося (или его законным представителям) рекомендовано обратиться за консультационной помощью в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью получения статуса «обучающийся с ОВЗ» и определения особых образовательных потребностей. Это первый возможный сценарий дальнейшего диагностического маршрута на основе интерпретации данных, полученных в результате диагностики с применением скринингового метода. К данной группе относятся обучающиеся 5 типа школьной успеваемости - «обучающиеся с негативной школьной успеваемостью».
Второй вариант диагностического маршрута
Особую, диагностически выявленную группу составляют дети с нерезко выраженными (негрубыми) нарушениями в развитии. Степень проявлений не указывает на критическое состояние личности и не является основанием для направления обручающегося на ПМПК. Между тем факт наличия нарушений свидетельствует о недостатках индивидуально-личностного характера и/или о дисгармоничном развитии личности в целом. В педагогической среде данный феномен носит название «дети с трудностями в обучении». Эти дети остаются в зоне ответственности образовательной организации и являются субъектом ППК. Дальнейшая работа с ними строится на основании анализа состояний, ведущих к вариативным трудностям школьной успеваемости, и последующей разработки рекомендаций по организации коррекционно-педагогического сопровождения. Это является вторым вариантом диагностического маршрута по результатам диагностики с применением скринингового метода. К данной группе относятся обучающиеся 4, 3 и 2 типов школьной успеваемости - «обучающиеся с недостаточной школьной успеваемостью», «обучающиеся с вариативной школьной успеваемостью» и «обучающиеся с положительной школьной успеваемостью».
Третий вариант диагностического маршрута
Самый благоприятный результат диагностики с применением скринингового метода демонстрирует группа обучающихся, чье состояние характеризуется как 1 тип школьной успеваемости «обучающиеся с абсолютной школьной успеваемостью». В этом случае в зоне ответственности ППК остаются систематический мониторинг и общее наблюдение за детьми с целью оказания своевременной помощи при возникновении осложнений в процессе обучения.
Предлагаемый скрининговый метод был апробирован нами на базе МБОУ «Центр образования № 8» г. Ногинска Московской области в 2022-2023 годах. Полная выборка обучающихся составила 148 обучающихся, из них первоклассников - 67 человек, второклассников - 81 человек. Сбор данных разнообразия массового контингента детей позволил установить количественные показатели школьной успеваемости (см. Табл. 3):
1 тип. Обучающиеся с абсолютной школьной успеваемостью: подобный уровень успешности зафиксирован у 1,7% школьников 1 класса и 1,2% школьников 2 класса. Сопоставление данных показывает сокращение абсолютно успевающих школьников к 2 классу: около трети обучающихся данного типа успеваемости (29,4%) сталкиваются с трудностями в процессе обучения, что приводит к снижению успеваемости.
2 тип. Обучающиеся с положительной школьной успеваемостью: к данной группе нами было отнесено 28,3% школьников 1 класса и 17,3% школьников 2 класса. Более трети школьников данного типа успеваемости (38,9%) сталкиваются с трудностями в процессе обучения, что приводит к снижению показателя успеваемости к 2 году обучения.
3 тип. Обучающиеся с вариативной школьной успеваемостью: это наиболее многочисленная часть школьного контингента, к которой нами были отнесены совокупно 36,7% школьников 1 класса и совокупно 39,5% школьников 2 класса. Внутри группы школьники подразделяются по степени выраженности нарушений и тенденции успеваемости:
- состояние 28,4% обучающихся 1 класса и 22,2% обучающихся 2 класса ориентировано к положительной успеваемости. Наличие трудностей в обучении приводит к снижению успеваемости у 21,6% школьников к 2 году обучения;
- 8,3% обучающихся 1 класса и 17,3% обучающихся 2 класса находятся в зоне риска перехода к негативной успеваемости. Важно отметить, что во 2 классе количество обучающихся данного типа значительно возрастает (на 108,3%), что свидетельствует о наличии трудностей в освоении основной общеобразовательной программы.
Обучающиеся с вариативной школьной успеваемостью отражают феномен «дети с трудностями в обучении». Для детей данной группы особое значение приобретает направленная психолого-педагогическая помощь в рамках коррекционно-развивающего маршрута. ППК образовательной организации обладает необходимыми составляющими для нивелирования нарушений. Важным условием соответствующей помощи является направленное углубленное изучение особенностей развития ребенка, вектор которого задает состояние каждого профиля (когнитивного, речевого и/или социокультурного).
