ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Специальное образование. 2022. № 4 (68). Special Education. 2022. No 4 (68).
УДК 376.1:37.015.3
ББК Ч424.46 ГСНТИ14.29.01
DOI 10.26170/1999-6993_2022_04_13 Код ВАК 5.8.3
Мария Олеговна Максимова® Сергей Николаевич Бездетко2н Анна Владимировна Костюк2н Людмила Александровна Максимова®
Mariya O. Maksimova® Sergey N. Bezdetko2H Anna V. Kostyuk® Lyudmila A. Maksimova2H
ЕДИНСТВО ДИАГНОСТИКИ
И КОРРЕКЦИИ КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ
КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОНСИЛИУМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ)
1 Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы, Екатеринбург, Россия, [email protected]
2 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. В настоящее время все более актуальной становится проблема психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ввиду роста количества обучающихся дан-
UNITY OF DIAGNOSTICS AND REHABILITATION AS A PRINCIPLE OF ORGANIZATION OF COMPLEX SUPPORT FOR CHILDREN WITH
DISABILITIES (FROM THE WORK EXPERIENCE OF A PSYCHO-PEDAGOGICAL COUNCIL OF AN EDUCATION INSTITUTION REALIZING ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS)
1 Ekaterinburg Boarding School № 12, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
2 Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
Abstract. At present, the problem of psycho-pedagogical support for students with disabilities is becoming more and more urgent due to the increase in the number of students in this category. The article deals with the organization of compre-
© Максимова М. О., Бездетко С. Н., Костюк А. В., Максимова Л. А., 2022
ной категории. В статье рассматриваются вопросы организации комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные анализа многочисленных исследований свидетельствуют о том, что работа специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума (ППК) является важной и неотъемлемой частью в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и должна опираться на принцип диагностики и коррекции. В данной статье представлен опыт работы психолого-педагогического консилиума, организованного на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая АООП». Целью ППК данной образовательной организации является выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. Описаны методы и технологии, которые используются педагогами ППК для обеспечения полноценной диагностики и дальнейшего сопровождения детей с ОВЗ. Своевременное выявление трудностей в обучении, развитии, общении и особенностей в поведении обучающихся с ОВЗ позволяет обеспечить высокую результативность образовательного процесса и создать благоприятную среду для всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: психолого-педагогические консилиумы, дети с ограниченными возможнотями здоровья, ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическая диагностика, коррекционная ра-
hensive support for children with disabilities. The data of the analysis of numerous studies indicate that the activity of specialists within the framework of the psycho-pedagogical council (PPC) is an important and integral part of the system of psycho-pedagogical support for children with disabilities and should be based on the principle of diagnosis and rehabilitation. This article presents the experience of the work of the psycho-pedagogical council, organized on the base of Ekaterinburg Boarding School No. 12, realizing the Adapted Basic General Education Programs. The purpose of the PPC of this education institution is to identify students who experience difficulties in mastering the educational program, development and social adaptation, who have deviations in behavior, and to provide comprehensive psycho-pedagogical support for such students. The authors describe the methods and technologies that are used by the specialists of the psycho-pedagogical council to ensure reliable diagnostics and further support for children with disabilities. Timely detection of difficulties in learning, development, and communication and identification of behavioral characteristics of students with disabilities makes it possible to guarantee high effectiveness of the education process and to create a favorable environment for all participants of the education process.
Keywords: psycho-pedagogical councils, children with disabilities, disabilities, psycho-pedagogical diagnostics, rehabilitation activity, complex support, interaction between specialists.
бота, комплексное сопровождение, взаимодействие специалистов.
Благодарности: статья опубликована в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научный анализ применения единой методики социально-психологического тестирования обучающихся, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и ее доработка».
Информация об авторах: Максимова Мария Олеговна, кандидат педагогических наук, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»; адрес: 620042, Россия, г. Екатеринбург, ул. Бакинских Комиссаров, 50А.
Бездетко Сергей Николаевич, ассистент, кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза, Институт специального образования, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
Костюк Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и клиники дизон-тогенеза, Институт специального образования, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26.
