Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЦП'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЦП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕТИ / ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русинова Стелла Владимировна, Шипилова Евгения Валерьевна, Кабушко Анна Юрьевна

Статья посвящена проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом. В статье обосновывается значимость применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП. В современном обществе наблюдается значительный рост числа детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Наиболее распространенной формой которых, является детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом характеризуется недостаточной сформированностью познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речевых и двигательных навыков. В связи с этим, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП выражается в следующем. Это использование двуполушарного подхода к обучению, когда словесные методов сочетаются со зрительными. Оптимизация процесса формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков. Интенсифицированность процесса коррекции, а именно, повышается темп занятия, увеличивается доля самостоятельной работы детей. Задействование визуального канала восприятия детьми информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиального (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал. ИКТ обладает огромным коррекционным потенциалом для развития обучения детей с ДЦП. Авторы статьи указывают, что в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как многоаспектный метод коррекционного воздействия. Основными отличительными чертами этого метода является эффективность и доступность. Он направлен не только на развитие психических процессов у ребенка, но и на формирование учебных навыков. ИКТ является источником новых позитивных переживаний ребенка, способствует его развитию. Кроме того, использование ИКТ позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ДЦП. В статье показывается целесообразность использования ИКТ в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП при коррекции - обучение навыкам самообслуживания и гигиены, формирование действий с предметами и подготовка руки к письму, сенсорное воспитание, формирование представлений об окружающей среде, развитие речи и др. Представлен перечень компьютерных программ и развивающих игр, который можно рекомендовать к использованию в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русинова Стелла Владимировна, Шипилова Евгения Валерьевна, Кабушко Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN CORRECTIONAL AND PEDAGOGICAL WORK WITH CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The article is devoted to the problem of using information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy. The article substantiates the importance of the use of information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy. In modern society, there is a significant increase in the number of children of primary school age with motor disorders. The most common form of which is cerebral palsy (cerebral palsy). The development of primary school children with cerebral palsy is characterized by insufficient formation of cognitive processes, emotional-volitional sphere, speech and motor skills. In this regard, there is a need to find the most effective way to educate and educate children of primary school age with cerebral palsy. The advantages of using information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy are as follows. This is the use of a two-hemisphere approach to learning, when verbal methods are combined with visual ones. Optimization of the process of formation of correct speech, mental processes and correction of their shortcomings. The intensification of the correction process, namely, the pace of classes increases, the proportion of independent work of children increases. The involvement of the visual channel of children's perception of information (color palette, animation effects) and auditory (sound files - narrator text, music), which helps children to better understand and assimilate the material. ICT has a huge correctional potential for the development of education of children with cerebral palsy. The authors of the article point out that in the process of correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy, information and communication technologies can be considered as a multidimensional method of correctional influence. The main distinguishing features of this method are efficiency and accessibility. It is aimed not only at the development of mental processes in the child, but also at the formation of educational skills. ICT is a source of new positive experiences of the child, contributes to its development. In addition, the use of ICT makes it possible to take into account the age and individual characteristics of the development of children with cerebral palsy. The article shows the expediency of using ICT in the process of correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy during correction - training in self-service and hygiene skills, formation of actions with objects and preparation of the hand for writing, sensory education, formation of ideas about the environment, speech development, etc. The list of computer programs and educational games that can be recommended for use in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy is presented.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЦП»

В большинстве случаев насилие совершается сегодня мужчинами, юношами или мальчиками. Не могли бы и отцы воспринять это как свою собственную проблему? Ведь многое зависит от их примера, от того, как они в повседневной жизни относятся к юношам и девушкам, женщинам и мужчинам.

Изменить учреждения и сделать их более демократичными.

Едва ли допустимо применять часто употребляемый тезис о возникновении насилия и правого экстремизма из «середины общества» (В. Хайтмайер) только по отношению к другим. Если данный тезис справедлив (а многое говорит об этом), то педагогические учреждения и, особенно, педагоги, занятые воспитательной работой, должны спросить себя, какое насилие они совершают сами и какие последствия оно имеет для применения насилия детьми и подростками. Тот, кто хочет бороться с насилием, сначала должен уяснить для себя, в какой степени он сам прибегает к насилию. После этого должно было бы последовать самоизменение педагогических учреждений, которое сделало бы собственные внутренние конфликты предметом совместной общественной дискуссии.

