Научная статья на тему 'АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ'

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ НЕЙРОМЫШЕЧНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волынская Елена Владимировна, Каковкина Екатерина Александровна

Изучался процесс развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом с применением методики включающей проприоцептивную нейромышечную фасилитацию, направленную на восстановление нейромышечных связей и двигательной функции, упражнений на фитболах, направленных на формирование способности сохранения равновесия, опороспособности и вестибулярной устойчивости. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. Определялся уровень развития координационно-двигательных способностей детей с использованием пробы Яроцкого, оценивающей состояния вестибулярного анализатора, пробы Ромберга в трех вариантах для определения способности к сохранению равновесия и тестовые задания, направленные на выявление опороспособности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на трех точках опоры. Эффективность подобранного комплекса средств и методов воздействия на развитие координационных способностей детей с ДЦП выразилась в улучшении показателей вестибулярной устойчивости у девочек экспериментальной группы на 29,5%, способности к сохранению равновесия на 34,9% и опороспособности на 68,3%. В результате педагогического эксперимента, методика получила экспериментальное обоснование и может быть рекомендована в практику адаптивной физической культуры и процесс физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волынская Елена Владимировна, Каковкина Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

The process of developing the coordination abilities of children with cerebral palsy was studied by using the technique, including the proprioceptive neuromuscular facilitation aimed at restoring neuromuscular connections and motor function, exercises on fitbols aimed at forming the ability to maintain balance, support ability and vestibular resistance. The purpose of the study: theoretical and experimental justification of the methodology for the development of coordination abilities in children with cerebral palsy of primary school age. The level of development of coordination and motor abilities of children was determined using the Yarotsky sample assessing the conditions of the vestibular analyzer, the Romberg sample in three versions to determine the ability to maintain balance and test tasks aimed at detecting the oporability of primary school children with cerebral palsy at three points of support. The effectiveness of the selected complex of agents and methods of influence on the development of coordination abilities of children with cerebral palsy was expressed in the improvement of vestibular resistance indicators in girls of the experimental group by 29.5%, the ability to maintain balance by 34.9% and support ability by 68.3%. As a result of the pedagogical experiment, the technique has received experimental justification and can be recommended for the practice of adaptive physical culture and physical rehabilitation of children with cerebral palsy.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

ВЫВОДЫ

1. Сформулирован новый подход к оценке силовой выносливости сотрудников полиции в процессе обучения в образовательных организациях, входящих в систему МВД России.

2. Включаемые в силовое комплексное упражнение «наклоны из положения лежа», «сгибание, разгибание рук в упоре лежа», «выпрыгивание из приседа» и порядок их выполнения по демонстрируемому испытуемыми максимальному количеству повторений в каждом из них позволяет сделать вывод о том, что эти упражнения по величине нагрузки фактически одинаковы.

3. Методика прошла практическую апробацию в рамках учебного процесса курсантов и слушателей Нижегородской академии МВД России, со слушателями курсов повышения квалификации на базе академии, а также в ряде практических подразделений г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козицын А.Л. Формы обучения сотрудников ОВД по дисциплине «Физическая подготовка» / А.Л. Козицын // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2017. - № 3 (35). - С. 35-40.

2. Струганов С.М. Актуальные проблемы дисциплины «Физическая подготовка» в образовательных организациях силовых ведомств /, С.М. Струганов, В.В. Стародубцев, А.В. Бакин // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - Иркутск, 2015. - С. 159-162.

3. Соборнов, А.В. Общая физическая подготовка как инструмент развития личности сотрудника ОВД / А.В. Соборнов, О.Н. Фоменков // Актуальные вопросы взаимодействия образовательных организаций и практических подразделений правоохранительных органов России в ходе профессионального обучения : сборник материалов международной научно-практической конференции. - Н. Новгород, 2018. - С. 71-72.

REFERENCES

1. Kozitsyn, A.L. (2017), "Forms of training of police officers in the discipline 'Physical training'", Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, No. 3 (35), pp. 35-40.

2. Struganov, S. M., Starodubtsev, V. V. and Bakin, A.V. (2015), "Actual problems of the discipline 'Physical training' in educational organizations of law enforcement agencies", Improving professional and physical training of cadets and students of educational organizations and employees of law enforcement agencies: a collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, pp. 159-162.