4 тип. Обучающиеся с недостаточной школьной успеваемостью: в 1 классе 20% и во 2 классе 28,4% школьников имеют трудности в освоении общеобразовательной программы. Количество детей с подобным состоянием возрастает во 2 классе на 42%. Обучающиеся с недостаточной школьной успеваемостью, так же как и обучающиеся с вариативной школьной успеваемостью, входят в зону ответственности ППК образовательной организации. Для них необходима направленная психолого-педагогическая помощь в рамках коррекционно-развивающего маршрута. Для детей с недостаточной школьной успеваемостью большое значение приобретают углубленное изучение особенностей развития ребенка в рамках когнитивного, речевого и/или социокультурного профилей, выявление ведущего дефицита и изучение образовательных возможностей обучающегося.
5 тип. Обучающиеся с негативной школьной успеваемостью: 13,3% обучающихся 1 и 13,6% 2 года характеризуются крайней степенью нарушения успеваемости - школьной дезадаптацией. Ввиду того, что для освоения детьми данной группы образовательной программы необходим ряд рекомендаций со стороны ПМПК, ППК рекомендовал родителям (законным представителям) детей обратиться за консультацией в комиссию. К сожалению, вследствие действующих до настоящего времени предубеждений по отношению к данной организации за консультативной помощью обратились только 6,8% обучающихся от общего числа всех школьников. По решению ПМПК, для 2,8% были изменены образовательная организация и тип программы обучения, а 4% обучающихся продолжат обучение в исходной образовательной организации при условии реализации адаптированной образовательной программы.
Коэффициент корреляции показателей успешности школьного обучения 1 и 2 классов составляет 0,7, что указывает на сильную статистическую связь.
По результатам проведенной диагностики с использованием скринингового метода мы сделали ряд выводов о школьной успеваемости обучающихся (см. Табл. 3 и Диагр. 1). Было отмечено следующее:
- Успеваемость школьников 1 года обучения в целом благоприятная. Более половины обучающихся (58,4%) первого класса находится в зоне положительной школьной успеваемости.
- Общая успеваемость школьников 2 года обучения снижается и составляет 40,7%, а следовательно, около 2/3 детского контингента неполноценно осваивают основную общеобразовательную программу.
- Увеличение к 2 классу численности детей с негативной школьной успеваемостью, с рисками возникновения негативной успеваемости, а также уменьшение группы детей с положительной успеваемостью обусловливают необходимость проведения дальнейшей диагностической работы, направленной на выявление индивидуальных особенностей развития обучающихся. Определение дефицитарных факторов послужит началом разработки рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Таблица 3. Количественные показатели успеваемости младших школьников
Тип успеваемости 1 класс, % 2 класс, % Изменение
1 тип. Абсолютная школьная успеваемость 1,7 1,2 -29,4%
2 тип. Положительная школьная успеваемость 28,3 17,3 -38,9%
3 тип. Вариативная школьная успеваемость (полож.) 28,4 22,2 -21,6%
3 тип. Вариативная школьная успеваемость (риски) 8,3 17,3 +108,4%
4 тип. Недостаточная школьная успеваемость 20,0 28,4 +42,0%
5 тип. Негативная школьная успеваемость 13,3 13,6 +2,3%
Диаграмма 1. Распределение успеваемости младших школьников по зонам
Скрининговый метод позволил ППК образовательной организации получить системную картину состояния школьной успеваемости среди младших школьников 1 и 2 классов. Результаты исследования раскрыли количественные показатели школьной успеваемости, показали соотношение типов успеваемости и выявили тенденции изменений успеваемости в процессе обучения. Эти данные стали инструментом ППК по управлению процессом обучения и составили основу коррекционно-педагогических мероприятий.
На основе скринингового метода в генеральной совокупности обучающихся были выделены те, кто при освоении основной общеобразовательной программы испытывают трудности, выраженность и профильность которых различна, однако их общей чертой является необходимость в психолого-педагогическом сопровождении. Эти школьники составили феноменологическую группу «дети с трудностями в обучении». По результатам исследования ответственность за работу с этими детьми была дифференцирована: часть отнесена к проблемному полю ППК, а часть - к территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК).
Для детей, входящих в проблемное поле ППК, образовалась необходимость уточнения состояния каждого обучающегося с трудностями в обучении - углубленной диагностики, стратегию которой задал скрининго-вый метод. Дифференциация последующего диагностического маршрута составляет важную часть скринин-гового метода.