Но многие педагогические учреждения хотят избежать конфликтов или пытаются урегулировать их бюрократически, «сверху». Демократическое участие детей и подростков в решении проблем своих педагогических учреждений, когда они могут самостоятельно изменять свою жизнь и педагогические учреждения и активно влиять на них, представляет собой довольно редкое явление. Так, в школах практически отсутствуют возможности настоящего самоуправления учащихся; но и организации по работе с молодежью все чаще отказываются от своих претензий на участие в решении дел школы и вместо этого делают одностороннюю ставку на развлечения и потребление.

Однако детям и подросткам надо дать возможность испытать, что они обладают властью и правом совместно влиять на действительность в соответствии со своими интересами и изменять ее. Их необходимо вовлечь в решение многих вопросов жизни в их педагогических учреждениях. Это должно происходить не только в ходе педагогических игр, когда учащиеся принимают якобы настоящие решения. Гораздо более необходимо совместно обсуждать и принимать важные решения (например, когда речь идет о финансах и персонале). Частью этой демократизации были бы самоизменение педагогических учреждений и критика принятия педагогических решений с позиций силы и структурного насилия в учреждениях. Если подростки поймут, что они могут решать свои проблемы и имеют шансы что-либо действительно изменить, они смогут обойтись без насилия.

Такое демократическое самоизменение педагогических учреждений и привитие культуры спора является и моральным воспитанием. Дети и подростки не изменяются, когда им навязывают якобы хорошие и правильные моральные принципы. Дети и подростки знают точно так же хорошо, как и взрослые, что не существует однозначной моральной истины, которую нельзя было бы поставить под сомнение. Но они хотят самостоятельно создать правила для себя и для жизни в обществе. Нравственное воспитание должно помочь развить способность разрешать конфликты, вести дискуссии, согласовывать противоречивые интересы и выдерживать разногласия. Поэтому воспитание призвано сегодня заняться и воспитанием демократической культуры спора.

Выводы. Профилактика насилия в школе должна быть сконцентрирована на тех факторах влияния, которые могут быть изменены с помощью возможностей школы. В стенах школы невозможно заниматься семейной терапией, но можно сделать так, чтобы об учащихся судили не только по их успеваемости и учителя не навешивали на них ярлыков бездарей. То есть, прежде всего, речь идет о том, чтобы изменить саму школу таким образом, чтобы присущие ей факторы риска возникновения насилия утратили свое влияние.

Профилактику насилия в школе следует осуществлять, в первую очередь, как развитие школьной культуры, улучшение социального климата, но не следует забывать и о мерах интервентивного, контролирующего и терапевтического характера. Помимо этого, путем сотрудничества с другими учреждениями (особенно с комиссиями по работе с несовершеннолетними) школа может эффективно расширить рамки своей профилактической работы.

Литература:

1. Rixius, N., Sturzenhecker, B. Hinsehen, hinhören, aussprechen // Hurrelmann K., Rixius N., Schirp H. (Hg.): Gewalt in der Schule. Ursachen - Vorbeugung - Intervention. Beltz Taschenbuch 50. - Weinheim und Basel, 2019. - 248 S.

2. Sturzenhecker, B. Arbeitskreis „Jugend und Gewalt" - ein kleines Modell des Kreisjugendamtes Gütersloh und des Landesjugendamtes Westfalen-Lippe. -Münster, 2021. - 124 S.

Педагогика

УДК 376.2

кандидат педагогических наук Русинова Стелла Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Кабушко Анна Юрьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ДЦП

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с детским церебральным параличом. В статье обосновывается значимость применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП. В современном обществе наблюдается значительный рост числа детей младшего школьного возраста с двигательными нарушениями. Наиболее распространенной формой которых, является детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие детей младшего школьного возраста с церебральным параличом характеризуется недостаточной сформированностью познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речевых и двигательных навыков. В связи с этим, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с церебральным параличом. Преимущества применения информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП выражается в следующем. Это использование двуполушарного подхода к обучению, когда словесные методов сочетаются со зрительными. Оптимизация процесса формирования правильной речи, психических процессов и коррекции их недостатков. Интенсифицированность процесса коррекции, а именно, повышается темп занятия,

