Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
звук / звукопроизношение / детский церебральный паралич / младший школьный возраст / sound / sound pronunciation / cerebral palsy / primary school age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Лариса Евгеньевна, Жарикова Ирина Александровна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом. Целью статьи является изучение особенностей звукопроизношения у младших школьников с детским церебральным параличом. Для реализации цели изучена специальная литература и подобраны методики, включающие исследование звукопроизносительной стороны речи у школьников с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Лариса Евгеньевна, Жарикова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOUND PRONUNCIATION IN SCHOOLCHILDREN WITH CHILDHOOD CEREBRAL PALSY

The article deals with issues related to the formation of sound pronunciation in children with cerebral palsy. The purpose of the article is to study the features of sound pronunciation in younger schoolchildren with cerebral palsy. To achieve the goal, special literature was studied and methods were selected, including the study of the sound-producing side of speech in schoolchildren with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

УДК 376

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Моисеева Лариса Евгеньевна

студентка,

Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики,

г. Тюмень E-mail: Lara88888@mail.ru

Жарикова Ирина Александровна

старший преподаватель возрастной физиологии, специального

и инклюзивного образования, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики,

г. Тюмень E-mail: Lara88888@mail.ru

FORMATION OF SOUND PRONUNCIATION IN SCHOOLCHILDREN WITH CHILDHOOD CEREBRAL PALSY

Moiseeva Larisa Evgenievna

student,

Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy,

Tyumen

E-mail: Lara88888@mail.ru

Zharikova Irina Alexandrovna

senior Lecturer age physiology, special and inclusive education, Tyumen State University, Institute of Psychology and Pedagogy,

Tyumen

E-mail: Lara88888@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом. Целью статьи является изучение особенностей звукопроизношения у младших школьников с детским церебральным параличом. Для реализации цели изучена специальная литература и подобраны методики, включающие исследование звукопроизносительной стороны речи у школьников с детским церебральным параличом.

Abstract. The article deals with issues related to the formation of sound pronunciation in children with cerebral palsy. The purpose of the article is to study the features of sound pronunciation in younger schoolchildren with cerebral palsy. To achieve the goal, special literature was studied and methods were selected, including the study of the sound-producing side of speech in schoolchildren with cerebral palsy.

Ключевые слова: звук, звукопроизношение, детский церебральный паралич, младший школьный возраст.

Keywords: sound, sound pronunciation, cerebral palsy, primary school age.

Речь и коммуникативная деятельность представляют собой самые важные и необходимые составляющие для гармоничного развития индивида. Именно они являются базовыми и решающими факторами для социализации личности. Анализ современных источников показал, что самыми распространёнными нарушениями среди речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста является звукопроизношение.

Для того, чтобы разобраться в понятии звукопроизношение, необходимо проанализировать понятие звук. Н.А. Стародубова даёт обоснование данному

определению: «Звук - это минимальная, неразделимая речевая единица, которая может слышаться ухом». Звуки выполняют две функции: доведение речи до восприятия слухом и различение единиц речи. В целом, Н.А. Стародубова считает, что звук - это один из важнейших средств общения и коммуникации, если человек им не владеет, то его социализация и развитие просто не может продолжаться и идти вверх [6, с. 256].

Таким образом, звукопроизношение - процесс образования речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным, и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы [4, с. 125].

B развитии звукопроизношения присутствуют некоторые закономерности. Освоение ребёнком звукопроизношения понимается как функциональная и совместная работа речедвигательного и слухового анализаторов. Акустические речевые образы, которые уже уложились в слуховой памяти ребёнка, работают, как опора при произношении того или иного звука [5, с. 250].

Для обозначения нарушений звукопроизношения принято использовать международные термины, образованные из букв греческого алфавита и суффикса -изм. Выделяют следующие виды: сигматизм (искажение свистящих [с], [с'], [з], [з'], [ц] и шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [ш]), ротацизм (дефект произношения соноров [р], [p']); ламбдацизм (нарушение произношения соноров [л,] [л']); йотацизм (дефект произношения звука [й]); каппацизм (дефект произношения нёбных звуков [к] и [к']); гаммацизм (нарушение произношения звуков [г] и [г']); хитизм (дефект произношения звуков [x] и [x']). Все данные нарушения заканчиваются на «-изм» и обозначают искажение определённого звука. Такие нарушения как парасигматизмы, параротацизмы и т. д., имеющие приставку «-пара», свидетельствуют о замене звука при произношении.

