УДК 3 76.3 7-053 "465.00/.07"
ББК Ч457.091 ГСНТИ 14.29.29 Код ВАК 13.00.03 (5.8.3)
А. В. Пьянкова, И. А. Филатова A. V. P'yankova, I. A. Filatova Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушением речи (с псев-добульбарной дизартрией и моторной алалией) в условиях Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Описаны и проанализированы результаты исследования по изучению особенностей организации и оказания психолого-педагогической помощи в образовательном центре. Проведенный констатирующий эксперимент был направлен на изучение особенностей организации специализированной помощи дошкольникам с нарушением речи в условиях образовательного центра; анализ статистических данных по обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обратившимся в центр; изучение запроса родителей обучающихся с нарушением речи; разработку содержания обследования и исследование уровня речевого и психического
© Пьянкова А. В., Филатова И. А., 2022
ORGANIZATION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PRESCHOOLERS WITH SPEECH DISORDERS AT AN EDUCATION CENTER
Abstract. The article describes the peculiarities of the organization of psycho-pedagogical support for children of preschool age with speech disorders (with pseudobulbar dysarthria and motor alalia) under the conditions of a Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance. The authors describe and analyze the results of a study of the specific features of the organization and provision of psycho-pedagogical assistance at an education center. The summative experiment conducted by the authors was aimed at the following: a survey of the features of the organization of specialized assistance to preschoolers with speech disorders under the conditions of an education center; an analysis of statistical data about children with disabilities who applied to the center; a study of the requests of the parents of children with speech disorders; the development of the content of the survey and research of the level of speech and mental development of preschoolers with speech disorders; an analysis of the diagnostic results ob-
развития дошкольников с нарушением речи; анализ полученных результатов диагностики. Данные констатирующего эксперимента позволили определить направления дальнейшей работы по коррекции имеющихся у обучающихся с ОВЗ недостатков в речевом и психическом развитии, их потребностей, а также по совершенствованию организации комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи в условиях образовательного центра.
Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех субъектов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение; дошкольная логопедия; дошкольники; нарушения речи; речевые нарушения; дети с нарушениями речи; псевдо-бульбарная дизартрия; моторная ала-лия; образовательные центры.
Сведения об авторе: Пьянкова Анастасия Васильевна.
Место работы: аспирант четвертого года обучения отдела подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, Уральский государственный педагогический университет; учитель-логопед, гос. бюдж. учрежд. Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс"» (Екатеринбург).
Сведения об авторе: Филатова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент.
tained. The results of the summative experiment made it possible to determine the areas of further work on rehabilitation of delays in speech and mental development of preschoolers with disabilities, their needs, as well as on improving the organization of comprehensive psycho-pedagogical support for them under the conditions of an education center.
The article is intended for students in the field of training 44.03.03 "Special (Defectological) Education", teachers and all those implementing psycho-pedagogical support for persons with disabilities.
Keywords: psycho-pedagogical support; preschool logopedics; preschoolers; speech disorders; disorders of speech; children with speech disorders; pseudobulbar dysarthria; motor alalia; education centers.
About the author: P'yankova Anastasiya Vasil'evna, Post-Graduate Student.
Place of employment: Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia; Teacher-Logopedist, State Budgetary Institution of Sverdlovsk Region "Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance 'Resurs'", Ekaterinburg, Russia.
About the author: Filatova Irina Aleksandrovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.
Место работы: директор Институ- Place of employment: Director of In-та специального образования, заве- stitute of Special Education, Head of дующий кафедрой логопедии и клини- Department of Logopedics and Clinics ки дизонтогенеза, Уральский государ- of Dysontogenesis, Ural State Pedagogi-ственный педагогический университет. cal University.
Контактная информация: 620091, Россия, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 134.
E-mail: [email protected], [email protected].
1. Введение
На современном этапе развития специального образования отечественные и зарубежные ученые в своих исследованиях акцентируют внимание на вопросах организации психолого-педагогического сопровождения (III 1С) обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с нарушением речевого развития. В проведенном исследовании раскрываются особенности организации ППС обучающихся среднего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и моторной алалией в условиях образовательного центра.
Под психолого-педагогическим сопровождением М. Р. Би-тянова понимает проектирование образовательной среды, связанное с общегуманистическим подходом и необходимостью максимального раскрытия возможностей личностного потенциала ребенка [2, с. 21]. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением речевого развития реализуется с целью организации работы по
коррекции речевых нарушений, профилактики возникновения вторичных отклонений, оказания помощи в решении актуальных задач в развитии ребенка с нарушением речевого развития при освоении им программного материала, преодоления трудностей социализации и адаптации к окружающей действительности.