увеличивается доля самостоятельной работы детей. Задействование визуального канала восприятия детьми информации (цветовая палитра, анимационные эффекты) и аудиального (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает детям лучше понять и усвоить материал. ИКТ обладает огромным коррекционным потенциалом для развития обучения детей с ДЦП. Авторы статьи указывают, что в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как многоаспектный метод коррекционного воздействия. Основными отличительными чертами этого метода является эффективность и доступность. Он направлен не только на развитие психических процессов у ребенка, но и на формирование учебных навыков. ИКТ является источником новых позитивных переживаний ребенка, способствует его развитию. Кроме того, использование ИКТ позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей с ДЦП. В статье показывается целесообразность использования ИКТ в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП при коррекции - обучение навыкам самообслуживания и гигиены, формирование действий с предметами и подготовка руки к письму, сенсорное воспитание, формирование представлений об окружающей среде, развитие речи и др. Представлен перечень компьютерных программ и развивающих игр, который можно рекомендовать к использованию в коррекционно-педагогической работе с детьми с ДЦП.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коррекционно-педагогическая работа, дети, детский церебральный паралич.

Annоtation. The article is devoted to the problem of using information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy. The article substantiates the importance of the use of information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy. In modern society, there is a significant increase in the number of children of primary school age with motor disorders. The most common form of which is cerebral palsy (cerebral palsy). The development of primary school children with cerebral palsy is characterized by insufficient formation of cognitive processes, emotional-volitional sphere, speech and motor skills. In this regard, there is a need to find the most effective way to educate and educate children of primary school age with cerebral palsy. The advantages of using information and communication technologies in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy are as follows. This is the use of a two-hemisphere approach to learning, when verbal methods are combined with visual ones. Optimization of the process of formation of correct speech, mental processes and correction of their shortcomings. The intensification of the correction process, namely, the pace of classes increases, the proportion of independent work of children increases. The involvement of the visual channel of children's perception of information (color palette, animation effects) and auditory (sound files - narrator text, music), which helps children to better understand and assimilate the material. ICT has a huge correctional potential for the development of education of children with cerebral palsy. The authors of the article point out that in the process of correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy, information and communication technologies can be considered as a multidimensional method of correctional influence. The main distinguishing features of this method are efficiency and accessibility. It is aimed not only at the development of mental processes in the child, but also at the formation of educational skills. ICT is a source of new positive experiences of the child, contributes to its development. In addition, the use of ICT makes it possible to take into account the age and individual characteristics of the development of children with cerebral palsy. The article shows the expediency of using ICT in the process of correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy during correction - training in self-service and hygiene skills, formation of actions with objects and preparation of the hand for writing, sensory education, formation of ideas about the environment, speech development, etc. The list of computer programs and educational games that can be recommended for use in correctional and pedagogical work with children with cerebral palsy is presented.

Key word: information and communication technologies, correctional and pedagogical work, children, cerebral palsy.

Введение. В настоящее время актуальным является вопрос поиска эффективных и современных технологий помощи людям с различными нарушениями в развитии, в том числе и такой специфической категории как лица с детским церебральным параличом (ДЦП). В соответствии с нормативными требованиями к организации процесса обучения и развития детей система образования призвана обеспечить их различными условиями, удовлетворяющими их особые образовательные и индивидуальные потребности. Одним из составляющих таких условий является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование разнообразных ИКТ в качестве методов и приемов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ДЦП, способствует снижению их утомляемости, активизирует их когнитивные процессы, способствует оптимизации учебного процесса, индивидуализирует процесс обучения и существенно повышает результативность процессов образования и развития ребенка в целом.

ИКТ дают возможность учащимся с детским церебральным параличом познавать новую информацию и закреплять полученные знания в соответствующей их интересам форме, качественно повышая их уровень. Использование ИКТ со школьниками этой категории дает следующие возможности:

1) предоставляет всем детям с церебральным параличом доступ к различным источникам информации в Интернете;

2) оптимизирует процесс диагностики, гарантируя правильность и быстроту обработки диагностического материала;

3) позволяет проводить консультативную работу с родителями и другими специалистами с целью понимания единых задач, требований и технологий обучения и развития этих детей;

4) способствует развитию когнитивного интереса у ребенка и формирует мотивацию к обучению;

5) оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка;

6) предоставляет доступность высококачественного визуального и стимульного материала [3].

Включение ИКТ в коррекционно-педагогический процесс обучения детей с патологией опорно-двигательного аппарата, наилучшим образом сочетает в себе общепринятые и инновационные средства коррекционного обучения, отвечающие индивидуальным возможностям и образовательным потребностям школьников данной категории.