Результаты применения скринингового метода позволили образовательной организации и действующему от ее лица ППК осуществлять целенаправленное взаимодействие с родителями. Помимо прочего, скри-нинговый метод позволил улучшить взаимодействие ППК образовательной организации и ТПМПК в силу наличия аргументированных сведений о направляемых за консультативной помощью обучающихся.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод об успешности применения психолого-педагогическим консилиумом такого инструмента, как скрининговый метод.
Заключение
Описанный скрининговый метод представляет собой квалифицированную диагностическую процедуру с расширенными возможностями. Функционал и потенциал скринингового метода отражают запросы психолого-педагогического консилиума по педагогическому взаимодействию с обучающимися, которые в процессе освоения основной общеобразовательной программы, развития и адаптации сталкиваются с различными трудностями. Технологии скринингового метода расширены и позволяют не только выявить «детей с трудностями в обучении», но и спланировать дальнейшую педагогическую работу с ними, основой которой является углубленная диагностика личности ребенка, при этом скрининговый метод способен задать направления качественного изучения состояния ребенка для анализа нарушенного развития. Все вышесказанное позволяет назвать скрининговый метод релевантным инструментом психолого-педагогического консилиума для массовой диагностики младших школьников и выявления особой группы - «дети с трудностями в обучении».
Скрининговый метод, реализованный нами на практике, дал ряд важных для психолого-педагогического консилиума результатов. Главным из них можно считать оформление системной картины школьной успеваемости обучающихся первых и вторых классов. Метод позволяет консилиуму управлять процессом обучения: контролировать качество процесса обучения, разрабатывать рекомендации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, осуществлять целенаправленное взаимодействие с родителями.
Психолого-педагогический консилиум, как действующий орган образовательной организации, наделен широким спектром полномочий. Однако ввиду того, что его деятельность не обеспечена достаточным инструментарием, возможности консилиума ограничены. Скрининговый метод может войти в перечень методик, применяемых ППК для решения функциональных задач, и тем самым раскрыть потенциал педагогического органа.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в изучении возможностей скринингового метода для деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации. Скрининговый метод может стать первым этапом алгоритма по изучению младших школьников с целью разработки индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребенка, испытывающего трудности в обучении.
Источники | References
1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Стерлитамак: Стерлитамакский государственный педагогический институт, 2002.
2. Величенкова О. А. Первоклассники с предрасположенностью к дислексии: проблемы обучения грамоте в общеобразовательной школе // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9.
3. Волковская Т. Н. К проблеме совершенствования диагностических методов выявления причин нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов // Школьный логопед. 2021. № 2 (78).
4. Волковская Т. Н. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2009. № 6.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика; Пресс, 1996.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2005.
7. Грецкая С. А. Методические рекомендации по проведению анкетирования: метод. пособие. Ноябрьск, 2014.
8. Екжанова Е. А. Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы. М.: ДЕЙТОН, 1997.
9. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Изд-е 2-е, стер. М.: Академия, 2005.
10. Лебединский В. В., Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Когито-Центр, 2019.
11. Левченко И. Ю., Волковская Т. Н., Ковалева Г. А. Психологическая помощь в специальном образовании. М.: ИНФРА-М, 2019.
12. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003.
13. Лубовский В. И., Коробейников И. А., Валявко С. М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4.
14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика. М.: Академия, 2019.
15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 2004. Кн. 2. Процесс воспитания.
16. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: в 2-х кн. М.: Издательство Института психотерапии; Апрель-Пресс, 2010. Кн. 1.
17. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2005.
18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002.
19. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2022.
20. Усанова О. Н. Психодиагностика нарушенного развития. М.: ИП Петросян, 2023.
21. Филичева Т. Б. Логопедия. Теория и практика. М.: Эксмо, 2021.
22. Чиркина Г. В. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография / под ред. Г. В. Чиркиной, Л. Г. Соловьевой. Архангельск: Институт коррекционной педагогики Российской академии образования; Поморский университет, 2009.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Мошнина Ольга Васильевна1
1 Школа № 480 имени В. В. Талалихина, г. Москва
Moshnina Olga Vasilyevna1
1 School № 480 named after V. V. Talalikhin, Moscow
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 22.06.2023; опубликовано online (published online): 25.08.2023.
Ключевые слова (keywords): психолого-педагогический консилиум; диагностическая работа; скрининговый метод; дети с трудностями в обучении; школьная успеваемость; psychological and pedagogical concilium; diagnostic work; screening method; children with learning difficulties; school performance.