Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СФОРМИРОВАННОСТЬ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яушева Р. Н.

Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения, указаны этапы работы учителя - логопеда с детьми-логопатами, учитывая индивидуальные особенности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF A SPEECH THERAPIST TEACHER IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS

The article is devoted to the content and organization of speech therapy support for a child in the system of complex psychological and pedagogical support, the stages of work of a teacher - a speech therapist with speech pathologists, are indicated, taking into account the individual characteristics of the student.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Яушева Р.Н. учитель - логопед ОГБОУ «Верхопенская СОШ» Российская Федерация, Белгородская область, Ивнянский район, с. Верхопенье

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ

КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения, указаны этапы работы учителя - логопеда с детьми-логопатами, учитывая индивидуальные особенности школьника.

Ключевые слова: речь, психолого-педагогическое сопровождение, комплексная работа, логопедическая коррекция, развитие речи, сформированность средств языка.

Yausheva R.N. teacher speech therapist Verkhopenskaya secondary school Russian Federation, Belgorod region, Ivnyansky district, with. Verkhopenye

ACTIVITIES OF A SPEECH THERAPIST TEACHER IN THE SYSTEM OF COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL

RELATIONS

Annotation. The article is devoted to the content and organization of speech therapy support for a child in the system of complex psychological and pedagogical support, the stages of work of a teacher - a speech therapist with speech pathologists, are indicated, taking into account the individual characteristics of the student.

Keywords: speech, psychological and pedagogical support, complex work, speech therapy correction, speech development, formation of language means.

Первоначальная функция речи коммуникативная.

Речь есть, прежде всего, средство социального общения,

средство высказывания и понимания.

Л.С. Выготский

Речь - одна из важнейших психических функций человека, позволяющая, овладеть способностью мыслить. Мышление и речь - два различных процесса, которые возникают независимо друг от друга, но потом объединяются в качественно новом образовании - речевом мышлении и речемыслительной деятельности.

Овладение речью и речевое общение порождает социальные контакты, с помощью которых формируются и совершенствуются представления ребёнка об окружающем. В процессе речевого развития он начинает осознавать собственное поведение, приобретает способность регулировать его. Речевое общение создает условия для планирования самостоятельной деятельности и участия в коллективном труде. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни.

В обучении и воспитании детей, имеющих нарушения речи, немаловажную роль играет реализация принципа комплексности коррекционного воздействия, который предполагает взаимосвязанную, слаженную работу специалистов психологического, педагогического и медицинского профиля, а также родителей. Это становится возможным благодаря деятельности в ОУ психолого-педагогического консилиума (ППк), объединяющего учителей, педагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, с целью сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

В этом под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто набор разнообразных методов коррекционно-развивающей, реабилитационной, профилактической работы с учащимися, а именно комплексная работа специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания, социализации детей с нарушениями речи.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения учащихся с речевой патологией являются:

• систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе обучения;

• создание социально - педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения и развития;

• обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.

Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, решает свои

определенные задачи, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.

Психолого-педагогическое сопровождение детей-логопатов является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.

Чрезвычайно актуальна для современной системы образования, нацеленной на создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей, идея Л. С. Выготского о необходимости создания для каждого ребенка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей. Его идеи относительно практической реализации принципов коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии актуальны и сегодня:

-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребенка;

- индивидуализация воспитательных приемов и методов;

- создание развивающей среды как фактора психического развития ребенка;

- необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи;

- ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания;

- воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребенка.

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда. Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя — логопеда в образовательной организации состоит из ряда последовательных этапов.

I этап — диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;

II этап — составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка.

III этап — обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;

IV этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;

V этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;

VI этап — индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель -логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ: работа над речевой системой в целом:

• Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)

• Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)

• Длительное закрепление направленных речевых навыков

• Частый повтор упражнений с элементами новизны

• Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)

• Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)

• Конкретность и доступность заданий

• Умеренный темп работы

• Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность)

Для оценки эффективности логопедического сопровождения и

отслеживания динамики речевого развития использую бально-уровневую

систему оценки. Получаю речевой профиль, по которому выделяю как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы и, основываясь на этом, разрабатываю коррекционную программу дальнейшей работы. Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить направления дальнейшего логопедического сопровождения.

Кроме этого, применяю для коррекции нарушений следующие программные продукты:

] Компьютерный практикум для логопедических занятий на основе программно-методического комплекса «Живой звук».

] Электронное пособие: «Учимся правильно говорить».

] Компьютерная обучающая программа «Баба-Яга учится читать» В коррекционной работе я применяю программные продукты логопедического портала «Мерсибо» Развивающие и обучающие интерактивные игры на развитие моторики, речи, памяти, внимания, обучения чтению и счету, развития кругозора, логики и творческих способностей.

Главным итогом деятельности по обеспечению психолого -педагогического сопровождения, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.

Результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни.

Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях является комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Использованные источники:

1. Козырева Л. М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ Л. М. Козырева. -Ярославль, Академия развития, 2006.

2. Елецкая О. В. Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М. -2006.

3. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте.- М.,1991.

4. Инклюзивное образование [Текст]: выпуск 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

5. Стебенева Н. В., Страхова О. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей- логопатов посредством психологических и логопедических интегрированных занятий. /http: // festival. 1 september.ru. / 2005_2006. Раздел «Школьная психологическая служба».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.