обходима предварительная работа со здоровыми сверстниками. Учитель должен рассказывать о сильных сторонах характера, положительных качествах личности больного ребенка, раскрыть мир его увлечений. Одновременно в тактичной форме педагог должен объяснить ученикам, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Наоборот, необходимо оказывать ему посильную помощь, проявлять терпение при замедленных ответах и других затруднениях [3].
Таким образом вопрос об инклюзии детей с опорно-двигательными нарушениями должен решаться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также возможностей общеобразовательного учреждения.
Список литературы
1 Архипова Е. Ф. Инклюзивное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. -
№ 1 (73). - С. 34-39.
2 Специальная дошкольная педагогика : учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Е. Р. Баенская и др. : под ред. Е. А. Стребелева. - Москва, 2007.
3 Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. Инклюзивное образование в школе. - Томск, 2017.
4 Полякова С. А. Специальные образовательные условия для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной школе. URL: https://infourok/ru/ specialnia-obrazovatelnie-usloviya-dlya-rebenka-s-narusheniem-opornodvigatelnogo-apparata-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-798640.html. (дата обращения: 27.02.2019).
5 Шикунова Л. О. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/ raznoe/2013/03/21/deti-s-narusheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata (дата обращения: 27.02.2019).
References
1 Arkhipova E. " Inclusive education of children with disorders of the musculoskeletal system»;
2 Trebeleva E. A. "Special pedagogy", 2002;
3 Periodical publication of the municipal Autonomous institution information and methodological center of Tomsk. "Inclusive education at school»;
4 Special educational conditions for a child with a violation of the musculoskeletal system in a secondary school»;
5 Shikunova L. O. "Children with disorders of the musculoskeletal system", 2013.
УДК 376.1
М.М. Киселева, В.В. Евдокимова, Е.Н. Медведева
Курганский государственный университет, Курган
использование информационно-коммуникационных технологий в образовании лиц с детским церебральным параличом
Аннотация. В данной статье авторами представлен обзор литературы по проблеме воспитания и обучения детей с детским цере-
бральным параличом (ДЦП). Раскрыто понятие детского церебрального паралича, его этиология и патогенез. Раскрыто значение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении и воспитании детей с ДЦП.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, обучение, воспитание, информационно-коммуникационные технологии, познавательная деятельность, учебно-методические материалы.
M.M. Kiseleva, V.V. Evdokimova, E.N. Medvedeva Kurgan state University, Kurgan
use of information and communication technologies in education of people with infantile cerebral palsy (icp)
Abstract. This article presents a review of literature on the problem of education and training of children with infantile cerebral palsy (ICP). The concept of cerebral palsy, its etiology and pathogenesis is revealed. The importance of information and communication technologies (ICT) in the education and upbringing of children with infantile cerebral palsy is shown.
Key words: infantile cerebral palsy, training, education, information and communication technologies, cognitive activity, educational and methodical materials.
На сегодняшний день проблема воспитания и обучения детей с детским церебральным параличом (ДЦП) весьма актуальна. Несмотря на высокий уровень достижений современной медицины, количество детей с ДЦП до сих пор остается на высоком уровне и составляет примерно 2-3 ребенка на 1000 новорожденных. Согласно ФГОС образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Исходя из этого, главной задачей остается создание благоприятных условий и комфортной среды для обучения и воспитания детей с ДЦП в специальных школах или посредством инклюзивного образования [5].
Термином «церебральные параличи» объединяются синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками, расстройствами чувствительности. Детские церебральные параличи представляют собой резидуальные состояния с непрогрессирующим течением.
Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в основе детских церебральных параличей, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий. Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период беременности и родов.
Из пренатальных факторов риска поражения нервной системы следует прежде всего отметить те отклонения в состоянии здоровья матери и акушерском анамнезе, которые предшествовали настоящей беременности. К ним относятся конституциональные нарушения, соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, повторные выкидыши, мертворожде-ния, длительный период бесплодия, осложнения предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией нервной системы.
К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и внутричерепная родовая травма [1].
Постнатальными факторами поражения головного мозга с развитием детского церебрального паралича в периоде новорожденности обычно считаются инфекционные, реже травматические заболевания.
