Научная статья на тему 'Изучение нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта'

Изучение нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственная сфера / когнитивный компонент / эмоциональный компонент / поведенческий компонент / moral sphere / cognitive component / emotional component / behavioral component

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А Н. Месь, Л С. Дмитриевских

В данной статье представлена попытка подбора существующих методик по изучению нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А Н. Месь, Л С. Дмитриевских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MORAL ISSUES IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGEWITHINTELLECTUALDISABILITIES

This article presents an attempt to select existing methods on the study of the moral sphere in primary school age with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Изучение нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»

компенсировать и недостаточность эмоциональной сферы. Использование ИКТ дает возможность достижения ребенком хороших результатов, мотивирует на выполнение увлекательных заданий.

Содержание образования, в котором применяются информационные технологии, позволяет реализовать фундаментальные компетенции, такие, как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная. Компьютер в специальном образовании рассматривается как значительное средство моделирования развивающей среды, как способ расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных технологий повысит эффективность качества обучения, сделает образование более доступным, а развитие ребенка - гармоничным.

Список литературы

1 Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О.В. Тимонина. - Москва : Здоровье, 1988.

2 Гарнаева Е. И. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ДЦП на дому /Е. И. Гарнаева, Р. М. Султанова. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2013.

3 Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - Москва : Академия, 2001.

4 Ооржак М. Б. Использование ИКТ на уроках техно-ло-гии / М. Б. Ооржак. - Текст : электронный. - // Социальная сеть работников образования : [сайт]. - 2013. -

URL: https://nsportal.ru/marinaoorzhakbay-oolovna (дата обращения: 15.04.2018).

5 ФГОС. Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. -Текст : электронный // КлассИнформ. Справочник кодов общероссийских классификаторов : [сайт]. - 2014.

- URL: https://classinform.ru/fgos/10.2-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (дата обращения: 15.04.2018).

References

1 Badalyan L. O. Detskiye tserebralnyye paralichi / L. O. Badalyan, L. T. Zhurba, O.V. Timonina. - Moskva : Zdorovie, 1988.

2 Garnayeva E. I. Ispolzovaniye informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v obuchenii detey s DTsP na domu/E. I. Garnayeva, R. M. Sultanova. - Moskva : IKTs «MarT», 2013.

3 Levchenko I. Yu. Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatelnogo apparata : ucheb. posobiye /1. Yu. Levchenko, O. G. Prikhodko. - Moskva : Akademiya, 2001.

4 Oorzhak M. B. Ispolzovaniye IKT na urokakh tekhnologii / M. B. Oorzhak. - Tekst: elektronnyy. - // Sotsialnaya set rabotnikov obrazovaniya : [sayt]. - 2013. -URL: https://nsportal. ru/marinaoorzhakbay-oolovna (data obrashcheniya: 15.04.2018).

5 FGOS. Standart nachalnogo obshchego obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia. - Tekst: elektronnyy//KlassInform. Spravochnik kodov obshcherossiyskikh klassifikatorov: [sayt]. - 2014. -

URL: https://classinform.ru/fgos/10.2-standart-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia-s-ogranichennymi-vozmozhnostiami-zdorovia.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

УДК.37.032

А.Н. Месь, Л.С. Дмитриевских

Курганский государственный университет,

Курган

ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье представлена попытка подбора существующих методик по изучению нравственной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Ключевые слова: нравственная сфера, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент.

A.N. Mes, L.S. Dmitrievskikh Kurgan state University, Kurgan

THE STUDY OF MORAL ISSUES

IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL

AGEWITHINTELLECTUALDISABILITIES

Abstract. This article presents an attempt to select existing methods on the study of the moral sphere in primary school age with intellectual disabilities.

Key words: moral sphere, cognitive component, emotional component, behavioral component.

Проблемы, связанные с обучением детей, имеющих нарушение интеллекта, постоянно находятся в центре внимания современного общества. Сложный характер высших психических функций у данной категории детей и зависимость их формирования от социального развития делает эти функции наиболее слабым звеном в общем строении психики детей с нарушением интеллекта. Поэтому задача обучения учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида приобретает большое практическое значение. Школьники с нарушением интеллекта должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам [1].