Максимова Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института психологии, УрГПУ; адрес: 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26. Для цитирования: Максимова, М. О. Единство диагностики и коррекции как принцип организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ (из опыта рабо-
Acknowledgments: the article has been prepared within the State task of the Ministry of Education of the RF "Scientific Analysis of Application of Uniform Methods of Socio-Pedagogical Testing of Students AIMED AT Early Detection of Non-medical Use of Drugs and Psychotropic Substances and Their Development".
Author's information: Maksimova Mariya Olegovna, Candidate of Pedagogical sciences, State Budgetary Education Institution of Sverdlovsk Region «Ekaterinburg Boarding School № 12», Ekaterinburg , Russia.
Bezdetko Sergey Nikolaevich, Assistant Lecturer of Department of Logo-pedics and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Kostyuk Anna Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Speech Therapy and Clinics of Dysontogenesis, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Maksimova Lyudmila Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia. For citation: Maksimova, M. O., Bezdetko, S. N., Kostyuk, A. V., Maksimova, L. A. (2022). Unity of Diagnostics and Rehabilitation as a Principle of Organization of Com-
ты психолого-педагогического консилиума образовательной организации, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы) / М. О. Максимова, С. Н. Бездетко, А. В. Костюк, Л. А. Максимова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 4 (68). — С. 188-201.
Постановка проблемы исследования и ее актуальность
Социальная адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общество является актуальной проблемой, возникающей в результате постоянно меняющихся условий. Комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ОВЗ осуществляется на основании нормативно-правовых документов различных уровней. Так, в Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и в Конвенции о правах инвалидов (2006 г.) (международный уровень) отражены права и свободы граждан, принадлежащих к различным социальным группам. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) (федеральный уровень) отражены основные аспекты, касающиеся вопросов прав детей, включающие в себя их право на получение образования [6; 15]. ФГОС НОО ОВЗ определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных общеобразовательных программ
plex Support for Children with Disabilities (from the work experience of a psycho-pedagogical council of an education institution realizing adapted basic general education programs). Special Education, 4(68), pp. 188201. (In Russ.).
(АООП), а ПрАООП предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения [12].
Успешность реализации задач комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ, обеспечение их особых образовательных потребностей достигается путем реализации принципа единства диагностической и кор-рекционной деятельности, включения в работу команды специалистов (педагогов, учителей-логопедов, психологов, учителей-дефектологов и администрации образовательной организации). Особая роль в этом процессе отводится психолого-педагогическому консилиуму образовательной организации (далее ППК ОО), который становится координирующим центром организации системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации.
Анализ подходов других исследователей к решению проблемы
В современной отечественной педагогике и психологии представлен богатый опыт по работе и
сопровождению обучающихся с ОВЗ. Вопросы сопровождения развития участников образовательного процесса специалистами различного профиля представлены в научных трудах И. В. Дубровиной, М. Р. Битяновой, Л. М. Ши-пицыной и др. Комплексный подход к детям, имеющим нарушения в развитии, раскрыт в трудах Л. С. Выготского, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, Л. М. Ши-пицыной и др. Актуальны исследования по организации работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) образовательного учреждения (С. Д. Забрам-ная, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, В. Е. Бейсова и др.) [2; 5; 8; 10; 17].
Проблемы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ были рассмотрены в исследованиях А. Д. Вильшан-ской, А. А. Галлямовой, Е. А. Екжа-новой, Т. Н. Князевой, Е. А. Стре-белевой, О. Г. Приходько, Е. В. Ушаковой, И. А. Филатовой и др. [1; 3; 4; 11; 15].
Принцип единства диагностической и коррекционной деятельности в работе с детьми активно разрабатывался И. В. Дубровиной, И. И. Мамайчук, Д. Б. Эль-кониным и другими исследователями в области детского развития. Данный принцип отражает взаимодополняющую связь процессов диагностики и коррекции,
когда в основе организации кор-рекционной деятельности педагогов и других специалистов образовательной организации (логопедов, психологов и др.) лежит комплексная диагностика особенностей в развитии детей с ОВЗ. По мнению И. В. Дубровиной, процесс диагностики содержит в себе коррекционные возможности, особенно в ситуациях обучающего эксперимента, а пси-хокорреционные мероприятия имеют высокий диагностический потенциал, так как способствуют раскрытию разных сторон организации психики ребенка [12]. М. М. Семаго и Н. Я. Семаго подчеркивают, что основной целью создания ППК в образовательной организации является обеспечение комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ [13].