По мнению К. В. Адушкиной и О. В. Лозгачёвой, оказание комплексного психолого-педагогического сопровождения возможно при реализации трех основных компонентов [1, с. 12—13]:
1) проведения диагностики уровня развития ребенка на каждом этапе индивидуальной работы;
2) создания условий для развития личности воспитанника путем определения направлений коррекционной работы и разработки программы индивидуального развития по данным диагностики;
3) создания условий для реализации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Психолого-педагогическое сопровождение организуется с опорой на нормативно-правовые документы различного уровня. В международных документах (Конвенция о правах ребенка, 1989; Конвенция о правах инвалидов, 2006) закреплены основные права и свободы граждан и разных социальных групп, в федеральных документах (ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», 2012) определены вопросы организации деятельности по обеспечению прав детей, в том числе на образование и развитие [8; 9; 10; 13; 18; 24].
ППС обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи может осуществляться разными организациями [12; 15]:
- службами сопровождения / консилиумом дошкольной образовательной организации;
- психолого-педагогическими консультациями;
- психолого-педагогическими, медицинскими и социальными центрами (ППМС-центрами).
Подробнее рассмотрим особенности организации ППС в ППМС-центрах (далее центр). В соответствии с нормативными документами они открываются с учетом наличия 1 центра на 5 тысяч человек детского населения в муниципальном образовании, но не менее одного в нем. В указанных центрах при сопровождении обучающихся дошко-
льного возраста реализуются основные общеобразовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы. В данных образовательных организациях оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям дошкольного возраста, имеющим недостатки в развитии и испытывающим трудности в социальной адаптации [14].
Деятельность специалистов центра при работе с дошкольниками с нарушением речи направлена на решение следующих задач.
1. Проведение комплексной диагностики дошкольников, обратившихся в центр, выявление особенностей их развития и особых образовательных потребностей.
2. Осуществление деятельности медико-психолого-педагогического консилиума центра.
3. Участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов для дошкольников, испытывающих трудности в обучении, и содействие им в выборе образовательного маршрута.
4. Проведение коррекционных занятий с детьми по преодолению имеющихся у них недостатков развития.
5. Проведение мониторинга развития дошкольников.
6. Консультирование дошкольников и их родителей (законных представителей).
7. Ведение просветительской работы по повышению психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса.
2. Организация исследования
Экспериментальное исследование реализовано на базе ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс"» (ЦППМСП «Ресурс») в отделении психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (г. Екатеринбург). В рамках исследования основное внимание уделялось детям среднего дошкольного возраста с нарушением речи (от 4 до 5 лет).
Цель исследования — изучить особенности организации и реализуемой психолого-педагогической помощи, разработать содержание диагностики особых образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи, обратившихся в образовательный центр, и проанализировать полученные результаты.
В соответствии с целью были определены следующие задачи.
1. Изучить особенности организации деятельности Центра по оказанию специализированной помощи обучающимся и их семьям, обратившимся в образовательную организацию.
2. Изучить статистические данные по категориям детей, обратившихся в Центр.
3. Изучить запросы родителей обучающихся с нарушением речи.
4. Разработать содержание диагностики по обследованию обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи.
5. Проанализировать полученные результаты диагностики.
3. Результаты исследования
При анализе особенностей организации деятельности ЦППМСП «Ресурс» выявлено, что в соответствии с нормативными документами Центр является государственным и психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ в нем осуществляется бесплатно, при этом имеется лимит на количество предоставляемых консультаций и занятий в календарном году у каждого специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) [16].
Консультативную помощь по вопросам развития ребенка специалисты оказывают всем родителям вне зависимости от наличия или отсутствия заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или медико-социальной экспертизы (МСЭ), однако коррекционные занятия предоставляются только со специалистами, прописанными в данных заключениях.
Деятельность педагогов в рамках консультаций направлена на диагностику уровня развития ребенка, определение его инди-
видуальных особенностей и потребностей, рекомендации родителям конкретных методов и приемов педагогического воздействия при взаимодействии с ребенком в домашних условиях либо направление к другим специалистам с целью оказания ребенку более эффективной помощи.
При реализации психолого-педагогического сопровождения дошкольников с нарушением речи в рамках проводимых занятий важно организовать и осуществлять комплексное сопровождение данных обучающихся специалистами различного профиля (медицинского и педагогического) для преодоления первичных и вторичных недостатков развития.
