Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В СЕМЬЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЦП'

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В СЕМЬЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети раннего возраста с детским церебральным параличом / речевое развитие / произносительная сторона речи / модель коррекционно-развивающей работы / педагогическая компетентность родителей / children of early age with cerebral palsy / speech development / pronunciation side of speech / model of correctional-developmental work / pedagogical competence of parents

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.А. Абрамова, В.Е. Федотова

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей. В этом возрасте отмечается высокий темп созревания психофизических функций. Отмечается значимость коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом в семье. Подобраны и апробированы методики выявления уровня сформированности произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом. Анализ результатов исследования показал низкий уровень сформированности произносительной стороны речи у данной категории детей. Также описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности в области речевого развития детей с детским церебральным параличом. Описаны основные компоненты предложенной модели коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом в семье: целевого, содержательного и результативного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.А. Абрамова, В.Е. Федотова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK FOR CORRECTION AND DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION IN SPEECH OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH CEREBRAL PALSY IN THE FAMILY

The article emphasizes the importance of early age in children’s development. At this age, there is a high rate of maturation of psycho-physical functions. The significance of corrective and developmental work in shaping the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy in the family is noted. Methodologies for assessing the level of formation of the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy have been selected and tested. The analysis of the research results showed a low level of formation of the pronunciation aspect of speech in this category of children. The results of the survey of parents to identify the level of pedagogical competence in the field of speech development of children with cerebral palsy are also described. The main components of the proposed model of corrective and developmental work in shaping the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy in the family are described: target, substantive, and result-oriented.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В СЕМЬЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЦП»

Отмечая важность учебного заведения в деле подготовки «хорошо подкованных» профессиональных музыкальных кадров, в своей статье «Дагестанская музыка» Г Гасанов особо выделил организацию работы духового отдела А. Клей-змера [25].

Одним из значимых мероприятий училища является создание студенческого симфонического оркестра, в котором учащиеся осваивали симфонический репертуар и овладевали важной формой исполнительства.

Весь предвоенный период существования учебного заведения можно охарактеризовать как поиск направлений его развития, структурных преобразований, частого пересмотра учебных программ.

Образовательная, концертная, музыкально-просветительская, научно-поисковая и издательская деятельность училища в 1920-1930-е годы в целом показывает картину активных устремлений руководства и преподавательского состава к созданию условий подготовки кадров специалистов, соответствующих требованиям новой - советской культуры. На протяжении первых десятилетий при всех сложностях и недочетах различного порядка складывались основы

Библиографический список

для практического воплощения принципов академического музыкального образования. В этот период из состава преподавателей и учащихся были созданы хоровые и инструментальные коллективы; велась на регулярной основе научно-экспедиционная работа по изучению традиционной музыки народов Дагестана; на базе музыкального училища были опубликованы первые научные и нотные издания на материале национального фольклора. Потенциал Махачкалинского музыкального училища стремился быть максимально реализованным в области образования и воспитания музыкантов-специалистов и в концертно-просвети-тельской деятельности.

Проведенное автором исследование вносит вклад в изучение становления и развития специального музыкального образования в Дагестане в известном образовательном учреждении - Махачкалинском музыкальном училище им. ГА. Гасанова, сохраняющем традиции академического образования на протяжении почти ста лет. Гипотезы и векторы исследования могут заинтересовать специалистов для дальнейшего изучения проблем музыкальной педагогики и музыкального образования.

1. Гасанов ГА. Дагестанский государственный музыкальный техникум. Комуз. 1926; № 1: 2-5.

2. Якубов М.А. Отец дагестанской музыки. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980.

3. Юдина Е.А. Дагестанским детям: сборник пьес на мотивы дагестанских народных песен в 4 и в 2 руки для рояля. Махачкала: Дагестанский государственный музыкальный техникум, 1927.

4. Якубов М.А. Музыкальная культура Дагестана. Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941. Москва: Наука, 1987: 144-158.

5. Шабаева А. Деятели музыкальной культуры Дагестана: Справочник. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН, 2006.

6. Гей И. Безобразия в теамузтехникуме. Красный Дагестан. 1930; 20 сентября.

7. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р 17. Оп. 10. Д. 93. Л. 5.

8. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д.173. Л. 153.

9. ЦГА РД. Ф. Р 117. 0п.10. Д. 93. Л. 7.

10. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 47.

11. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 44.

12. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 162.

13. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 1.

14. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 44, 47.

15. Агабабов С.А. Деятели музыкального искусства Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.

16. Каймаразов ГШ. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР 1960.

17. ЦГА РД. Ф. Р 117. Оп. 12. Д. 173. Л. 55.

18. ЦГА РД. Ф. Р 716. Оп. 5. Д. 28. Л. 207-212.

19. ЦГА РД. Ф.Р 716. Оп. 6. Д. 25. Л. 225.

20. ЦГА РД. Ф.Р 716. Оп. 5. Д. 20. Л. 1 (об).

21. ЦГА РД. Ф. Р 716. Оп. 5. Д. 20. Л. 1 (об).

22. Якубов М.А. Северокавказские эскизы (очерк о музыкальной жизни Северного Кавказа). Советская музыка. 1968; № 5: 23-35.

23. Хакукаев Х.М., Плоткин М.И. Дагестанская народная музыка. Махачкала: Даггиз, 1948.

24. Керимов С. Старейший музыкант. Дагестанская правда. 1968; 31 августа.

25. Гасанов ГА. Дагестанская музыка. Дагестанский альманах. Пятигорск, 1937: 47-101.

References

1. Gasanov G.A. Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum. Komuz. 1926; № 1: 2-5.

2. Yakubov M.A. Otec dagestanskoj muzyki. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1980.

3. Yudina E.A. Dagestanskim detyam: sbornik p'es na motivy dagestanskih narodnyh pesen v 4 i v 2 ruki dlya royalya. Mahachkala: Dagestanskij gosudarstvennyj muzykal'nyj tehnikum, 1927.

4. Yakubov M.A. Muzykal'naya kul'tura Dagestana. Ocherki istorii sovetskogo iskusstva Dagestana 1917-1941. Moskva: Nauka, 1987: 144-158.

5. Shabaeva A. Deyateli muzykal'noj kul'tury Dagestana: Spravochnik. Mahachkala: lYaLI DNC RAN, 2006.

6. Gej I. Bezobraziya v teamuztehnikume. KrasnyjDagestan. 1930; 20 sentyabrya.

7. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan (CGA RD). F. R. 17. Op. 10. D. 93. L. 5.

8. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D.173. L. 153.

9. CGA RD. F. R. 117. 0p.10. D. 93. L. 7.

10. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 47.

11. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 44.

12. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 162.

13. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 1.

14. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 44, 47.

15. Agababov S.A. Deyateli muzykal'nogo iskusstva Dagestana. Mahachkala: Dagknigoizdat, 1960.

16. Kajmarazov G.Sh. Kul'turnoe stroitel'stvo v Dagestane (1920-1940 gg.). Mahachkala: Dagestanskij filial AN SSSR, 1960.

17. CGA RD. F. R. 117. Op. 12. D. 173. L. 55.

18. CGA RD. F. R. 716. Op. 5. D. 28. L. 207-212.

19. CGA RD. F.R. 716. Op. 6. D. 25. L. 225.

20. CGA RD. F.R. 716. Op. 5. D. 20. L. 1 (ob).

21. CGA RD. F. R. 716. Op. 5. D. 20. L. 1 (ob).

22. Yakubov M.A. Severokavkazskie 'eskizy (ocherk o muzykal'noj zhizni Severnogo Kavkaza). Sovetskaya muzyka. 1968; № 5: 23-35.

23. Hakukaev H.M., Plotkin M.I. Dagestanskaya narodnaya muzyka. Mahachkala: Daggiz, 1948.

24. Kerimov S. Starejshij muzykant. Dagestanskaya pravda. 1968; 31 avgusta.

25. Gasanov G.A. Dagestanskaya muzyka. Dagestanskij al'manah. Pyatigorsk, 1937: 47-101.

Статья поступила в редакцию 19.04.24

УДК 376.433

Abramova N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Natalya.abramoff@mail.ru Fedotova V.E., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Baalikka.vv@gmail.com

WORK FOR CORRECTION AND DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION IN SPEECH OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH CEREBRAL PALSY IN THE FAMILY. The article emphasizes the importance of early age in children's development. At this age, there is a high rate of maturation of psychophysical functions. The significance of corrective and developmental work in shaping the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy in the family is noted.