По мнению Г.Ф. Ксенофонтовой, нравственность - это интегральное психологическое образование. В данное образование входит комплекс общечеловеческих ценностей и убеждений, чувств и переживаний, мотивов и потребностей. Сюда же относятся и те поступки личности, которые она совершает, руководствуясь свободным выбором. Исследователи, изучающие нравственную сферу личности, исследуют такие ее компоненты, как когнитивный, эмоциональный и поведенческий [2].

К когнитивному компоненту относятся нрав-

ственные убеждения, знания, представления, понятия, оценочные суждения, ценности и ценностные ориентации, самосознание. Когнитивный компонент нравственной сферы изучали такие ученые, как Л. Н. Антилогова, И.М. Ильичева, Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, А.И. Титаренко, Е.Е. Соловцова, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Зотов и др.

Эмоциональный компонент нравственной сферы составляют нравственные чувства и переживания. Данный компонент изучали С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин, А.Г. Ковалев, Б.И. Додонов, А.Ф. Лазурский и другие исследователи.

В поведенческий компонент нравственной сферы входят нравственные действия, привычки, поступки, отношения. Этот компонент анализировали С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Селиванов, М.С. Неймарк, Л.Н. Антилогова и др. [3].

Опираясь на особенности детей, обучающихся в школе VIII вида и на компонентный состав нравственной сферы, мы предлагаем исследовать данную сферу с помощью следующих методик.

Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Мы предлагаем использовать метод «Беседа» (методика Г.М. Фригман, И.А. Каплунович), который предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах [4].

Данная методика проводится индивидуально, ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить и объяснить разные нравственные качества:

1 Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

2 Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?

3 Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

4 Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

5 Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по бальной системе:

5 баллов - ребенок отлично разбирается в нравственных понятиях;

4 балла - ребенок хорошо разбирается в нравственных понятиях;

3 балла - ребенок на среднем уровне разбирается в нравственных понятиях;

2 балла - ребенок не разбирается в нравственных понятиях.

Для исследования эмоционального компонента мы предлагаем использовать методику Н.Е. Богуславской «Незаконченные предложения», цель которой заключается в изучении нрав-22

ственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам [5].

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложение несколькими словами.

1 Когда я вижу, что кто-то из ребят попал в беду, то я...

2 Если кто-то надо мной смеется, то я.

3 Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то

я.

4 Когда меня постоянно перебивают, то я.

5 Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я.

Обработка результатов по пятибалльной системе:

5 - задания ребенок выполняет превосходно;

4 - задания ребенок выполняет хорошо;

3 - задания ребенок выполняет удовлетворительно;

2 - задания ребенок выполняет плохо;

1 - с заданиями ребенок не справляется.

Методика «Сюжетные картинки» Р.Р Калининой направлена на выявление нравственных ориентаций ребенка [6].

Ребенку даются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие, объясняя свой выбор.

Оценивать результаты детей мы предлагаем балльной системой:

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки ( в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют;

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны;

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор, эмоциональные реакции адекватные, яркие, проявляются в мимике и т.д.

Методика «Незаконченные предложения, или мое отношение к людям» Н.Е. Богуславской, Н.А. Купиной направлена на выявление нравственного поведения в различных ситуациях, в от-ношених и взаимодействиях со сверстниками [7].

В данной методике детям предлагается закончить самостоятельно предложения, которые делятся на 3 группы: отношение к друзьям, к семье, к себе.

Отношение к друзьям:

Думаю, что настоящий друг.

Не люблю людей, которые.

Больше всего люблю тех людей, которые.

Когда меня нет, мои друзья.

Отношение к семье:

Моя семья обращается со мной как.

Когда я был маленьким, моя семья.

Отношение к себе:

Думаю, что я способен.

Я хотел бы быть похожим на тех, кто.

Больше всего я ценю.

Результаты оцениваются по пятибалльной системе:

5 - задания ребенок выполняет превосходно;

4 - задания ребенок выполняет хорошо;

3 - задания ребенок выполняет удовлетворительно;

2 - задания ребенок выполняет плохо;

1 - с заданиями ребенок не справляется.

Таким образом, мы считаем, что составленная нами методика диагностики нравственной сферы у младших школьников с нарушениями интеллекта позволит комплексно изучить все компоненты, заявленные в теме исследования.