По результатам проведенного статистического анализа за 2020/21 уч. г. выявлено, что в отделение Центра обратилось 243 ребенка (от 3 до 18 лет), из них 95 детей — с речевыми нарушениями. В экспериментальное исследование были включены 26 обучающихся среднего дошкольного возраста (4—5 лет) с псевдобуль-барной дизартрией и 20 — с моторной алалией.
В 100 % случаев запросы и ожидания родителей от деятельности учителя-логопеда были связаны с исправлением недостатков речевого развития детей. По итогам первичной диагности-
ки были выявлены имеющиеся у дошкольников трудности и определены задачи коррекционной работы на обозначенный период взаимодействия (12 индивидуальных занятий).
Содержание логопедического обследования обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи было разработано с учетом методических рекомендаций Г. А. Волковой [3], О. Е. Грибовой, Т. П. Бессоновой [5], Л. В. Ло-патиной [11], З. А. Репиной [19], Н. М. Трубниковой [22], И. А. Филатовой [25], Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной [26].
Логопедическое обследование было реализовано по следующим направлениям.
1. Изучение анамнестических данных, медицинской и педагогической документации (при наличии) либо получение необходимых сведений со слов родителей в ходе беседы.
2. Обследование состояния моторной сферы.
3. Обследование состояния всех компонентов устной речи.
4. Обследование состояния психических процессов.
Все полученные по итогам диагностики результаты оценивались количественно (по 5-балльной шкале) и качественно.
Количественные результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Количественные результаты констатирующего эксперимента
У всех обследуемых обучающихся среднего дошкольного возраста выявлены недостатки моторной сферы и речи разной степени выраженности. В крупной моторике отмечена общая моторная неловкость, ограниченность движений, скованность и неуверенность, снижение темпа выполнения движений и трудности в восприятии ритма. В мелкой моторике отмечено успешное выполнение движений всей кистью, но имелись ошибки при выполнении проб отдельными пальцами, вплоть до невозможности создания заданной позы, что проявлялось в ограниченности движений и напряженности рук, невозможности выполнить движение и оказании себе помощи другой рукой либо выполнении конфигурации паль-
цами с помощью взрослого (рука в руке).
При выполнении проб на исследование состояния мимической мускулатуры и моторики артикуляционного аппарата у дошкольников с дизартрией выявлены ограниченность объема движения, наличие саливации, нарушение тонуса, синкинезий, нарушение точности выполнения, невозможность принятия заданного положения. Особенно ярко данные трудности наблюдались при выполнении серии артикуляционных движений.
У дошкольников с моторной алалией отмечена относительная сохранность выполнения движений артикуляционного аппарата: сохранен их объем и точность. Однако выявлены 2 группы дошкольников с кинетической ап-
раксией, у которых успешно получалось выполнить отдельные движения, но возникали трудности при выполнении динамических проб, что отражалось в поиске движений, пропусках, заменах, вставках ненужных движений; и с кинестетической апрак-сией, у которых отмечен поиск нужных движений, их искажения, помощь себе руками, что свидетельствовало о снижении чувствительности от положений и движений органов артикуляционного аппарата.
Обследование состояния устной речи было направлено на изучение произносительного и лексико-грамматического уровня речи, а также связной речи.
По результатам обследования звукопроизношения выявлено, что у 8 дошкольников (17 %) произношение соответствует возрасту. У 6 дошкольников выявлены только антропофонические дефекты, при этом при дизартрии преобладали смягчения звуков и их искажения (межзубное произношение) либо устойчивые замены отсутствующих шипящих на свистящие, при алалии — замены, искажения и многочисленные неустойчивые замены и смешения звуков. У 23 дошкольников (50 %) нарушения звукопроизно-шения носят полиморфный характер. У троих (15 %) детей с моторной алалией невозможно было оценить состояние звукопро-
изношения из-за сниженной речевой активности и крайне ограниченного словарного запаса, в собственной речи у них присутствовали отдельные звуки и слоги, чаще дети пользовались жестами.
Просодические компоненты речи (голос, темп, ритм, дыхание) нарушены у дошкольников с дизартрией в 80 % случаев, причем у детей с алалией это проявляется лишь наличием грудного типа дыхания, слабостью и непродолжительностью выдоха только в 20 % случаев, остальные компоненты сохранны.
Слоговая структура слов сохранна у всех дошкольников с дизартрией. У них выявлены трудности произношения слов сложной слоговой структуры и связанные с нарушением звуковой наполняемости слов, пропуски согласных при стечении, при сохранении количества слогов в слове. У дошкольников с моторной алалией нарушения слоговой структуры выявлены в 100 % случаев: от возможности произнесения отдельных звуков и слогов до многочисленных замен, перестановок, пропусков слогов в словах разной структуры.