Methodologies for assessing the level of formation of the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy have been selected and tested. The analysis of the research results showed a low level of formation of the pronunciation aspect of speech in this category of children. The results of the survey of parents to identify the level of pedagogical competence in the field of speech development of children with cerebral palsy are also described. The main components of the proposed model of corrective and developmental work in shaping the pronunciation aspect of speech in young children with cerebral palsy in the family are described: target, substantive, and result-oriented.

Key words: children of early age with cerebral palsy, speech development, pronunciation side of speech, model of correctional-developmental work, pedagogical competence of parents

Н.А. Абрамова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск,

E-mail: natalya.abramoff@mail.ru

В.Е. Федотова, магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск, E-mail: Baalikka.vv@gmail.com

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА В СЕМЬЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДЦП

В статье подчеркнута важность раннего возраста в развитии детей. В этом возрасте отмечается высокий темп созревания психофизических функций. Отмечается значимость коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом в семье. Подобраны и апробированы методики выявления уровня сформированности произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом. Анализ результатов исследования показал низкий уровень сформированности произносительной стороны речи у данной категории детей. Также описаны результаты анкетирования родителей по выявлению уровня педагогической компетентности в области речевого развития детей с детским церебральным параличом. Описаны основные компоненты предложенной модели коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с детским церебральным параличом в семье: целевого, содержательного и результативного.

Ключевые слова: дети раннего возраста с детским церебральным параличом, речевое развитие, произносительная сторона речи, модель коррекционно-развивающей работы, педагогическая компетентность родителей

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном образовании коррекционно-развивающая работа с детьми с детским церебральным параличом (ДЦП) остается актуальной. Рост выживаемости детей с тяжелыми перинатальными поражениями центральной нервной системы, особенно недоношенных новорожденных, а также увеличение уровня детской инвалидности, где ДЦП играет значительную роль, делают эту проблему все более актуальной в Российской Федерации и во всем мире. Прогнозы показывают, что это явление будет только усиливаться в будущем, что требует повышенного внимания и дальнейших улучшений в медицинской и педагогической практике для обеспечения детям наилучшего здоровья и благополучия [1, с. 116].

Целью исследования является разработка и реализация модели коррекци-онно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье. Поставленной цели соответствуют следующие задачи: выявить уровень сформированности произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП; обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанной модели коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье.

При написании статьи были применены различные методы исследования, такие как анализ источников, сравнение, проведение педагогического эксперимента и обобщение. Научная новизна исследования состоит в том, что сконструирована модель коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье и доказана ее эффективность. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теоретически обосновывается и экспериментально подтверждается эффективность предложенной модели коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предложенной модели по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье.

По мнению П.Я. Гальперина, «...в раннем возрасте у детей происходит интенсивное развитие мышления: они начинают устанавливать простейшие связи между словами, обобщать предметы по их сходным признакам. Дети начинают запоминать и правильно понимать содержание небольших рассказов, коротких сказок, могут повторять сложные слова и фразы после взрослых. При нормальном развитии речи период от полутора до трех лет является благоприятным временем для развития» [2, с. 41].

Садовникова Л.Г отмечает, что к трем годам дети достигают важных стадий развития своей речи. Они уже начинают называть себя и могут давать критическую оценку своему поведению. В период от двух до трех лет дети начинают понимать сложные предложения, задавать вопросы «как?» и «почему?», выполнять инструкции, состоящие из нескольких частей. В этом возрасте словарный запас детей увеличивается в несколько раз, они узнают названия множества предметов, особенно тех, что окружают их непосредственно. Также в три года дети начинают активно использовать глаголы и прилагательные в своей речи. Важно отметить, что, несмотря на это, произношение слов детьми не всегда ясно и отчетливо, что иногда затрудняет их взаимодействие с окружающими взрослыми [3, с. 28].

Филичева Т.Б. и Соболев А.Р. определяют произносительную сторону речи как совокупность произношения звуков, интонации, слоговой структуры слов, ритмико-мелодических элементов и фонемообразования [4, с. 1].