Данные исследования свидетельствуют о том, что работа специалистов в рамках психолого-педагогического консилиума (ППК, ППк) является важной и неотъемлемой частью в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и должна опираться на принцип диагностики и коррекции.
Методика проведения исследования
Для подтверждения положений, полученных в ходе теорети-
ческого анализа проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая АООП» была организована практическая часть исследования.
Целью ППК ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая АООП» является выявление обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, развитии и социальной адаптации, имеющих отклонения в поведении, комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся.
К основным направлениям работы ППК ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая АООП» относятся диагностическое, кор-рекционно-развивающее (индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-разви-вающая работа с обучающимися), профилактическое (профилактическая работа с родителями и педагогами), консультативное (родителей (законных представителей) и педагогов образовательной организации), организационное (подготовка и участие в заседаниях ППК).
Деятельность ППК основана на использовании комплексного и деятельностного подходов. Мультидисицплинарный подход
предполагает участие в процедурах диагностики и коррекции разных специалистов: педагогов, психологов, логопедов и других, разработку комплексной индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Деятельностный подход в организации ППК ОО состоит, во-первых, в изучении психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы, во-вторых, организация коррекцион-но-развивающей и учебной деятельности детей с ОВЗ, способствующей самоопределению ребенка как субъекта деятельности.
При организации всех видов деятельности учитывался принцип единства диагностики и коррекции. Специалисты ППК ОО включают в свою работу практические и наглядные методы, словесные методы, методы нейропси-хологической коррекции, гимнастику А. Н. Стрельниковой, Су-Джок-терапию, сказкотерапию, методы и приемы сенсомоторной коррекции, созданные группой ученых под руководством А. В. Семенович, и др. Педагоги ППК используют следующие технологии: логопедическое обследование (изучение состояния связной монологической речи по Р. И. Ла-лаевой, логопедическое обследование детей с нарушениями речи
В. М. Акименко, обследование слоговой структуры слова по З. Е. Агранович, обследование нарушений письменной речи И. Н. Садовниковой), коррекция звукопроизношения, развитие лек-сико-грамматической стороны речи, формирование слоговой структуры слова, развитие связной речи, здоровьесберегающие технологии (физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, релаксация и другие), методы психологической коррекции
[7; 9].
Комплексное сопровождение и деятельность ППК осуществляются учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, администрацией образовательной организации. Для обеспечения медико-социального сопровождения привлекаются ресурсы соответствующих центров, действующих в Екатеринбурге и Свердловской области (например, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» и «Ладо»).
Результаты
Специалисты ППК организуют и проводят диагностику всех детей, поступивших в образовательную организацию, индивидуально изучают имеющиеся трудности в обучении и поведении каждого обучающегося, определяют сущность проблем детей с
целью разработки адаптированных основных общеобразовательных программ и специальных индивидуальных программ развития (СИПР), образовательного маршрута, отслеживают результативность психолого-медико-педагогического сопровождения, консультируют родителей и педагогов по вопросам оказания специальной педагогической и психологической помощи обучающимся с ОВЗ.
Первичный ППК проводится при зачислении обучающегося в класс по завершении первичных обследований у всех специалистов с целью определения особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм его обучения, необходимого психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса.
Предметные результаты оцениваются в ходе текущей и промежуточной аттестации по основным учебным предметам. Для оценки академического компонента, т. е. знаний, умений и навыков по математике, русскому языку и чтению, применяются контрольно-измерительные материалы, тексты, задания, задачи. Эти материалы специально разрабатываются на каждый год обучения в соответствии с вариантом АООП, реализуется дифференцированный подход к их содержанию на минимальном и достаточном уровнях.
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество обучающихся, принявших участие в ППК (185)
Общая численность обучающихся (324)
Рис. 1. Результаты работы ППК за период 2021/22 уч. г.
В 2021/22 уч. г. было проведено 10 заседаний ППК, из них плановых заседаний было 6, а внеплановых — 4. В обследовании приняли участие обучающиеся различных возрастных категорий в количестве 185 обучающихся (рис. 1).