Фонематические процессы нарушены у всех обследуемых обучающихся дошкольного возраста в разной степени выраженности. Уровень их сформированности тесно связан с уровнем речевого развития. Так, наиболее сохран-
ны фонематические процессы у дошкольников с дизартрией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР), в том числе у 2 дошкольников сохранны навыки звукового анализа. Отмечено, что чем больше степень выраженности речевого дефекта, тем сильнее выражены нарушения фонематического слуха и восприятия, в том числе у обучающихся с моторной алалией фонематические процессы развиты хуже, чем у дошкольников с дизартрией.
По результатам обследования словарного запаса выявлено, что у 6 обучающихся с дизартрией полностью сохранны импрессив-ная и экспрессивная стороны речи, высокий уровень их развития имеется у 10 дошкольников с обоими нарушениями. Наибольшие трудности вызвали задания на понимание инверсионных конструкций, определение рода и числа у имен прилагательных, использование пространственных наречий и предлогов. При самостоятельном назывании детенышей животных (особенно домашних), признаков предметов и подборе синонимов было выявлено, что у 2 дошкольников с дизартрией и 15 (75 %) уровень понимания и воспроизведения заданных лексических единиц низкий. Стоит отметить, что у 5 дошкольников с моторной алалией в самостоятельной речи присутст-
вуют лишь отдельные слоги, слова, у 3 — звуки и слоги, которыми они выражают свою просьбу, согласие/несогласие, эмоции.
Исследование грамматической стороны речи показало, что у 3 дошкольников с дизартрией состояние грамматической стороны речи соответствует возрасту, у 7 имелись отдельные трудности при выполнении заданий. У остальных 16 обучающихся отмечены многочисленные аг-рамматизмы при составлении предложений с предлогами и в словообразовании уменьшительно-ласкательных существительных, относительных и притяжательных прилагательных.
У дошкольников с моторной алалией недостатки на грамматическом уровне выявлены у всех 13 обучающихся. При наличии у детей в собственной речи фраз из 3 —4 слов допускаются многочисленные ошибки в словоизменении и словообразовании, согласовании слов в предложении. 10 (50 %) дошкольников используют в собственной речи фразы из 1—2 слов-корней, только начинают овладевать навыками образования единственного и множественного числа имен существительных и глагольных форм.
Обследование уровня развития связной речи показало, что обучающиеся с ФФНР и дизартрией умеют строить простые рас-
пространенные и сложные предложения, активно вступают в контакт, рассказывают о себе, расширяют сюжет картинки и приводят примеры из жизни. Однако дошкольники с общим недоразвитием речи называют лишь отдельные предметы на картинке, при ответах на вопросы отвечают односложно, «перескакивают» с одной мысли на другую, им требуются наводящие вопросы для уточнения сказанного, при предъявлении образца рассказа взрослым они называют только самые важные для них детали, сбиваются с темы/сюжета, часто возвращаются к предыдущей мысли, нарушая логику изложения текста.
Исследование состояния психических процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления, пространственных и временных представлений — было проведено с целью оценки взаимосвязи между уровнем речевого и психического развития у дошкольников.
По результатам проведенной диагностики выявлено, что высокий уровень развития психических процессов у 13 дошкольников с дизартрией и у 3 — с моторной алалией, уровень речевого развития у них также высокий. У остальных дошкольников (преимущественно с моторной алали-ей) уровень развития психических процессов средний (19 %) либо низкий (30 %).
Следует отметить, что наиболее сохранными были процессы, не опосредованные речью (зрительное восприятие, зрительная память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление). Психические процессы, тесно связанные с уровнем речевого развития, нарушены в большей степени (слуховое восприятие, слуховая память, словесно-логическое мышление, пространственные и временные представления).
По итогам проведения комплексной диагностики у всех обследуемых (100 %) обучающихся дошкольного возраста выявлены недостатки моторной сферы и речи разной степени выраженности. Речевые трудности у дошкольников с дизартрией тесно связаны с первичными недостатками моторной сферы (преимущественно мелкой, мимической и артикуляционной моторики), что отражается на произносительных компонентах речи. Вторично у них возникает недоразвитие фонематических процессов: недостатки восприятия и различения фонем родного языка, несформи-рованность навыков звукового анализа. При выраженных первичных нарушениях у детей с данной патологией наблюдается вторичное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, которое возникает из-за снижения морфонологического слуха и
трудностей усвоения языковых закономерностей.