Для детей с церебральным параличом характерны специфические отклонения в психическом развитии. Хронологическое созревание психической деятельности детей с церебральным параличом резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики и, прежде всего, познавательной деятельности. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений -например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функции или психики в целом. Для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие.
При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:
1) неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;
2) выраженность астенических проявлений -повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы;
3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего 78
предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП.
Чаще всего страдают отдельные корковые функции т. е. характерна парциальность их нарушений.
Для психического развития при ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчетливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности, интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни [3].
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Учебно-методические материалы разработаны на основе базовых программ MicrosoftWord, 1^а^оАЕхе1, MicrosoftPowerPoint, содержат учебные базы данных и комплексы упражнений, компьютерную анимацию, разнообразный иллюстра-
тивный, звуковой материал [2].
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями [4].
Развитие современных компьютерных технологий открыло новые перспективы для разработки специальных реабилитационных средств, позволяющих работать с детьми с тяжелыми поражениями двигательной сферы. Создаваемая компьютером среда виртуальной реальности (СВР) позволяет совершать воображаемые «путешествия в пространстве» тем, кто лишен возможности физического перемещения.
Применение программно-методических средств в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью создаёт условия для активизации компенсаторных механизмов, ведущих к образованию у детей устойчивых визуально-кинестетических условно-рефлекторных связей ЦНС как основы для формирования программных навыков, обеспечивает интерактивность и сотрудничество в процессе обучения, способствует расширению коммуникативных возможностей детей.
Используемый комплекс авторских и адаптированных компьютерных и сопровождающих настольных методик способствует развитию ориентации в пространстве и влияет на улучшение других видов зрительно-пространственных функций ребёнка с особыми образовательными потребностями, позволяет учащимся значительно продвинуться в освоении школьных навыков.
По данным Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, недостаточность формирования структур, отвечающих за зрительно-пространственный гнозис, оказывает определенное влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка. Коррекционные упражнения по развитию пространственных представлений позволяют отчасти компенсировать и недостаточность эмоциональной сферы. Использование ИКТ даёт возможность достижения ребенком хороших результатов, мотивирует на выполнение увлекательных заданий.
Содержание образования, в котором применяются информационные технологии, приводит к реализации фундаментальных компетенций, таких как социальная, коммуникативная, информационная, когнитивная и специальная. Компьютер в специальном образовании рассматривается как значительное средство моделирования развивающей среды, как способ расширения временных и пространственных границ специального образования. Использование информационных техноло-
гий будет влиять на эффективное качество обучения, будет приводить к увеличению доступности в образовании и к гармоничному развитию ребенка в целом.
Список литературы
1 Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. - Киев, 1988. - 328 с.
2 Гарнаева Е. И., Султанова Р. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ДЦП на дому //Применение инновационных технологий в образовании. - Троицк, 2013.
3 Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2001.
4 Ооржак Марина Бай-ооловна Использование ИКТ на уроках технологии. URL: https://nsportal.ru/shkola/ tekhnologiya/library/2013/11/26/doklad/ (дата обращения: 27.02.2019).
5 ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ. Утв. приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г.
№ 1598.
References
1 Badalyan L. O, Zhurba L. T., Timonina O. V. "Children's cerebral palsy" 1988;
2 Garnaeva E. I., Sultanova R. M. "use of information and communication technologies in teaching children with cerebral palsy at home" 2013;
3 Levchenko I. Y., Prikhodko O. G. " Technologies of education and upbringing of children with disorders of the musculoskeletal system.allowance for students. environments'. PED. studies'. Institutions " 2001;
4 Oorzhak Marina Bay-oolovna "the Use of ICT technology in the classroom" 2013;
5 "Fgos primary General education students with disabilities».
УДК 796.01/09
Е.В. Лунева, А.А. Поляруш, О.Г. Хрипунова, А.С. Прибытков, О.Н. Брызгалова Курганский государственный университет, Курган
современные подходы в области физического воспитания молодежи
Аннотация. В данной статье рассматривается внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как современный подход к физическому воспитанию молодежи. Определен круг основных задач данного комплекса в процессе физического воспитания молодого человека. Определены основные направления совершенствования физического воспитания молодежи с внедрением комплекса ГТО в современных условиях.
Ключевые слова: молодежь, физическое воспитание, Всероссийский физкультурно-спор-тивный комплекс «Готов к труду и обороне».