Изложение основного материала статьи. Работы В.И. Козявкина продемонстрировали эффективность применения современных информационно-обучающих систем с использованием компьютерных игр, ассистивной робототехники при восстановительном лечении больных с двигательными нарушениями. Применение ИКТ стимулирует интеллектуальную деятельность, формирует и улучшает высшие психические функции, развивает манипулятивную деятельность этих детей [1].

Обучение тогда дает хорошие результаты, когда на уроке или занятии учителю удается максимально заинтересовать и удерживать внимание учащихся. В этой связи ИКТ это отличные помощники. Как было отмечено выше, в работе с учащимся с ДЦП эффективным является использование разнообразных компьютерных программ, компьютерных игр-симуляторов, имеющих и обучающую, и развивающую направленность, таких как:

- компьютерная программа «Учимся правильно говорить», которая предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися младших классов, имеющих помимо двигательной патологии и патологию речи. Этот цифровой образовательный ресурс предназначен для индивидуальной и подгрупповой деятельности, которая

направлена на развитие различных компонентов речевой системы (коррекция темпо-ритма, интонации, развитие фонетико-фонематической, лексической и грамматической систем, связной речи). Программа включает в себя интерактивные тестовые тренажеры, игры, звуковые материалы (речевые и неречевые звуки, звукоподражания);

- тренажеры: «Я знаю математику», «Голосовой тренер», которые с помощью флеш-игр, различных видов тренировочных упражнений позволяют заполнить пробелы в знаниях учащихся, тренировать грамматические навыки, пополнять словарный запас;

- развивающие игры из серии «Несерьезные уроки», где предлагаются различные образовательные задания по изучаемым предметам;

- программа «Перст», представляющая собой оригинальную информационно-коммуникационную технологию специальных упражнений с программным обеспечением, направленных на развитие объектно-манипулятивной деятельности рук при нарушениях оптико-кинестетической организации и нервно-мышечной координации; тренировку нервно-мышечной координированности и тактильно-кинестетических процессов у младших школьников с ДЦП, тренировку тонких целенаправленных движений кистей и пальцев руки;

- серия компьютерных игр «Диджей», «Стиралочка», которые также способствуют развитию пальцевого праксиса, посредством обучения управлению курсором: ребенка учат двигать рукой так, чтобы переместить курсор горизонтально, устанавливая косвенную связь между движением кисти и пальцев руки, которые управляют специальной мышью, и движением курсора. О том, что выполненное действие достигло ожидаемого результата, сигнализирует звуковой сигнал - и это формирует положительную обратную связь, позволяет тренировать способность следовать за курсором; развивает зрительное восприятие, расширяет поле зрения; учит распознавать изображения. Данные игры также способствуют развитию мотивации, хорошо зарекомендовали себя в качестве смены вида деятельности младших школьников с ДЦП [5].

Среди содержательного разнообразия методов и приемов коррекционно-образовательного процесса с использованием компьютера выделяется большая группа программ (или их наборов), которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий в зависимости от решаемых ими задач и направлений. Эти программы отличаются по нескольким критериям: возраст, сюжетные темы, уровень сложности игрового задания, сложность управления, задачи умственного развития и др. Помимо «коррекционно-образовательных» игр существуют также экспериментальные и диагностические компьютерные игры.

Повышению эффективности работы с детьми с ДЦП способствуют такие интерактивные игры-упражнения, как:

1) интерактивные упражнения для установления эмоционального контакта (например, игра «Помоги другу»);

2) сюжетные, ролевые и дидактические компьютерные игры (например, игры «Маша и Медведь», «Дети и животные: играем вместе»). В эти игры можно играть индивидуально, парами, группой; важно, что ребенок с ДЦП имеет возможность сотрудничать с партнером, ухаживать за домашним животным и помогать другим и т.п.;

3) игры с использованием мультимедийных технологий (например, «Настроение», «Солнечный круг», «Поиграем-отдыхаем»), которые включают в себя элементы психологической тренировки (их можно использовать как психогимнастику, психомышечную тренировку). В образовательном и реабилитационном процессе с детьми первых-вторых классов эффективно зарекомендовала себя интерактивная программа «Конструктор», направленная на комплексное решение проблем двигательной и сенсорной сфер, развивая, прежде всего, связную речь и тонкую моторику рук [6].