У дошкольников с моторной алалией была выявлена общая моторная неловкость и несфор-мированность моторных программ. При этом уровень развития органов артикуляционного аппарата позволяет им выполнить двигательный акт, но в первом случае (при афферентной моторной алалии) из-за снижения кинестетических ощущений у них возникают трудности произвольного создания нужной позы, во втором случае (при эфферентной моторной алалии) страдает механизм переключения и перехода от одного движения к другому. В одном случае перечисленные трудности приводят к поискам позы, искажениям и заменам, в другом — к заменам, пропускам, вставкам ненужного движения, что отражается на звукопро-изношении в целом. При алалии страдает сам механизм усвоения закономерностей языковой системы (лексики, грамматики, фонематической системы) и нарушаются все структурные компоненты речи.
На основе полученных результатов констатирующего эксперимента и их анализа была разработана комплексная модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся среднего возраста с речевыми нарушениями, включающая диагно-
стический, коррекционный и контрольно-диагностические блоки. В ходе формирующего эксперимента осуществлялись внедрение и апробация предложенной модели с целью преодоления имеющихся у обучающихся нарушений развития и формирования у них необходимых навыков в рамках фиксированного количества предоставляемых занятий (12 штук).
Работа с обучающимися с дизартрией была направлена на коррекцию недостатков моторной сферы и устной речи, развитие других психических процессов. В занятиях с данными обучающимися активно применялись методики, предложенные Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Л. И. Беляковой, Г. А. Волковой, Л. В. Григорьевой, Р. Е. Идес, Л. М. Козыревой, Л. В. Лопатиной, О. Г. При-ходько, З. А. Репиной, Н. В. Серебряковой и другими авторами.
Коррекционная работа с детьми с алалией включала следующие направления: формирование мотивации к занятиям и взаимодействию со взрослым, формирование учебного поведения, формирование психологической базы речи, развитие моторной сферы, всех компонентов устной речи, психических процессов. Сти-мульный материал с данными обучающимися подбирался и разрабатывался с учетом методических рекомендаций И. Н. Ананьевой, С. В. Батяевой, Н. В. Курдванов-
ской, Л. С. Ванюковой, Е. В. Дол-ганюк, Н. С. Жуковой, О. Б. Ин-шаковой, А. М. Колесниковой, Н. В. Нищевой, А. С. Русских, Н. Н. Трауготт, Е. В. Севостья-новой и других.
На коррекционном этапе особое внимание уделялось активному включению в работу всех субъектов взаимодействия: ребенка, специалистов и родителей (законных представителей). Взаимодействие специалистов осуществлялось:
- друг с другом при обсуждении результатов диагностики и подборе необходимых методов и приемов работы;
- с ребенком в процессе включения его в активную деятельность на занятиях;
- с родителями при осуществлении консультативной просветительской деятельности и обу-
чении педагогическим приемам работы с ребенком.
По итогу проведенной работы был организован и проведен контрольный эксперимент с целью мониторинга коррекционных мероприятий и анализа эффективности предложенной модели. Количественные результаты представлены на рис. 2.
Полученные результаты показали положительную динамику в коррекции имеющихся у детей недостатков развития: моторной сферы, речи и других психических процессов. Выявлено, что внедрение предложенной модели в деятельность специалистов позволило получить высокие результаты сфор-мированности корректируемых и формируемых у обучающихся экспериментальной группы навыков, что обусловлено органи-
I Дизартрия (КЭ) □Дизартрия (КонтрЭ) □ Моторная алалия (КЭ) □ Моторная алалия (КонтрЭ)
Рис. 2. Количественный анализ результатов контрольного эксперимента
зацией комплексного подхода при реализации коррекционной помощи. Действия специалистов с детьми экспериментальной группы носят согласованный и однонаправленный характер, учитывают индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.
4. Заключение
Анализ результатов данных, полученных в рамках констатирующего эксперимента, позволил определить, что все обучающиеся дошкольного возраста с нарушением речи, обратившиеся в Центр, нуждаются в оказании им комплексной помощи, которую необходимо осуществлять путем организации комплексного психолого-педагогического сопровождения с учетом включения в работу всех специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) и в соответствии с выявленными недостатками в развитии и особыми образовательными потребностями. При этом важно включать в активное взаимодействие всех субъектов процесса сопровождения: самого ребенка, специалистов и родителей.
Таким образом, в заключение необходимо отметить следующее:
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся среднего дошкольного возраста с на-
рушением речи должно осуществляться на основе нормативных документов с учетом специфики работы конкретного образовательного центра (ЦППМСП);
- для обучающихся с нарушением речи требуется обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение в условиях центра и выполнение рекомендаций специалистов родителями в домашних условиях;
- для обеспечения реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся дошкольного возраста с нарушением речи разработана и внедрена комплексная модель этого сопровождения.