Мастюкова Е.М. отмечает, что у детей с ДЦП наблюдаются нарушения двигательной функции, которые сочетаются со сниженной чувствительностью и трудностями в развитии речи. Особенно часто встречаются проблемы с артикуляцией, которые могут затруднять процессы сосания, глотания и формирования речи. Голосовая функция также может быть нарушена, часто ограничена, их крик может быть тихим, маломодулированным, часто с носовым оттенком, при этом гуление может не развиваться вовсе или быть крайне ограниченным. У них замедленно развиваются моторные и сенсорные функции, процессы интеграции задерживаются, включая зрительно-моторную координацию [5, с. 2].

Появление ребенка с ДЦП в семье приводит к изменениям в повседневной жизни всех членов семьи. Родители постоянно беспокоятся о будущем своего ребенка и обращаются к специалистам с множеством вопросов, особенно о его способности к развитию речи и самостоятельной жизни. Обучение родителей навыкам ухода за ребенком и способности развивать его физические и речевые способности оказывает им значительную поддержку. Помощь, предоставляемая родителям, должна быть индивидуальной, учитывающей характер нарушений, возраст ребенка и степень проявления нарушений и сохранных функций. Опыт работы с детьми с ДЦП показывает, что совместные усилия специалистов и родителей играют важную роль в преодолении и коррекции двигательных, речевых и психических нарушений [5, с. 305].

Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в г. Якутске осуществляется на базе Служб ранней помощи, консультативных центров, а также отделений ранней помощи, функционирующих на базе ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения», МБДОУ Д/с № 1 «Звездочка», МБДОУ ЦРР-Д/с № 2 «Оленёнок». Деятельность указанных служб ориентирована на выявление проблем детей раннего возраста с ОВЗ, развитие их физического и психического благополучия, их включение в общество, а также поддержку и сопровождение их семей. В программе дошкольного образования, утвержденной на федеральном уровне, особое внимание уделяется развитию устной речи у детей раннего возраста. На основе федеральной образовательной программы разработаны примерные адаптированные основные образовательные программы для дошкольников с особыми образовательными потребностями по различным категориям нарушений [6].

На базе МБДОУ детского сада № 1 «Звездочка» в городе Якутске Республики Саха (Якутия) и ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения» были проведены исследования. В рамках эксперимента было задействовано 10 детей с ДЦП: по 5 детей в каждой из двух групп [7, с. 73].

Мы провели обследование сформированности произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП по методике «Система психолого-логопедического обследования детей с детским церебральным параличом в возрасте двух-трех лет» Архиповой Е.Ф. [8, с. 119], включающей 27 параметров, из которых мы отобрали следующие: исследование слухового восприятия, слоговой структуры, фонетического строя, мелодико-интонационной стороны речи и фонематического слуха, характеристика экспрессивной речи.

По результатам проведенного исследования нами выявлено, что в экспериментальной группе 4 детей (80%) находятся на низком уровне и 1 ребенок (20%)

имеет средний уровень сформированности произносительной стороны речи. В контрольной группе 2 детей (40%) имеют низкий уровень и 3 детей (60%) -средний уровень сформированности произносительной стороны речи. В результате исследования было выявлено, что у детей раннего возраста с ДЦП развитие произносительной стороны речи характеризуется различным сочетанием нарушений, включая фонетические и моторные аспекты, фонематические процессы, а также лексико-грамматическую структуру. Данные нарушения затрагивают все аспекты функционирования речевой системы на различных уровнях ее развития, в особенности на уровнях моторики, содержания и структуры языка.

Эффективность взаимодействия родителей с детьми раннего возраста зависит от уровня их квалификации и педагогической грамотности. Для оценки уровня педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ДЦП, мы использовали различные опросники и анкеты, такие как работы Варга А.Я., Столина В.В. [9, с. 173], Овчаровой РВ., Николаевой И.А. [10, с. 41] и Ткачевой В.В. [11, с. 40], разработали собственный опросник, включающий вопросы, направленные на выявление трех основных компонентов педагогической компетентности: эмоционально-ценностного, когнитивного и коммуникативно-деятель-ностного.

В анкетировании приняли участие 10 родителей. В экспериментальной группе было выявлено, что 40% родителей (2) имеют низкий уровень сформи-рованности педагогической компетентности, средний - 60% родителей(3). В контрольной группе - 20 родителей (1) показали низкий уровень педагогической компетентности, 80% родителей (4) - средний. Получив результаты анкетирования, мы выявили, что родители были нацелены на повышение уровня педагогической компетентности в области речевого развития детей, а именно - их произносительной стороны речи в домашних условиях с помощью команды специалистов.