3. Sobornov, A.V. and Fomenkov, O. N. (2018), "General physical training as a tool for developing the personality of an internal affairs officer", Actual issues of interaction between educational organizations and practical units of law enforcement agencies of Russia during professional training: a collection of materials of the International Scientific and Practical Conference, N. Novgorod, pp. 71-72.

Контактная информация: len@fks.unn.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2022

УДК 372.879.6

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Елена Владимировна Волынская, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Александровна Каковкина, магистрант, Липецкий государственный педагогический

университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Аннотация

Изучался процесс развития координационных способностей детей с детским церебральным параличом с применением методики включающей проприоцептивную нейромышечную фасилита-цию, направленную на восстановление нейромышечных связей и двигательной функции, упражнений на фитболах, направленных на формирование способности сохранения равновесия, опороспо-собности и вестибулярной устойчивости. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у детей с детским церебральным параличом младшего школьного возраста. Определялся уровень развития координационно-двигательных способностей детей с использованием пробы Яроцкого, оценивающей состояния вестибулярного анализатора, пробы Ромберга в трех вариантах для определения способности к сохранению равновесия и тестовые задания, направленные на выявление опороспособности детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на трех точках опоры. Эффективность подобранного комплекса средств и методов воздействия на развитие координационных способностей детей с ДЦП выразилась в улучшении показателей вестибулярной устойчивости у девочек экспериментальной группы на 29,5%, способности к сохранению равновесия на 34,9% и опороспособности на 68,3%. В результате педагогического эксперимента, методика получила экспериментальное обоснование и может быть рекомендована в практику адаптивной физической культуры и процесс физической реабилитации детей с детским церебральным параличом.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, координационные способности, пропри-оцептивная нейромышечная фасилитация, адаптивное физическое воспитание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p80-84

ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY

Elena Vladimirovna Volynskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Eka-terina Aleksandrovna Kakovkina, the master's student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky

Abstract

The process of developing the coordination abilities of children with cerebral palsy was studied by using the technique, including the proprioceptive neuromuscular facilitation aimed at restoring neuromuscular connections and motor function, exercises on fitbols aimed at forming the ability to maintain balance, support ability and vestibular resistance. The purpose of the study: theoretical and experimental justification of the methodology for the development of coordination abilities in children with cerebral palsy of primary school age. The level of development of coordination and motor abilities of children was determined using the Yarotsky sample assessing the conditions of the vestibular analyzer, the Romberg sample in three versions to determine the ability to maintain balance and test tasks aimed at detecting the oporability of primary school children with cerebral palsy at three points of support. The effectiveness of the selected complex of agents and methods of influence on the development of coordination abilities of children with cerebral palsy was expressed in the improvement of vestibular resistance indicators in girls of the experimental group by 29.5%, the ability to maintain balance by 34.9% and support ability by 68.3%. As a result of the pedagogical experiment, the technique has received experimental justification and can be recommended for the practice of adaptive physical culture and physical rehabilitation of children with cerebral palsy.

Keywords: cerebral palsy, coordination abilities, proprioceptive neuromuscular facilitation, adaptive physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич (ДЦП) является одним из самых распространенных заболеваний центральной нервной системы и занимает одно из ведущих мест в структуре детской инвалидности. Одним из основных проявлений ДЦП, является нарушение локомоторной функции, связанной с неправильным распределением мышечного

тонуса. Это нарушение имеет характер патологических стереотипов позы и ходьбы и формируется на основе сохраняющих свою патологическую активность тонических рефлексов [1]. Вместе с этим наблюдается и расстройство функции тонких движений кисти рук, которое приводит к потере самостоятельности человека в быту, доставляет совокупность проблем, связанных с нарушением речи и особенностями в интеллектуальном развитии ребенка [2].

Для развития или коррекции локомоторной функции таких детей обязательным является применение физической реабилитации, которая носит системный характер и разрабатывается специалистами, а применяется педагогами и воспитателями, специалистами по адаптивной физической культуре [3]. В связи с этим педагогическая деятельность с детьми, имеющими данный диагноз, обусловливает необходимость расширения интеграционных возможностей адаптивного физического воспитания с учетом современных требований образования [4].