Для работы с детьми третьего-четвертого классов эффективно использование интерактивной программы коррекционной направленности «Воспитание детей с церебральным параличом», включая игры, направленные на:

- формирование визуального и образного мышления (например, «Заплатки», «Соотнеси», «Оттенки» и др.);

- развитие кинетического и кинестетического праксиса (например, «Лабиринт», «Уточни» и др.);

- развитие произвольного внимания и логического мышления (например, «Графическая раскраска», «Найти последовательность», «Вычеркни», «Чем отличаются картинки» и др.);

- закрепление графических навыков (например, «Графические упражнения. Прямые линии», «Я самый меткий», «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты», «Штриховка») [3].

Одной из главных задач коррекционно-педагогического процесса с использованием перечисленных ИКТ является формирование предметных действий и закрепление графомоторного навыка у детей с ДЦП. Организация целенаправленных движений рук начинается с изучения таких простых игр как «Щелчок», «Поглаживание» и т.д. Далее происходит усложнение задания («Игра на пианино», «Дождь»), когда в процессе игры ребенок должен выполнить определенные действия: перемещение пальца, указание пальцем на предмет, обращение к себе пальцем, щипание, поглаживание, касание пальцем названного предмета, поворот пальцев и т.п.

При синхронизации движений рук и действий с предметами каждое новое движение сначала отображается рукой ребенка, а затем производится ребенком самостоятельно. Перед графическими упражнениями необходимо провести подготовительную работу, показывая, как правильно держать пишущее орудие, регулируют руку и пальцы, следят за тем, чтобы определенная поза пальцев воспроизводилась самостоятельно и правильно, при необходимости используется эластичный фиксатор.

Закреплению процесса формирования пространственного праксиса способствуют интерактивные игры типа «А ты так можешь?», «Активные пальчики» (предназначены для стимуляции двигательной активности пальцев и поддержания определенной позы), «Ручные приведения» (направлены на фиксацию движений пальцев и рук, ритмизацию движений, пространственную ориентацию).

Одним из лидеров программного обеспечения, используемого в образовании, является программа совместного обучения SMART LearningSuite (Smarttech), которая позволяет педагогам создавать занимательные, но в то же время корректирующие и обучающие занятия, представляя информацию на экране в веселой и игровой форме, применяя готовый контент. Учащимся использование интерактивных информационных технологий помогает самоутвердиться, самореализоваться, развивает у них активность, формирует адекватную самооценку, устраняет страх ответа у доски, поощряет их исследовательскую деятельность, что в целом, повышает мотивацию к обучению [4].

С учетом физических возможностей и образовательных потребностей этих учащихся разработано большое количество модификаций для вычислительных устройств: адаптированные специальные клавиатуры с большими по размеру клавишами, удаленными друг от друга, с функцией исключения двойного нажатия и многие другие, которые подходят для спастических форм заболевания; портативные клавиатуры с компактными клавишами, регулировкой чувствительности, выбором работы левой или правой рукой, которые удобны для пациентов с ограниченным диапазоном движений и т.д.

Помимо адаптированных клавиатур, существуют альтернативные устройства ввода, которые значительно облегчают работу на компьютере. К таким устройствам относятся компьютерные мыши, которые также подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка с ДЦП. Существуют мыши с двойным рычагом управления, большой кнопкой, сенсорные мыши и джойстик; используется клавиатура с накладкой, в которой есть отверстия перед кнопками для крепления пальцев; различные беспроводные сенсорные устройства (например, мыши, управляемые движением головы) [2].

Выводы. Для более результативного построения коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП с использованием ИКТ необходимо создать определенные психологические и педагогические условия:

1. Подбор комплекса компьютерных программ и игр, способствующих интеллектуальному, психологическому, вербальному и моторному развитию учащихся через практическую и дидактическую деятельность.

2. Применение компьютерных программ в игровой форме, что позволяет обеспечить лучшее понимание ребенком заданий, способствует развитию его способностей, вызывает интерес к занятиям.

3. Включение ИКТ в работу всех субъектов коррекционно-образовательного процесса - педагогов, психолога, учителя-логопеда, дефектолога и т.д., с целью комплексного подхода к решению коррекционных и образовательных задач и достижения единых результатов.