На основе анализа результатов исследования мы разработали и реализовали модель коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи детей раннего возраста с ДЦП в семье, которая состоит из трех основных компонентов: целевого, содержательного и результативного. Целевой компонент раскрывает цели и принципы коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье, а также содержит основные нормативно-правовые документы.

Содержательный компонент реализовывался по трем направлениям: диагностическому, коррекционно-развивающему и консультативному, каждый из которых включает в себя содержание, формы и методы логопедической работы с ребенком с ДЦП и его семьей. В него входят углубленное психолого-педагогическое обследование сформированности произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП, выявление уровня педагогической компетентности родителей; проведение очных коррекционно-развивающих занятий с ребенком и консультативных мероприятий с семьей. При организации коррекционно-разви-вающей работы с детьми раннего возраста с ДЦП мы опирались на программу Мастюковой Е.М., Московкиной А.П «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» [5, с. 327]. В первую очередь в рамках работы в Службе ранней помощи мы учили детей с ДЦП умению манипулировать игрушками и предметами, а затем проводили игровые сеансы, так как развитие моторики способствует и предшествует развитию речи. При этом требовалось обязательное присутствие родителей. Рекомендации по методике и приемам обучения каждого ребенка с ДЦП учитель-логопед и родитель получали у врача или методиста лечебной гимнастики. Перед началом игровых сеансов учитель-логопед проводил артикуляционную и дыхательную гимнастику, а также стимулировал внимание и восприятие ребенка, помогая ему произносить доступные звуки, звукосочетания или простые слова. По завершении коррекционно-развивающего сеанса родителям давались

Библиографический список

рекомендации по проведению занятий по формированию произносительной стороны речи ребенка в домашних условиях.

Консультативное сопровождение осуществлялось путем организации различных видов консультаций для родителей, как очных, так и удаленных, с целью мотивировать их к активному участию в процессе коррекции и развития. Отзывы родителей с недостаточным уровнем развития когнитивных и коммуникативных навыков выявили необходимость в погружении в основные психолого-педагогические аспекты и умения в организации коррекционно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП. Длительность работы с родителями составила четыре с половиной месяца и была направлена на улучшение их уровня педагогической компетентности в указанных аспектах. В процессе работы использовались различные методы взаимодействия, включая обсуждение видеоматериалов занятий, обмен опытом и мнениями и др. [12, с. 279].

Результативный компонент содержал оценку результатов коррекцион-но-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП в семье.

По итогам проведенного исследования мы получили результаты коррекци-онно-развивающей работы по формированию произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП экспериментальной группы в семье и выявлению уровня развития педагогической компетентности их родителей.

Таблица 1

Результаты работы по коррекции и развитию произносительных навыков у малышей с детским церебральным параличом (ДЦП) в раннем возрасте

№ п/п Уровень сформированности произносительной стороны речи Констатирующий этап Контрольный этап

% (кол-во)

1. Низкий 80% (5) 40% (2)

2. Средний 20% (1) 60% (3)

3. Высокий 0% (0) 0% (0)

Таблица 2

Результаты анализа уровня профессиональных навыков родителей, заботящихся о детях с детским церебральным параличом в младенческом возрасте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Уровень сформированности произносительной стороны речи Констатирующий этап Контрольный этап

% (кол-во)

1. Низкий 20% (2) 0% (0)

2. Средний 80% (3) 80% (3)

3. Высокий 0% (0) 20% (2)

В заключение отметим, что данные, полученные в ходе исследования, подтвердили положительную динамику развития детей раннего возраста с ДЦП в области произносительной стороны речи, а также в формировании педагогической компетентности их родителей. Это свидетельствует о высокой эффективности предложенной модели и необходимости её дальнейшего использования.

1. Алексеева Г.Ю., Шоломов И.И. Динамика показателей инвалидности у детей с заболеванием детским церебральным параличом в г Саратове. Саратовский научно-медицинский журнал. 2010; № 6 (1): 114-117.

2. Гальперин П.Я. К вопросу о внутренней речи. Доклады АПН РСФСР. 1957; № 4.

3. Садовникова Л.Г. Ваш ребёнок начинает говорить. Санкт-Петербург: Тригон, 1996.

4. Филичева Т.Б., Соболева А.Р Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: АРГО, 1996.