Целью обследования являлось определение направлений кор-рекционно-развивающей помощи обучающимся, а также определение основных трудностей у обучающихся в процессе их обучения и развития. Диагностическое направление работы обеспечивает проведение комплексного обследования детей с ОВЗ, подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи данным обучающимся в условиях образовательного учреждения, реализующего АООП,
организации профилактической деятельности.
Плановые заседания были проведены с целью определения основных направлений психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, выявления обучающихся, которые испытывают трудности в адаптации, динамики развития, а также составления программ СИПР.
На заседаниях консилиума рассматривались следующие вопросы:
- определение необходимости, формы и содержания пропедевтического периода в коррекционном обучении обучающихся 1-го класса;
- составление программы СИПР для обучающихся с умственной отсталостью;
- определение необходимости, содержания и формы коррекци-
онной работы обучающихся 14 классов («новый набор»);
- определение необходимости, содержания и формы коррекци-онной работы для обучающихся 5-9 классов;
- утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
- определение динамики состояния учащихся и уточнение ранее намеченных планов кор-рекционной работы;
- определение динамики состояния учащихся и определение эффективности планирования;
- определение трудовой компетентности учащихся и уточнение ранее намеченных планов кор-рекционной работы по трудовому обучению (4-е классы).
Внеплановые заседания консилиума проводились по запросу педагогов и родителей (законных представителей). Обоснованием проведения внепланового заседания консилиума служило выявление факторов, которые оказывают негативное влияние на развитие обучающегося в данных образовательных условиях.
Стоит отметить, что в течение 2021/22 учебного года было проведено 4 внеплановых заседания ППК, в которых участвовало 4 обучающихся. В результате диагностического направления работы у данных обучающихся были выявлены нарушения поведения (социально опасное поведение), проблемы в социальной адапта-
ции, трудности в усвоении программного материала.
Реализация консультативного направления работы ППК осуществляется через консультирование и просвещение педагогов, родителей и обучающихся. Основными темами консультирования родителей являлись особенности межличностных отношений родителей и обучающихся, трудности обучения и воспитания, конфликтные ситуации, их анализ и поиск путей решения, а также обсуждение результатов диагностики. Темами для консультирования педагогов являлись следующие: диагностическая работа, направления работы по коррекции устной и письменной речи, речь и альтернативная коммуникация, методы и приемы по развитию мелкой и общей моторики, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках и другие.
В основе деятельности педагогов и специалистов образовательной организации лежит принцип единства диагностики и коррекции, реализующийся в разных аспектах. Во-первых, в основу разработки индивидуальной программы комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ положены результаты комплексной диагностики особенностей развития детей. Во-вторых, коррекци-онная работа педагогов и специалистов ОО сопровождается регу-
лярным мониторингом динамики развития детей с ОВЗ, уточнением и при необходимости коррекцией индивидуальной программы сопровождения ребенка. С этой целью в течение учебного года организуются специальные заседания ППК, где обсуждаются изменения в поведении, познавательном и личностном развитии ребенка, выбираются наиболее подходящие методы и средства коррекционного воздействия. Значимыми участниками организации комплексного сопровождения становятся родители обучающихся с ОВЗ, обеспечивающие непрерывность коррекцион-но-развивающего процесса в ОО и дома. Принимая участие в работе ППК, родители имеют возможность поделиться результатами наблюдения за поведением ребенка, особенностями его познавательных процессов в разных видах внеучебной деятельности, в том числе способствовать выявлению склонности к аддиктив-ному поведению. В-третьих, при проведении коррекционных ме-
роприятий педагоги и специалисты ОО могут зафиксировать специфические особенности развития ребенка, которые сложно выявить при проведении стандартных диагностических процедур (например, проявления агрессии, особенностей в поведении и общении).
Как было сказано выше, в основе деятельности ППК ОО лежит мультидисциплинарный и деятельностный подходы. На рисунке 2 представлена схема реализации принципа единства диагностики и коррекции в организации деятельности ППК ОО, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ. Соблюдение данного принципа позволяет реализовать программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ, организовывать деятельность по коррекции трудностей в обучении, развитии, общении и поведении, а также определять содержание профилактической работы в ОО.