4. Создание спокойной, психологически благоприятной обстановки, что направлено на снятие излишнего психического и мышечного напряжения.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования ИКТ в работе с обучающимися с ДЦП, поскольку, являясь эффективным способом коррекции, они одновременно обеспечивают повышение качества обучения.

Литература:

1. Козявкин, В.И. Детский церебральный паралич / В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова, В.С. Подкорытов // Медико-психологические проблемы. - Львов, 1999.

2. Легкая, Е.Ф. Информационные технологии в комплексной реабилитации пациентов с детским церебральным параличом (обзор) / Е.Ф. Легкая, Л.С. Ходасевич, А.В. Полякова // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2016. - №93(2). - С. 53-58

3. Трифонова, Э.П. Компьютерные технологии как средство реализации личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников / Э.П. Трифонова // Потенциалы России в глобальном мире: проблема адаптации и развития. Десятые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием. - Ч. 1. - Йошкар-Ола, 2006. - С. 249-250

4. Фатихова, И.И. Информационные технологии в работе заместителя директора по воспитательной работе / И.И. Фатихова, К.О. Новосельцева // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. -2016. - №5. - С. 225-230

5. Электронные образовательные ресурсы при обучении детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// урок.рф/library/

6. Электронный научный журнал: «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infed.ru/

Педагогика

УДК 377.36

директор Рыбина Ольга Владимировна

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» (г. Санкт-Петербург)

СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ SOFT SKILLS КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ В КОМАНДЕ

Аннотация. В современных условиях на рынке труда требуются специалисты, которые без сопротивления и излишних сложностей адаптируются к любым переменам, легко принимают новые технологии, приносят в жизнь компании новые тренды для успешного применения их в работе. Умение налаживать контакт с людьми, быстро действовать в непредвиденных ситуациях, креативно мыслить, взаимодействовать с командой - универсальные компетенции, которые необходимы в любой сфере деятельности. Именно эти компетенции делают специалиста эффективным и востребованным. Современный работодатель все чаще делает запрос на надпрофессиональные навыки потенциального работника. Это обусловлено текущей нестабильной экономической ситуацией. На первый план сегодня выходит профессиональная команда, которая может адаптироваться к меняющимся условиям на рынке труда, гибко подстраиваясь под интересы компании. Работодателю сегодня важнее становится иметь сплоченную команду, готовую за счет своих надпрофессиональных навыков прокачивать навыки профессиональные, другими словами оперативно учиться и переучиваться. Таким образом, для успешного трудоустройства сегодняшнему выпускнику колледжа мало быть высококвалифицированным специалистом «по диплому». Ему необходимы универсальные компетенции, например такие как: стрессоустойчивость, коммуникабельность, креативность, способность нестандартно мыслить, умение работать в команде. В статье мы рассмотрим, что означают универсальные компетенции, откуда они берутся и как их развить в образовательном пространстве современного колледжа.

Ключевые слова: гибкие навыки, работа в команде, креативность в образовании, компетенции, формирование навыков.

Annotation. In modern conditions, the labor market requires specialists who adapt to any changes without resistance and unnecessary difficulties, easily adopt new technologies, bring new trends to the life of the company for their successful application in work. The ability to establish contact with people, act quickly in unforeseen situations, think creatively, interact with a team are universal competencies that are necessary in any field of activity. It is these competencies that make a specialist effective and in demand. A modern employer is increasingly making a request for the overprofessional skills of a potential employee. This is due to the current unstable economic situation. A professional team is coming to the fore today, which can adapt to changing conditions in the labor market, flexibly adapting to the interests of the company. It is becoming more important for an employer today to have a cohesive team ready to pump professional skills at the expense of their overprofessional skills, in other words, to learn and retrain quickly. Thus, for successful employment, it is not enough for today's college graduate to be a highly qualified specialist "by diploma". He needs universal competencies, for example, such as: stress tolerance, sociability, creativity, the ability to think outside the box, the ability to work in a team. In the article we will consider what universal competencies mean, where they come from and how to develop them in the educational space of a modern college.

Key words: soft skills, teamwork, creativity in education, competence, skill formation.

Введение. Современные социально-экономические условия характеризуются стремительной модернизацией как существующих технологий производства, так и цифровой трансформацией всех сфер жизнедеятельности человека. Это обусловлено переходом от доминирующей роли производящей промышленности, капитала и его собственников, к главенствующему положению сферы услуг, информации и собственников информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.