5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2003.

6. Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406149049/

7. Абрамова Н.А., Федотова В.Е. Выявление особенностей формирования произносительной стороны речи у детей раннего возраста с ДЦП. Афанасьевские чтения. Инновации и традиции педагогической науки - 2023. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023: 69-75.

8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Астрель, 2007.

9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие. Москва: ВЛАДОС, 1999.

10. Овчарова РВ., Николаева И.А. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка. Курган: Курганский государственный университет, 2019.

11. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. Санкт-Петербург: Гном-Прес, 2000.

12. Абрамова Н.А., Софронова С.М. Роль логопеда в развитии речи детей раннего возраста с ОВЗ в системе комплексного сопровождения. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100). 277-279.

References

1. Alekseeva G.Yu., Sholomov I.I. Dinamika pokazatelej invalidnosti u detej s zabolevaniem detskim cerebral'nym paralichom v g. Saratove. Saratovskijnauchno-medicinskijzhurnal. 2010; № 6 (1): 114-117.

2. Gal'perin P.Ya. K voprosu o vnutrennej rechi. Doklady APN RSFSR. 1957; № 4.

3. Sadovnikova L.G. Vash rebenoknachinaetgovorit'. Sankt-Peterburg: Trigon, 1996.

4. Filicheva T.B., Soboleva A.R. Razvitierechidoshkol'nika: metodicheskoe posobie s illyustraciyami. Ekaterinburg: ARGO, 1996.

5. Mastyukova E.M., Moskovkina A.G. Semejnoe vospitanie detej s otkloneniyami v razvitii: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2003.

6. Federal'naya adaptirovannaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya dlya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406l49049/

7. Abramova N.A., Fedotova V.E. Vyyavlenie osobennostej formirovaniya proiznositel'noj storony rechi u detej rannego vozrasta s DCP. Afanas'evskie chteniya. Innovacii i tradicii pedagogicheskoj nauki - 2023. Kirov: Mezhregional'nyj centr innovacionnyh tehnologij v obrazovanii, 2023: 69-75.

8. Arhipova E.F. Logopedicheskaya rabota s det'mirannego vozrasta: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Astrel', 2007.

9. Rogov E.I. Nastol'naya kniga prakticheskogopsihologa: uchebnoe posobie. Moskva: VLADOS, 1999.

10. Ovcharova R.V., Nikolaeva I.A. Roditel'skaya tolerantnost'kak faktorrazvitiya lichnostirebenka. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2019.

11. Tkacheva V.V. Psihokorrekcionnaya rabota s materyami, vospityvayuschimi detej s otkloneniyami v razvitii: praktikum po formirovaniyu adekvatnyh otnoshenij. Sankt-Peterburg: Gnom-Pres, 2000.

12. Abramova N.A., Sofronova S.M. Rol' logopeda v razvitii rechi detej rannego vozrasta s OVZ v sisteme kompleksnogo soprovozhdeniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100). 277-279.

Статья поступила в редакцию 10.04.24

УДК 377.1

Aykina L.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

Skomorokhova T.S., senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: t_skomorohova@mail.ru

ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS LEARNING MUSIC IN CONDITIONS OF WORK EXPERIENCE INTERNSHIP. The article considers aspects of professional training of students in the field of higher music education in the context of work experience internship. The authors analyze pedagogical conditions for the development of creative thinking and professional skills of students, highlighting the role of practical training in enhancing cognitive activity through direct participation in the educational process. The article pays attention to the specifics of the cognitive activity of a future teacher and musician, emphasizing the role of independent work in the acquisition of professional competencies. Additionally, the versatility of a teacher's work in the context of additional education for children is being updated. The authors emphasize that the activity-based development of students in conditions of work experience internship contributes to reveal the creative abilities of students in their upcoming professional activities and allows them to update the knowledge, skills and abilities acquired during the educational process.

