УДК 376.1
В.В. Евдокимова, Е.Н. Медведева, М.М. Киселева
Курганский государственный университет, Курган
ИСПОЛЬЗОВАНИЕИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ ЛИЦ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Аннотация. В данной статье авторами представлен обзор литературы по проблеме воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Раскрыто понятие детского церебрального паралича, его этиология и патогенез. Раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и воспитании детей с ДЦП.
Ключевые слова: Детский церебральный паралич, обучение, воспитание, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, учебно-методические материалы.
V.V. Evdokimova, E.N. Medvedeva, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan
THE USE OF INFORMATION ANDCOMMUNICATIONTECHNOLOGIES IN EDUCATION OF PEOPLE WITH CEREBRAL PALSY (CP)
Abstract. This article presents the review of literature on the problem of education and training of children with cerebral palsy (cerebral palsy). The concept of cerebral palsy, its etiology and pathogenesis is revealed. The importance of information and communication technologies (ICT) in the education and upbringing of children with cerebral palsy is shown.
Key words: cerebral palsy, education, information and communication technologies, cognitive activity, educational and methodical materials.
На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП) весьма актуальна. Несмотря на высокий уровень достижений современной медицины количество детей с ДЦП до сих пор остается на высоком уровне и составляет примерно 2-3 ребенка на 1000 новорожденных. Согласно ФГОС, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Исходя из этого, главной задачей остается создание благоприятных условий и комфортной среды для обучения и воспитания детей
с ДЦП в специальных школах или посредством инклюзивного образования [5].
Термином «церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные состояния с непрогрессирующим течением.
Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе детских церебральных параличей, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов.
Из пренатальных факторов риска поражения нервной системы следует прежде всего отметить те отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе, которые предшествовали настоящей беременности. К ним относятся конституциональные нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворожде-ния, длительный период бесплодия, осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы.
К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма [1].
Постнатальными факторами поражения головного мозга с развитием детского церебрального паралича в периоде новорожденности обычно считаются инфекционные, реже травматические заболевания.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений, например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие.
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических
19
особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
1 неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
2 выраженность астенических проявлений -повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3 сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни [3].
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. 20
Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Учебно-методические материалы разработаны на основе базовых программ MicrosoftWord, 1^а^оАЕхе1, MicrosoftPowerPoint, содержат учебные базы данных и комплексы упражнений, компьютерную анимацию, разнообразный иллюстративный, звуковой материал [2].
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями [4].
Развитие современных компьютерных технологий открыло новые перспективы для разработки специальных реабилитационных средств, позволяющих работать с детьми с тяжелыми поражениями двигательной сферы. Создаваемая компьютером среда виртуальной реальности (СВР) позволяет совершать воображаемые «путешествия в пространстве» тем, кто лишен возможности физического перемещения.
Применение программно-методических средств в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью создает условия для активизации компенсаторных механизмов, ведущих к образованию у детей устойчивых визуально-кинестетических условно-рефлекторных связей ЦНС как основу для формирования программных навыков, обеспечивает интерактивность и сотрудничество в процессе обучения, способствует расширению коммуникативных возможностей детей.
Используемый комплекс авторских и адаптированных компьютерных и сопровождающих настольных методик способствует развитию ориентации в пространстве и влияет на улучшение других видов зрительно-пространственных функций ребенка с особыми образовательными потребностями, позволяют учащимся значительно продвинуться в освоении школьных навыков.
По данным Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, недостаточность формирования структур, отвечающих за зрительно-пространственный гнозис, оказывает определенное влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка. Коррекционные упражнения по развитию пространственных представлений позволяют отчасти
компенсировать и недостаточность эмоциональной сферы. Использование ИКТ дает возможность достижения ребенком хороших результатов, мотивирует на выполнение увлекательных заданий.
Содержание образования, в котором применяются информационные технологии, позволяет реализовать фундаментальные компетенции, такие, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная. Компьютер в специальном образовании рассматривается как значительное средство моделирования развивающей среды, как способ расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий повысит эффективность качества обучения, сделает образование более доступным, а развитие ребенка - гармоничным.
Список литературы
1 Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О.В. Тимонина. - Москва : Здоровье, 1988.
2 Гарнаева Е. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ДЦП на дому /Е. И. Гарнаева, Р. М. Султанова. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2013.
3 Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - Москва : Академия, 2001.
4 Ооржак М. Б. Использование ИКТ на уроках техно-ло-гии / М. Б. Ооржак. - Текст : электронный. - // Социальная сеть работников образования : [сайт]. - 2013. -
URL: https://nsportal.ru/marinaoorzhakbay-oolovna (дата обращения: 15.04.2018).
5 ФГОС. Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. -Текст : электронный // КлассИнформ. Справочник кодов общероссийских классификаторов : [сайт]. - 2014.
- URL: https://classinform.ru/fgos/10.2-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (дата обращения: 15.04.2018).
References
1 Badalyan L. O. Detskiye tserebralnyye paralichi / L. O. Badalyan, L. T. Zhurba, O.V. Timonina. - Moskva : Zdorovie, 1988.
2 Garnayeva E. I. Ispolzovaniye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obuchenii detey s DTsP na domu/E. I. Garnayeva, R. M. Sultanova. - Moskva : IKTs «MarT», 2013.
3 Levchenko I. Yu. Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata : ucheb. posobiye /1. Yu. Levchenko, O. G. Prikhodko. - Moskva : Akademiya, 2001.
4 Oorzhak M. B. Ispolzovaniye IKT na urokakh tekhnologii / M. B. Oorzhak. - Tekst: elektronnyy. - // Sotsialnaya set rabotnikov obrazovaniya : [sayt]. - 2013. -URL: https://nsportal. ru/marinaoorzhakbay-oolovna (data obrashcheniya: 15.04.2018).
5 FGOS. Standart nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia. - Tekst: elektronnyy//KlassInform. Spravochnik kodov obshcherossiyskikh klassifikatorov: [sayt]. - 2014. -
URL: https://classinform.ru/fgos/10.2-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).
УДК.37.032
А.Н. Месь, Л.С. Дмитриевских
Курганский государственный университет,
Курган
ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация. В данной статье представлена попытка подбора существующих методик по изучению нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: нравственная сфера, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.
A.N. Mes, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan
THE STUDY OF MORAL ISSUES
IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL
AGEWITHINTELLECTUALDISABILITIES
Abstract. This article presents an attempt to select existing methods on the study of the moral sphere in primary school age with intellectual disabilities.
Key words: moral sphere, cognitive component, emotional component, behavioral component.
Проблемы, связанные с обучением детей, имеющих нарушение интеллекта, постоянно находятся в центре внимания современного общества. Сложный характер высших психических функций у данной категории детей и зависимость их формирования от социального развития делает эти функции наиболее слабым звеном в общем строении психики детей с нарушением интеллекта. Поэтому задача обучения учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида приобретает большое практическое значение. Школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам [1].
По мнению Г.Ф. Ксенофонтовой, нравственность - это интегральное психологическое образование. В данное образование входит комплекс общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов и потребностей. Сюда же относятся и те поступки личности, которые она совершает, руководствуясь свободным выбором. Исследователи, изучающие нравственную сферу личности, исследуют такие ее компоненты, как когнитивный, эмоциональный и поведенческий [2].
К когнитивному компоненту относятся нрав-