На основе полученных результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод об эффективности предложенной модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся среднего дошкольного возраста с нарушением речи в условиях образовательного центра. Более подробное описание самой модели психолого-педагогического сопровождения, содержания и форм коррекционной работы с обучающимися с учетом выявленных у них нарушений, особенностей взаимодействия субъектов сопровождения в рамках формирующего эксперимента и детальный анализ эффективности работы будут представлены в следующей публикации.
Литература
1. Адушкина, К. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 163 c. — Текст : непосредственный.
2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва : Совершенство, 1997. — 298 с. — Текст : непосредственный.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. — Москва : Детство-Пресс, 2004. — 144 с. — Текст : непосредственный.
4. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». — URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/prog ramms/3/0 (дата обращения: 15.12. 2020). — Текст : электронный.
5. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. — Москва : Аркти, 2019. — 54 с. — Текст : непосредственный.
6. Даниловская, Г. Ф. О психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного инклюзивного центра / Г. Ф. Даниловская, Е. С. Сем-кина. — Текст : непосредственный // Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования. — Казань : Познание, 2015. — С. 414—417.
7. Количество инвалидов в России и размер ЕДВ. — URL: https://rosinfostat.ru/ invalidy/ (дата обращения: 15.12.2020). — Текст : электронный.
8. Конвенции о правах инвалидов. — URL: https://www.un.org/ru/documents/de cl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 15.12.2020). — Текст : электронный.
9. Конвенции о правах ребенка. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/childcon.shtml (дата обращения: 15.12.2020). — Текст : электронный.
10. Конвенция ООН о правах ребенка : принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 15.12.2020). — Текст : электронный.
11. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей : сб. метод. рекомендаций / авт.-сост.: Л. В. Лопатина [и др.]. — Санкт-Петербург : САГА, 2006. — 271 с. — Текст : непосредственный.
12. Модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра : методическое пособие / авт.-сост.: И. А. Филатова, Е. В. Каракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — 287 с. — Текст : непосредственный.
13. Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья. — URL: https:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shk ola-dlya-vsekh/normativno-pravovaya-doku mentatsiya/npa-ovz.html (дата обращения: 16.04.2021). — Текст : электронный.
14. О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07). — Москва, 2015. — 83 с. — Текст : непосредственный.
15. Предоставление услуг ранней помощи посредством организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в системе образования Свердловской области : методическое пособие / авт.-сост.: И. А. Филатова, О. В. Обухова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — 184 с. — Текст : непосредственный.
16. Приказ об утверждении Положения об Отделении психолого-педагогического и медико-социального сопровождения государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс"». — URL: https://disk.yandex.ru/iZXGBkX0jq-9WWEg
(дата обращения: 20.01.2021). — Текст : электронный.
17. Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании. URL: https://sosh-omsukchan.mag.eduru.ru/media/ 2019/02/19/1273943603/Psixologo-pedagogi cheskoe_soprovozhdenie.pdf (дата обращения: 23.06.2021). — Текст : электронный.
18. Пьянкова, А. В. Нормативно-правовые основы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением речи дошкольного возраста / А. В. Пьян-кова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всероссийской заочной конференции ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2021. — С. 89—95.
19. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи / З. А. Репина. — Екатеринбург : Калинина Г. П., 2008. — 140 с. — Текст : непосредственный.
20. Семинар-практикум «Выявление особых образовательных потребностей у детей с тяжелыми нарушениями речи». — URL: http://www.inclusive-edu.ru/wp-con tent/uploads/2018/11/OOP-detej-s-tnr.pdf (дата обращения: 23.06.2021). — Текст : электронный.
21. Трубайчук, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе : коллективная монография / Л. В. Трубайчук. — Челябинск : изд-во ЧИПКРО, 2014. — 204 с. — Текст : непосредственный.
22. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи / Н. М. Трубникова. — Екатеринбург : [б. и.], 2005. — 53 с. — Текст : непосредственный.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — Екатеринбург : [б. и.], 2016. — 23 с. — Текст : непосредственный.
24. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012
№ 273-ФЗ : [принят Государственной Думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012]. — Екатеринбург : [б. и.], 2020. — 192 с. — Текст : непосредственный.
25. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи / И. А. Филатова. — Москва : Книголюб, 2010. — 48 с. — Текст : непосредственный.
26. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — Москва : Айрис-пресс, 2008. — 224 с. — Текст : непосредственный.