Актуальность исследования направлена на сопряжение педагогических и лечебных воздействий, учитывающих двигательные и другие сенсорные расстройства детей с ДЦП.

Цель исследования - экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у детей с ДЦП младшего школьного возраста в процессе адаптивного физического воспитания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика тестирований проводилась с использованием комплекса контрольных испытаний с целью обеспечения оценки уровня координационных способностей учащихся, что в свою очередь предоставило возможность подобрать наиболее эффективный комплекс упражнений и определить адекватный уровень нагрузки.

Оценка уровня координационно-двигательных способностей детей проводилось с использованием функциональных проб и контрольных тестов: пробы Яроцкого, пробы Ромберга в трех вариантах простая, усложненная (пято-носочная), сложная (поза «аист»). Совместно с пробами для оценки состояния вестибулярного анализатора и способности к сохранению равновесия, были выполнены тестовые задания, направленные на выявление опороспособности детей младшего школьного возраста с ДЦП на трех точках опоры.

В исследовании приняли участие 10 девочек младшего школьного возраста с диагнозом ДЦП атонически-астатической формы в возрасте от 7 до 9 лет и массой тела в пределах от 23 до 30 кг. Первичный отбор обследуемых осуществлялся на основе анализа медицинских справок детей, занимающихся лечебной физической культурой и проведенным тестированием уровня развития координационных способностей.

Экспериментальная группа девочек младшего школьного возраста занималась по методике, в которой сочетались проприоцептивная нейромышечная фасилитация (Р№ -терапия), адаптивное физическое воспитание, обязательной частью которого были упражнения на фитболах, а также физиотерапевтические процедуры, которые дети посещали 2 раза в неделю. Контрольная группа детей занималась по программе, включающей традиционные упражнения для развития координационных способностей и физиотерапевтические процедуры.

Занятия по развитию координационных способностей девочек экспериментальной группы проходили по традиционной схеме. В подготовительной части использовались общеразвивающие и дыхательные упражнения с акцентом на выдох. В основной части выполнялись специальные упражнения по методике, сочетающей Р№ - терапию, основная цель которой восстановить функциональные связи между нервной системой и мышцами, непосредственно осуществляющими движение, специальные упражнения на фит-болах, направленные на формирование способности сохранения равновесия и тренировку силы мышц верхней части спины. В заключительной части использовались упражнения, направленные на растяжку и расслабление мышц, а также аутогенная тренировка для по-

вышения жизненного тонуса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Итоговое тестирование на выявление уровня развития координационных способностей было проведено через 6 месяцев применения экспериментальной методики, результаты которого представлены в таблице.

Анализ показателей по пробе Яроцкого, во время которой производится вращение головой с закрытыми глазами при сохранении равновесия, свидетельствует, что результат девочек экспериментальной группы увеличился с 8,8 до 11,4 секунд (29,5%), в контрольной группе девочек с 9,4 до 9,8 секунд (4,2%).

Таблица - Динамика уровня развития координационных способностей экспериментальной и контрольной групп в течение эксперимента (Х±т)_

Пробы/тесты Группа Ноябрь 2021 Май 2022 ^критерий Стьюдента

Измерение уровня вестибулярной устойчивости

Проба Яроцкого, сек КГ 9,4±0,27 9,8±0,22 Р>0,05

ЭГ 8,8±0,42 11,4±0,27 Р<0,05

Оценка способности к сохранению равновесия

Проба Ромберга простая, сек КГ 9,2±0,22 9,6±0,27 Р>0,05

ЭГ 8,2±0,22 10,4±0,27 Р<0,05

Проба Ромберга усложненная, сек КГ 8,2±0,22 8,8±0,42 Р>0,05

ЭГ 7,4±0,27 9,6±0,27 Р<0,05

Проба Ромберга сложная, сек КГ 6,2±0,22 7,0±0,35 Р>0,05

ЭГ 5,4±0,27 8,0±0,35 Р<0,05

Тесты на выявление опороспособности

И.П. - упор стоя на коленях на трех точках опоры, левая рука вперед, правая в опорном положении, сек КГ 7,0±0,35 8,2±0,42 Р>0,05