Деятельность ППк ОО
Рис. 2. Осуществление принципа единства диагностики и коррекции в деятельности ППК 00, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ
Выводы
Важным условием эффективной работы ППК и организации комплексного сопровождения обучающегося с ОВЗ является применение принципа единства диагностики и коррекции. Реализация данного принципа становится возможной благодаря системному взаимодействию педагогов и специалистов ППК ОО, классных руководителей, всех педагогов образовательной организации, а также включению родителей (законных представителей) в организацию сопровождения детей с ОВЗ. Учет данного принципа делает возможным своевременное выявление трудностей в обучении, развитии, общении и особенностей в поведении (в том числе выявление склонности к аддиктивному поведению) несовершеннолетних с ОВЗ, организацию коррекцион-ной профилактической работы, что позволяет создать благоприятные условия для обучения и воспитания данной категории детей с учетом особых образовательных потребностей.
Литература
1. Вильшанская, А. Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум / А. Д. Вильшанская. — Волгоград : Учитель, 2008. — 124 с. — Текст : непосредственный.
2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 3 / под ред. А. М. Матюш-кина. — Москва : Просвещение, 1983. — 368 с. — Текст : непосредственный.
3. Екжанова, Е. А. К вопросу об итоговой оценке знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования / Е. А. Ек-жанова. — Текст : непосредственный // Равные возможности — новые перспективы : материалы городской межвуз. науч.-практ. конф. — Москва : МПГУ, 2009. — С. 201-211.
4. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. — Москва : Дрофа, 2008. — 286 с. — Текст : непосредственный.
5. Забрамная, С. Д. Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях / С. Д. Забрамная, Ю. А. Кос-тенкова. — Текст : непосредственный // Наука и школа. — 2013. — № 5. — С. 156-158.
6. Конвенция ООН о правах ребенка : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. — иКЬ: https://www.un.org/ru/documents/de с1_сопу/сопуепйош/сЫЫсоп^Ыт1 (дата обращения: 24.10.2022). — Текст : электронный.
7. Лалаева, Л. И. Особенности проявлений взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе / Л. И. Лалаева. — Текст : непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2008. — Т. 3. — № 6 (20). — С. 145-157.
8. Максимова, М. О. Организация взаимодействия с родителями школьников с тяжелой умственной отсталостью в процессе образовательной деятельности / М. О. Максимова, И. А. Филатова, С. Н. Без-детко. — Текст : непосредственный // Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. — 2021. — С. 176-178.
9. Максимова, Л. А. Диагностика эмоционального развития детей раннего возраста / Л. А. Максимова. — Текст : непо-
средственный // Детский сад от А до Я. — 2009. — № 2 (38). — С. 67-74.
10. Малофеев, Н. Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен / Н. Н. Малофеев, Н. Д Шматко. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2008. — N° 2. — С. 86-94.
11. Приходько, О. Г. Модель психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько, И. А. Филатова, А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 112-127.
12. Руководство практического психолога. Психолог в школе : практич. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Е. Е. Данилова [и др.]. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2018. — 255 с. — (Профессиональная практика). — URL: https:// fgos.ru/fgos/fgos-1598 (дата обращения: 23.10.2022). — Текст : электронный.
13. Семаго, М. М. Научно-методическое и ресурсное обеспечение инклюзивного образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. — Текст : непосредственный // Образовательная панорама. — 2018. — № 2 (10). — С. 11 -14.
14. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2014. — URL : https://www.zakonrf.info/ (дата обращения: 23.10.2022). — Текст : электронный.
15. Филатова, И. А. Организация деятельности учителя-логопеда в общеобразовательной организации в условиях образовательной инклюзии / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — С. 233242.
16. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Гал-лямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 240 с. — Текст : непосредственный.
References
1. Vil'shanskaja, A. D. (2008). Shkol'nyj psihologo-mediko-pedagogicheskij konsilium [School Psychological-Medical-Pedagogical Council]. Volgograd: Uchitel', 124 p. (In Russ.)
2. Vygotskij, L. S. (1983). Sobranie sochi-nenij [Collected works]. Moscow: Prosve-shhenie, 368 p. (In Russ.)
3. Ekzhanova, E. A. (2009). K voprosu ob itogovoj ocenke znanij obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja v sisteme obshhego obrazovanija [On the question of the final assessment of the knowledge of students with disabilities in the system of general education]. In Ravnye voz-mozhnosti — novye perspektivy, 201-211. (In Russ.)