На основе результатов, полученных после детального изучения нравственной сферы, мы сможем спланировать коррекционно-педагоги-ческую работу, направленную на формирование нравственной сферы детей.

Список литературы

1 Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания/Н. Д. Виноградова //Педагогика. - 2007. -№ 5. - С. 91-96.

2 Ксенофонтова Г. Ф. Воспитание умственно отсталых школьников в процессе формирования детского коллектива (из опыта работы) /Г. Ф. Ксенофонтова //Дефектология. -2011. - № 5. - С. 64-66.

3 Ляшенко Д. Н. Коррекция духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения / Д. Н. Ляшенко //Банк рефератов : [сайт]. -Текст : электронный. - URL: http://www.bestreferat.ru/ referat-135977.html (дата обращения: 10.04.2018).

4 Нравственно-этическое воспитание младших школьников с нарушением интеллекта. Текст : электронный // Образовательные работы. - URL: https://referat.bookap.info/ work/217812Nravstvenno-eticheskoe-vospitanie-mladshix (дата обращения: 8.04.2018).

5 Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие. - Москва : Академия, 2005. - 160 с.

6 Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта //РЕФ.РФ : [сайт]. - Текст : электронный. - URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-102379.html (дата обращения: 8.04.2018)

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Vinogradova N. D. Privychka - osnova nravstvennogo vospitaniya /N. D. Vinogradova //Pedagogika. - 2007. - № 5. -S. 91-96.

2 Ksenofontova G. F. Vospitaniye umstvenno otstalykh shkolnikov vprotsesse formirovaniya detskogo kollektiva (iz opyta raboty) / G. F. Ksenofontova //Defektologiya. - 2011. - № 5. -

S. 64-66.

3 Lyashenko D. N. Korrektsiya dukhovno-nravstvennykh kachestv u detey mladshego shkolnogo vozrasta s narusheniya-mi zreniya / D. N. Lyashenko //Bank referatov: [sayt]. - Tekst: elektronnyy. - URL: http://www.bestreferat.ru/referat-135977.html (data obrashcheniya: 10.04.2018).

4 Nravstvenno-eticheskoye vospitaniye mladshikh shkolnikov s narusheniyem intellekta. Tekst: elektronnyy // Obrazovatelnyye raboty. - URL: https://referat.bookap.info/work/217812Nravst-venno-eticheskoe-vospitanie-mladshix (data obrashcheniya: 8.04.2018).

5 Puzanov B. P. Korrektsionnaya pedagogika: osnovy obucheniya i vospitaniya detey s otkloneniyami v razvitii: ucheb.

posobiye. - Moskva : Akademiya, 2005. - 160 s.

6 Formirovaniye uchebnoy motivatsii mladshikh shkolnikov s narusheniyami intellekta // REF.RF: [sayt]. - Tekst: elektronnyy. -URL: http://referatwork.ru/refs/source/ref-102379.html (data obrashcheniya: 8.04.2018).

УДК 371.927

А.В. Никифорова, В.А. Дубовская Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ФОРМЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятия диалогическая речь. Даётся сравнение диалогической формы речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. Проанализированы мнения различных авторов об особенностях диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.

Ключевые слова: диалогическая речь, дошкольник, реплика, общее недоразвитие речи.

A.V. Nikiforova, V.A. Dubovskaya Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF DIALOGUE FORMS OF SPEECH IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article presents the analysis of existing approaches to the definition of the content of dialogical speech. The comparison of the dialogical form of speech in the norm and in children with general underdevelopment of speech of the third level is given. The opinions of various authors about the features of dialogue in children of preschool age with general underdevelopment of speech of the third level are analyzed.

Key words: dialogical speech, preschooler, replica, general underdevelopment of speech.

Диалогическая речь - это первая и основная форма речевого общения детей дошкольного возраста, как указывают многие отечественные ученые (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева и др.). Именно благодаря диалогу дошкольники получают знания об окружающем их мире, налаживают социальные контакты, общаясь со сверстниками и взрослыми, удовлетворяют ярко выраженную потребность в самопрезентации. Диалог имеет большое значение в развитии

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.