27. Aram, D. M. Preschoolers with language disorders: 10 years later / D. M. Aram, B. L. Ekelman, J. E. Nation. — Text : unme-diated // Journal of Speech and Hearing Research. — 1984. — Vol. 27. — P. 232—244.
28. Skorek, М. School children with speech disorders / M. Skorek. — URL: https://revo lution.allbest.ru/pedagogics/00857781_0.htm l#text (date of access: 20.10.2021). — Text : electronic.
References
1. Adushkina, K. V., & Lozgachyova, O. V. (2017). Psihologo-pedagogicheskoe soprovo-zhdenie sub"ektov obrazovaniya [Psychological and pedagogical support of subjects of education] [Study guide]. Ekaterinburg: Ural State Ped. Univ., 163 p. (in Russ.)
2. Bityanova, M. R. (1997). Organizaciya psihologicheskoj raboty v shkole [Organization of psychological work at school]. Moscow: Sovershenstvo, 298 p. (In Russ.)
3. Volkova, G. A. (2004). Metodika psiho-logo-logopedicheskogo obsledovaniya detej s narusheniyami rechi. Voprosy differen-cial'noj diagnostiki [Methods of psychological and logopedic examination of children with speech disorders. Issues of differential diagnosis] [Teaching and methodological aid]. Moscow: Detstvo-Press, 144 p. (In Russ.)
4. Gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Dostupnaya sreda» [State Program of the Russian Federation "Accessible Environment"]. Retrieved Dec. 15, 2020, from https://mintrud.gov .ru/mini stry/program ms/3/0 (In Russ.)
5. Gribova, O. E., & Bessonova, T. P. (2019). Didakticheskij material po obsledo-vaniyu rechi detej [Didactic material for the examination of children's speech]. Moscow: Arkti, 54 p. (In Russ.)
6. Danilovskaya, G. F., & Semkina, E. S. (2015). O psihologo-pedagogicheskom sop-rovozhdenii detej s ogranichennymi vozmo-zhnostyami zdorov'ya v usloviyah doshkol'-nogo inklyuzivnogo centra [On the psychological and pedagogical support of children with disabilities in a preschool inclusive center]. In Pedagogika, psihologiya i tekh-nologii inklyuzivnogo obrazovaniya (pp. 414—417). Kazan': Poznanie.
7. Kolichestvo invalidov v Rossii i razmer EDV [The number of disabled people in Russia and the size of the EDV] (n.d.). Retrieved Dec. 15, 2020, from https://rosinfos tat.ru/invalidy/ (In Russ.)
8. Konvencii o pravah invalidov [Conventions on the Rights of Persons with Disabilities] (n. d.). Retrieved Dec. 15, 2020, from https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml (In Russ.)
9. Konvencii o pravah rebenka [Conventions on the Rights of the Child] (n.d.). Retrieved Dec. 15, 2020, from https://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/chi ldcon.shtml (In Russ.)
10. United Nations (1989). Konvenciya OON o pravah rebenka : prinyata rezolyu-ciej 44/25 General'noj Assamblei ot 20 no-yabrya 1989 goda [United Nations Convention on the Rights of the Child (Adopted by General Assembly resolution 44/25 on November 20, 1989)]. Retrieved Dec. 15, 2020, from https://www.un. org/ru/documents/decl_ conv/conventions/childcon.shtml (In Russ.)
11. Lopatina, L. V. (author-comp.). (2006). Logopedicheskaya diagnostika i korrekciya narushenij rechi u detej [Speech therapy diagnostics and correction of speech disorders in children] [Collection of methodological recommendations]. St. Petersburg: SAGA, 271 p. (In Russ.)
12. Filatova, I. A., & Karakulova, E. V. (authors-comp.). (2017). Model' kompleks-nogo soprovozhdeniya detej s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya,
v tom chisle s rasstrojstvami autisticheskogo spektra [A model of comprehensive support for children with severe multiple developmental disorders, including those with autism spectrum disorders] [Methodological guide]. Ekaterinburg: Ural State Ped. Univ., 287 p.
13. Normativnye dokumenty v sfere obrazo-vaniya uchashchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Normative documents in the field of education of students with disabilities] (n. d.). Retrieved Apr. 16, 2021, from https://mosmetod.ru/metodichesk oe-prostranstvo/shkola-dlya-vsekh/normativ no-pravovaya-dokumentatsiya/ npa-ovz .html (In Russ.)
14. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2015). O sovershenst-vovanii deyatel'nosti centrov psihologo-pedagogicheskoj, medicinskoj i social'noj pomoshchi: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii (ot 10 fev-ralya 2015 g. № VK-268/07) [On improving the activities of centers for psychological, pedagogical, medical and social assistance: letter from the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (dated February 10, 2015 No. VK-268/07)]. Moscow, 83 p. (In Russ.)
15. Filatova, I. A., & Obuhova, O. V. (au-thors-comp.). (2018). Predostavlenie uslug rannej pomoshchi posredstvom organizacii psihologo-pedagogicheskogo soprovozhde-niya detej rannego vozrasta v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoj oblasti [Provision of early assistance services through the organization of psychological and pedagogical support for young children in the education system of the Sverdlovsk region] [Methodological guide]. Ural State Ped. Univ., 184 p. (In Russ.)
16. Prikaz ob utverzhdenii Polozheniya ob Otdelenii psihologo-pedagogicheskogo i mediko-social'nogo soprovozhdeniya gosu-darstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya Sverdlovskoj oblasti «Centr psihologo-pedagogicheskoj, medicinskoj i social'noj pomoshchi «Resurs» [Order on approval of the Regulations on the Department of Psychological, Pedagogical, Medical and Social Support of the State Budgetary Institution of
the Sverdlovsk Region "Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance 'Resource'"]. (n.d.). Retrieved Jan. 20, 2021, from https://disk.yandex.ru/i/ XGBkX0jq-9WWEg (In Russ.)
17. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie v inklyuzivnom obrazovanii [Psychological and pedagogical support in inclusive education]. (n.d.). Retrieved June 23, 2021, from https://sosh-omsukchan.mag.eduru.ru/ media/2019/02/19/1273943603/Psixologo-pe dagogicheskoe_soprovozhdenie.pdf (In Russ.)
18. P'yankova, A. V. (2021). Normativno-pravovye osnovy psihologo-pedagogiches-kogo soprovozhdeniya obuchayushchihsya s narusheniem rechi doshkol'nogo vozrasta [Regulatory and legal foundations of psychological and pedagogical support for students with impaired speech of preschool age]. In Aktual'nye problemy obucheniya i vospitaniya detej s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya (Materials of the All-Russian Correspondence Conference, pp. 89—95). Ekaterinburg : Ural State Ped. Univ. (In Russ.)
19. Repina, Z. A. (2008). Nejropsiholo-gicheskoe izuchenie detej s tyazhelymi narusheniyami rechi [Neuropsychological study of children with severe speech disorders]. Ekaterinburg: Kalinina G.P., 140 p. (In Russ.)
20. Seminar-praktikum «Vyyavlenie osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej u detej s tya-zhelymi narusheniyami rechi» [Workshop "Identification of special educational needs in children with severe speech disorders"]. Retrieved June 23, 2021, from http://www. inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2018/
11/OOP-detej-s-tnr.pdf (In Russ.)
21. Trubajchuk, L. V. (2014). Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta v obrazo-vatel'nom processe [Psychological and pedagogical support for the development of a
preschool child in the educational process] [Collective monograph]. Chelyabinsk: CHIPKRO Press, 204 p. (In Russ.)
22. Trubnikova, N. M. (2005). Logopediche-skie tekhnologii obsledovaniya rechi [Speech therapy technologies for examining speech]. Ekaterinburg, 53 p. (In Russ.)
23. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2016). Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. Ekaterinburg, 23 p. (In Russ.)
24. Russian Federation (2020). Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Fede-racii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 21.12.2012 : odob-ren Sovetom Federacij 26.12.2012) [Federal Law "On Education in the Russian Federation": dated December 29, 2012 No. 273-FZ: adopted by the State Duma on December 21, 2012: approved by the Federation Council on December 26, 2012]. Ekaterinburg, 192 p. (In Russ.)
25. Filatova, I. A. (2010). Razvitie prostran-stvennyh predstavlenij u doshkol'nikov s narusheniyami rechi [Development of spatial representations in preschool children with speech disorders]. Moscow: Knigolyub, 48 p. (In Russ.)
26. Filicheva, T. B., & Chirkina, G. V. (2008). Ustranenie obshchego nedorazvitiya rechi u detej doshkol'nogo vozrasta [Elimination of general underdevelopment of speech in preschool children]. Moscow: Ajris-press, 224 p. (In Russ.)
27. Aram, D. M., Ekelman, B. L., & Nation, J. E. (1984). Preschoolers with language disorders: 10 years later. Journal of Speech and Hearing Research, 27, 232—244.
28. Skorek, M. (n.d.). School children with speech disorders. Retrieved Oct. 20, 2021, from https://revolution.allbest.ru/pedago gics/00857781_0.html#text (In Russ.)