Дефекты опорно-двигательного аппарата, в первую очередь у детей с детским церебральным параличом, являются одними из тяжёлых нарушений

психофизического развития детей, которые проявляются в двигательных и речевых нарушениях. Детский церебральный паралич является одним из самых частых заболеваний среди детей. По статистическим данным ВОЗ распространённость ДЦП в мире составляет 2-6 ребёнка на 1000 новорождённых [3, с. 5]. У мальчиков заболевание встречается чаще. Самым серьёзным фактором риска развития ДЦП является недоношенность, в то время как причин может быть настолько много, что в большом количестве случаев определить какую-то одну точно не удаётся.

При детском церебральном параличе страдают мозговые структуры, отвечающие за регуляцию произвольных движений, что сказывается на речевом развитии, а также всех высших психических функций вследствие их взаимосвязанности и взаимообусловленности. У них наблюдаются нарушения общей моторики, мелкой и речевой моторики, полная невозможность произвольных движений, неловкость, либо лёгкая дискоординированность движений [1, с. 4].

Ребёнок с данным синдромом позже начинает держать голову, держит её неуверенно, либо совсем её не держит; поздно начинает сидеть, стоять. Навыки ходьбы формируются поздно, характерна шаткая, неуверенная походка, ходьба на кончиках пальцев при согнутых коленях. Дети часто нуждаются в помощи, поддержке, специальных приспособлениях для передвижения [1, с. 4].

У младших школьников с детским церебральным параличом присутствуют дисграфия и дислексия, которые обусловлены нарушениями зрительного восприятия формы и пространственных представлений вместе с дефектом стереогностической функции. У таких детей заметна бедность словаря, что обуславливается недостаточной сформированностью пространственных и временных представлений, обобщающих понятий, в наличии фонетические, фонемографические, грамматические, семантические ошибки при воспроизведении, полученном ими информации на занятиях коррекционного направления. К таким ошибкам относят смешивание букв, которые обозначают согласные звуки, которые отличатся друг от друга

наличием или отсутствием вибрации голосовых связок (звонкие и глухие), дополнительного поднятия спинки языка (мягкие и твёрдые), по месту образования, по способу образования, пропуск, замена, прибавление отдельных букв и слогов.

Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация пространственных связей и отношений. Следует обратить внимание, что такие речевые ошибки имеют стойкий характер и сохраняются на протяжении длительного периода. Все это указывает не только на недоразвитие речи, но и на особенный уровень возможностей познания окружающего, своеобразный способ мышления со специфическим уровнем развития интеллектуальных операций анализа и синтеза. Поэтому на начало школьного обучения у детей с ДЦП остаётся ещё несформированной лингвистическая готовность к усвоению программного материала родной речи

[7, с. 10].

Младшим школьникам с детским церебральным параличом важно внедриться и адаптироваться в общественную жизнь. И если их будут сопровождать квалифицированные педагоги, этот путь ко взрослой жизни ребёнок пройдёт быстрее и с большими достижениями. Для того, чтобы речевое развитие ребёнка с ДЦП соответствовало норме развития и максимальной социализации, необходимо максимально способствовать его развитию и стремиться к тесному сотрудничеству, взрослый должен быть активным и инициировать общение. Ответственность за коммуникативное и речевое развитие должно принадлежать родителям и педагогам, которые постоянно находятся возле ребёнка с ДЦП и благоприятно влияют на его социализацию [2, с. 18-19].

Таким образом, детский церебральный паралич не является прогрессирующей патологией в отличие от наследственных заболеваний центральной нервной системы. Двигательное расстройство в структуре дефекта усугубляет расстройства двигательной, речевой и психической деятельности. Делает затруднительным какую-либо социальную адаптацию ребёнка. В трудах

современных авторов (Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой, Е.В. Онегина, К.А. Семёновой) подчёркивается, что в структуре ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются различные речевые нарушения. Ведущим дефектом речевого развития у детей с ДЦП являются грубые нарушения звукопроизношения, которое обусловлено нарушениями мимической, артикуляционной моторики. Формирование

звукопроизносительной стороны речи затрудняется нарушением фонематических процессов.

Констатирующий эксперимент, по изучению звукопроизношения у школьников с детским церебральным параличом, проводился на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательный школы № 65 города Тюмени. В исследовании приняли участие 2-е учеников 2 класса в возрасте 8 лет.

Сбор анамнестических данных осуществлялся посредством беседы с матерью каждого обследуемого.