4. Ekzhanova, E. A., & Reznikova, E. V. (2008). Osnovy integrirovannogo obuche-nija: posobie dlja vuzov [Fundamentals of integrated learning: a guide for universities]. Moscow: Drofa, 286 p. (In Russ.)
5. Zabramnaja, S. D., & Kostenkova, Ju. A. (2013). Organizacija i soderzhanie psiho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdenija de-tej v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah [Organization and content of psychological and pedagogical support for children in educational institutions]. Nauka i shkola, 5, 156158. (In Russ.)
6. United Nations (1989). Konvencija OON o pravah rebenka : prinjata rezoljuciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 nojabrja 1989 goda [United Nations Convention on the Rights of the Child: Adopted by General Assembly resolution 44/25 on November 20, 1989.]. (In Russ.)
7. Lalaeva, L. I. (2008). Osobennosti proja-vlenij vzaimosvjazi intellekta i jazykovoj sposobnosti v rechevom razvitii detej pri normal'nom i narushennom ontogeneze [Features of manifestations of the relationship between intelligence and language ability in the speech development of children with normal and impaired ontogenesis]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta im. A.S. Pushkina, 3 (Iss. 6 (20)), 145157. (In Russ.)
8. Maksimova, M. O., Filatova, I. A., & Bezdetko, S. N. (2021). Organizacija vzai-
modejstvija s roditeljami shkol'nikov s tjazheloj umstvennoj otstalost'ju v processe obrazovatel'noj dejatel'nosti [Organization of interaction with parents of schoolchildren with severe mental retardation in the process of educational activities]. In Inkljuzivnoe obrazovanie i obshhestvo: strategii, praktiki, resursy : materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (pp. 176— 178). (In Russ.)
9. Maksimova, L. A. (2009). Diagnostika jemocional'nogo razvitija detej rannego voz-rasta [Diagnostics of the emotional development of young children]. Detskij sad ot A do Ja, 2(38), 67-74. (In Russ.)
10. Malofeev, N. N., & Shmatko, N. D. (2008). Integracija i special'nye obrazovatel'-nye uchrezhdenija: neobhodimost' peremen [Integration and special education institutions: the need for change]. Defektologija, 2, 86-94. (In Russ.)
11. Prihod'ko, O. G., Filatova, I. A., & Pavlova, A. S. (2022). Model' psihologo-pedagogicheskogo izuchenija detej s ograni-chennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Model of psychological and pedagogical study of children with disabilities]. Special'noe obrazovanie, 2(66), 112-127. (In Russ.)
12. Dubrovina, I. V., Prihozhan, A. M., & Danilova, E. E. (2018). Rukovodstvo prak-ticheskogo psihologa. Psiholog v shkole :
Prakticheskoe posobie [Practical
psychologist's guide. Psychologist at school: A practical guide]. Moscow: Jurajt, 255 p. (In Russ.)
13. Semago, M. M., & Semago, N. Ja. (2018). Nauchno-metodicheskoe i resursnoe obespechenie inkljuzivnogo obrazovanija [Scientific, methodological and resource support for inclusive education]. Obrazova-tel'najapanorama, 2(10), 11-14. (In Russ.)
14. Russian Federation (2014). FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2014 [Federal Law "On Education in the Russian Federation" No. 273-FZ dated December 29, 2014]. (In Russ.)
15. Filatova, I. A. (2020). Organizacija deja-tel'nosti uchitelja-logopeda v obshheobrazo-vatel'noj organizacii v uslovijah obrazovatel'noj inkljuzii [Organization of activities of a speech therapist teacher in a general educational organization in the context of educational inclusion]. In Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya (pp. 233-242). Ekaterinburg: Ural St. Ped. Univ. (In Russ.)
16. Shipicyna, L. M., Hil'ko, A. A., Gallja-mova, Ju. S., Dem'janchuk, R. V., & Jakov-leva, N. N. (2003). Kompleksnoe soprovozh-denie detej doshkol'nogo vozrasta [Comprehensive support for preschool children]. Saint-Petersburg: Rech', 240 p. (In Russ.)