ЭГ 5,6±0,27 8,4±0,45 Р<0,05

И.П. - упор стоя на коленях на трех точках опоры, правая рука вперед, левая в опорном положении, сек КГ 6,2±0,22 7,4±0,27 Р<0,05

ЭГ 4,4±0,27 7,6±0,57 Р<0,05

И.П. - лежа на спине на фитболе. Поднять голову, смотреть вперед, сек КГ 8,4±0,45 9,2±0,42 Р>0,05

ЭГ 6,0±0,35 11,0±0,71 Р<0,05

По пробе Ромберга, которая используется для изучения особенностей нервно-мышечных взаимосвязей и показателей статической координации, также прослеживается положительная динамика во всех трех ее вариантах, в которых усложнение позы идет за счет изменения позиции ног. Прирост значений простой пробы Ромберга в экспериментальной группе составил 26,8% и 4,3% в контрольной. По усложненной улучшение координации зафиксировано на 29,7% в экспериментальной и на 7,3% в контрольной. Значения показателей сложной пробы увеличились на 48,1%, и на 12,9% соответственно. В среднем по всем трем пробам прирост показателей в экспериментальной группе составил 34,9%, а в контрольной 15,9% (рисунок).

60 40 20 0

Тест № 3

Проба Яроцкого Проба Ромберга Тест Тест №°2

Контр.гр. ИЭксп. гр.

Рисунок - Процентное соотношение прироста результатов координационных способностей девочек с ДЦП

По результатам тестов на выявление опороспособности девочек с ДЦП более высокий процентный прирост выявлен у девочек экспериментальной группы. По тесту №1 прирост составил 50% в экспериментальной группе и 17,1% в контрольной, по тесту №2 - 72% в экспериментальной и 19,3% в контрольной, по тесту №3 - 83% и 9,5% соответственно.

ВЫВОДЫ

Результаты практического исследования позволили сделать вывод, что экспериментальная методика, сочетающая проприоцептивную нейромышечную фасилитацию, направленную на восстановление нейро-мышечных связей и двигательной функции, адаптивное физическое воспитание, фитбол-гимнастику, методы физиотерапии, является эффективной для развития координационных способностей младших школьников с детским церебральным параличом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зюков И.М. Эффективность методов комплексной гидрореабилитации для развития отдельных двигательных функций при детском церебральном параличе / И.М. Зюков// Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. - 2017. - Т. 16, № 4. - С. 211-215.

2. Алексеева С.И. Развитие мелкой моторики рук средствами арт-терапии у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом / С.И. Алексеева, Д.А. Модонова // Педиатрический вестник Южного Урала. - 2021. - № 2. - С. 68-76.

3. Диамант И.И. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК / И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2014. - № 1 (142). - С. 136-140.

4. Куликова М.В. Эффективность коррекционно-развивающей программы на основе игры «Бочча» для младших школьников с ДЦП / М.В. Куликова, К.Р. Жерновенков, С.С. Руднев // Бизнес. Образование. Право. - 2022. - № 2 (59). - С. 172-178.

REFERENCES

1. Zyukov, I.M. (2017), "The effectiveness of the methods for combined hydrorehabilitation with a view to developing selected locomotor functions in the patients presenting with infantile cerebral paralysis", Russian journal of the physical therapy, balneotherapy and rehabilitation, Vol. 16, No. 4, pp. 211-215.

2. Alekseeva, S.I. and Modonova, D.A. (2021), "Development of fine motor skills of hands by means of art therapy in preschool children with cerebral palsy", Pediatric Bulletin of the South Ural, No. 2, pp. 68-76.

3. Diaman, I.I. and Chuyko, Yu.A. (2014), "Correction of movement disorders of children with cerebral palsy with the help of innovative techniques", Tomsk State Pedagogical University Bulletin, No. 1, pp. 136-140.

4. Kulikova, M.V., Zhernovenkov, K.R. and Rudnev S.S. (2022), "The effectiveness of a correctional and developmental boccia-based program for primary school children with cerebral palsy", Business. Education. Law, No. 2, pp. 172-178.

Контактная информация: vol.67@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2022

УДК 372.879.6

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО III СТУПЕНИ

Светлана Сергеевна Галанова, старший преподаватель, Дмитрий Александрович Зубков, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.