Испытуемый 1. Мальчик от второй беременности, протекавшей на фоне угрозы прерывания, дисфункция плаценты. Роды в сроке 28 недель самостоятельные. Вес при рождении 1280 гр. Оценка по шкале Апгар 6/7. В течение 168 часов находился на ИВЛ, 54 часа на назальной респираторной поддержке. Психомоторное развитие с задержкой: сидит с 1 года, ходит у опоры с 1,5 лет, впервые сделал самостоятельно 5-6 шагов в 2 года. В контакт вступает легко, внимание устойчивое, темп мышления замедлен. Общая и мелкая моторика отмечается неловкостью, наблюдается общая дискоординированность. Активный словарный запас незначительно снижен, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки предметов и действий. Диагноз: ДЦП, спастическо-атактическая форма, ишемия головного мозга тяжёлой степени, гипоксически-геморрагического генеза, непостоянное сходящееся косоглазие.

Испытуемый 2. Мальчик от второй беременности, протекавшей на фоне отслойки плаценты, вторых преждевременных оперативных родов в сроке 29

недель. Вес при рождении 1479 гр., рост 44 см. Оценка по шкале Апгар 3/4. Синдром угнетения ЦНС. После рождения переведён в АРО, где находился в течение трех месяцев, из них 2,5 месяца на ИВЛ. КТ головного мозга в 1 58 58 33 месяц-картина выраженной внутренней гидроцефалии. Психомоторное и речевое развитие с задержкой: сидит с 10 месяцев, самостоятельно ходит с 2 лет 4 месяцев, фразовая речь с 3-х лет. В контакт вступает по настроению. Внимание неустойчивое, неусидчив. Отмечается моторная неловкость, нарушение мелкой моторики. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, мало обобщающих слов. Диагноз: ДЦП, спастическая диплегия. Симптоматическая эпилепсия. Постинтубационный стеноз гортани.

Уровень сформированности звукопроизношения у школьников с детским церебральным параличом оценивался по следующим показателям: - артикуляционный аппарат; устная речь (звукопроизношение); фонематический слух и восприятие.

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

[ {

Г

Результаты исследования сформированности звукопроизношения у младших школьников с детским церебральным параличом на этапе констатирующего эксперимента

I Артикуляционный аппарат

Звукопроизношение

Фонематический слух и восприятие

Испытуемый №1

Испытуемый №2

Рис. 1. Результаты обследования звукопроизношения у младших школьников с ДЦП на этапе констатирующего эксперимента

4

3

2

1

0

По результатам диагностики уровня сформированности звукопроизносительной стороны речи фонетико-фонематической стороны речи у младших школьников с детским церебральным параличом были получены следующие результаты:

Испытуемый № 1. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, синкинезии, повышенная саливация, собственная речь нечёткая, голос тихий, темп замедленный, пользуется развёрнутой фразой. В речи наблюдается межзубное произношение [ш] на [ф], [ж] на [в], [щ] на [с'], [ч] на [с'], искажение звука [с] на [ф]. Допускал ошибки при произнесении многосложных словах, которые не смог самостоятельно исправить. Фонематический слух не сформирован.

Испытуемый № 2. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий, речевая моторика развита недостаточно, с трудом удерживает артикуляционную позу, неполный объем выполнения упражнений, повышенная саливация. В речи наблюдается межзубное произношение [ц] на [с], [ж] на [ш]. горловое произношение [р] и [р']. Допускал ошибки при произнесении многосложных словах, которые не смог самостоятельно исправить. Фонематический слух не сформирован.

По итогам диагностики можно увидеть некоторые особенности сформированности звукопроизношения у младших школьников с ДЦП. Исследование позволяет сделать выбор направлений, содержания, приёмов и методов коррекционно-логопедической работы, направленных на формирование звукопроизношения речи у младших школьников с детским церебральным параличом.

Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения должна осуществляться по следующим направлениям: развитие зрительного, неречевого слухового и фонематического восприятия; развитие артикуляторной моторики; развитие речевого дыхания; формирование звукопроизношения (постановка, закрепление и дифференциация звуков); осуществление консультативно-методического взаимодействия с родителями

по теме формирования правильного звукопроизношения у детей с детским церебральным параличом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель. 2007. - 224 с.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1989. - 80 с.

3. Онегин Е.В. Детские церебральные параличи (практическое пособие для врачей) / Е.В. Онегин, О.Е. Онегина. - Гродно: ГрГМУ, 2006. -С. 3-37.

4. Словарь логопеда / сост. Ю.Г. Гаубих, В.И. Селиверстов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 287 с.

5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие / Ф.А.Сохин. - 2-е изд. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 223 с.

6. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для вузов / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. -256 с.

7. Финни Р.Н. Ребенок с церебральным параличом. Помощь, уход, развитие / под ред. Е.В. Клочковой. - М.: Теревинф, 2016. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.