Key words: cognitive activity, professional competencies, practical training, teaching methods, independent work, musical art, creative thinking

Л.П. Айкина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: ajk-lyubov@yandex.ru

Т.С. Скоморохова, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: t_skomorohova@mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В статье рассматриваются аспекты профессиональной подготовки обучающихся в сфере высшего музыкального образования в условиях прохождения производственной практики. Авторами анализируются педагогические условия для развития творческого мышления, профессиональных навыков обучающихся, подчеркивается роль практической подготовки в активизации познавательной деятельности через непосредственное участие в учебном процессе. В статье уделяется внимание специфике познавательной деятельности будущего педагога-музыканта, подчеркивается роль самостоятельной работы в приобретении профессиональных компетенций; актуализируется многоплановость работы преподавателя в условиях дополнительного образования детей. Авторами подчеркивается, что деятельностное развитие студентов в условиях производственной практики способствует раскрытию творческих способностей обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности, позволяет актуализировать знания, умения и навыки, приобретенные в учебном процессе.

Ключевые слова: познавательная деятельность, профессиональные компетенции, практическая подготовка, методика обучения, самостоятельная работа, музыкальное искусство, творческое мышление

Среди актуальных задач высшей школы сферы культуры особое место принадлежит поиску путей совершенствования профессиональной подготовки будущих музыкантов-преподавателей. Эффективность организации процесса обучения, по нашему мнению, следует определять по уровню их подготовленности, интереса к творчеству, сформированности профессиональных компетенций. «Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [1, с. 8].

В круг вопросов, привлекающих внимание исследователей в сфере музыкального искусства, входит широкий спектр теоретико-методологических вопросов, так или иначе влияющих на формирование личности будущего музыканта-исполнителя, включающий такие компоненты, как научно-исследовательская, музыкально-исполнительская, педагогическая деятельность и т. д. Такой интерес обусловлен тем, что задачей высшего образования в сфере музыкального искусства является не только оснащение обучающихся определенным объемом знаний, умений и навыков, но и компетенциями, позволяющими в дальнейшей практической деятельности использовать приобретенные знания в любых нестандартных ситуациях, проявлять творческое мышление, умение находить решение сложных педагогических задач [2]. Для контроля уровня сформирован-ности профессиональных компетенций профильными кафедрами разработаны специальные задания, отражающие комплекс знаний, умений и навыков, которые должен продемонстрировать студент, завершивший прохождение практической подготовки.

В решении обозначенных вопросов особое место отводится производственной педагогической практике как одной из результативных видов практики, поскольку на ее базе моделируется будущая профессиональная деятельность. Цель производственной педагогической практики - обучение основам педагогического мастерства в подготовке к работе в учебных заведениях в сфере музыкального образования.

В системе профессиональной подготовки студентов-музыкантов производственная практика позволяет выполнить основные функции обучения: обучающую, развивающую и воспитательную.

Важной составляющей обучающей функции является углубленное приобретение и закрепление на практике теоретических знаний, полученных при изучении психолого-педагогических и специальных музыкальных дисциплин. Особое внимание в этом процессе уделяется формированию у практикантов навыков и умений решать педагогические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности.

Развивающая функция направлена в первую очередь на формирование достаточно широкого круга интеллектуальных способностей обучающихся, включающего коммуникативные навыки, стремление к самообразованию, различные формы проявления творческого мышления и др.

Воспитательная функция, являясь не менее важной, нацелена на формирование мировоззрения будущего педагога, его личностной профессиональной позиции, внутренней мотивации к реализации в профессии.

Различные стороны поиска путей формирования творческой самостоятельности и активности личности рассматривались в работах Л.И. Анциферовой, А.Г Васильевой, С.Н. Гадая, М.А. Галагузовой, Т.И. Дмитриенко, А.Н. Леонтьева, Н.А. Томина и др. Вопросам развития творческих способностей и самостоятельности как личностных качеств уделено внимание в трудах Т. В. Абрамовой, Е.В. Белоруссовой, Н.А. Митиной, О.Р. Михайловой, С.Н. Серикова, Г.М. Цыпи-на, Н.М. Яковлевой и др. Разработке и изучению диагностических материалов в оценке эффективности формирования самостоятельности, стремления к познавательной активности, творческого потенциала личности посвящены труды Т.Г Богдановой, Ю.А. Егоровой, А.З. Иоголевича, Л.П. Русиновой, Н.С. Стерхо-вой, А.Н. Лука и др.

Поиск путей развития познавательной деятельности - основы становления профессионала - продолжительный период привлекает внимание исследователей. Этот интерес только усиливается в настоящее время, поскольку единой позиции по этому вопросу пока не сформировано. С точки зрения нашего исследования важным являются выводы А.Б. Звоненко, которая определяет позна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.